№
| Тема урока | Время на изучение | Основное содержание | Виды деятельности | Дата план. | Дата факт. |
Сказочные секреты (4 часа)
|
1 | Что такое сказка? | 1 | История происхождения сказки.. |
|
|
|
2 | Сказочные жанры. | 1 | Классификация сказок. | Вопросы учителя. Коллективное обсуждение. |
|
|
3 | Миф и сказка. | 1 | Выражение народного взгляда в сказках и в мифах. Понятие сюжета и композиции. | Чтение мифов народов Австралии. |
|
|
4 | Народные сказки. | 1 | Исторические корни народных сказок. Отражение жизни народа, его понимание добра и зла, справедливости и чести в произведениях устного народного творчества. | Привести примеры из татарских, русских народных сказок. |
|
|
Сказки народов Азии (3 часа + 1 час развития речи)
|
5 | В гостях у сказок народов Азии. Индийские сказки. | 1 | Сказки народов Азии, особенности их построения, язык, герои; отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных. | Выступление учителя о сказках народов Азии. Словарная работа. Инсценирование отдельных эпизодов сказок; выразительное чтение. |
|
|
6 | Вьетнамская сказка «Ворон на дереве». Китайская сказка «Скряги». | 1 | Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок; язык и построение бытовых сказок. Герои, пострадавшие из-за своей жадности. Обличение в сказке коварств и предательство, осуждение зависти и жадности.
| Словарная работа. Нарисовать иллюстрации к сказкам; выразительное чтение. |
|
|
7 | Монгольская сказка «Старик и Тигр». Вьетнамская сказка «Ваш слуга это знает». | 1 | Отражение народной мудрости в сказках «Старик и Тигр» и «Ваш слуга это знает». Находчивость, решительность главных героев. | Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о мудрости. |
|
|
8 | Развитие речи. Сочинить новую сказку об одном из героев прочитанных сказок. | 1 | Композиция сказки: зачин, концовка, сказочные повторы. | Словарная работа. Выступления учащихся в роли автора-сказочника. |
|
|
Сказки народов Европы (3 часа + 1 час развития речи)
|
9 | В гостях у сказок народов Европы. Венгерская сказка «Самый сильный зверь». | 1 | Сказки народов Европы, особенности их построения, языке герои; сила человека, превосходство его над живыми существами на земле. | Выступление учителя о сказках народов Европы. Словарная работа. Чтение по ролям.
|
|
|
10 | Шведская сказка «Замухрышка». | 1 | Осуждение жестокости и коварства. Тема всепобеждающей силе доброты. | Словарная работа. Составление дневника Замухрышки, главного героя сказки. |
|
|
11 | Греческая сказка «Змеиное деревце». | 1 | Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия; волшебные события в сказке. Язык, композиция. | Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о доброте, верности, труде. |
|
|
12 | Развитие речи. Сочинить продолжение сказки «Змеиное деревце». | 1 | Тема всепобеждающей силе доброты. | Словарная работа. Выступления учащихся с собственными сочинениями, сопровождаемые иллюстрациями. |
|
|
Сказки народов Африки (3 часа + 1 час развития речи)
|
13 | В гостях у сказок народов Африки. Сказка чокве «Хамелеон и древесная ящерица». | 1 | Сказки народов Африки, особенности их построения, язык, герои; отражение народной мудрости в сказке «Хамелеон и древесная ящерица», вера народа в добро и справедливость. | Выступление учителя о сказках народов Африки. Словарная работа. Инсценирование отдельных эпизодов. |
|
|
14 | Сказка эве «Падчерица». | 1 | Тема всепобеждающей силы дружбы и любви. Осуждение таких качеств как черствость, бездушие и эгоизм, воплощенных в образе мачехи и ее дочерей. Внутренняя и внешняя красота. | Словарная работа. Составление сравнительной характеристики. |
|
|
15 | Сказка чокве «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда». | 1 | Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных. | Словарная работа. Подробный пересказ сказки. |
|
|
16 | Развитие речи. Составить устный портрет героев. | 1 |
| Словарная работа. Выступления учащихся с собственными сочинениями, сопровождаемые иллюстрациями. |
|
|
Сказки народов Америки (3 часа + 1 час развития речи)
|
17 | В гостях у сказок народов Америки. Сказка североамериканских индейцев «Ахайюта и Пожиратель Туч».
| 1 | Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках народов Америки, особенностях их построения, языке, героях; особенности сказок народов Америки; образ смелого Ахайюты и его друга крота. | Выступление учителя о сказках народов Америки. Словарная работа. Выборочное чтение, сопровождаемое анализом текста. |
|
|
18 | Эскимосская сказка «Ворон-обманщик». | 1 | Черты некоторых людей в образе ворона-обманщика, наказуемость обмана. | Словарная работа. Чтение по ролям. |
|
|
19 | Сказка североамериканских индейцев «Добрый охотник». | 1 | Сила добрых поступков; достижение спокойствия в жизни благодаря добрым поступкам. | Словарная работа. Выборочное чтение, сопровождаемое анализом текста. |
|
|
20 | Развитие речи. Сочинить новую сказку об одном герое из прочитанных сказок народов Америки
| 1 |
| Словарная работа. Выступления учащихся в роли автора-сказочника. |
|
|
Сказки разных народов со сходными сюжетами (4 часа + 2 часа развития речи)
|
21 | Сказки разных народов со сходными сюжетами. Индийская сказка «Золотая рыба». | 1 | Похожесть, близость сказок народов, живущих на разных континентах. Разновидность сюжетов, особенности вымысла индийской сказки «Золотая рыба» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Яркие художественные образы, выразительность и эмоциональность языка. | Выступление учителя о сказках разных народов со сходными сюжетами. Словарная работа. Ответы на вопросы учителя. Просмотр эпизодов мультипликационного фильма по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. |
|
|
22 | Монская сказка «Принцесса-лягушка». | 1 | Разновидность сюжетов, особенности вымысла; всепобеждающая сила любви, разрушающая препятствия на пути к счастью; яркие художественные образы, выразительность языка. | Словарная работа. Иллюстрирование эпизодов сказок. Ответы на вопросы учителя. |
|
|
23 | Сопоставительный анализ словацкой и русской народной сказок «Двенадцать месяцев» и пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | Расхождения в содержании, обрисовке образов в сказках, что связано с особенностями быта, фольклорных традиций каждого народа.
| Словарная работа. Просмотр эпизодов мультипликационного фильма по пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев». |
|
|
24 | Выполнение афиши к пьесе С.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | Требования к оформлению афиши. | Коллективная творческая работа. |
|
|
25 | Английская народная сказка «Тростниковая Шапка». | 1 | Близость основных идей сказок разных народов мира; душевная красота главных героинь, их стойкость, умение прощать жестокость и предательство. Волшебные события в сказках. | Словарная работа. Выступления отдельных учащихся по схожим сказкам: «Золотая туфелька» (Вьетнам) и «Кхончхи и Пхатчхи» (Корея) |
|
|
26 | Развитие речи. Диалог схожих по сюжету сказок. | 1 |
| Выступления учащихся парами, инсценировать (по возможности). |
|
|
Арабская сказка «Тысяча и одна ночь» (5 часов + 1 час развития речи)
|
27 | История создания книги «Тысяча и одна ночь». Сказка о царе Шахрияре. | 1 | Занимательность фабулы, романтическая фантастичность, увлекательное сплетение элемента волшебного с действительным, описание удивительных стран и приключений в сказках «Тысячи и одной ночи». Популярность произведения в Европе. | Выступление учителя об истории создания книги «Тысяча и одна ночь». Словарная работа. Комментированное чтение сказки о царе Шахрияре, сопровождаемое симфонической сюитой Римского-Корсакова «Шахерезада». |
|
|
28 29 | Сказка «Алладин и волшебная лампа». | 2 | Волшебное и реальное в сказке «Алладин и волшебная лампа». Язык и построение сказок; поступки, характер героев, определяющие их судьбы; симпатия автора-рассказчика к Аладдину. | Словарная работа. Пересказ понравившихся эпизодов. Диалог с Алладином. |
|
|
30 31 | Сказка «Али–Баба и сорок разбойников». | 2 | «Али–Баба и сорок разбойников» — сказка о верности, долге, красоте души человека. Воспроизведение в сказке гуманной морали народа. Герои сказки. Обличение в сказке коварства и предательства, осуждение зависти и жадности, хвала трудолюбию, доброте. | Ответить на вопросы: - какова основная мысль сказки? - Чему учит эта сказка? - Вспомните татарские сказки, где рассказывается о доброте, трудолюбии и жадности. |
|
|
32 | Развитие речи по книге «тысяча и одна ночь». Монолог сказочных предметов (лампа Алладина и др.) | 1 |
| Выступления учащихся (приветствуется соответствующий костюм или какой-либо атрибут) |
|
|
Повторение (1 часа) |
33
| Сочинение сказки по пословице «Благородный человек не помнит старого зла» (китайская пословица) | 1 | Пословица – произведение устного народного творчества. | Выступления учащихся, выявление лучшего сочинения. |
|
|
34 | Урок – обобщения «До свидания, сказка!» | 1 |
| Беседа. |
|
|