Интеграция школьных предметов
статья по литературе

Безукладникова Тамара Сергеевна

Из-за временной несочетаемости учебного материала литературы и истории необходима интеграция этих школьных предметов. Задача учителя – соединить в восприятии ребёнка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, соединив в одном учебном материале литературные и исторические знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_shk._predmetov.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция школьных предметов

В настоящее время перед школой  стоит проблема:  как повысить интерес школьников к учебе. Одна из причин потери интереса  - консервативное и чёткое  деление на предметы, которые, как правило,  существуют автономно друг от друга.

Да и принципы построения учебных программ различные: существуют два основных способа построения учебных программ: линейный и концентрический.

Суть линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев - ступеней учебной работы, -  как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Историю и литературу дети проходят отдельно. И принципы построения учебных программ по истории и литературе разные. Во многих программах по литературе каждый год есть что-то из древнерусской литературы, из XVIII, XIX и XX веков. Программа по истории, напротив, последовательна: в 5 классе -  Древний мир, в 6-м  - Средние века, в 7-м  - Новое время и так далее. В результате, получаем ощутимый разрыв между историей и литературой, преодолеть который действительно трудно. Предметы существуют отдельно, поэтому подстроить изучаемые произведения по литературе под программу истории очень сложно. А ведь литература невозможна вне исторического контекста! Да и история без литературы вряд ли возможна.

Одно из первых произведений 5 класса -  «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева, для понимания сюжетной линии которого необходимо хотя бы в общих чертах иметь представление о крепостном строе. При этом на уроках истории данное историческое явление разбирается только в 8 классе.

Невозможно обойтись на уроках литературы без подробного исторического комментария, так как многие произведения созданы на исторической основе. Это такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Бородино», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Житие Александра Невского», «Железная дорога», «Левша», «Поучения Владимира Мономаха», «Тарас Бульба»,  «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др. 

Как видим, интеграция в преподавании необходима, т.к. у современных школьников из-за множества учебных дисциплин  и временной несочетаемости учебного материала формируется фрагментарность мировоззрения, разрыв межпредметных связей.

 Это побуждает  преподавателей искать новые методы и средства, способствующие развитию интереса к предмету, расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя. Немалая роль отводится нетрадиционным или нестандартным урокам. Одна из последних новаций такого рода -  это интеграция учебного процесса.

Что же такое интеграция? Ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова «интеграция». Зато хорошо известно, что латинское слово «integratio» принято к употреблению в двух  значениях:

 - процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем;

 - объединение в целом каких-либо частей, элементов.

Идея интегрированных уроков возникает  из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу,  прежде всего предметов гуманитарного цикла. Задача учителя  — соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в мире.

 Интеграция — это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале  литературных и исторических знаний. Интегрированные уроки помогают отрабатывать навык «вхождения» в историческое пространство художественного произведения, формирования понимания  его исторической канвы. А исторические события, осмысленные через художественный образ (художественный образ -  это картина жизни, проникнутая мыслями и чувствами писателя), формируют устойчивую мировоззренческую позицию учеников, развитие его эмоционального интеллекта.  «Историк имеет дело до результатов события, художник - до самого факта события», - писал  Л.Н. Толстой.

Например, Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы». Анализируется не только художественное произведение, но и исторические события, на фоне которых происходит действие, – это Крымская война 1853-55 годов.

«Севастопольские рассказы» - художественное исследование войны, отношение писателя к войне. Все, что видел и глубоко переживал Л.Н. Толстой (он участвовал в обороне Севастополя), хроника боевых событий (как изначально были задуманы «Севастопольские рассказы») превратилось в художественное исследование войны и, прежде всего, в глубокий психологический анализ мыслей, чувств, поведения человека на войне.

Художественный образ  облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.

Есть в курсе истории 9 класса тема «Брестская крепость». На уроке необходимо рассказать ученикам о начале Великой Отечественной войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но исторический материал учебника кажется сухим и недостаточно эмоциональным. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, можно прочитать,  например, отрывок из повести Бориса Васильева «В списках не значился» о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.

Использование художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи, т.к. формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.

Итак, литературные тексты выступают источником нравственно-этического осмысления исторических событий, а исторические тексты служат «помощниками» для понимания и осознания исторических событий, которые в художественной форме представлены автором.

Интегрированные уроки создают ситуацию для опережающего обучения, когда учащиеся на наглядном примере видят цель, задачи и результат деятельности и соотносят их с собственным уровнем интеллекта.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

 1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.

2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

3.При проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий.

В форме интегрированных уроков можно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для данных  предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

 Интегрированные уроки позволяют использовать различные педагогические технологии: развивающее обучение, личностно - ориентированное обучение, коммуникативно - диалоговую и проектную  деятельность. Формы и типы уроков тоже могут быть  самые разные:  лекции, конференции, семинары, исследования, диспуты, экскурсии, инсценировки. 

 Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных и межпредметных связей. 

Следует, конечно, понимать, что  не все уроки приемлемы для интеграции. В основе интегрированных уроков должна быть близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ - компетентности через интеграцию с другими школьными предметами

Статья "Формирование ИКТ - компетентностичерез интеграцию с другими школьными предметами"...

Интеграция школьных предметов – основа всесторонне развитой личности.

Слайд 1. Тема: интеграция школьных предметов – основа всесторонне развитой личности.Слайд 2.  Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развит...

Методическая разработка на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса»

Пояснительная записка к методической разработке на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса».Проведение интегрированных уроков, объединяющих в одн...

Учебно-методическое пособие "Сборник тестов к урокам русского языка, которые включают компонент интеграции с предметами школьного курса"

Проведение интегрированных уроков, объединяющих в одно целое разные дисциплины школьного курса, способствует не только развитию мировоззрения учащихся, но и росту творческого потенциала учителя....

Интеграция школьных предметов естественно математического цикла на примере школьного курса физики.

методическая разработка программы по интеграции естественно-математических предметов на уроках физики...

Интеграция уроков естественнонаучного направления с другими школьными предметами

В статье доказана эффективность применения интеграции на уроках естественнонаучного цикла....

Статья: "Интеграция естественных предметов в школьном курсе обучения" Е.М. Даурова, А.Х. Юсубов

Сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции (г. Армавир. 22-24 ноября 2016г.)...