Урок литературы в 5 классе "Кавказский пленник" Толстого
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Франк Елена Юрьевна

Тема: «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Кто он?»

Цели урока:

Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитеза; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником.

Развивающая:  развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором.

Воспитательная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать  патриотизм, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Тип: урок систематизации и обобщения нового материала.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Технологии: развитие критического мышления через чтение, проблемного обучения, продуктивные технологии 21 века, ИКТ.

Методы: проблемный, эвристический; аналитический, сравнительный, обобщающий; индуктивный, дедуктивный.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные (универсальные учебные действия)

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_kavkazskiy_plennik.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Тема: «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Кто он?»

Цели урока:

Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитеза; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником.

Развивающая:  развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором.

Воспитательная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать  патриотизм, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Тип: урок систематизации и обобщения нового материала.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Технологии: развитие критического мышления через чтение, проблемного обучения, продуктивные технологии 21 века, ИКТ.

Методы: проблемный, эвристический; аналитический, сравнительный, обобщающий; индуктивный, дедуктивный.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные (универсальные учебные действия)

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Юрьевна, сегодня урок литературы проведу у вас я.

- Ребята, вы прочитали  произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», сегодня мы познакомимся с ним подробнее. (слайд 1)

- Начнем с осмысления названия произведения «Кавказский пленник».

- Что такое Кавказ? Кто знает?

-КАВКАЗ - территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, занимает площадь около 450 тыс кв. км. (слайд 2)

- Чем известен Кавказ?

- Посмотрите на картину и заполните таблицу. (слайд 3)

В первую колонку запишите всё, что вы видите, в деталях. Во второй колонке, ответьте на вопрос: Что вы об этом думаете? А в третьей: Что тебе хотелось бы узнать? ( прием Посмотри- Подумай – Задайся вопросом)

Что ты видишь?

Что ты об этом думаешь?

Что тебе хотелось бы узнать?

- Какие ассоциации рождает это слово? (горе, море, свобода)

- Кавказ очень красив, и многие художники, восхищаясь его красотой, создали замечательные полотна с изображением природы Кавказа и его горных массивов (фотографии и репродукции картин с видом Кавказа). (слайды 4-6)

У величайших русских поэтов А. Пушкина, М. Ю. Лермонтова мы находим замечательные стихи о неповторимой природе Кавказа. Вот строки из  стихотворения М.Ю. Лермонтова:

Светает. Горы снеговые

На небосклоне голубом

Зубцы подъемлют золотые;

Слилися с утренним лучом

Края волнистого тумана,

И на верху горы Шайтана

Огонь, стыдясь перед зарей,

Бледнеет…

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

- Но название произведения заключает еще одно слово, которое подсказывает, что повествование не будет безмятежным, совсем не о красоте Кавказа. Это слово – пленник.

- Какие ассоциации возникают у Вас с эти словом?  (ассоциации, вызываемые этим словом – ВОЙНА, горе, страдание, смерть, неволя, заложник, темница, заключение). Я предлагаю все ваши ассоциации оформить в виде схемы (кластер). (Дети называют ассоциации, я записываю на доске в виде кластера).

- Вспомним историю.  О каких событиях идет речь? КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства. Сам Л.Н. Толстой говорил о Кавказе: «…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». (слайд 7)

 «Кавказский пленник» - произведение о войне на Кавказе, о войне между людьми разных национальностей, разной культуры, разной веры. Название «Кавказский пленник» совмещает в себе два слова: свобода (простор, горы Кавказа), война (убийства, плен, выкупы) (слайд 8)

(слайд 9)

- А теперь мы посмотрим отрывок из художественного фильма, снятого по рассказу «Кавказский пленник». (Эпизод: Жилин и Костылин: Жилин копает подкоп, а Костылин сидит. Во время побега Костылин отстает и не может идти, Жилин помогает ему, несет его, но не бросает, говоря, что друзей не бросают.)

 - Кто изображен? (Это Жилин и Костылин - главные герои рассказа). Какой эпизод из рассказа мы просмотрели?

- Одинаково ли ведут себя герои?

 - Значит, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (мы сегодня на уроке поговорим об этих героях).

- Итак, посмотрите, пожалуйста, на доску, тему для нашего урока я определила так: «Кавказский пленник Л. Н. Толстого. Кто он?» Как вы думаете, почему я задалась таким вопросом?  (слайд 10)

- Нам предстоит сегодня выяснить, почему Л.Н. Толстой назвал свое произведение «Кавказский пленник» в единственном числе, если пленников на самом деле двое. Дак кто же он? Пленник Л.Н. Толстого? Жилин или Костылин?

- Прежде чем перейти к решению нашего главного вопроса урока, проведем разминку на знание текста. Я буду зачитывать утверждение, если вы с ним согласны, то встаёте, если нет, то остаётесь на своих местах. (Прием встать- сесть)

1.События происходят осенью (-)

2.Жилин был невелик ростом, но удал(+)

3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его(+)

4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей(-)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать(+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-)

7.Во время первого Костылин показал себя слабым человеком(+)

8.Второй раз Жилин бежал один(+)

9.Во время второго побега ему помогли Дина и русские солдаты(+)

10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал(+)

- Молодцы, ребята. Итак, в рассказе два офицера Жилин и Костылин.

- На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

- Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?

- Для того чтобы выяснить, в чем отличие героев и кто из них является «кавказским пленником», нам нужно сравнить Жилина и Костылина. А для этого мы обратимся к различным ситуациям, в которых оказались герои и заполним вот такую схему. (слайд 11)

Определим общие и отличительные черты героев. Общие черты мы запишем в общем кольце, а отличительные черты в левом и правом кольце. А сравнивать героев мы будем по плану, который у вас указан.

                 

                                                                   

             

Жилин                                                                                        Костылин

        Сходство

Сначала определим, что объединяет героев и запишем в общее кольцо. (Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге). А сейчас по предложенному плану заполните левую и правую колонки.

План сравнительной характеристики:

  1. Портрет героев
  2. Поведение героев во время нападения татар.
  3. Письмо о выкупе.
  4. Занятия.
  5. Мнения татар о героях.
  6. Побег. (слайд 12)

Портрет:

- Найдите в тексте описание героев;

- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

Поведение героев во время нападения татар

- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

- Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

Письмо о выкупе

- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

Занятия героев

Жилин:

- Рукодельничает;

- Изучает местность, так как думает о побеге;

- Общается с Диной;

- Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

- Подтвердите сказанное о героях текстом.

Мнение татар о героях.

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

Костылин – «смирный».

Побег

- Расскажите об этом.

- Как вели себя герои?

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

Жилин

Костылин

Общее

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие

Портрет

Удалой, выносливый, смелый.

Физически слабый.

Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

В плену

1. Письмо о выкупе
Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе
Трус, думает только о себе.

2. Занятия
Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела
.

3. Занятия
Бездействует, стонет.

3. Мнение татар о Жилине
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине
Костылин – «смирный».

 

Побег

 

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

- Давайте подумаем, почему автор наделил наших героев такими фамилиями? От какого слова, на ваш взгляд произошла фамилия Жилин? (от слова жила). Обратимся к словарю, что обозначает слово Жила? (слайд 13)

Жила - кровеносные сосуды, сухожилия. Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (Сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия  Костылин – от слова костыль.

 Что такое костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
– Какой наш герой?
(Слабый).

- Итак, можем ли мы сказать, что герои абсолютно разные? То есть автор противопоставляет героев, использует литературный прием, который называется антитеза.

Антитеза – противопоставление. (слайд 14)

- Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду? Кто, по мнению автора, кавказский пленник?

- Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он  добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
А Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.

Слово ПЛЕННИК означает  – плен – взятый в плен, невольник, пленять, захватить, прельстить, подчинить.

- Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?

- Почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе?

- Как вы понимаете смысл пословицы: «Всяк в плену у своих страстей»? Кто кавказский пленник, согласно этой пословице?

Пленник кавказцев – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.

Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлеченный им: «Нет уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленен Кавказом, пленен горами. Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться кавказским пленником.

Пословица может быть полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену у своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; был сильным, «жилистым».

- Итак, ребята мы ответили на вопрос урока. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столе лежит ромашка, в каждом лепестке вам нужно составить вопросы по рассказу «Кавказский пленник», начиная с той фразы, которая указана (ромашка Блума)

Рефлексия: над чем вас заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «кавказский пленник?»

- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

- сделать правильный выбор друзей;

- понимать внутренний мир человека.

Домашнее задание: Напишите мини-сочинение. Начните работу со слов « Я думаю, что…………», « Я понял, что……………», «Меня поразило…………….».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.

План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...

Урок литературы в 10 классе на тему "Домострой"на уроках литературы

Урок литературы в 10 классе по произведениям А.Н.Островского  "Свои люди-сочтемся" и "Гроза" на тему  " "Домострой" на уроках литературы"...