Школьный этап ВОШ по литературе. Задания и критерии для 7 кл.
олимпиадные задания по литературе (7 класс)
Школьный этап ВОШ по литературе. Задания и критерии для 7 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_literature._shkolnyy_etap._zadaniya_i_kriterii_dlya_7_kl.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
по литературе для 7 класса
Время выполнения заданий – не более 3 астрономических часов
Задание №1
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, помещенные после текста. Опираясь на свои ответы, проанализируйте текст, излагая свои впечатления о прочитанном. Пишите связным текстом. Работы, написанные отдельными, не связанными между собой предложениями, не оцениваются. Пишите свободно, красиво, грамотно, доказательно.
РОДНИК В МЕЛКОЛЕСЬЕ
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как
драгоценные камни излучают таинственный блеск.
Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой
физик легко объяснит это явление законами оптики.
Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно
примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.
Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин.
Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова.
Аквамарин считается по своему имени (аква марин - морская вода) камнем,
передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.
Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой
цвета звезд.
Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других
драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой.
Сравнительно легко объяснить происхождение "поэтического излучения"
многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае,
когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.
Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше
воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как "зарница",
объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает
медленный ночной блеск далекой молнии.
Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим.
Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков,
солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в
русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть,
помимо книг, таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов,
Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.
Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.
Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то
прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи.
Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника.
Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород - ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице.
Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих
местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и милы.
Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые
окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то
можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.
Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала
скипидаром.
- Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на
дно неистово барахтавшийся жук. - Должно, Волга тоже начинается из такого
оконца?
- Да, должно быть, - согласился я.
- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и
смущенно усмехнулся. - И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.
Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил:
- Вы, говорят, вроде книги пишете?
- Да, пишу.
- Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни
прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу,
перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они
взялись? Да ничего не получается.
Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и
радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик.
- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.
- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его
обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается.
Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через
всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник,
родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой. Как бы родня! -
повторил он и засмеялся.
Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера
заключались в этих словах.
Определите тип речи и стиль речи данного текста.
Сформируйте тему и идею данного текста.
Какую роль играет описание природы в художественном произведении?
Какие выразительно-изобразительные средства и приёмы использует Паустовский в своём очерке?
Кого следует считать героем очерка?
Какова авторская позиция?
Задание N2
Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик»:
Жил кораблик, весёлый и стройный,
Над волнами, как сокол, парил.
Сам себя, говорят, он построил.
Сам себя, говорят, смастерил.
Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб, и в металл,
Сам повёл себя в рейс -
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.
Шёл кораблик, шумел парусами,
Не боялся нигде ничего.
И вулканы седыми бровями
Поводили при виде его.
Шёл кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету,
Всё ль на месте -
Всё записывал, всё проверял.
Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки
С ним встречались другие суда:
Постоят, посудачат минутку
И опять побегут кто - куда.
Шёл кораблик, о чём-то мечтал,
Всё, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы сам -
Сам свой лоцман,
Сам свой боцман,
Матрос,
Капитан.
Стихотворение «построено» на использовании олицетворения. Какие детали помогают увидеть кораблик в «человеческом обличье»? Какие слова «очеловечивают» кораблик? Найдите примеры олицетворения в стихотворении. Кого напоминают герои, которых коснулось олицетворение? Какая серьезная мысль звучит в финале этого веселого стихотворения?
Дайте ответы на эти вопросы в виде связного текста.
Критерии оценивания олимпиадных заданий
При оценке выполнения задания №1 учитываются:
№/п | Критерии оценивания | Количество баллов |
1 | Глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) . | 10 |
2 | Знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его | 5 |
3 | Умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства | 5 |
4 | Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) | 10 |
Всего | 30 |
При оценке выполнения задания №2 учитываются:
№/п | Критерии оценивания | Количество баллов |
1 | Глубина постижения темы работы. | 5 |
2 | Знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его | 5 |
3 | Умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства | 5 |
4 | Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) | 5 |
Всего | 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания школьного этапа биологической олимпиады
Варианты олимпиадных заданий по биологии 9-11кл., содержащие задания разного уровня сложности. В каждом варианте по 5 заданий. Задания можно использовать при подготовке к олимпиаде по биологии. Даны о...
Творческая работа победителя школьного этапа ВКС,проходившего в сентябре.На школьном уровне победу одержала ученица 8-го класса Усачёва Надежда.
Среди 7-и тем ВКС ученица выбрала близкую ей тему "Прошлое,настоящее и будущее моей малой родины " Работа интересная ,в ней ученица делится своими впечатлениями о малой родине х....
Всероссийская олимпиада по литературе Задания Муниципальный этап
Задания по классам...
Положение о проведении школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Положение о проведении школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»
1. Цель и задачиСоревнования проводятся с целью реализации Указа Президента Российской федерации № 948 от 30 июля 2010 года.Задачи:Укрепление здоровья школьников, повышение их двигательной активности...
Приказ УО АМО Шурышкарский район Разработчик заданий с ответами, критериями оценивания для проведения школьного этапа ВОШ в 2018 году
Копия приказа...
Школьный этап ВОШ. Задания и критерии для 5 -6 кл.
Школьный этап ВОШ. Задания и критерии для 5 -6 кл....