План- конспект урока-путешествия по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

План-конспект урока-путешествия содержит материал игровой формы работы над художественными средствами в произведении М.Ю. Лермонтова "Бородино". Путешествие в страну Литературоведения поможет учащимся научиться работать с литературоведческими понятиями, использовать их при анализе художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_borodino.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие в волшебную страну «Литературоведение».

План–конспект урока по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Цели.

      Образовательные: познакомить учащихся с основными видами тропов и художественных средств,  используемых в художественных текстах через игровую форму урока, научить учащихся видеть эти художественные особенности в тексте и определять их художественную роль.

Развивающие: развитие навыков литературоведческого анализа художественного текста, развитие логического и образного мышления.

Воспитательные: воспитание патриотизма на примере героизма предков в период Отечественной войны 1812,  воспитание культурного и эстетического восприятия исторических событий,  изображенных в русской литературе.

Оборудование: учебник  « Литература 5 класс»,  авторы  В.Я. Коровина, В.И. Корови,   М., «Просвещение» 2017г,  экран, проектор,  подготовленные для учащихся карточки-памятки «Тропы и художественные средства», презентация «Художественные средства в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» с музыкальным сопровождением.

Ход урока

Организационный момент.  Звучит музыка, учитель приглашает в класс учащихся, на экране  изображение парусника – символа поэзии М.Ю. Лермонтова, о чем учитель сообщает ученикам, знакомым с произведением «Парус».

 Актуализация знаний

Учитель. На прошлом уроке мы вами читали стихотворение «Бородино»  М.Ю. Лермонтова, говорили об истории  его создания,  об историческом событии, отраженным в этом произведении и литературных героях.  Вспомним, о чем мы говорили с вами ранее.  Но для этого нам нужно разделиться на туристические группы. Каждая группа получает свое задание-вопрос.

Ученики рассаживаются в соответствии с делением на группы

Учитель. Вопрос каждой группе будет задаваться  отдельно, готовят ответ ребята только одной группы, остальные слушают и дополняют.  

Учитель.

 - Кто знает произведение, отрывок из которого прозвучит, и его автора?

 - Кто знает, как звучат первые строки произведения?

-  Какому событию посвятил Лермонтов это произведение?

-  В каком  году произошло Бородинское сражение?

Ученики отвечают по группам.

Учитель.  Сегодня мы с вами с помощью стихотворения «Бородино» попадем в интересную страну «Литературоведение»,  где познакомимся с ее особыми жителями:  тропами и художественными приемами.  Необычность  путешествия по этой стране  заключается в том, что, определив то или иное художественное средство  в стихотворении, мы оживим картины тех исторических событий, о которых пишет М.Ю. Лермонтов.  

Введение в тему.

Интерактивная работа учащихся с материалами слайдов презентации.

Учитель. Познакомимся во время путешествия со следующими терминами, Они есть в ваших путевых листах -  литературоведческих словариках, а также на экране (слайд № 2)

Учитель дает образец правильного произношения терминов,

Ученики читают значение терминов,  повторяют хором вслух правильное произношение:  сравнение, эпитет, метафора, анафора, фразеологизм, звукопись, аллитерация, ассонанс.

Интерактивная работа учащихся с материалами слайдов презентации

      На экране появляется рисунок  Бородинского сражения

 (слайд №3)

Учитель. Приведите строчки из стихотворения, которые, на ваш взгляд отражают содержание изображаемого на экране.

Ученики читают отрывок из стихотворения «Вам не видать таких сражений…»

Учитель. Теперь нам необходимо, разобраться, с помощью каких художественных средств М.Ю. Лермонтов, оживляет эту картину в своем произведении, делает ее и видимой, и звучащей?

Какое художественное средство автор использует в следующем отрывке?  (слайд №4).

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!».

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Ученики. В этом отрывке автор использует художественные приемы эпитеты и метафору.

Появляется изображение  содержания отрывка на экране.

(слайд №5).

Учитель. Какое художественное средство используется  в данном отрывке:

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы
тут как тут.

Ученики. Используется фразеологизм.

Учитель. Верный ответ.

Появляется изображение  содержания отрывка на экране.

(слайд № 6).

 Учитель. Какое художественное  средство используется в отрывке: (слайд №7)

Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И
 ядрам пролетать мешала
Гора
кровавых тел.

Ученики. Звукопись, аллитерация – созвучие согласных, позволяющих услышать звуки боя.

На экране появляется рисунок, изображающий  сражение (слайд№8)

Аналогичная работа проводится со слайдами № 9,10,1112,13.

Учащиеся определяют художественные средства:  сравнение, анафору.

После обсуждения появляется рисунок, изображающий сцены Бородинской битвы.

Учитель. Последняя точка нашего путешествия на слайде №14. Задание: Продолжить слова, сказанные полковником:

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:

…………………………………

Ученик одной из групп читает выразительно отрывок из стихотворения «Бородино».

На экране демонстрируется отрывок из кинофильма «Война и мир», реж. С. Бондарчук, сцены Бородинского сражения.

Выводы по уроку.

Учитель. Мы с вами убедились, как волшебная сила художественного слова может заставить нас увидеть и услышать то,  что написано в художественном тексте. Посетив страну «Литературоведение», познакомившись с ее жителями -  художественными средствами, мы научились лучше понимать художественное произведение, ценить его значимость и красоту.

Рефлексия.

Учитель.

- Понравилось ли вам путешествие в страну «Литературоведение»?

-  С каким из жителей страны – художественным средством интереснее всего было познакомиться?

-  Какие еще художественные средства вы запомнили?

Домашнее задание: Выучить литературоведческие термины, используемые на уроке, подобрать из различных художественных текстов примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"

Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....

План-конспект урока "Путешествие вдоль реки Темза" 10 класс

Использование на уроке онлайн-энциклопедий как основного информационного ресурса...

План-конспект урока-путешествия по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."

Урок-путешествие  по русскому языку в 7  классе  по теме   "Местоимение. Повторение."План-конспект урока-путешествия.          Учитель:...

План – конспект урока - путешествия в 7 классе по теме «Первоначальные сведения о строении веществ»

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: «первоначальные сведения о строении вещества». Воспитательные: формировать познавательный интерес к физике, воспитывать чувство сопереживания за това...

План – конспект урока - путешествия в 7 классе по теме «Первоначальные сведения о строении веществ»

План – конспект урока  - путешествия  в 7 классе по теме «Первоначальные сведения о строении веществ»Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: «первоначальные сведения о строении ве...

План-конспект урока "Путешествие по музеям Елабуги"

Разработка урока  развития речи  в  татарской группе. .Данный материал можно использовать для классного часа ,,для уроков краеведения....

План-конспект урока "Путешествие в страну музыки"

Цель:-     включить учащихся в учебную деятельность;-     умение работать в группе;-     оценить собственную деятельность на уроке;-...