А.П. Чехов Рассках "Хирургия" Конспект урока литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Трач Ольга Николаевна

А.П. Чехов Рассках "Хирургия" Конспект урока литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ap_chehov_hirurgiya_osobennosti_yumoristicheskogo_rasskaza.docx20.64 КБ
Office presentation icon chehov_ap.ppt1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности  юмористического  рассказа  А.П. Чехова "Хирургия"

Цели урока:

  1. Рассказать о детских и юношеских годах А.П. Чехова;
  2. Выявить художественные и юмористические особенности рассказа;
  3. Показать, что высмеивает А.П. Чехов в рассказе “Хирургия”;

Форма урока: урок-консилиум.

Оборудование: фотографии А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу “Хирургия”, выставка художественных книг писателя.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово.

Жил на свете обыкновенный доктор, который родился 150 лет назад. Он много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но самое главное – словами. Помогал и больным, и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон Павлович Чехов.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. О детских годах писателя. А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в городе Таганроге. Отец, Павел Егорович, открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. В семье было 5 сыновей и одна дочь.

4. Работа в мини-группах.  Чехов не любил вспоминать сове детство “В детстве у меня не было детства”, – писал он своему старшему брату Александру. Антон Павлович в 17 лет написал “Отец и мать – единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди…”

– Как вы можете прокомментировать это?

( “… я никогда не мог простить отцу, что он меня в детстве сек”. Отец заставлял своих детей часами выстаивать в церкви и петь в церковном хоре, вставать на рассвете. Кроме того, они должны были помогать ему в торговой лавке: отвешивать товар покупателям, надзирать за мальчиками-учениками. Все это было для детей истинным проклятием. Уставшие и невыспавшиеся, дети с трудом учили уроки и часто получали двойки, за что им доставалась порка. Но зато как весело бывало у Чеховых, когда отец был в хорошем расположении духа. Шутки, игры, прогулки, домашние спектакли – это яркие домашние праздники. И душой всего этого было Антон. Отец пел, играл на скрипке, рисовал. Душой семейства была мать, Евгения Яковлевна, она всю свою жизнь посвящала детям.)

– Как случилось, что Чеховы отдали своих детей – Антона и Николая – не в обычную школу, а греческую?

В Таганроге хозяевами торговых предприятий были греки. Отец мечтал о таком будущем для своих детей. Знакомые греки советовали отдать сыновей в греческую школу, суля им блестящее будущее. Школа состояла из 6 классов, все они помещались в одной комнате, и со всеми занимался только 1 преподаватель. Занятия состояли в том, что он ничего не делал, а только изобретал для учеников наказания. В течение всего года Антон и Николай не научились по-гречески ни читать, ни писать, родители решили отдать детей в гимназию.

– В Таганрогской гимназии Чехов проучился 11 лет. Каким человеком вышел из стен гимназии будущий писатель?

Преподаватель Покровский говорил, что из Антошки ждать ровно ничего нельзя. Вызывая его к доске, он говорил: “Чехонте!” Впоследствии Чехов стал подписывать так свои юмористические произведения.

С товарищами не откровенничал, но всегда приходил на помощь, кто в этом нуждался. В гимназии он стал издавать журнал “Заика”. В последние годы жилось тяжело. Торговля отца не заладилась, он разорился и уехал в Москву. Антон остался в Таганроге, зарабатывал уроками средства на жизнь, даже посылал денежные переводы семье.

– Скажите, почему же Чехов, уже начавший литературную деятельность. После окончания гимназии поступает на медицинский факультет Московского университета?

(Своё  будущее Чехов решил посвятить медицине. Получив диплом врача, он устраивается на работу в Подмосковье, в деревне Мелихово. Он по-прежнему видит себя врачом, а не писателем. “Человек без селезенки”, “Врач без пациентов”.)

“ Фамилию я отдал медицине, с которой не расстанусь до гробовой доски, а игра в литературу должна иметь разные клички”. Среди больных, приходивших к доктору, были самые разные люди, взрослые и дети, часто очень бедные. Многие из них потом стали героями его рассказов.

IV. Обобщение.

– Что мог сделать для детей доктор Чехов? Конечно, он их лечил и помогал, чем мог. А писатель Чехов рассказал о них в своих рассказах и показал многим, что так жить нельзя и надо что-то менять в жизни этих ребят. Много добрых дел было сделано самим врачом и писателем А.П.Ч.: он хлопотал о постройке и открытии школ для детей. Ребятам он писал письма, рисовал им смешные картинки, посылал подарки.

V. Анализ рассказа “Хирургия”

Антон Павлович Чехов написал множество рассказов и пьес. Его пьесы до сих пор идут на сценах разных театров в нашей стране и за рубежом.

Юмор Чехова был средством борьбы писателя.

Особенности юмористического рассказа:

  1. – Какое должно быть заглавие рассказа? (простое, краткое заглавие рассказа). Зачитайте вступление рассказа.
  2. – Что и как говорится о месте и о героях? (короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героях).
  3. – Какова история сюжета? (в основе сюжета лежит случай из жизни).
  4. – Много ли места отведено диалогу героев? (диалогу автор уделяет большое внимание).
  5. – Имеются ли подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики? (отсутствие подробных пейзажных зарисовок и портретных характеристик).
  6. Чем заменено подробное описание? (наличие “говорящей” детали).
  • Просфора
  • Фамилия дьячка Вонмигласов. Вонвем! – возглас, призыв.
  • Фамилия Курятина.

– О каком человеке говорят “Мокрая курица”? (О жалком. Чехов очень тяжело переживал невежество коллег, он писал: “Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким, так как врачу доверяют самое дорогое – здоровье и жизнь). 

  1. Чтение вслух концовки.

– Как заканчивается рассказ? (яркая, смешная, неожиданная развязка).

VI. Обобщение.

Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому и заполненная им “История болезни”. Чехов эти истории называл “Скорбными листами”. Попробуем и мы с вами составить такой “Скорбный лист” на героев рассказа “Хирургия”.

– Что такое нравственность?

Итак, какой диагноз мы с вами поставим? (болезнь безнравственности)

– О каких ее симптомах поведал писатель? (невежество, хвастовство, чинопочитание, грубость). 

– Можем ли мы назвать причину заболевания? (низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины).

– Подумайте о лекарстве против болезни, об ее профилактике. (учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков).

VII. Подведение итогов.

Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.

– Есть ли общее между профессиями врача и писателя? (Французский писатель Андре Моруа говорил об этом так: “И те и другие относятся к человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забываю о себе ради других”).

Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли десятилетия. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: “Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову”.

Д/З: Подготовить собственный юмористический рассказ с соблюдением его особенностей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Павлович Чехов родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г

Слайд 2

Отец - Павел Егорович Чехов был купцом 3-ей гильдии и имел в Таганроге бакалейную лавку. Однако занимался торговлей он без особого рвения, большую часть времени уделяя посещению церковных служб, пению в церковном хоре.

Слайд 3

Мама писателя - Евгения Яковлевна была очень хорошей хозяйкой, заботившейся о своём муже и детях. Семья была многодетной. И Евгения Яковлевна, в молодости обучавшаяся в частном пансионе благородных девиц, воспитывала в своих детях отзывчивость и сострадание к слабым, любовь к природе и всему, что их окружало.

Слайд 4

Семья Чеховых

Слайд 5

Совсем другим по характеру был отец. Он считал, что дети должны воспитываться в строгости. Сидеть без дела никому не позволялось, и за малейшую провинность к детям применялись телесные наказания. Увлечение отца церковным пением сказывалось и на детях. Кроме занятий в гимназии, ребятишкам приходилось заменять в лавке часто отсутствовавшего отца. Павел Егорович собрал в греческом монастыре Таганрога церковный хор, в котором пели его сыновья - Александр, Николай и Антон. Вечерами в лавке устраивались репетиции, которые порой затягивались допоздна. А утром ребята должны были просыпаться очень рано, чтобы успеть к утренней службе.

Слайд 6

Торговля в лавке отца шла не очень прибыльно. Вскоре отец оказался в долгах и разорился. Чтобы избежать преследований кредиторов, семья в 1876 году переехала в Москву. В Таганроге остался один Антон. Он в то время доучивался в гимназии. Жил он в доме своей семьи, который достался новым хозяевам. В их семье рос сын, и Антон занимался с ним репетиторством, тем самым оплачивая своё проживание.

Слайд 7

Гимназия, в которой учился будущий писатель, была старейшим учебным заведением и давала очень хорошее по тем временам образование. Гимназисты, успешно прошедшие обучение, могли без экзаменов поступить в любой университет России и даже поехать учиться за границу. Обучаясь в последних классах гимназии, Антон Павлович начал издавать юмористические журналы, писать небольшие рассказы и сценки. Здесь появился и его первый литературный псевдоним "Антоша Чехонте" .

Слайд 9

Дом Чехова в Таганроге

Слайд 10

Только через три года (в 1879 году) Антон Павлович после окончания гимназии переехал в Москву и сразу поступил на медицинский факультет Московского университета. Во время учебы в университете, Антон Чехов активно сотрудничает с московскими журналами, в которых печатаются его короткие рассказы. Окончив университет, в 1884 году Чехов отправляется работать уездным врачом в город Воскресенск.

Слайд 11

В 1890 году Антон Павлович отправляется в Сибирь, а затем едет на остров Сахалин - место ссылки осужденных на каторгу. Его путешествия дают писателю большой материал для литературных произведений. На Сахалине Антон Павлович принимает активное участие в переписи населения, собирает материал о жизни местного населения и каторжников. После возвращения с Сахалина он издаёт книгу "Остров Сахалин", которая привлекает на Сахалин не только русских, но и иностранных исследователей.

Слайд 12

Писатель всегда мечтал жить в деревне, и в 1892 году он покупает имение в Мелихово . Вместе с ним в усадьбу переехали мать, отец, сестра Маша и младший брат Михаил. Усадьба находилась в запущенном состоянии. И семья занялась приятными хлопотами по обустройству нового дома. Отец Антона Павловича с удовольствием занимался садом, а мать вела домашнее хозяйство. Сестра Мария в свободное от работы время ( а работала она учительницей в московской гимназии) занималась огородом. Чехов работает врачом, обслуживая 25 деревень, а в Мелихово на свои средства открывает медицинский пункт - амбулаторию.

Слайд 14

Жить в деревне Чехову очень нравилось. Дом всегда был полон гостей, одним из которых был художник Левитан. В это время Чехов - уже довольно известный писатель. В театрах по всей России ставятся спектакли по его пьесам. А в 1895 году Антон Павлович посещает Ясную поляну и знакомится со Львом Николаевичем Толстым.

Слайд 15

В 1899 году он продаёт имение в Мелихово и вместе с матерью и сестрой переезжает в Ялту, где продолжает свою общественную деятельность. Чехов избирается в члены попечительского совета женской гимназии, участвует в строительстве школы в Мухолатке, работает в Попечительстве о приезжих больных.

Слайд 16

Слабое здоровье писателя было подорвано поездкой на Сахалин. В 1897 году у Чехова обостряется туберкулёз, и врачи настоятельно советуют ему сменить климат. Сначала писатель живёт в Ницце, потом в Париже, а затем едет в Ялту. В это же самое время в Мелихово умирает его отец. Писатель очень скучает по своему имению, но болезнь не позволяет ему постоянно жить в любимой усадьбе.

Слайд 17

МУЗЕЙ ЧЕХОВА В МЕЛИХОВЕ

Слайд 18

Через три года после свадьбы ( в 1904 году) из-за усилившейся болезни Чехов вместе с женой уезжает на знаменитый курорт в Германии - Баденвейлер. Вернуться на родину писателю не удалось. 15 июля 1904 года он скончался.

Слайд 19

Творчество писателя сделало его знаменитым не только на родине. Рассказы Чехова переведены на все языки, а пьесы поставлены во всех знаменитых театрах мира.

Слайд 20

Памятники Чехову А. П. Г. Истра Г. Томск

Слайд 21

В Ялте В Таганроге

Слайд 22

Изображение Чехова на монете 1990 года Монета достоинством в 1 рубль

Слайд 23

- Самая маленькая в мире книга "Хамелеон" А.П. Чехова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

А.П. Чехов. "Злоумышленник". Урок литературы в 5 классе

Урок литературы в 5 классе по ФГОС ОО...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Урок литературы. 6 класс. А.П. Чехов. "Толстый и тонкий"

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей....