Литературно-музыкальная композиция по творчеству Владимира Высоцкого "Мне есть, что спеть..."
методическая разработка по литературе (11 класс)

Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В.Высоцкого, содержит материал раскрывающий различные грани таланта поэта. Также она содержит различные мнения, характеризующие его творчество. Презентация, созданная по творчеству В. Высоцкого дает учащимся представление о его биографии и разнообразии песенного репертуара.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция по творчеству

Владимира Высоцкого

«Мне есть, что спеть…»

Цель: вызвать интерес к личности и творчеству поэта и композитора; познакомить со стихами, песнями  различной тематики, военного цикла;  изложить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности В.С.Высоцкого.

Врубите

Высоцкого

в полную силу

без всякого

цоколя

 в небо России…

А. Вознесенский.

В  композиции заняты:

Учащиеся 11 класса

Первый ведущий

Второй  ведущий

Третий ведущий

Четвертый ведущий.

1-й чтец

2-й чтец

 Звучит фонограмма песни Владимира Высоцкого «Певец у микрофона» в исполнении  современных  рок-певцов.

1-й ведущий.  Всенародная любовь к песням Владимира Высоцкого сегодня не вызывает ни малейшего удивления. Чем объяснить эту феноменальную славу? Наверное, тем, что Высоцкий был человеком, который воплотил в себе боль и совесть своего времени.

2-й ведущий.   Владимир Высоцкий ушёл из жизни в самом расцвете своих творческих сил. Его популярность в нашей стране была поистине грандиозной. Он работал в одном из лучших театров страны, он был известнейшим  актёром, а его песни звучали в каждом доме России: и в маленьких рыбацких посёлках, и в общежитиях больших заводов, и в студенческих клубах, и за колючей проволокой лагерей, и на дачах высокопоставленных советских чиновников.

 У Высоцкого был огромный талант понимать суть вещей. Герои его песен – подводники и альпинисты, уголовники и заключённые, спортсмены и солдаты, пограничники и лётчики. Высоцкий пел про то, чем живёт и о чём думает народ, и потому был истинно народным певцом современной России, За свою короткую жизнь Владимир Высоцкий успел сделать неправдоподобно много. Немало его прекрасных песен останется навсегда в русской литературе.

 

1-й чтец:    Мне меньше полувека  - сорок с лишним, -

                     Я жив, тобой и Господом храним.

                     Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

                     Мне есть, чем оправдаться перед ним.

2 ведущий. Феномен Владимира Семёновича Высоцкого в том, что он сделал себя сам, создал, сотворил совершенно самостоятельно, вопреки всем принятым вкусам и сложившимся в театральном, кинематографическом и литературном мире традициям.  Ни в какие рамки не влезающим, сто раз обруганным, под подозрение взятым, взявшим миллионы людей за живое  своим творчеством он сам без разрешения и без спроса, поставил режиссёров, поэтов и критиков перед фактом своего существования в искусстве.

Первый ведущий. Поэт и Время. Проблема насколько сложная, настолько и вечная, неразрешимая. Это величины, не существующие друг без друга и взаимно проверяемые.

Второй ведущий. Поэту открыта тайна прошлого, настоящего и будущего, но именно Времени дано судить, станет ли он Поэтом.

Звучит песня В. Высоцкого “О фатальных датах…”

Второй ведущий. Человеком в кровь порезанной душой был и Владимир Высоцкий, который как истинный поэт пытался понять свое предназначение, найти свой путь...

Первый ведущий. Прожив сорок два с лишним года, Высоцкий смог сделать столько, сколько другой не смог бы и за три полных человеческих века: “Мне есть, что спеть, представ перед всевышним...”

Второй ведущий. Метеор горит ярко, но не долго, так и Высоцкий, пылая жаждой творчества, правды, дружбы, любви, не смог дожить до старости.

Четвертый ведущий. Его песнями заслушивались наши мамы и папы, его хриплый голос летел из каждого окошка... Конечно, сейчас Высоцкого слушают гораздо меньше - меняются времена, появляются новые исполнители. Но Высоцкий - над временем. И в то же время - всегда со временем идет в ногу, потому что то, о чем он говорил, пел - и сейчас значит очень многое.

2 чтец. Читает стихотворение “ Я не люблю фатального исхода”. 

Первый ведущий. Имя и судьба Владимира Высоцкого стали легендарными еще при жизни. На его долю выпало немало стихий - театр, кино, поэзия, музыка, песни…

Третий ведущий. Так кем же он был для современников? Каким запомнился, что оставил нам после себя? Однозначно не ответишь: ведь каждый и видит, и слышит “своего” Высоцкого.

 Второй ведущий.  Он был актёром, певцом, поэтом. Он пропел и сказал много печального о времени и о себе, он наградил нас, тех, кто с любовью собирал его песни, кто их слушал случайно из распахнутых окон, подлинной поэзией, страстью и мужеством, научил хранить память о героическом подвиге народа, всем своим творчеством доказывал, любить Родину – это значит быть рядом с ней, суметь встать на её защиту!

Звучит песня « На братских могилах не ставят крестов».

 Четвертый ведущий.   Этой  песней Владимир  Высоцкий неизменно начинал свои выступления  в столичном Доме ученых, на Ленских приисках, в студенческих городках Нью-йоркского университета, в клубе донецкой шахты, на сборах футболистов, в изысканном парижском концертном зале  -  то есть, везде.   

 Второй ведущий.  Тема войны в лирике Высоцкого занимает одно из центральных мест. Трагические для страны  дни, в которые народ наперекор всему проявил невиданный героизм, стали своего рода импульсом  для его творчества, тем фундаментом, на котором поэт поднимался на новые высоты гражданственности, нравственности и художественности.

Звучит  песня «Як-истребитель».

Первый  ведущий.  Когда мы слушаем его песни или читаем стихи, трудно представить, что  написаны человеком, не шагавшим трудными фронтовыми дорогами, не горевшим в танке, не ходившим в разведку, не сражавшимся  в воздушном бою, не хоронившим боевых друзей и, более того, ни дня не служившим в армии.

1 чтец. Читает  стихотворение  «Только он не вернулся из боя…»

Второй  ведущий.  Между тем в  военных песнях Высоцкого предельно точно переданы чувства и мысли воинов, победивших врага в самой жестокой и кровопролитной войне. Будучи сыном офицера-фронтовика и живя с ним среди военных, он хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне.

Четвертый ведущий.  Обладая острым умом и хорошей памятью, будущий поэт, как губка, впитывал услышанное, чтобы затем талантом художника всё переосмыслить, перечувствовать и воплотить в своих произведениях.

Третий ведущий.  Тема войны для Высоцкого – прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны.

Первый ведущий.  Искренность и патриотизм его военных песен близки и понятны не только ветеранам, но и новому поколению, не знавшему войны, пробуждают чувство гордости за свой народ, за родную землю

1 чтец. Читает стихотворение  «Кто сказал: «Всё сгорело дотла…»

Четвертый ведущий.  Среди них песня «Мы вращаем землю», которая достойна воинского салюта.

Звучит песня «Мы вращаем землю».

Первый ведущий. Песни Высоцкого - это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут, “значит, как на себя самого положись на него...”.

Звучит песня В. Высоцкого “Песня о друге” в исполнении дуэта десятиклассников под аккомпанемент гитары.

Второй ведущий. У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и - более того - никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, могли бы появиться на сцене “пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем .

Исполняется сценка под фонограмму песни В, Высоцкого “Диалог у телевизора” ( учащиеся 9 класса)

Третий ведущий. У Высоцкого немало таких веселых шуточных юмористических песен. За хриплым напряженным голосом и жестокой манерой пения до поры до времени скрывалась восторженная и добрая ребячья душа. Прятался человек, гораздый на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо и создавать его.

,

             

         Четвертый ведущий: Нет у Высоцкого песен о море, о небе, о земле. Все они - о нашей жизни. О нас. Герой стихов Высоцкого все время находится как бы в ситуации, которая его испытывает. От него требуется не только ум, благородство и человечность, но и умение действовать с полным напряжением сил, чтобы всё преодолеть. Альпинисты считали его своим, верили, что он опытный восходитель. Некоторые, слушая его первые песни, думали, что он отбывал наказание в местах лишения свободы. А он не был судим и никогда не сидел. Кто-то считал его хорошим водителем, и думал, что он всегда работал шофёром, шахтёры думали, что он шахтёр, фронтовики чувствовали личную причастность поэта к фронтовым событиям, будто сам он раненый вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, тяжелораненый лежал в госпитале, находился за штурвалом бомбардировщика. Высоцкий в песнях прожил то, что хотел бы прожить в жизни, что затрагивало душу и сердце поэта

Первый ведущий. Высоцкий - лирик... Высоцкий и любовь... 

 В жизни Владимира Семёновича Высоцкого была любовь…

Зная другу друга только по рассказам друзей и фильмам, в которых снимались, они как будто ждали этой встречи. И она произошла. В 1967 году известная французская актриса русского происхождения Марина Влади приехала в Москву на фестиваль и попала на репетицию спектакля «Пугачев», где Высоцкий играл главную роль. Марина была потрясена силой, отчаянием, необычным голосом актера и … признанием в любви. Владимир влюбился в неё после просмотра кинофильма «Колдунья». Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы.

Звучит песня в исполнении вокальной группы девочек 11 класса  «Лирическая»

Третий ведущий. Им было по 30, у них большой жизненный опыт. Но жили в разных странах: он - в Советском Союзе, она – во Франции, но постоянно были вместе. Короткие встречи, телефонные переговоры, недолгие поездки за границу – такой была их супружеская жизнь. Только Марина имела возможность приезжать в Советский Союз. Шесть лет Марина Влади делала всё возможное и невозможное, чтобы её муж, Владимир Высоцкий, получил визу на поездку за границу, в Париж, где она жила и работала. Наездами жил во Франции. Ему предлагали всё- и официальное признание, и деньги, но Родиной он не торговал, говорил о ней только хорошие слова.

Первый ведущий. Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они друзья людей. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденный дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...

В  исполнении учащихся 11 класса звучит песня «Баллада о борьбе»

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров,

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт,

И дрались мы до ссадин, до мелких обид,

Но одежды латали нам матери в срок,

Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от фраз.

И кружил наши головы запах борьбы,

Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь мы, не знавшие войн,

За воинственный клич принимавшие вой,

Тайну слова «приказ», назначенье границ,

Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

И злодея следам не давали остыть,

И прекраснейших дам обещали любить,

И друзей успокоив, и ближних любя,

Мы на роли героев вводили себя.

Только в грезы нельзя насовсем убежать,

Краткий век у забав, столько боли вокруг.

Постараться у мертвых ладони разжать

И оружье принять из натруженных рук.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,

Если руки сложа, наблюдал свысока,

И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом, -

Значит в жизни ты был не при чем, не при чем.

Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем,

Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Второй ведущий.  Своим творчеством Владимир Высоцкий написал портрет эпохи, эпохи, которая не мыслится без совершенно неповторимого стиля личности, имя которому Владимир Семёнович Высоцкий, эпохи, где равно и неразрывно присутствовали  голос, гитара и стихи.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Владимир Святославович «Красное солнышко»".

ЦО №167 Рыцарский турнир.Сценарий.Тема:Владимир Святославович«Красное солнышко».  1-ый чтец: - Рожденный язычником, его страстью были войны и женщины, и на этих поприщах он не терпел по...

Литературно-музыкальная композиция «Владимир или прерванный полет» Посвящение Владимиру Высоцкому.

Сценарий литературно-музыкальной композиции  «Владимир или прерванный полет» знакомит обучающихся с творчеством русского поэта, певца, актера, гражданина России В. Высоцкого.Задачи: воспитан...

Литературно-музыкальный час «Жизнь и творчество Бориса Вахнюка» для учащихся 13 – 18 лет

Музыкальная гостиная студии "Гитара и Мы" по жизни и творчеству российских бардов....

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Музыкально-литературная композиция "Грани творчества Владимира Высоцкого" (разработка )

Музыкально-литературная композиция "Грани творчества Владимира Высоцкого" (разработка)...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 80-летию со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого

Цель: 1) создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника;2) воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, ч...