Автограф победы. О войне и мире на уроках русского
статья по литературе

Парфёнцева Елена Анатольевна

Эссе лауреата XX  Международного Пушкинского конкурса для учителей русского языка и литературы

Участникам конкурса предлагалось выполнить творческую работу на тему: «Автограф Победы. О войне и мире на уроках русского». В 2020 году мы отмечали 75-летие Победы в Великой Отечественной и во Второй мировой войне. Вместе с союзниками ее одержал над фашизмом Советский Союз и все его народы. Этот факт после Нюрнбергского процесса был бесспорным. К сожалению, в последние годы историю не только чтят, но и переписывают: фейки и мифы проникли даже в учебники. А что знают о войне и Победе ваши ученики? Какая семейная память, какие книги, фильмы и песни помогают им в этом? Какую правду о Второй мировой они постигают в своих учебниках? И какие, подчеркнем особо, личные победы в изучении русского языка сегодня важны для вас и ваших учеников?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtograf_pobedy.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Автограф победы. О войне и мире на уроках русского»

(эссе лауреата XX  Международного Пушкинского конкурса

для учителей русского языка и литературы)

        Гитлер на коленях – фотография скульптуры висит на доске за спиной учителя, взгляды учащихся то и дело возвращаются к ней. Говорим об идее Раскольникова, его кумире Наполеоне, а на доске продолжает вызывать недоумение коленопреклоненный Гитлер.

        Наши учащиеся, дети поколения Z, могут получить ответ на любой вопрос, просто кликнув по экрану телефона. Но они еще не знают, что правильный вопрос – это уже половина ответа.

        Так много сейчас «историков», раскрывающих «всю правду» о войне, так модно на все смотреть с разных точек зрения, толерантно подыскивать оправдания нацистам. Культурное пространство наводнили произведения, где черное и белое, хорошее и плохое меняется ролями. Современно, зрелищно, но…

        Каждый год мы возвращаемся к теме Великой Отечественной войны, каждый год проходят памятные мероприятия, каждый год ребята пытаются отмахнуться со словами: «Сколько можно! Мы все знаем». И каждый год мы, учителя,  показываем, что это не так.

        Ребятам нравится фильм «Мы из будущего» о погружении в историю нашего современника, взглянувшего на войну изнутри. Прекрасный способ для сопереживательного изучения. Вот и провожу в колледже игру в альтернативную реальность «Что  если бы…», которая заканчивается конкурсом эссе. Что если бы во Второй мировой войне победила нацистская Германия? Какой была бы наша жизнь сейчас? Всегда найдется кто-то, кто с вызовом скажет, что это неплохо: стали бы частью цивилизованного мира. Вот и прекрасно, пусть расскажут, что это такое, какие законы они считают справедливыми, на что, по их мнению, имеют право. А потом найдут ответы на такие вопросы: Чего добивались нацисты? Как они действовали на завоеванных территориях? Какие цели ставили? Есть ли в мире сейчас страны с похожим политическим режимом? И подумают над понятиями: фашизм, нацизм, расизм, геноцид, гетто, расовая гигиена, Холокост, трудовые и концентрационные лагеря, операция «Эвтаназия», колониальная политика, аннексированные территории, образование, оплата труда, план «Ост» и т.д. Таких страшных слов можно собрать на несколько страниц, но это и хорошо. Чем больше знаний, тем меньше места для опасных заблуждений.

Эпиграф к игре из «Дневника» Анны Франк вызывает у ребят, по их словам, мурашки по коже: «Только сейчас я поняла, как славно ездить на трамвае, особенно открытом. Но нам, евреям, это удовольствие сейчас недоступно, и приходится бегать на своих двоих». Вот и в итоговых сочинениях все до единого отказываются от мысли, что нас ждало бы прекрасное будущее в случае поражения. Некоторые работы очень тонкие и проникновенные, в них звучат не только те мысли, к которым мы пришли в процессе обсуждения и жарких споров. До слез тронуло высказывание, что «рабам не полагается ходить в театры, развивать свою культуру и национальную самобытность, так проще ими управлять».

        Казалось бы, наши учащиеся в массе не слишком интересуются театром, откуда такие мысли? Но вот проходит акция «Читаем о войне». Ребята рассказывают о войне и женщине - несовместимых словах женского рода, зачитывают монологи из книги Светланы Алексиевич «У войны - не женское лицо». Потом слушают чтение стихов не из уст учителя литературы, такого привычного и знакомого, а других приглашенных учителей. И тайком отводят заблестевшие глаза под «Елку» Юлии Друниной, взрываясь аплодисментами восхищения. И почти открыто плачут вместе с методистом, матерью двоих сыновей, над «Балладой  о матери» Андрея Дементьева. По окончании делятся впечатлениями и просят не проводить обсуждение: это личное, это нельзя говорить вслух. Но дайте, пожалуйста, список прочитанных стихов. Вот он успех! Спасибо тому учителю, который придумал эту акцию и поделился разработкой, выложив ее в интернет!

        Живое чувство самый лучший спутник учителя, но как же его вызвать? Как убедить, что история и литература – это не абстрактные дисциплины, это истории людей, простых, обычных людей, таких же, как все окружающие нас, как мы сами? Не просто так ведь существует множество вариантов популярной цитаты: «Тот, кто не извлекает уроков из истории, обречен повторять ее ошибки». Забыв о благодарности за подвиг наших предков, мы рискуем нашим будущим. Раньше было по-другому, люди были другими, это не обо мне – вот обычный ответ учащихся. Но спасибо Льву Николаевичу Толстому за его роман «Война и мир». Две войны: справедливая и несправедливая – доступно раскладывают по полочкам важные вещи. Захватническую войну в Австрии 1805 года мои ученики называли «бардак» и «бессмыслица». Они нашли много точек соприкосновения с современностью, подобрали примеры из новейшей истории. Освободительная война 1812 года оценивалась ими иначе. Единение русского народа, возмездие, постигшее непобедимую армию Наполеона, воспринималось как высшая и неотвратимая справедливость. Гениальный Толстой показал жизнь обычных людей, которая продолжалась естественным путем, а все же каждый способствовал победе. Вот он пример настоящей истории! Больше всего ребят удивляло партизанское движение, уже тогда отразившее национальный характер.

Черты этого характера мы находим у простых людей и гордимся своей принадлежностью к славянскому народу. «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота». Переживания главного героя рассказа Алексея Толстого «Русский характер» близки и понятны юным читателям. Мы писали письмо от лица Егора Дремова его родителям, где он объяснял свой поступок: почему представился другим человеком. Пока обсуждали вслух, высказывались сдержанно, нейтрально, а вот в письмах звучали такие искренние слова, что верилось: прочувствовали, соприкоснулись душой.

Так же эмоционально воспринимается ребятами рассказ Шолохова «Судьба человека». Одно из немногих произведений, которое, по искренним признаниям, читается целиком, а не в кратком изложении. Стойкость Андрея Соколова, его мужественное мужское поведение вызывает восхищение. На уроках, перекрикивая друг друга, азартно делятся впечатлениями, с восхищением пересказывают сцену с комендантом лагеря. Непроизвольно понижают голос, говоря о хлебе и сале, честно разделенном в бараке на всех. Искренне переживают, что герой оттолкнул жену на вокзале, а потом сожалел бесконечно. Стыдливо глотают слезы на словах: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Андрей Соколов простой человек, который прошел через горнило войны, но остался Человеком. Его жизнь – обличение войны и торжество Победы. И когда учащиеся приходят к этому выводу, хочется заплакать от облегчения – заработала душа, очистилась от предубеждений!

        Самое главное для учителя русского языка и литературы не изучить предмет, а научить владеть языком, речью, текстом, всем, что становится доступным с помощью Слова, прочувствовать, понять, научиться извлекать уроки. Вот и думаешь, как совместить формирование навыков с работой души. Все учащиеся слышали о Холокосте, но если попросить рассказать подробнее, то становится понятно, что они не слишком хорошо представляют, что это такое. Беларусь – страна, где погиб каждый четвертый, но в сознании ребят это связано не с геноцидом, а карательными операциями, голодом и сражениями. Арт Шпигельман написал графический роман «Маус: Рассказ выжившего», единственный «комикс», получивший Пулитцеровскую премию. Форма произведения интересна молодому поколению, поэтому ребята с интересом превращали фрагменты истории в полноценные тексты разных стилей. Тут и развитие речи, и погружение в историю, и осмысление произошедших событий. Тем более, что роман биографический, герои обычные люди, с привычными слабостями и настоящими чувствами.

        Один из фаворитов для написания отзывов у моих учеников – повесть Бориса Васильева «В списках не значился». Возраст Коли Плужникова близок учащимся колледжа, они сравнивают себя с ним, примеряют на себя его поступки, слова. Однажды долго обсуждали выбор героя, его решение остаться в Брестской крепости, а потом в работах звучали мысли о том, как важно решить для себя, каким ты хочешь быть, и оставаться собой.

        Еще одна важная мысль всегда появляется при обсуждении финала повести: правильный, порядочный или человечный поступок фашиста – это всего лишь поступок личности, но никак не оправдание нацизма в целом. Да, есть истории, когда немцы проявляли доброту или сострадание. В сочинении «Война в моей семейной истории» один учащийся рассказывает, как в их деревню привезли конфеты для жителей, но несколько солдат вернулись и предупредили, что они отравлены. Бабушка юноши вспоминала об этом с благодарностью. Да, армию составляют люди. С обеих сторон могут быть и хорошие, и плохие люди. Но нельзя забывать, что оставаясь на стороне зла, ты выбираешь Идею, а это важнее, чем твои личные качества. Так и фашизм нельзя оправдывать только потому, что среди его сторонников есть те, кто тебе нравится.

        «И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке». Этот рыцарский фрагмент, когда враги отдают высшие воинские почести герою, всегда находит отклик в сердцах ребят. Он – русский солдат, не назвавший своего имени. Они, оценившие его героизм. Вот этот момент для большого разговора.

        А на доске все еще висит, вызывая жгучий интерес, Гитлер на коленях.  Занятие близится к концу. Учитель оборачивается к фотографии. Прощение, милосердие, второй шанс… Идеи господства одних людей над другими продолжают волновать человечество. Раскольников, который верил, что имеет право переступить через людей во благо. Его кумир Наполеон, достигший вершины карьеры. Гитлер - носитель таких же идей. Маурицио Каттелан создал скульптуру коленопреклоненного Гитлера и выставил ее в пустой комнате, нет публики – раскаяние искреннее, не напоказ. Можем ли мы его простить?

И в классе поднимается волна негодования. Никто! Никогда! Не нашел оправдания!

Вот он – настоящий автограф Победы, отпечатанный в сердцах каждого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Великий подвиг русского народа. Победа в войне 1812 года.

Классный час посвященный победе русского народа в войне 1812 года...

Презентация к уроку Памяти "70-летие победы в войне с милитаристской Японией"

В 2015 г. исполняется 70 лет со дня Победы в войне с Японией. Предлагаем в этот день провести урок Памяти. Это будет урок, посвященный героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй миро...

Методическая разработка урока Памяти, посвящённого 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией

Урок Памяти, посвящённый Победе в войне с милитаристской Японией 2 сентября 1945 г., посвящён героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны.Цель: создание педагогических у...

Урок- памяти, посвящённый 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией

Урок Памяти, посвящённый Победе в войне с милитаристской Японией 2 сентября 1945 г., посвящён героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны. Цель: создание педагогических...

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Разработка классного часа в рамках Урока Победы «Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной войны»

Внеклассное мероприятие: классный часФорма: Путешествие в прошлое по страницам газет военной поры 1941 – 1945 гг.Тема:«Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной ...