Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка».
классный час по литературе

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка».

Цель: повышение интереса к литературе, расширение кругозора учащихся.

Задачи:

  1. Образовательная: повторить и систематизировать знания учащихся по произведениям русской литературы разных хронологических периодов;
  2. Развивающая: развивать связную речь учащихся, мышление, творческие способности.
  3. Воспитательная: повышать интерес к русской литературе, воспитывать чувство товарищества, умение общаться в коллективе.

Оборудование:

  1. Мультимедийная аппаратура.
  2. Авторская презентация.

Участие принимают две команды. Игра проводится в несколько туров. Команды получают игровые поля с темами и ценой вопроса. Задания выбирают по очереди, выполняют обе команды одновременно, но первой отвечает та, что делала выбор. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

                I тур.

№п/п

Категории

Стоимость ответов

1

Литературные игры

10

5

20

15

2

Всякая всячина

5

20

15

10

3

Таверна приключений и фантастики

20

15

10

5

        Литературные игры.

  1. На карточках  ФИО  писателей, на других - названия произведений. Карточки перемешиваются. Выбрав карточку с именем писателя, собрать все его произведения.
  2. «Счастливый билет». На трех карточках задания, а четвертый - «счастливый билет».

             Всякая всячина.

  1. В известной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Тридевять - это сколько? (27, так как в Древней Руси считали девятками. 3*9=27).
  2. Как звали трех девиц в «Сказке о царе Салтане»? (нет имен).
  3. Книжку, ребята, в руках я держу,

А как называется, вам не скажу…

Автор этого произведения - известный русский писатель, родившийся на Украине. В своих произведениях он высмеивал все дурное, что наблюдал в жизни. А само произведение рассказывает о том, как два друга превратились из-за пустяка в злейших врагов. (Н.В.Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

  1. «Счастливый билет»

           Таверна приключений и фантастики.

  1. Назовите произведение, в котором рассказывается о том, как ради покорения возлюбленной жених на самом необычном виде транспорта побывал в Петербурге на приеме у императрицы и раздобыл подарок невесте.

    (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»).

  1. Назовите имя героини, которая была сиротой, жила одна на вилле и предпочитала при болях в животе жевать горячую тряпку.

    (Пеппи Длинный Чулок).

  1. Назовите поэму  А.С.Пушкина, прочитав которую В.А.Жуковский, признанный в то время первым поэтом в России, подарил автору свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).
  2. Назовите сказку, где все герои фрукты и овощи, и в ней описываются их бесстрашные приключения. (Дж. Родари «Приключения Чипполино»).

                II  тур

№п/п

Категории

Стоимость ответов

1

Сказочный ералаш

10

20

15

5

2

Семь бед- один ответ

5

10

20

15

3

Стихов любимейшие строчки

5

10

15

20

                Сказочный ералаш

  1. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)
  2. Назовите героя известной сказки русского поэта. Герой получил черепно-мозговую травму, потерял дар речи, сошел с ума. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»).
  3. В какой сказке решается проблема жилья или, говоря взрослым языком, ЖКХ? (Теремок).
  4. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. (Волк «Волк и семеро козлят»).

Семь бед – один ответ.

  1. Называются имена писателей, а команды называют по 7 произведений.
  1. А.С.Пушкин                                     3) Н.В.Гоголь
  2. А.П.Чехов                                         4) М.Ю. Лермонтов

Стихов любимейшие строчки.

  1. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: крое, крутя, завоет, дитя. (А.С.Пушкин «Зимний вечер»).
  2. Из какого стихотворения эти строки?

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь…

Знаю: батька на сынишку издержал последний грош.

              (Н.А.Некрасов «Школьник»)

  1. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: сырой, молодой, крылом, под окном (А.С.Пушкин «Узник»).
  2. О каком стихотворении идет речь?

Поэта ссылали на Кавказ.  Друзья решили проститься с ним. Он был тронут заботой близких людей. Стоя у окна, поэт написал это произведение и в тот же вечер по просьбе друзей прочитал его. Когда он закончил, глаза его были влажны от слез? (М.Ю.Лермонтов «Тучи»).

        III  тур.

№п/п

Категории

Стоимость ответов

1

Музыка и книга

10

15

5

20

2

Корзина с потерянными вещами

5

10

15

20

3

Актерское мастерство

20

              Музыка и книга

  1. Вспомните автора и название произведения, в котором рассказывается, что звери решили сыграть на музыкальных инструментах, но у них ничего не получилось?

     (И. А.Крылов  «Квартет»).

  1. В какой сказке говорится о художественном уровне вокально-инструментальных ансамблей «Гримм «Бременские музыканты»).
  2. Какой герой любил сочинять  песенки на все случаи жизни: сопелки, кричалки, ворчалки, считалки и т.д. (Винни-Пух).
  3. Писатель Э.Успенский придумал Крокодила Гену, а кто из музыкантов научил этого персонажа петь? (В.Шаинский).

Корзина с потерянными вещами.

 У меня корзина есть.

В ней вещей не перечесть.

 Тяжела и велика, вес ее полпуда.

Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?

  1. В сказке Г.Х.Андерсена лапландка использовала вместо нее вяленую треску. (Бумага).
  2. Расколешь лед – возьмешь серебро.

Разрежешь серебро – возьмешь золото. (Яйцо).

  1. Этот вкусный предмет уложил в гроб даже царевну (Яблоко).
  2. Это богатырский предмет. Сейчас его можно встретить или в музее, или на страницах книг  (Меч).

          Актерское мастерство

Команды показывают инсценированные отрывки из художественных произведений.

        IV тур

1 комплект:

- произведение устного народного творчества в прозе или в стихах

- речь идет в нем о вымышленных, иногда фантастических событиях.

- эти произведения бывают о богатырях, бытовые, о животных, волшебные.

- Иван-крестьянский сын и чудо-юдо.  (Сказки)

2 комплект:

- литературный жанр, чаще всего стихотворный рассказ.

- в этих произведениях имеется иносказательный смысл (аллегория)

- действующими лицами являются как люди, так и животные, птицы, растения, даже неодушевленные предметы.

- произведение состоит из основной части и морали.

- И.А.Крылов прославился в этом жанре.

3 комплект:

- это стихотворение известного русского поэта написано в 1937 году.

- автор стихотворения родился в 1814 году и погиб в молодом возрасте.

- стихотворение посвящено 25-летней годовщине знаменитого сражения.

- рассказчик – простой солдат, рядовой участник сражения.

- «Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы! («Бородино»)

4 комплект:

- автор этого произведения - известная зарубежная писательница

- она родилась в тихой скандинавской стране Швеции.

- главная героиня произведения – девочка с рыжими косичками, огненными веснушками на лице и смеющимися глазами.

- она может побороть гимнаста-силача, пронести на руках лошадь, наказать воров, спасти детей от пожара.

- героиня не имеет ни отца, ни матери и живет одна на вилле «Курица» (Пеппи Длинный Чулок).

5 комплект:

- он известен не только как поэт. Но и как писатель.

- родился в Москве, сочинять стихи начал с раннего детства

- в Москве есть памятник этому поэту

- он учился в известном лицее недалеко от Петербурга

- а втор стихотворения «Узник». (А.С.Пушкин)

            V тур. Блиц

За 1 минуту победившая команда отвечает на 10 вопросов.

  1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
  2. Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)
  3. Назовите героя французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)
  4. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
  5. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)
  6. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как её за это прозвали? (Золушка)
  7. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)
  8. Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)
  9. Сколько произведений входит в «Повести Белкина» (Пять)
  10.  Кто автор рассказа «Муму»? (И.С.Тургенев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Литературная гостиная "Увенчанные славой"

Данное мероприятие проводится для учащихся  10 - 11 классов при изучении поэзии Серебряного века. Сценарий сопровождается слайдовой презентацией, романсами на стихи поэтов Серебряного века и виде...

Внеклассное мероприятие по литературе. Литературно-музыкальная композиция "Н.Е.Палькин"

Внеклассное мероприятие предназначено для проведения иероприятия, посвященное памяти поэта - земляка, пессника Н.Е. Палькина. Предлагается разработка мероприятия и презентация....

внеклассное мероприятие по литературе "Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")

"Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")...

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературный винегрет» для 7-х – 8-х классов

Цель:·        привитие интереса учащихся к художественной литературе;·         раскрытие творческих способностей ...

Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный бал"

Знакомство с любовной лирикой в творчестве А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева; развитие артистических способностей и эстетического вкуса у учащихся 8-11 классов, выразительное чтение наизусть лирическ...