Информационные технологии на уроках литературы
статья по литературе (9 класс) на тему
Освоение интернет-технологий в настоящее время уже становится одной из базовых компетенций преподавателя. Чем же должны стать интернет-ресурсы в системе школьного литературного образования. Во-первых, они должны стать значимым источником новой информации и предоставлять эксклюзивный материал для моделирования уроков. Во-вторых, стать источником и организатором самообразования преподавателя – словесника и как филолога, и как методиста. В-третьих, способствовать профессиональной рефлексии собственного и чужого опыта. Интернет – ресурсы уже сейчас осуществляют эти функции: информационную, обучающую, рефлексивную. Интернет – один из важнейших сегодня каналов доступа преподавателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_literatury.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии на уроках литературы.
Освоение интернет-технологий в настоящее время уже становится одной из базовых компетенций преподавателя. Введение новой образовательной парадигмы, утверждаемой в проектах Федерального государственного образовательного стандарта, предполагает переход от знаниевой составляющей к составляющей операционной: ценность знания теперь заключается не в нем самом, а в способности человека применять это знание на практике, именно эта способность и получила название компетенции.
Формирование компетентного читателя и читательских компетенций - наша задача.
Любовь к чтению - непременное свойство людей талантливых и неординарных. Чтение воспитывает душу. По мнению классиков, цель литературы – поставить диагноз современному человеку и обществу и, следовательно, побудить читателя задуматься.
Овладев элементарными навыками чтения, каждый может стать «собеседником» великих художников прошлого и настоящего.
Чем же должны стать интернет-ресурсы в системе школьного литературного образования.
Во-первых, они должны стать значимым источником новой информации и предоставлять эксклюзивный материал для моделирования уроков.
Во-вторых, стать источником и организатором самообразования преподавателя – словесника и как филолога, и как методиста.
В-третьих, способствовать профессиональной рефлексии собственного и чужого опыта.
Интернет – ресурсы уже сейчас осуществляют эти функции:
- информационную,
- обучающую,
- рефлексивную.
Интернет – один из важнейших сегодня каналов доступа преподавателя к педагогическим инновациям, но он может сыграть и разрушительную роль. Поэтому, не научившись отличать в Сети зёрна от плевел, не стоит в нее вступать или, точнее, впутываться.
По моему мнению, на первом месте у преподавателя-словесника должны быть его филологические, методические и психолого-педагогические компетенции и лишь на втором - информационные.
В практике любого словесника присутствуют два важных элемента:
подготовка собственных материалов к уроку;
подготовка раздаточных материалов для учащихся.
Для этого нужны следующие умения:
1. Опыт работы с ресурсами Интернета (например, для поиска электронных книг в сетевых библиотеках или филологических материалов на специализированных сайтах).
2. Опыт работы с тестовым редактором Microsoft Word или другими.
В настоящее время в Сети имеется огромное количество ресурсов, представляющих интерес для преподавателя литературы. В первую очередь это электронные библиотеки:
Библиотека Максима Мошкова;
Библиотека Альдебаран;
Классика.ру
«Im. Werden»
«ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
Используя материалы электронных библиотек, можно воспользоваться двумя поисковыми системами. Это проект «Библус» – библиографический каталог, включающий в себя 1,2 миллиона книг, около 365 тысяч авторов. И поисковая система, предназначенная для поиска произведений, размещенных в электронных библиотеках. Сайт http://www.ebdb.ru. Данный сайт содержит более 2 млн. единиц проиндексированных книг.
Кроме базового поиска, интересными особенностями сервиса являются следующие:
- возможность поиска книг внутри конкретной библиотеки;
- возможность поиска книг по нескольким библиотекам;
- возможность подписки пользователей на обновления специфических книг в электронной библиотеке;
- возможность поиска как отдельных слов, так и точных фраз.
Возможности, которые создает электронный текст в работе с учащимися.
В зависимости от задания преподавателя учащиеся могут подбирать произведения изучаемых авторов, формулировать названия сборников произведений, подбирать иллюстративный материал, обретают навыки работы с информацией: сбор, обработка, анализ, представление. Такие формы могут быть использованы в исследовательской и проектной деятельности суворовцев. Главное, грамотно и точно сформулировать исследовательскую задачу, так, чтобы поиск выявил своеобразие изучаемого произведения, помог суворовцу глубже и точнее понять его, – вот в чем мастерство преподавателя.
Использование презентаций в учебном процессе.
Это инструмент, развивающий и дополняющий существующие принципы наглядности, он требует нашей методической рефлексии.
Использование презентаций можно рассматривать на трех уровнях.
Первый уровень – практический.
Этот уровень подразумевает технический аспект освоения программного пакета: создание слайдов, написание и форматирование текста презентации, интеграция графики, аудио - видеофрагментов, создание анимационных эффектов и пр. Освоение этого уровня в среде Microsoft PowerPoint, как правило, идет значительно быстрее.
Второй уровень – когнитивный (познавательный).
На этом уровне происходит переход от проблемы «Как создать презентацию?» к вопросу «Что мы создаем?»:
- Устное выступление и выступление с презентацией. В чем принципиальная разница? Поведение докладчика с презентацией и без нее. Взаимодействие вербального и визуального компонентов.
- Презентация как инструмент выступления: достоинства и ограничения.
- Особенности использования презентации в учебном процессе.
- Классификация (типология) учебных презентаций.
- Композиция слайда с точки зрения когнитивной психологии.
- Текст в презентации.
- Графика в презентации.
- Анимация в презентации.
- Ограничения в презентации (что разрушает визуальное впечатление и «разваливает» презентацию?)
Самостоятельное освоение принципов этого уровня в большинстве случаев невозможно, здесь требуется привлечение целого комплекса умений и представлений из разных предметных областей: психологии восприятия и воздействия, типографики (издательского дела), веб-дизайна, риторики.
Третий уровень – методический.
На этом этапе необходимо решить следующий круг вопросов:
- Зависимость объема презентации (в слайдах) от формы работы (классная, внеурочная), темы изучения и возраста учащихся.
- Продолжительность презентации на уроке.
- Презентация, сделанная суворовцем.
- Презентация как преподавательский конспект.
- Коллективное создание презентации суворовцами.
- Уникальные свойства презентации в рамках конкретного предмета преподавания (например, при изучении литературы):
- презентация при изучении эпического произведения, лирики, драмы;
- презентация как инструмент словарной работы;
- презентация как форма работы с текстом: обработка больших объемов данных (выделение главного, составление тезисов и т. д.)
- использование презентации как инструмента анализа текста;
- презентация как инструмент отображения интертекстуальных связей художественного текста.
Невозможно добиться успеха, если нет объединения технологических навыков создания презентаций и методики преподавания предмета.
Очень важным фактором успешной презентации является умение автора устанавливать связь между тем, что он говорит и что демонстрирует.
Использование информационных технологий на уроках литературы предполагает формирование навыков содержательной и эстетической рефлексии виртуальной информационной среды и таким образом формирует эстетический компонент информационной культуры суворовцев.
Мы живем в удивительное время. Появление и распространение Интернета наглядно продемонстрировало, что информация сама по себе бессмысленна, если ее слишком много. Важны знания, полученные в результате переработки информации, прошедшие этап личностного присвоения. Для личной и профессиональной социализации человека необходимы новые методы работы с информацией: за единицу времени необходимо получить информационный максимум.
Перед нами за партами (а все чаще – за компьютерами) сидит новое поколение людей, для которых Интернет – пространство обитания. Они привыкли быть в Сети. Они способны работать со множеством источников одновременно. Их не может устроить монологическая модель информационной передачи. Современный человек находится в поле постоянного информационного выбора, вырабатывает внутренние механизмы принятия-отрицания информационных раздражителей.
В настоящее время важна не сумма знаний, а методы их приобретения.
Поэтому мы действительно будем вынуждены всю свою профессиональную жизнь учиться. Сегодня владение новыми информационными технологиями – такая же часть культуры, как правила поведения, как этикет. И от владения этой культурой в будущем будет зависеть личная и профессиональная социализация наших учеников. Поэтому, если мы остаемся учителями – мы должны остаться и учениками.
И сесть за тетрадь, за книгу, за клавиатуру.
Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат и др. М.: Академия. 2000.
2. Ю.В. Ээльмаа, С.В. Федоров Информационные технологии на уроках литературы. Москва. «Просвещение». 2012.
3. Ягудина Р.И. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы. Чита. «Молодой ученый». 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным. Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....
Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").
В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...
Информационные технологии на уроках литературы
Презентация знакомит с возможностями электронного текста, с заданиями на основе электронного текста, с сетевыми библиотеками и условиями создания успешной презентации...
Научно-методическая разработка урока: «Применение информационных технологий на уроках карачаевского языка и литературы»
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него...
Методические советы по использованию современных информационных технологий на уроках литературы и русского языка
Методические советы по использованию современных информационных технологий на уроках литературы и русского языка...
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК
Сегодня необычайно актуальна проблема грамотного использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе. При их использовании в системе школьного образования главным оказывается требование н...
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...