Школьный этап ВОШ по литературе. Задания и критерии для 7 кл.
олимпиадные задания по литературе (7 класс)

Кабачёва Наталья Ивановна

Школьный этап ВОШ по литературе.  Задания и критерии для 7 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

 по литературе  для  7 класса

Время выполнения заданий  –  не более 3 астрономических  часов

 

Задание  №1 

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, помещенные после текста. Опираясь на свои ответы, проанализируйте текст, излагая свои впечатления  о прочитанном. Пишите связным текстом. Работы, написанные отдельными, не связанными между собой предложениями, не оцениваются. Пишите свободно, красиво, грамотно, доказательно.

РОДНИК В МЕЛКОЛЕСЬЕ

   Многие русские слова сами по  себе  излучают  поэзию,  подобно  тому  как

драгоценные камни излучают таинственный блеск.

   Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что  любой

физик легко объяснит это явление законами оптики.

   Но  все  же  блеск  камней  вызывает  ощущение   таинственности.   Трудно

примириться с мыслью, что внутри камня,  откуда  льются  сияющие  лучи,  нет собственного источника света.

   Это относится ко многим камням, даже к такому скромному,  как  аквамарин.

Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова.

   Аквамарин считается по своему имени (аква марин - морская  вода)  камнем,

передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной  его  глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие  аквамарина заключается  в  том,  что  он  ярко  освещен  изнутри  совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.

   Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море  с  водой

цвета звезд.

   Очевидно,  эти  цветовые  и  световые  особенности  аквамарина  и  других

драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их  красота  нам  все же кажется необъяснимой.

   Сравнительно  легко  объяснить  происхождение  "поэтического   излучения"

многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам  поэтическим  в  том  случае,

когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.

   Но действие самого слова (а не понятия, которое  оно  выражает)  на  наше

воображение, хотя бы, к  примеру,  такого  простого  слова,  как  "зарница",

объяснить гораздо труднее.  Самое  звучание  этого  слова  как  бы  передает

медленный ночной блеск далекой молнии.

   Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать  и  делать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но  я  далек  от мысли навязывать это восприятие другим.

   Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей  природой.

   Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах  и  богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до  косточки"  свой  народ  и  чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

   Для всего, что существует в природе,  -  воды,  воздуха,  неба,  облаков,

солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, -  в

русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

   Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть,

помимо книг,  таких  знатоков  природы  и  народного  языка,  как  Кайгородов,

Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин  и  многие  другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого  народа,  язык  колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников,  охотников,  рыбаков,  старых  рабочих, лесных  объездчиков,  бакенщиков,  кустарей,  сельских  живописцев,  ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.

   Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

   Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом.  Если  это  верно,  то

прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение  для разговора о русской речи.

   Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена  здесь  было  большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал  только  глубокий,  вековой  мох,  небольшие  окна-колодцы  в  этом  мху  да   обилие  багульника.

   Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В  мелколесье  много прелести. Юные деревца всех пород - ель и  сосна,  осина  и  береза  -  растут дружно и тесно. Там  всегда  светло  и  чисто,  как  в  прибранной  к  празднику крестьянской горнице.

   Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в  этих

местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек и  веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны  и  милы.

   Кое-где  во  мху,  как  я  уже  говорил,  попадались  маленькие   круглые

окна-колодцы. Вода в них казалась  неподвижной.  Но  если  приглядеться,  то

можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.

   Мы остановились у одного такого оконца и напились  воды.  Она  попахивала

скипидаром.

   - Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел  на

дно неистово барахтавшийся жук. - Должно, Волга тоже  начинается  из  такого

оконца?

   - Да, должно быть, - согласился я.

   - Я большой любитель  разбирать  слова,  -  неожиданно  сказал  лесник  и

смущенно усмехнулся. - И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет  к тебе одно слово и не дает покоя.

   Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил:

   - Вы, говорят, вроде книги пишете?

   - Да, пишу.

   - Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот  как  ни

прикидываю,  а  редко  какому  слову  найду  объяснение.  Идешь   по   лесу,

перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда  они

взялись? Да ничего не получается.

   Познаний у меня нет. Не обучен. А  бывает,  найдешь  слову  объяснение  и

радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек,  простой  обходчик.

   - А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.

   - Да вот  этот  самый  родник.  Я  это  слово  давно  приметил.  Все  его

обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого,  что  тут  вода  зарождается.

Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку  землю,  через

всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это  складно  выходит,  -  родник,

родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой.  Как  бы  родня!  -

повторил он и засмеялся.

   Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

   Весь многовековый опыт народа,  вся  поэтическая  сторона  его  характера

заключались в этих словах.

Определите тип речи и стиль речи данного текста.

Сформируйте тему и идею данного текста.

Какую роль играет описание природы в художественном произведении?

Какие выразительно-изобразительные средства и приёмы использует Паустовский в своём очерке?

Кого следует считать героем очерка?

Какова авторская позиция?

 

Задание N2

Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой «Кораблик»:

Жил кораблик, весёлый и стройный,

Над волнами, как сокол, парил.

Сам себя, говорят, он построил.

Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,

Сам оделся и в дуб, и в металл,

Сам повёл себя в рейс -

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Матрос,

Капитан.

Шёл кораблик, шумел парусами,

Не боялся нигде ничего.

И вулканы седыми бровями

Поводили при виде его.

Шёл кораблик по летним морям,

Корчил рожи последним царям,

Все ли страны в цвету,

Всё ль на месте -

Всё записывал, всё проверял.

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки

С ним встречались другие суда:

Постоят, посудачат минутку

И опять побегут кто - куда.

Шёл кораблик, о чём-то мечтал,

Всё, что видел, на мачты мотал,

Делал выводы сам -

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Матрос,

Капитан.

Стихотворение «построено» на использовании олицетворения. Какие детали помогают увидеть кораблик в «человеческом обличье»? Какие слова «очеловечивают» кораблик? Найдите примеры олицетворения в стихотворении. Кого напоминают герои, которых коснулось олицетворение? Какая серьезная мысль звучит в финале этого веселого стихотворения?

Дайте ответы на эти вопросы в виде связного текста.

Критерии оценивания олимпиадных заданий

При оценке  выполнения задания №1 учитываются:

№/п

Критерии оценивания

Количество

баллов

1

Глубина  постижения  произведения  (темы,  жанра,  сюжета,  героя,  композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) .

10

2

Знание  фактического  материала  из  истории  и  теории  литературы  и  умение использовать его

5

3

Умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства

5

4

Композиционная  стройность,  язык  и  стиль  работы  участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

10

Всего

30

При оценке  выполнения задания №2 учитываются:

№/п

Критерии оценивания

Количество

баллов

1

Глубина  постижения  темы работы.

5

2

Знание  фактического  материала  из  истории  и  теории  литературы  и  умение использовать его

5

3

Умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства

5

4

Композиционная  стройность,  язык  и  стиль  работы  участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

5

Всего

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного этапа биологической олимпиады

Варианты олимпиадных заданий по биологии 9-11кл., содержащие задания разного уровня сложности. В каждом варианте по 5 заданий. Задания можно использовать при подготовке к олимпиаде по биологии. Даны о...

Творческая работа победителя школьного этапа ВКС,проходившего в сентябре.На школьном уровне победу одержала ученица 8-го класса Усачёва Надежда.

Среди 7-и  тем ВКС ученица выбрала близкую  ей тему "Прошлое,настоящее и будущее моей малой родины " Работа интересная ,в ней ученица делится своими впечатлениями о малой родине х....

Положение о проведении школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Положение о проведении школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»

1. Цель и задачиСоревнования проводятся с целью реализации Указа Президента Российской федерации № 948 от 30 июля 2010 года.Задачи:Укрепление здоровья школьников, повышение их двигательной активности...

Школьный этап ВОШ. Задания и критерии для 5 -6 кл.

Школьный этап ВОШ. Задания и критерии для 5 -6 кл....