План- конспект урока-путешествия по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
План-конспект урока-путешествия содержит материал игровой формы работы над художественными средствами в произведении М.Ю. Лермонтова "Бородино". Путешествие в страну Литературоведения поможет учащимся научиться работать с литературоведческими понятиями, использовать их при анализе художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_borodino.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие в волшебную страну «Литературоведение».
План–конспект урока по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Цели.
Образовательные: познакомить учащихся с основными видами тропов и художественных средств, используемых в художественных текстах через игровую форму урока, научить учащихся видеть эти художественные особенности в тексте и определять их художественную роль.
Развивающие: развитие навыков литературоведческого анализа художественного текста, развитие логического и образного мышления.
Воспитательные: воспитание патриотизма на примере героизма предков в период Отечественной войны 1812, воспитание культурного и эстетического восприятия исторических событий, изображенных в русской литературе.
Оборудование: учебник « Литература 5 класс», авторы В.Я. Коровина, В.И. Корови, М., «Просвещение» 2017г, экран, проектор, подготовленные для учащихся карточки-памятки «Тропы и художественные средства», презентация «Художественные средства в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» с музыкальным сопровождением.
Ход урока
Организационный момент. Звучит музыка, учитель приглашает в класс учащихся, на экране изображение парусника – символа поэзии М.Ю. Лермонтова, о чем учитель сообщает ученикам, знакомым с произведением «Парус».
Актуализация знаний
Учитель. На прошлом уроке мы вами читали стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова, говорили об истории его создания, об историческом событии, отраженным в этом произведении и литературных героях. Вспомним, о чем мы говорили с вами ранее. Но для этого нам нужно разделиться на туристические группы. Каждая группа получает свое задание-вопрос.
Ученики рассаживаются в соответствии с делением на группы
Учитель. Вопрос каждой группе будет задаваться отдельно, готовят ответ ребята только одной группы, остальные слушают и дополняют.
Учитель.
- Кто знает произведение, отрывок из которого прозвучит, и его автора?
- Кто знает, как звучат первые строки произведения?
- Какому событию посвятил Лермонтов это произведение?
- В каком году произошло Бородинское сражение?
Ученики отвечают по группам.
Учитель. Сегодня мы с вами с помощью стихотворения «Бородино» попадем в интересную страну «Литературоведение», где познакомимся с ее особыми жителями: тропами и художественными приемами. Необычность путешествия по этой стране заключается в том, что, определив то или иное художественное средство в стихотворении, мы оживим картины тех исторических событий, о которых пишет М.Ю. Лермонтов.
Введение в тему.
Интерактивная работа учащихся с материалами слайдов презентации.
Учитель. Познакомимся во время путешествия со следующими терминами, Они есть в ваших путевых листах - литературоведческих словариках, а также на экране (слайд № 2)
Учитель дает образец правильного произношения терминов,
Ученики читают значение терминов, повторяют хором вслух правильное произношение: сравнение, эпитет, метафора, анафора, фразеологизм, звукопись, аллитерация, ассонанс.
Интерактивная работа учащихся с материалами слайдов презентации
На экране появляется рисунок Бородинского сражения
(слайд №3)
Учитель. Приведите строчки из стихотворения, которые, на ваш взгляд отражают содержание изображаемого на экране.
Ученики читают отрывок из стихотворения «Вам не видать таких сражений…»
Учитель. Теперь нам необходимо, разобраться, с помощью каких художественных средств М.Ю. Лермонтов, оживляет эту картину в своем произведении, делает ее и видимой, и звучащей?
Какое художественное средство автор использует в следующем отрывке? (слайд №4).
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!».
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Ученики. В этом отрывке автор использует художественные приемы эпитеты и метафору.
Появляется изображение содержания отрывка на экране.
(слайд №5).
Учитель. Какое художественное средство используется в данном отрывке:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Ученики. Используется фразеологизм.
Учитель. Верный ответ.
Появляется изображение содержания отрывка на экране.
(слайд № 6).
Учитель. Какое художественное средство используется в отрывке: (слайд №7)
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Ученики. Звукопись, аллитерация – созвучие согласных, позволяющих услышать звуки боя.
На экране появляется рисунок, изображающий сражение (слайд№8)
Аналогичная работа проводится со слайдами № 9,10,1112,13.
Учащиеся определяют художественные средства: сравнение, анафору.
После обсуждения появляется рисунок, изображающий сцены Бородинской битвы.
Учитель. Последняя точка нашего путешествия на слайде №14. Задание: Продолжить слова, сказанные полковником:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
…………………………………
Ученик одной из групп читает выразительно отрывок из стихотворения «Бородино».
На экране демонстрируется отрывок из кинофильма «Война и мир», реж. С. Бондарчук, сцены Бородинского сражения.
Выводы по уроку.
Учитель. Мы с вами убедились, как волшебная сила художественного слова может заставить нас увидеть и услышать то, что написано в художественном тексте. Посетив страну «Литературоведение», познакомившись с ее жителями - художественными средствами, мы научились лучше понимать художественное произведение, ценить его значимость и красоту.
Рефлексия.
Учитель.
- Понравилось ли вам путешествие в страну «Литературоведение»?
- С каким из жителей страны – художественным средством интереснее всего было познакомиться?
- Какие еще художественные средства вы запомнили?
Домашнее задание: Выучить литературоведческие термины, используемые на уроке, подобрать из различных художественных текстов примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"
Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....
План-конспект урока "Путешествие вдоль реки Темза" 10 класс
Использование на уроке онлайн-энциклопедий как основного информационного ресурса...
План-конспект урока-путешествия по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."
Урок-путешествие по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."План-конспект урока-путешествия. Учитель:...
План – конспект урока - путешествия в 7 классе по теме «Первоначальные сведения о строении веществ»
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: «первоначальные сведения о строении вещества». Воспитательные: формировать познавательный интерес к физике, воспитывать чувство сопереживания за това...
План – конспект урока - путешествия в 7 классе по теме «Первоначальные сведения о строении веществ»
План – конспект урока - путешествия в 7 классе по теме «Первоначальные сведения о строении веществ»Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: «первоначальные сведения о строении ве...
План-конспект урока "Путешествие по музеям Елабуги"
Разработка урока развития речи в татарской группе. .Данный материал можно использовать для классного часа ,,для уроков краеведения....
План-конспект урока "Путешествие в страну музыки"
Цель:- включить учащихся в учебную деятельность;- умение работать в группе;- оценить собственную деятельность на уроке;-...