Урок литературы в 5 классе "Кавказский пленник" Толстого
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Тема: «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Кто он?»
Цели урока:
Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитеза; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником.
Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором.
Воспитательная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать патриотизм, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».
Тип: урок систематизации и обобщения нового материала.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Технологии: развитие критического мышления через чтение, проблемного обучения, продуктивные технологии 21 века, ИКТ.
Методы: проблемный, эвристический; аналитический, сравнительный, обобщающий; индуктивный, дедуктивный.
Планируемые результаты:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные (универсальные учебные действия)
Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.
Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_kavkazskiy_plennik.docx | 40.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Тема: «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Кто он?»
Цели урока:
Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитеза; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником.
Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором.
Воспитательная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать патриотизм, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».
Тип: урок систематизации и обобщения нового материала.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Технологии: развитие критического мышления через чтение, проблемного обучения, продуктивные технологии 21 века, ИКТ.
Методы: проблемный, эвристический; аналитический, сравнительный, обобщающий; индуктивный, дедуктивный.
Планируемые результаты:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные (универсальные учебные действия)
Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.
Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Юрьевна, сегодня урок литературы проведу у вас я.
- Ребята, вы прочитали произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», сегодня мы познакомимся с ним подробнее. (слайд 1)
- Начнем с осмысления названия произведения «Кавказский пленник».
- Что такое Кавказ? Кто знает?
-КАВКАЗ - территория между Черным, Азовским и Каспийским морями, занимает площадь около 450 тыс кв. км. (слайд 2)
- Чем известен Кавказ?
- Посмотрите на картину и заполните таблицу. (слайд 3)
В первую колонку запишите всё, что вы видите, в деталях. Во второй колонке, ответьте на вопрос: Что вы об этом думаете? А в третьей: Что тебе хотелось бы узнать? ( прием Посмотри- Подумай – Задайся вопросом)
Что ты видишь? | Что ты об этом думаешь? | Что тебе хотелось бы узнать? |
- Какие ассоциации рождает это слово? (горе, море, свобода)
- Кавказ очень красив, и многие художники, восхищаясь его красотой, создали замечательные полотна с изображением природы Кавказа и его горных массивов (фотографии и репродукции картин с видом Кавказа). (слайды 4-6)
У величайших русских поэтов А. Пушкина, М. Ю. Лермонтова мы находим замечательные стихи о неповторимой природе Кавказа. Вот строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова:
Светает. Горы снеговые
На небосклоне голубом
Зубцы подъемлют золотые;
Слилися с утренним лучом
Края волнистого тумана,
И на верху горы Шайтана
Огонь, стыдясь перед зарей,
Бледнеет…
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…
- Но название произведения заключает еще одно слово, которое подсказывает, что повествование не будет безмятежным, совсем не о красоте Кавказа. Это слово – пленник.
- Какие ассоциации возникают у Вас с эти словом? (ассоциации, вызываемые этим словом – ВОЙНА, горе, страдание, смерть, неволя, заложник, темница, заключение). Я предлагаю все ваши ассоциации оформить в виде схемы (кластер). (Дети называют ассоциации, я записываю на доске в виде кластера).
- Вспомним историю. О каких событиях идет речь? КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства. Сам Л.Н. Толстой говорил о Кавказе: «…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». (слайд 7)
«Кавказский пленник» - произведение о войне на Кавказе, о войне между людьми разных национальностей, разной культуры, разной веры. Название «Кавказский пленник» совмещает в себе два слова: свобода (простор, горы Кавказа), война (убийства, плен, выкупы) (слайд 8)
(слайд 9)
- А теперь мы посмотрим отрывок из художественного фильма, снятого по рассказу «Кавказский пленник». (Эпизод: Жилин и Костылин: Жилин копает подкоп, а Костылин сидит. Во время побега Костылин отстает и не может идти, Жилин помогает ему, несет его, но не бросает, говоря, что друзей не бросают.)
- Кто изображен? (Это Жилин и Костылин - главные герои рассказа). Какой эпизод из рассказа мы просмотрели?
- Одинаково ли ведут себя герои?
- Значит, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (мы сегодня на уроке поговорим об этих героях).
- Итак, посмотрите, пожалуйста, на доску, тему для нашего урока я определила так: «Кавказский пленник Л. Н. Толстого. Кто он?» Как вы думаете, почему я задалась таким вопросом? (слайд 10)
- Нам предстоит сегодня выяснить, почему Л.Н. Толстой назвал свое произведение «Кавказский пленник» в единственном числе, если пленников на самом деле двое. Дак кто же он? Пленник Л.Н. Толстого? Жилин или Костылин?
- Прежде чем перейти к решению нашего главного вопроса урока, проведем разминку на знание текста. Я буду зачитывать утверждение, если вы с ним согласны, то встаёте, если нет, то остаётесь на своих местах. (Прием встать- сесть)
1.События происходят осенью (-)
2.Жилин был невелик ростом, но удал(+)
3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его(+)
4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей(-)
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать(+)
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-)
7.Во время первого Костылин показал себя слабым человеком(+)
8.Второй раз Жилин бежал один(+)
9.Во время второго побега ему помогли Дина и русские солдаты(+)
10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал(+)
- Молодцы, ребята. Итак, в рассказе два офицера Жилин и Костылин.
- На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).
- Как вы считаете, оба наши героя обладают этими качествами? Отличаются ли они друг от друга?
- Для того чтобы выяснить, в чем отличие героев и кто из них является «кавказским пленником», нам нужно сравнить Жилина и Костылина. А для этого мы обратимся к различным ситуациям, в которых оказались герои и заполним вот такую схему. (слайд 11)
Определим общие и отличительные черты героев. Общие черты мы запишем в общем кольце, а отличительные черты в левом и правом кольце. А сравнивать героев мы будем по плану, который у вас указан.
Жилин Костылин
Сходство
Сначала определим, что объединяет героев и запишем в общее кольцо. (Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге). А сейчас по предложенному плану заполните левую и правую колонки.
План сравнительной характеристики:
- Портрет героев
- Поведение героев во время нападения татар.
- Письмо о выкупе.
- Занятия.
- Мнения татар о героях.
- Побег. (слайд 12)
Портрет:
- Найдите в тексте описание героев;
- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
Поведение героев во время нападения татар
- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
- Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
Письмо о выкупе
- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.
Занятия героев
Жилин:
- Рукодельничает;
- Изучает местность, так как думает о побеге;
- Общается с Диной;
- Лечит людей аула.
Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
Бездействует и стонет.
- Подтвердите сказанное о героях текстом.
Мнение татар о героях.
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».
Побег
- Расскажите об этом.
- Как вели себя герои?
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
Жилин | Костылин |
Общее | |
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге. | |
Различие | |
Портрет | |
Удалой, выносливый, смелый. | Физически слабый. |
Поведение героев во время нападения татар | |
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. | Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель). |
В плену | |
1. Письмо о выкупе | 1. Письмо о выкупе |
2. Занятия | 3. Занятия |
3. Мнение татар о Жилине | 4. Мнение татар о Костылине
|
Побег |
|
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. | Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость. |
- Давайте подумаем, почему автор наделил наших героев такими фамилиями? От какого слова, на ваш взгляд произошла фамилия Жилин? (от слова жила). Обратимся к словарю, что обозначает слово Жила? (слайд 13)
Жила - кровеносные сосуды, сухожилия. Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (Сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль.
Что такое костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
– Какой наш герой? (Слабый).
- Итак, можем ли мы сказать, что герои абсолютно разные? То есть автор противопоставляет героев, использует литературный прием, который называется антитеза.
Антитеза – противопоставление. (слайд 14)
- Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду? Кто, по мнению автора, кавказский пленник?
- Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
А Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.
Слово ПЛЕННИК означает – плен – взятый в плен, невольник, пленять, захватить, прельстить, подчинить.
- Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?
- Почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе?
- Как вы понимаете смысл пословицы: «Всяк в плену у своих страстей»? Кто кавказский пленник, согласно этой пословице?
Пленник кавказцев – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.
Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлеченный им: «Нет уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленен Кавказом, пленен горами. Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться кавказским пленником.
Пословица может быть полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену у своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; был сильным, «жилистым».
- Итак, ребята мы ответили на вопрос урока. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столе лежит ромашка, в каждом лепестке вам нужно составить вопросы по рассказу «Кавказский пленник», начиная с той фразы, которая указана (ромашка Блума)
Рефлексия: над чем вас заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «кавказский пленник?»
- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
- сделать правильный выбор друзей;
- понимать внутренний мир человека.
Домашнее задание: Напишите мини-сочинение. Начните работу со слов « Я думаю, что…………», « Я понял, что……………», «Меня поразило…………….».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.
План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы в 10 классе на тему "Домострой"на уроках литературы
Урок литературы в 10 классе по произведениям А.Н.Островского "Свои люди-сочтемся" и "Гроза" на тему " "Домострой" на уроках литературы"...