Капитанская дочка (3 - 5 главы)
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин
(разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Кончпект урока включает в себя план 3 - 5 глав и вопросы с примерными ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин
(разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Ход урока
- План III главы «Крепость»
- Приезд Гринева и Савельича в Белогорскую крепость.
- Дом коменданта.
- Знакомство с Василисой Егоровной (женой коменданта Ивана Кузмича)
- Новое жилище Петра
- Знакомство со Швабриным.
- Первая встреча с комендантом.
- Маша
- Гостеприимство хозяев
- О какой реке идет речь в 3 главе? (Яика)
- Как сейчас называется река Яик? Почему ее название было изменено? (Это река Урал. После подавления Пугачевского бунта, в котором принимали участие яицкие казаки, Яик в 1775 указом императрицы Екатерины II был переименован в Урал. После подавления восстания Пугачева были изменены многие географические названия, чтобы ничто не напоминало о бунте.)
- Что представляла собой Белогорская крепость? (Белогорская крепость находилась в 40 верстах от Оренбурга. Деревушка, окруженная бревенчатым забором. С одной стороны стояли 3 или 4 скирда сена, полузанесенные снегом; с другой скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. У ворот чугунная пушка; улицы тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою).
- Дайте портреты тех «старинных людей», которых Гринев узнал в Белогорской крепости? (Первым
был «старый инвалид», который, сидя на столе, нашивал заплату на локоть зеленого мундира. Он сразу же сказал вошедшему: «Войди, батюшка, наши дома». «Старушка в телогрейке», которая вместе с «кривым старичком в офицерском мундире» разматывала нитки, была Василисой Егоровной — супругой коменданта — главным человеком в этом захолустном мирке. Она рассказывает Гриневу о Швабрине и вызывает к себе урядника Максимыча — молодого и статного казака).
- Как вы думаете, что ответил Гринев «кривому старичку» Ивану Игнатьичу на вопрос: «Вы в каком полку изволили служить?» (Гринев был еще до рождения записан сержантом в Семеновский полк, скорее всего, он так и ответил, умолчав о том, что нигде еще не служил.)
- Как попал в Б… крепость Швабрин? (Алексей Иваныч переведен за смертоубийство)
- К кому комендантша приказала поселить Петра? (к Семену Кузову)
- Описание пейзажа, открывающегося из окна избы Семена Кузова, к которому был определен на постой Гринев? («Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость!»)
- Каким впервые предстает перед Гриневым (и перед читателем) комендант крепости, капитан Миронов? («Старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате». Конечно, несоответствие ожиданиям (вместо строгости армейских учений почти домашняя обстановка) выглядит комично.)
- Описание Маши? (девушка лет осемнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели)
- Почему на обеде у Мироновых Гринев смотрел на Машу «с предубеждением»? (Маша «не очень понравилась» Гриневу потому, что Швабрин уже успел описать ее «совершенною дурочкою».)
- Приданое Маши? (частый гребень, да веник, да алтын денег)
- План IV главы «Поединок»
- Дружба Петра Гринева с семьей коменданта.
- Служба в крепости.
А)
Б) Песенка о Маше
В) Критика Швабрина
Г) Клевета на Машу
Д) Ссора Гринева и Швабрина
3. Разговор Петра Гринева с Иваном Игнатьичем.
4. Вечер у коменданта
5. Неудавшаяся дуэль.
6. По-видимому примиренные
7. Разговор Гринева с Машей. Неудавшееся сватовство Швабрина и Маши.
8. Дуэль и ранение.
- Кто и почему распоряжается в крепости? (Распоряжается всем, действует от имени своего мужа Василиса Егоровна, капитанша. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как своим домом».)
- Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье? (Добросердечие и простота Мироновых, возможно, напомнили Гриневу о жизни с родителями. В доме капитана он был «принят как родной» и чувствовал себя как в своей семье: «Незаметным образом я привязался к доброму семейству». Гринев перестал доверять клевете Швабрина и составил собственное мнение о Мироновых. Комендант оказался необразованным и простым, но честным и добрым человеком. Теми же словами говорил о Миронове генерал, Андрей Карлович, что делает это впечатление достоверным. Маша оказалась «благоразумной и чувствительной девушкой». Все это сделало жизнь Гринева в крепости «не только сносной, но и приятной».)
- Чем занимался Гринев в крепости? (Гринев был произведен в офицеры, но служба его «не отягощала». Он стал читать, в нем «пробудилась охота к литературе»: он переводил и даже сочинял стихи.)
- Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним? (Стихи Гринева, конечно же, были слабыми, но искренними, откровенно выражали его чувства. Швабрин издевался не столько над «стишками», сколько над чувствами Гринева.)
- Кто из литераторов XVIII века “очень похвалял” стихи Гринёва? (Поэт и драматург А.П. Сумароков.)
- Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше? (Песенка)
Выразительное чтение эпизода и его обсуждение
Прочитаем выразительно со слов «Я уже сказывал, что я занимался литературой...» до слов «Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! - продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, - но послушай дружеского совета: коли хочешь успеть, то советую действовать не песенками».
- Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным? (Причина была в том, что Гриневу не нравились «всегдашние шутки» Швабрина насчет семьи коменданта, он начал понимать, что Швабрин - нечестный и недобрый человек. Швабрина же Гринев раздражал своей открытостью и простотой, тем, что он любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же для ссоры и дуэли послужила не просто «грубая и злая насмешка», а «обдуманная клевета» Швабрина, будто Машу можно купить за пару серег. Ссора назревала давно и была неизбежной.)
Выразительное чтение эпизода и его обсуждение
Прочитаем выразительно со слов «Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу….» до слов «…и я решился от него отступиться».
- Где должна была состояться дуэль? (За скирдами, что находилась подле крепости, на другой день в седьмом часу утра)
- Что произошло утром? (Появился Иван Игнатьич и человек 5 инвалидов. Он потребовал нас к коменданту)
- При каких обстоятельствах был ранен Гринев? (Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар.)
- Что защищал Гринев на дуэли? Какие его качества проявились в истории с дуэлью? (Он защищал честь и достоинство свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши. Василисе Егоровне Гринев, не называя истинных причин, объяснил, что они со Швабриным поссорились «за песенку». Гринев действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе и в умении драться на шпагах.)
IV. Словарная работа
- Как вы понимаете слова достоинство, честь, благородство? Уточните по словарям значения этих слов.
Достоинство - сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе.
Честь - совокупность высших морально-этических принципов личности.
Благородство - 1) высокие нравственные качества; 2) высокое достоинство, красота.
- План V главы «Любовь»
- Пробуждение после дуэли.
- Гринев предлагает Маше стать его женой
- Решился написать к батюшке и просить родительского благословения
- Помирился со Швабриным
- Письмо от батюшки и отказ от благословлления
- Негодование на Савельича
- Разговор с Машей и ее отказ.
- Чтение письма Савельича
- Одиночество и бездействие
- Сколько времени после дуэли Гринев был без сознания? (Пришел в сознание на пятые сутки)
- Кто ухаживал за раненым Гриневым? («Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал». «Все семейство коменданта за мною ухаживало»)
- Почему Гринев помирился со Швабриным? («Я был слишком счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное». Гринев решил, что Швабрин искренне раскаялся, считал, что тот клеветал из чувства «оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», и «великодушно» простил своего «несчастного соперника».)
- Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой? (Андрей Петрович решил, что сын ведет себя недостойно, что вместо службы он дерется на дуэлях «с такими же сорванцами», что следует не женить его, а выбить из него «дурь».)
- Как Гринев-отец узнал о похождениях сына? (Гринев «негодовал на Савельича», но оказалось, что отцу донес Швабрин. Раскаяние его оказалось неискренним. Он лишь затаился и опять, как и на дуэли, нанес удар исподтишка, написав отцу своего противника.)
- Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева? (Маша считала, что без благословения родителей счастье невозможно. Она искренне любит Гринева и желает ему счастья, хотя бы с «другой».)
- Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой? (Эпиграфы к этой главе намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним. Отрывки из народной песни проникнуты настроением грусти, сожаления, разочарования. И это совпадает с тем, что творится в душе главного героя: «Жизнь моя сделалась мне несносна. Я впал в мрачную задумчивость, которую питали одиночество и бездействие. Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее… Дух мой упал.» Эти два эпиграфа для Петруши оказываются вестниками несчастливыми. Маша не выйдет замуж за Гринева в данной ситуации: ей необходимо, чтобы брак был освящен благословением будущих свекра и свекрови. Она заботится не только о себе, но и о Петре, т.к. понимает, что в будущем он не сможет быть счастливым без родительской любви. Второй же эпиграф передает чувства героини: Маша понимает, что необходимо разорвать отношения. Её же сердце наполнено болью и страдание).
- Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»? («Благим» потрясение, повлиявшее на судьбу Гринева, является в том смысле, что оно очистило и возвысило его душу. Гриневу пришлось пройти через многие испытания, многое пережить и понять, повзрослеть.)
VI. Итог урока.
Домашнее задание
1. Перечитать главы VI, VII. Озаглавить главы и составить план к каждой главе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав)."
Открытый урок литературы для обучающихся 8 класса по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка" с различными видами работы: анализ 1-2 главы, исследование с презентациями учащихся, блиц-опрос, твор...

Сжатое изложение. Отрывок из II главы повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Разработка урока содержит материалы для написания сжатого изложения. В работе представлено несколько видов сжатия текста ....
Конспект урока литературы в 8 классе Анализ первой главы повести А.С. Пушкина Капитанская дочка
Конспект урока...

Внеклассное мероприятие по литературе (инсценировка I, IV, V, XI, XIV глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
Данное внеклассное мероприятие помогает расширить представления учащихся о творчестве А.С. Пушкина, воспитывать уважение к родному языку и слову, к истории страны, развивать артистизм, эсте...

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, в...

"Капитанская дочка", тест по содержанию 1-5 глав
Для быстрой проверки знаний учащихся по 1-5 главам романа Пушкина "Капитанская дочка". Задания с выбором ответа и с кратким ответом словом....

Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (6-9 главы).
Тест на знание деталей 6-9 глав произведения....