ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Сегодня необычайно актуальна проблема грамотного использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе. При их использовании в системе школьного образования главным оказывается требование научности предоставляемой информации. Необходимо развивать навыки критической оценки предоставляемой Интернет-ресурсами информации и способов организации этой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belevitina_ryabovskie_chteniya.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК
Белевитина Н.В., учитель русского языка и литературы, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 – «Школа Сколково - Тамбов»
Важнейшим в современном обществе источником образовательной информации стала Интернет-среда. Учителя-словесники не могут не учитывать этого в совей повседневной педагогической практике. Освоение интернет-технологий стало одной из базовых компетенций учителя.
Литература как часть предметной области «Филология» представлена в образовательном стандарте как «дисциплина мировоззренческая, способствующая становлению духовно-ориентированной, нравственно-ответственной личности растущего гражданина России» [1]. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и изучение художественных произведений, формирующих золотой фонд русской классики. И всё чаще возникает необходимость использования Интернет-ресурсов для знакомства с текстами классической литературы, для их анализа.
Однако Интернет несет в себе опасность превращения в культурную свалку, где все ценности девальвируются. Ведь главный фактор существования культуры любого народа и человечества в исторической перспективе – это запоминание того, что должно быть передано в наследство, и забывание того, что должно быть вычеркнуто из памяти. К этому можно добавить также процесс архивирования как в буквальном, так и в переносном смысле, в качестве попытки сохранить информацию на случай (авось пригодится!). Однако появление Интернета, в котором потенциально ничего не исчезает, и, в отличие от любого архива, пространство которого, отданное под хранение информации, безгранично, ставит под сомнение возможность любой избирательности. Поэтому именно сегодня необычайно актуальна проблема грамотного использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе.
Что же должно стать правилом существования педагога в Сети, а вслед за ним и ученика? Все-таки педагог по-гречески – это раб, который водит своего питомца в школу. Такую же роль поводыря должен играть учитель и при погружении ученика в информационную среду культуры, отражённую в Интернете. Главным, на наш взгляд, в этой ситуации оказывается требование научности предоставляемой информации. Необходимо развивать навыки её критической оценки и способы организации.
Для учителя литературы в первую очередь представляют интерес электронные (онлайновые) библиотеки: сайты, на которых собраны электронные версии текстов – литературных произведений, критической, искусствоведческой, мемуарной и научной литературы. Это перспективные проекты, имеющие практическую значимость для получения фактической информации.
Научная новизна заключается в попытке продемонстрировать формы работы с электронными библиотеками, которые могли бы помочь учителю в его повседневной деятельности.
Старейшая из существующих сегодня библиотек – библиотека Максима Мошкова [2]. Она была открыта в 1994 году и в настоящее время её объем составляет более 5,5 гигабайт текста. Если мы сопоставим это с «бумажной» библиотекой, то получим книжное собрание примерно в 7000 томов. Очевидно, что для школьного образования это огромный объем, который, естественно, значительно превышает возможности школьных и личных библиотек.
Работая с библиотекой Мошкова, необходимо принимать во внимание следующее. По профессии создатель библиотеки не учитель, не филолог, а программист. Создавая свой ресурс в 1994 году, он преследовал исключительно гуманитарную цель: разместить в открытом доступе большое количество текстов для чтения, создать большой ресурс литературных текстов. Сегодня все размещаемые на страницах библиотеки тексты присланы любителями, посетителями сайта. А это значит, что в них могут встречаться ошибки, опечатки. Это один из важных моментов при работе с различными непрофессиональными библиотеками.
Другая масштабная библиотека – «Библиотека Альдебаран» [3]. Библиотека интересна и удобна в использовании. Книги на «Альдебаране» можно читать с экрана, а можно загружать в формате RTF и популярном формате FB2, который «понимает» большинство устройств для чтения электронных книг. Недостатком этой библиотеки является обилие размещенной на ее страницах рекламы.
Имеет смысл сказать не только о текстовых, но и о медийных электронных библиотеках. Обратимся к некоммерческой электронной библиотеке «Im Werden» [4]. Здесь собрано множество интереснейших материалов, часть из которых уникальна. Среди размещённых текстов можно найти редкие материалы. В рубрике «Читает автор», например, размещены 182 музыкальных фрагмента с записями авторского чтения. Если голоса Ахматовой, Чуковского, Бродского, Окуджавы сегодня еще можно услышать из разных источников, то голоса Зощенко (единственная из сохранившихся записей), Андреева, Брюсова, Бунина, Волошина, Гумилёва, Есенина, Мандельштама, Маяковского – это раритетные записи. Не меньший интерес представляет раздел «Документальное видео», где можно найти видеозаписи с Бродским, Ахматовой, Есениным, Заболоцким, пастернаком, Тарковским. Излишне говорить о значимости этих материалов для практики учителя-словесника.
В этой же библиотеке можно обнаружить работы по языкознанию, философии, психологии, педагогике, книги издательства «Academia» выпуска 30-х годов XX века.
При всем богатстве представленных в различных сетевых библиотеках источников действительной проблемой оказываются точность и достоверность размещенных в них текстов. На ранних этапах развития Интернета электронные библиотеки собирались энтузиастами, людьми, не имеющими профессиональных навыков в библиографической или филологической области. Следовательно, вопросы достоверности, аутентичности представленного текста оказывались во многом вторичны. На страницах различных сетевых ресурсов можно встретить неправильное форматирование, опечатки, фрагменты текста, представляемые как целые. К сожалению, с научной, академической точки зрения большинство современных электронных библиотек – источники недостаточно достоверные.
Касаясь вопроса о точности представляемых текстов, хотелось бы обратить внимание на ресурс «ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [5]. Проект реализуется под патронажем серьёзных научных организаций:
- Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН);
- Научно-технического центра «Информрегистр» Министерства информационных технологий и связи РФ;
- Межведомственного суперкомпьютерного центра РАН;
- Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН;
- Российской государственной библиотеки;
- Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН и др.
Серьёзный научный авторитет участников позволяет говорить о высоком качестве представленных материалов. И это действительно так, сайт по-своему уникальный. ФЭБ представляет собой, во-первых, хранилище текстов (источников, исследовательской и справочной литературы), а во-вторых, эффективный инструмент для их анализа. Электронная форма представления информации и современное программное обеспечение предоставляют исследователям и читателям качественно новые, по сравнению с традиционными, средства работы с огромными информационными массивами. Электронная библиотека получила название «фундаментальная», так как она создаётся с установкой на глобальный охват и полноту представления материалов по вынесенным в её название темам.
Проект «ФЭБ» ориентируется на следующие категории пользователей: научные учреждения, высшие и средние учебные заведения, традиционные библиотеки, литературные музеи, издательства. Его посетители — учёные, преподаватели, студенты-филологи, издатели и редакторы, любители русской словесности. Центральной операционной категорией Фундаментальной электронной библиотеки являются электронные научные издания (ЭНИ). ЭНИ — это прошедший научную и редакционно-издательскую обработку значительный по объёму информационный комплекс (тексты, изображения, музыкальные файлы). Электронные научные издания могут быть посвящены творческому наследию одного писателя, отдельному жанру или конкретному литературному произведению (памятнику).
Важной, даже уникальной, особенностью материалов ФЭБ является полная аутентичность электронного текста указанному изданию. Так как проект реализуется профессиональными филологами, текстологами, то пользователь может быть уверен, что отображаемый на веб-странице материал абсолютно идентичен размещённому в бумажном издании.
Не менее значисой особенностью является соблюдение пагинации, то есть мы можем быть уверены, что слово, перенос или синтаксический знак находятся в электронном и бумажном изданиях на одной и той же странице. Это важно при указании библиографических ссылок. Таким образом, Фундаментальная электронная библиотека — сетевой проект, предназначенный в том числе для удалённой научной, исследовательской работы. Ресурс огромен и постоянно пополняется. Очень бы хотелось порекомендовать педагогам подробно изучить его и стать постоянным пользователем.
Список источников
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // Российская газета. 2012. № 5812 (139). С. 17-18.
2. Библиотека Максима Мошкова. Режим доступа: http://lib.ru
3. Альдебаран. Электронная библиотека книг. Режим доступа: https://aldebaran.ru
4. Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden». Режим доступа: https://imwerden.de
5. ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Режим доступа: http://feb-web.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").
В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...
Информационные технологии на уроках литературы
Освоение интернет-технологий в настоящее время уже становится одной из базовых компетенций преподавателя. Чем же должны стать интернет-ресурсы в системе школьного литературного образования. Во-первых,...
Информационные технологии на уроках литературы
Презентация знакомит с возможностями электронного текста, с заданиями на основе электронного текста, с сетевыми библиотеками и условиями создания успешной презентации...
Методические советы по использованию современных информационных технологий на уроках литературы и русского языка
Методические советы по использованию современных информационных технологий на уроках литературы и русского языка...
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...
Статья "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ"
в статье ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ автор делится своим опытом по созданию и использованию ЭОР на уроках математики...
Презентация к статье ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ
Презентация ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ иллюстрирует наглядно материал для статьи ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ИСПОЛЬЗ...