Капитанская дочка (6 - 7 главы)
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Падение Белогорской крепости.
Ход урока.
На прошлом уроке мы увидели, как повлияла жизнь в Белогорской крепости на нравственное возмужание Гринева. Сегодня предстоит обсудить поведение Петруши и защитников крепости во время ее осады и взятия, а также взглянуть на фигуру Пугачева. К этому уроку все должны были прочитать главы VI, VII.
В начале VI главы А. С. Пушкин дает историческую справку, в которой объясняются причины будущих грозных событий. Их он справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях, самовластии, в политике царского правительства.
Краткий пересказ VI главы «Пугачевщина»
План: 1. Описание странных происшествий в Оренбургской губернии.
2. Собрание у коменданта.
А) Письмо от генерала.
Б) Комендант раздает задание
В) Все узнают о Пугачеве.
3. Тревожное волнение в Белогорской крепости.
4. Второе собрание по поводу башкирца.
5. Нижнеозерская крепость пала.
6. Решение отправить Машу в Оренбург.
7. Петя прощается с Машей
- Почему автор в качестве эпиграфа к главе избрал слова из народной песни: «Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывати?»
(Эпиграф настраивает на то, что речь пойдет о страшных кровавых событиях, потрясших Россию)
- Какое событие произошло в 1772 году?
(В 1772 г. произошло возмущение в их главном городке. Причиною тому былистрогие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению. Следствием было варварское убиение Траубенберга, своевольная перемена в управлении, и наконец усмирение бунта картечью и жестокими наказаниями).
- О чем в письме генерал сообщает коменданту Белогорской крепости?
(Убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев именует себя императором Петром III и учиняет беспорядки) – зачитать письмо.
- Какое задание Миронов дает Максимычу?
(Смотреть крепко за своими казаками. Пушку осмотреть, да хорошенько вычистить).
- Куда запер комендант Палашку, чтоб она не смогла подслушать разговор во время собрания? (в чулан)
- От кого Василиса Егоровна узнала о Пугачеве? (от Ивана Игнатьича)
- Какое задание дает комендант уряднику? (послал с поручением разведать хорошенько разведать обо всем по соседним селениям и крепостям) – зачитать отрывок
- Кого схватили в крепости? (башкирца с возмутительными листами) – описание башкирца
- Почему Василиса Егоровна отказывается от возможности уехать?
(Василиса Егоровна предана мужу: «А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать»).
- Что специально забыл Гринев у Мироновых, чтобы встретиться с Машей перед ее отъездом в Оренбург? (шпагу)
План главы «Приступ»: 1. Бессонная ночь Петра Гринева.
2. Пугачев у крепости.
3. Осада крепости.
4. Иван Кузмич благословляет Машу
5. За крепостным валом.
6. «Государь на площади ожидает пленных…»
7. Казнь Ивана Кузмича и Ивана Игнатьича
8. Помилование Петра Гринева.
9. «Жители начали присягать»
10. Смерть Василисы Егоровны.
- К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф?
(Бескорыстие, честность, верность присяге, государыне-императрице проявил капитан Миронов. Он жил честно, скромно, и смерть свою встретил так же достойно).
- Кто ехал на белом коне в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке? (Пугачев)
- В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?
(Численное преимущество восставших, нераспорядительность и бездарность более высокого начальства, бросившего Белогорскую крепость на произвол судьбы, бедственное положение угнетенного народа, заставившее поверить в воскрешение государя Петра Федоровича и идти за ним в поисках справедливого счастья – очевидные причины победы пугачевцев).
- Как ведет себя народ? На чьей стороне он?
(«Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Горнизонные солдаты стояли тут же. Ратный портной, вооруженный своими тупыми ножницами, резал у них косы. Они, отряхивались, подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку»).
- По официальному донесению, Пугачев – злодей. Именно такими словами называют его и капитан Миронов, И Василиса Егоровна. Всех ли без разбора казнит Пугачев?
(Пугачев казнит только тех, кто отверг его предложение о сдаче, кто обозвал его вором и самозванцем. То есть, казнит своих врагов).
Предлагаю вам посмотреть кинофрагмент «Казнь» и подумать над вопросами в парах:
- Как удалось актерам и режиссеру передать характеры героев?
- Какие детали во внешности Пугачева, Василисы Егоровны, Петруши помогают ярче представить их характеры?
- В чем режиссер идет вслед за автором, а в чем отступает от текста?
(просмотр кинофрагмента и обсуждение)
Пугачев не смотрит на тех, кого отправляет на казнь, ему безрачличны судьбы людей. Глаза его сверкают ненавистью, удалью. Комендант, Петруша, Василиса Егоровна ведут себя смело, дерзко. Режиссер подчеркнул удальство этих героев такими деталями: комендант плюет в самозванца, Василиса Егоровна сама выходит к месту казни, вступает в схватку с урядником)
К образу вождя крестьянской войны не раз обращались художники. Перед вами репродукции картин А. А. Пластова «Суд Пугачева» и С. В. Иванова «Суд Пугачева». Каким увидели Пугачева художники? Сходны ли трактовки образа художниками и режиссером? Над этим вопросом дома размышляла …
Художники по-разному подают образ вождя крестьянской войны. Трактовка Иванова ближе к официальной хронике. Пугачев предстает злодеем, главное в его образе – месть. Не случайно на заднем плане изображена виселица с взобравшимся на нее башкирцем. Аркадий Пластов, на мой взгляд, несколько по-иному смотрит на Пугачева. Поза вождя, его взгляд говорят о том, что он узнал Петрушу. Черты лица его более мягкие, человечные. Мне кажется, трактовка Пластова ближе к замыслу А. С. Пушкина.
- Почему же тогда Пугачев помиловал Гринева?
(Пугачев щадит Гринева, помня его доброту, и даже выводит его из затруднительного положения грубоватой шуткой. Но Гринев еще не узнал Пугачева. О сходстве «Великого государя» с вожатым позднее надоумил Петрушу Савельич).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав)."
Открытый урок литературы для обучающихся 8 класса по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка" с различными видами работы: анализ 1-2 главы, исследование с презентациями учащихся, блиц-опрос, твор...
Сжатое изложение. Отрывок из II главы повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Разработка урока содержит материалы для написания сжатого изложения. В работе представлено несколько видов сжатия текста ....
Конспект урока литературы в 8 классе Анализ первой главы повести А.С. Пушкина Капитанская дочка
Конспект урока...
Внеклассное мероприятие по литературе (инсценировка I, IV, V, XI, XIV глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
Данное внеклассное мероприятие помогает расширить представления учащихся о творчестве А.С. Пушкина, воспитывать уважение к родному языку и слову, к истории страны, развивать артистизм, эсте...
План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, в...
"Капитанская дочка", тест по содержанию 1-5 глав
Для быстрой проверки знаний учащихся по 1-5 главам романа Пушкина "Капитанская дочка". Задания с выбором ответа и с кратким ответом словом....
Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (6-9 главы).
Тест на знание деталей 6-9 глав произведения....