Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в 5 классе
учебно-методическое пособие по литературе (5 класс)
В статье сделана попытка описать приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury_v_5_klasse.docx | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в 5 классе
Иванова Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования, заместитель директора по ВР
ГБОУ гимназии № 116 Приморского района Санкт-Петербурга
В последние годы наблюдается резкое падение интереса подростков к чтению книг. Самостоятельное чтение для них — процесс, который требует сил, а в современных условиях, когда у ребёнка столько соблазнов, чтение кажется скучнейшим из занятий и приносит удовольствие редко. Первые трудности, испытываемые ребёнком ещё в начальной школе, могут навсегда оттолкнуть его от чтения. Но без умения читать невозможно приобретение новых знаний, которые нужны ребёнку для дальнейшего обучения. Неумение понять прочитанное, будет сопровождаться серьёзными
трудностями в учебной работе и может стать серьёзной причиной
неуспеваемости. Особенно этот вопрос актуален для учителей и родителей пятиклассников, когда ребёнок должен привыкать к новым требованиям многих учителей.
Так как заинтересовать школьников чтением книг?
Интерес к чтению приходит тогда, когда читатель владеет осмысленным
чтением и у него развита мотивация к чтению книг. Для этого нужно научить ребёнка работать с книгой.
Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования Федеральный Государственный Образовательный Стандарт выделяет освоение навыку осмысленного чтения.
Осмысленное чтение - это чтение, при котором достигается понимание
информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Понимание текста - это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Фактуальная информация излагается в соответствии с замыслом автора.
Подтекстовая информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений и таит в себе скрытый смысл. Концептуальная информация — это система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте и не всегда выражает словесно. Процесс, направленный на понимание сложен: в него включены внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля и множество других психических особенностей читателя. Начиная с начальной школы, продолжая в средней, учитель из года в год должен формировать способы понимания текста - способность воспроизводить
содержание текста, умение делить его на смысловые части, выделять в них главную мысль, определять идею автора. Необходимо привить детям привычку размышлять над текстом до чтения: пытаться определить содержание текста по заглавию, иллюстрации, предшествующей тексту. Ребёнок должен научиться активно осмысливать прочитанное по ходу чтения и после окончания чтения продолжить размышлять над ним.
Начинать работу над текстом целесообразно с поиска в тексте непонятных или очень важные слов, синонимов, антонимов, однокоренных или повторяющихся слов, важно выяснить их значение. Словарная работа очень важна для понимания текста. Её можно проводить как перед чтением, так и после чтения. Понять смысл слов помогает работа с толковым и другими словарями. Благодаря такой работе повышается культура умственного труда и расширяется словарный запас школьников. Внимание к слову можно считать основой понимания любого текста.
Не менее важно научить детей задавать себе вопросы по ходу чтения и не просто искать ответы у автора, но и пытаться давать собственные оценки прочитанному, размышлять над текстом. Такое чтение похоже на беседу, диалог с автором. Стимулирует постановку вопросов такой приём как «чтение с остановками». Он направлен на формирование у учащихся навыков вдумчивого чтения.
На этапе осмысления содержания текст, разбитый на части, читается проще, легче. После чтения каждой из частей происходит обсуждение, завершающееся обязательным вопросом — прогнозом: «Как вы думаете, что будет дальше?»
На стадии рефлексии текст рассматривается как единое целое. Ребята возвращаются к первоначальным предположениям, прогнозам, соотносят с итоговыми выводами. После интерпретации прочитанного организуется творческая переработка полученной информации. Этот приём развивает умение выделять логическую структуру текста, составление вопросного плана. Большой ценностью пользуются те вопросы, которые раскрывают проблему. Они вызывают интерес к творческой и исследовательской деятельности. На уроках учитель должен не только учить пересказу, но и выражать своё отношение к прочитанному, оценивать поступки героев, вступать в диалог с автором. Для этого необходимо учить ребят составлению отзывов о прочитанном, составлению характеристик героев. Чтобы лучше помочь ученику разобраться в событиях, описанных в тексте, можно предложить творческие задания: составление иллюстраций, комиксов, ремарок к репликам персонажей, составление рассказов о поведении героев по наблюдениям со стороны, составление рассказов от лица героя. Такие задания включают активность воображения, которое помогает не только понимать, но и запоминать
прочитанное. Ведь при чтении необходимо удерживать в памяти важную
информацию, сравнивать её с уже известной.
Завершающие шаги понимания связаны с умением перейти с языка фактов и образов на язык мысли. Анализируя образы, создавшиеся при чтении, ребята должны прийти к пониманию основной мысли автора, понять, что текст - не просто рассказ о каких-либо событиях. Они задумываются над мыслями и чувствами автора ,той концептуальной информацией, поиск которой и делает чтение осмысленным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"
Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....
Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"
Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Новые ФГОС декларируют как основной приоритет образования формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...
«Эффективные методы и приёмы при работе с текстом на уроках русского языка и литературы».
Наиболее успешные приёмы и методы технологии проблемного обучения и развития критического мышления,которые можно использовать на уроках русского языка и литературы при работе с текстом....
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения
Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме. Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения
Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме. Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...
Мастер-класс "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"
Мстер-класс демонстрирует организацию системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ....