ПРОЕКТ «Заповеди закона Божиего в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
проект по литературе (10 класс)
ПРОЕКТ «Заповеди закона Божиего в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabotabednaya_liza.docx | 824.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Нижнесуэтукская средняя школа»
ПРОЕКТ
«Заповеди закона Божиего в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
(для проведения уроков, классных часов, бесед по теме «Духовно-нравственное воспитание»)
Содержание
- Введение
- Основная часть «Заповеди закона Божиего в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
- Десять заповедей закона Божиего
- Заповеди, не нарушенные Лизой
- Заповеди, нарушенные Лизой
- Заключение
- Вывод.
- Источники
I. Введение.
В конце 18 века в русской литературе намечаются заметные изменения – она становится доступнее для широкого круга лиц, благодаря упрощению языка и отказу от старославянского. В ней появляются более реалистичные, простые в слоге, но более близкие к душе человека произведения без назидательного, жестокого характера классицизма. В них можно было сопереживать всем героям, не боясь наткнуться на нравоучение или очевидный моральный урок. К таким работам можно отнести и «Бедную Лизу», автором которой был Николай Михайлович Карамзин.
«Бедная Лиза» относится к классическому сентиментализму. Это первое произведение такого характера в России. Н. М. Карамзин после написания, в 1792 году опубликовал его в одном из изданий «Московского Журнала». К слову он и был его редактором. Повесть имела такой ошеломляющий успех, что через четыре года, в 1976 году, ее выпустили отдельной книгой.
Сам сюжет повести довольно просто для современного искушенного зрителя – крестьянская девушка, дочь умершего зажиточного крестьянина, едва сводила концы с концами. Чтобы заработать хоть немного денег она продавала цветы и ягоды в городе. Она была наивна и чиста от злых помыслов как «дитя природы». В одном из своих походов она познакомилась с молодым дворянином Эрастом.
Мужчина был красив, умен и образован, поэтому Лиза в него влюбляется. Он тоже не обходит девушку стороной и между ними вспыхивает чистая и искренняя любовь, в порыве которой Эраст лишает главную героиню невинности. Впоследствии он проигрывает свое состояние в карты и, чтобы не потерять своего статуса, женится на богатой вдове. Лиза, желавшая только одного, быть вместе с любимым, даже если он будет пастухом, решает покончить жизнь самоубийством. На этом и заканчивается повесть – девушка топится в пруду, Эраст страдает от этого всю жизнь, а главный рассказчик, от лица которого читатель и узнает всю историю, тоскует по горькой судьбе чистой и доброй девушки.
Идею повести «Бедная Лиза» Николай Михайлович Карамзин не придумывает сам. Писатель частенько сталкивается с ней, путешествуя по Европе. Там литература начала активнее уходить от старых мотивов классицизма, приближаясь к нежности и чувственности сентиментализма. Многочисленные поездки Карамзина приводят его к выводу, что русскому читателю тоже будет не чужда история любви разных по сословию молодых людей.
При этом автор не оставляет иностранную историю в первозданном виде. С первых строк понятно, что главные герои русские и живут в Москве
и около нее. Характер персонажей также является достаточно типичным. При этом в лучших традициях сентиментализма, все гротескно преувеличено – Лиза настолько чиста и наивна благодаря своему единению с природой, что в ее голове просто не могут возникнуть плохие мысли. В противовес влиянию сельской жизни Карамзин рисует город чудовищем, готовым поглотить невинные души, испортить и исковеркать их. Все это чувственно приближает сюжет и главных героев повести к читателю, заставляет им сопереживать.
Новым для русской литературы был и плохой конец произведения – рядовой читатель того времени привык, что в конце всегда побеждает добро. Смерть главной героини породила волну сочувствия, особенно среди слабого пола. Более того, образованные и чувственные женщины начали ей подражать.
Можно сделать вывод, что Н.М. Карамзин взял основной сюжет из европейских сентиментальных повестей. При этом он его во многом переработал, взяв по-настоящему русских персонажей и местные пейзажи. Все это сделало «Бедную Лизу» одной из самых популярных повестей своего времени.
Цель: духовно – нравственное воспитание словом
Задачи:
- Прочитать повесть «Бедная Лиза»;
- Познакомиться с заповедями закона Божиего;
- Исследовать, какие заповеди нарушены в повести
Актуальность: Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Духовно-нравственное воспитание сегодня – это одна из важнейших проблем нашего общества.
Гипотеза: Что если в повести «Бедная Лиза» нарушены все десять заповедей закона Божьего
Предмет исследования: повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Объект исследования: заповеди закона Божиего
II. Заповеди закона Божиего в повести «Бедная Лиза»
2.1 Десять заповедей закона Божиего
Н.М.Карамзин – верующий человек. На развитие религиозного чувства, по собственному его призванию, повлиял тот случай в детстве, когда он благополучно избавился от печальных последствий встречи с медведем, который как раз в тот момент был убит громом. На четырнадцатом году Н.М.Карамзин был отдан в пансион московского профессора Шадена, который находил, что в системе воспитания первое место должна занимать религия.
Десять заповедей закона Божиего:
- Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Первая заповедь
Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Грехами против первой заповеди являются:
- атеизм (отрицание Бога);
- маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
- язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
- ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
- отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.
Вторая заповедь
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.
Третья заповедь
Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.
Четвертая заповедь
Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие. Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.
Пятая заповедь
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным.
Шестая заповедь
Не убивай.
Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.
Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.
Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.
Седьмая заповедь
Не прелюбодействуй.
Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.
Восьмая заповедь
Не кради.
Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.
Девятая заповедь
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы.
Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.
Десятая заповедь
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.
2.2 Заповеди, не нарушенные Лизой
В повести Карамзина по-новому развивается идея внесословной ценности человека : не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству - вот главные человеческие достоинства. Они присущи и крестьянам, как утверждает писатель, только крестьянки умеют по-настоящему, верно, преданно, бескорыстно и самоотверженно любить. Но какова цена любви? По каким законам живут герои и какие нарушают?
Если говорить о первой заповеди, которая гласит: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», то я думаю, что здесь нет никаких нарушений со стороны главной героини. Лиза не противоречит вере православной, она не отрекается от неё.
Третья заповедь тоже остается ненарушенной. Лиза была верующей, и произносить имя Бога всуе для нее было грехом. У неё было особое отношение к святым предметам, к исполнению обетов, данных Богу.
Мы не можем сказать, была ли нарушена четвертая заповедь Лизой. Лиза не молилась и не ходила в храмы, а может она это и делала, но в повести об этом не упоминается. А вот ее мать это соблюдала, правда в храмы она не ходила, но молитвы она читала.
Она самоотверженно любила своих родителей, не за страх, а за совесть исполняя 5-ю заповедь Божию. Вспоминая отца, «нежная Лиза не могла удержать собственных слёз своих…, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казалась покойною и весёлою». Она не бросила беспомощную мать после смерти отца. Лиза ухаживала за ней, делилась своими переживаниями и не беспокоила ее по пустякам. Отношения между Лизой и матерью были доверительными: она любит свою мать, слушается её, оказывает ей почтение, заботится о престарелой матери.. Недаром в глазах Эраста Лиза предстала ангелом непорочности, её душа так же была чиста, как те ландыши, которые она несла продавать в город. Ландыши — это символ души.
Откуда эти ростки добродетелей в её душе? Мать-старушка, «видя неутомимость дочери…, называла Божескою милостию», да и сама Лиза говорит, что Бог дал ей руки, чтобы работать. Исходя из её образа мыслей, можно продолжить: Бог дал сердце, чтобы сострадать ближнему, дал волю, чтобы взять заботу о других на себя. И, несмотря на тяжкие труды, «просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих». Семена добродетелей Лизы посеяны родительским примером жизни и воспитанием. Как видим, счастье не зависит от внешних обстоятельств жизни: и мать, и дочь были счастливы. Любовь и радость, любовь и мир душевный, гармония чувств неразделимы. Но для полноты счастья нужно, чтобы сыскался добрый человек, за которого бы Лиза могла выйти замуж.
Восьмую заповедь Лиза соблюдала всегда. Она не крала и не брала лишнего. Доказательством является случай на рынке, когда Эраст давал лишний рубль Лизе. Лиза не взяла его и поделилась с этим со своей матерью.
Соблюдена и девятая заповедь. Лиза никого не клеветала и не говорила ложно о каких - либо людях, не говоря уже о своих родных. По крайне мере, в повести такого нет.
Лиза не нарушала и десятую заповедь. Примером является то, что она не завидовала людям, которые жили богаче ее. Она так же продолжала честно зарабатывать на жизнь себе и матери, и полюбила Эраста не за его деньги и титул, а за его душу. Даже, когда она увидела Эраста с пожилой богатой дамой, она не стала ему мстить, но и смириться с этим не смогла и поэтому она покончилась собой.
2.3 Заповеди, нарушенные Лизой
Вторая заповедь, по моему мнения, была нарушена Лизой. Она встречает на рынке незнакомца, который обещает покупать у нее цветы, чтобы она не продавала их другим. Между незнакомцем, которого звали Эраст, завязываются отношения, и Эраст становится «идолом» Лизы. Она постоянно о нем думает, ждет с ним встречи.
Шестую заповедь Лиза нарушила, без сомнения. Ведь повесть заканчивается самоубийством Лизы. Отдав заработанные деньги подружке Анюте, Лиза бросается в воду. Лиза покончила с собой из-за предательства Эраста, она не смогла жить с обидой в сердце. А самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.
Седьмая заповедь звучит так: « Не прелюбодействуй». Прелюбодеяние – самый «главный» грех в повести. Ни у кого не вызывает сомнения, что истоки греха – в воспитании Эраста, в его поведении. При встрече с Лизой в городе он уже ведёт себя не по-рыцарски по отношению к Даме, поступает неосмотрительно, «мимо ходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались». Проблема греха в повести «Бедная Лиза» является одной из ключевых. Грех - это блуд, плотские утехи, которым предались Эраст и Лиза, не будучи мужем и женой. Лиза была наивной девушкой, которая просто любила и верила молодому человеку.
2.4 Заключение
Грянувший после случившегося гром повергает Лизу в страх, “грозно шумела буря…, казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности…” Силы природы сочувствуют Лизе! Автор – тоже. Вслед за ними – читатель.
Автор опять “разоблачает” Эраста. Лиза “не понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала. Эраст молчал – искал слов и не находил их”. А должен был найти слова оправдания? утешения? благодарности?..
Ведь Лиза принесла себя ему в жертву, “совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всём, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала своё счастье”. Эраст стал её кумиром – а это тоже грех!
Для него же начался новый виток пресыщения удовольствиями. Лиза перестала быть ангелом непорочности – пропал интерес к ней.
Автор даёт молодым людям урок- предупреждение, которое звучит как афоризм: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.
И, наконец, ещё одно нарушение норм морали – предательство. Вместо верности слову, данным обещаниям, верности в любви – погоня за деньгами, которые откроют путь к новым удовольствиям, к прелюбодеянию: карты, распутство, из-за которых Эраст и потерял своё имение.
А в результате - покинутая, опозоренная, униженная бедная Лиза решается на самый страшный поступок – самоубийство. Она не может жить с грехом (“Мне нельзя жить”, — думала Лиза), с чувством вины перед матерью и бросается в воду.
Года проходят и ведут отсчет столетьям,
Спиралью вьется жизни человеческой стезя,
Кому-то достается пряник, а кому-то плетья
Помимо правил можно и нельзя.
Любви предательство, что может быть страшнее,
Бросает вызов: «Быть или не быть»,
Да, быть! И быть ещё сильнее,
Наперекор обману только жить!
И, закалившись этой мыслью смелой,
Запомнят люди раз и навсегда,
Цена любви ценою жизни целой
Не может измеряться никогда!
III. Итог
В произведении Карамзина «Бедная Лиза» автором подняты нравственные проблемы, которые с каждым годом становятся лишь актуальнее. Рыночные отношения между мужчиной и женщиной, бесконтрольные половые связи, брак по расчету и прочие отклонения от морали становятся уже не исключением, а нормой жизни. Несомненно, многие писатели современности неоднократно привлекали внимания общественности через свои произведения. Карамзин не стал исключением. Автор показал, чем может закончиться история, когда человек идет в разрез со своей совестью, моралью, ценностями.
Общество, живущее по таким многовековым «шаблонам», никогда не сможет стать по настоящему счастливым и свободным.
Автор заставляет нас и сегодня задуматься над несовершенством общества, в котором нравственные ценности подменяются материальными. Жить по законам сердца, считает Карамзин, - значит, жить в согласии с божественными заповедями. А кто знает сердце свое?
Повесть дает возможность задуматься о том, как чудесен Божий мир, как важно беречь самое дорогое наше сокровище - жизнь. Велик и прекрасен мир человеческих чувств, в нем хранятся великие богатства, но в нем же таятся опасности. Умеешь ли ты любить? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?
Чтобы жить честной, чистой жизнью, нужно помнить о нормах поведения, нужно следовать божественным заповедям и помнить, что цена неразделенной любви не может измеряться жизнью.
IV. Источники
1. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
2. Иванов И. Карамзинское направление и его идейное содержание/И. Иванов Санкт-Петербург : 1898
3. Сахаров В.И. Карамзин М.Н.: «И крестьянки любить умеют…»/В.И. Сахаров - М.: Русское слово, 1997.
4. ThePrayerBook.info » Православная литература » Десять Божиих заповедей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)
Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....
Тема урока: Сентиментализм как литературное направление (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»). 8 класс
Урок с использованием проблемно-диалогического обучения....
«Обобщающий урок по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
урок литературы...
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....
Письменный практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 9 класс
Вопросы и задания практикума ориентированы на выявление степени понимания девятиклассниками содержания повести Карамзина, особенностей сентиментального направления в литературе, ярко представлен...
Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)
Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...
Пейзаж и развитие сюжета в повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"
Данная схема позволяет выявить роль пейзажа в развитии сюжета повести, удобна при анализе произведения....