Применение проектной технологии в учебной и внеучебной деятельности школьников.
проект по литературе
АННОТАЦИЯ
Обучение в современной школе предполагает применение новых образовательных технологий, которые повышают эффективность образовательного процесса и гарантируют достижение учащимися высоких результатов обучения.
В работе представлены новые подходы к организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы, а также показаны преимущества использования проектной технологии. Раскрывается целесообразность применения данной технологии, правильная организация педагогической деятельности и общения с детьми на уроке, описывается технология проектной деятельности школьника. Приводятся примеры уроков, темы проектных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_statya.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПЕДАГОГОВ
«ГРАНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
НОМИНАЦИЯ
«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Автор работы: Драгун Елена Геннадьевна
Занимаемая должность: учитель русского языка
и литературы
Место выполнения работы: МОУ СОШ № 12
г. Балашова Саратовской области
Балашов
2012
АННОТАЦИЯ
Обучение в современной школе предполагает применение новых образовательных технологий, которые повышают эффективность образовательного процесса и гарантируют достижение учащимися высоких результатов обучения.
В работе представлены новые подходы к организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы, а также показаны преимущества использования проектной технологии. Раскрывается целесообразность применения данной технологии, правильная организация педагогической деятельности и общения с детьми на уроке, описывается технология проектной деятельности школьника. Приводятся примеры уроков, темы проектных работ.
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие изменения в обществе требуют изменений и в образовании. Акцент переносится на воспитание свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать свои действия, принимать решения, сотрудничать, быть открытым для контактов. Будущему гражданину необходимо быть конкурентноспособным, социально успешным, адаптированным к постоянно меняющемуся миру. Именно этому и должна учить школа.
По словам одного из разработчиков общей теории и методологии Л.Б. Переверзева, раньше можно было прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, повторяя действия, уже принёсшие успех ранее, опираясь на опыт и знания, накопленный предшествующими поколениями. Нужно было только хорошо выучить, в чём состоят эти решения и нормы и как их применять на практике. [5]Сегодня ситуация изменяется, учителя всё больше обращаются к деятельностным технологиям обучения.
Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Основоположники этого подхода считают целью обучения не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать компетентно. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе применений этих знаний на практике и благодаря такому применению. Ученик проявляет свою активность, инициативность, ответственность, заинтересованность не только в результате, но и в процессе своего учения. Одним из примеров деятельностного подхода в обучении является метод проектов. Е.С. Полат так определяет метод проектов. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Это совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.[8]
Проект для ученика – возможность раскрытия своего творческого потенциала, возможность делать что-то интересное самостоятельно. Проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование, рефлексия, презентация.
Метод проектов получает все большее распространение в школьной практике, его возможности в развитии творческих способностей учеников высоко оцениваются учителями. В то же время организация проектной деятельности вызывает у педагогов немало вопросов. Специалисты отмечают, что до сих пор не сформировалось единого представления о сущности этого метода, многие учителя-практики склонны называть проектом всякую самостоятельную работу учащихся во внеурочное время, связанную с использованием нестандартных приемов. Особенно трудно организовать работу над проектом в рамках урока, поскольку традиционную классно-урочную форму не всегда легко совместить с активной творческой деятельностью обучающихся. Наблюдения показывают, что многие учителя рассматривают проектную деятельность как не связанную с основными задачами обучения.
Наш опыт показывает, что использование проектного метода обладает большим дидактическим и развивающим потенциалом, способствует достижению более высоких результатов в обучении, способствует развитию положительной мотивации учебной деятельности.
В самом общем виде сущность проектного метода состоит в том, чтобы исполнитель проекта умел формулировать ближние и далекие цели, определять перечень необходимых ресурсов и способы достижения цели, а также умел на каждом этапе работы и по завершении ее оценивать результат и корректировать способы деятельности. Способность осуществлять подобную деятельность психологи связывают с особым, «проектным» типом мышления, который обнаруживается у людей, достигших значительных успехов в какой-либо области. Организуя работу над проектом на уроках, мы не только развиваем «проектное» мышление, но и формируем у учащихся ключевые компетенции.
В своей работе хочется поделиться опытом работы в данном направлении, а именно: показать результативность использования метода проекта на уроках и во внеурочной деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Начинаем работу над проектами при изучении раздела «Лексика» в 5-м классе. Первый предлагаемый ученикам проект называется «История одного слова». При его выполнении пятиклассники знакомятся с принципами и основными этапами проектной деятельности, которые сначала реализуются под руководством и при постоянной помощи учителя. Так, мы знакомим школьников с последовательностью выполнения проекта:
1) осознание и формулирование проблемы, которая решается в результате проделанной работы;
2) постановка цели (результат, которого мы хотим добиться);
3) выбор проектного продукта (той формы, в которой будут реализованы результаты работы);
4) планирование этапов и приемов работы; определение необходимых средств; составление памятки-инструкции;
5) организация работы (выбор групповой или индивидуальной формы деятельности, распределение ролей и заданий в группе);
6) выполнение заданий;
7) презентация работ (отчет о полученных результатах);
8) рефлексия (самооценка и взаимная оценка).
Приступая к проекту «История одного слова», на первом уроке мы вместе с учениками формулируем проблему: «Каждое слово имеет свою историю, однако эта история скрыта от нас; по "внешнему виду" слова не всегда можно догадаться, где и как слово появилось, как оно изменялось на протяжении своей истории. Но эта история бывает очень занимательной, мы с интересом узнаём подробности "биографии" слова. Поэтому многие ученики хотели бы узнать историю разных слов». Затем определяется цель – изучить историю некоторых слов, чтобы познакомить с ней одноклассников. Учитель предлагает в качестве проектного продукта выбрать брошюру, которую затем можно будет хранить в кабинете русского языка, читать, использовать на уроках, поместить на выставку в библиотеке. Рассказы о словах в таких брошюрах должны быть интересными – в качестве образцов можно взять исторические этюды из научно-популярных книг для школьников [например: Ковалевская 1968; Откупщиков 1986; Шанский 1980; 2010 и др.].
На первом уроке также осуществляется планирование работы. Учитель советуется с пятиклассниками о том, как должна выглядеть история одного слова, о чем можно написать в брошюре. В процессе обсуждения рождается решение: в описании слова должна присутствовать его характеристика как единицы современного русского языка, а также сведения о происхождении и «приключениях» слова в истории языка. Учащиеся также предлагают сделать брошюру красочной, снабдить ее рисунками. Далее ученики с помощью учителя называют и записывают в тетрадь перечень средств, которые необходимы для выполнения работы: толковые словари, этимологические словари, словари иностранных слов, бумага для брошюры, карандаши и фломастеры и т. д. (здесь нет мелочей – отсутствие нужных средств не позволит справиться с работой). На этом этапе актуализируются сведения о типах словарей, об их назначении, о структуре словарной статьи.
Важным этапом при подготовке к выполнению проекта является определение формы работы. Пятиклассники имеют возможность выбрать для себя групповую или индивидуальную форму, каждая из которых по-своему ценна. Так, деятельность в группе формирует навыки сотрудничества, позволяет делиться опытом и пользоваться помощью товарищей, индивидуальная же работа развивает личную инициативу и ответственность. Урок завершается распределением заданий в группах; слова для исследования предлагает учитель, однако пятиклассники могут предлагать свои варианты. Учащиеся получают памятки, составленные преподавателем:
1. Помните, что проект – самостоятельно планируемая и реализуемая работа. Успешность этой деятельности зависит от того, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также желание и усердие сделать проект интересным.
2. Не забывайте, что вы все должны работать с полной отдачей, помогать друг другу по мере необходимости, чувствовать ответственность за результат совместной работы.
3. Когда вы получите рекомендации, организуйте:
– планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;
– распределение обязанностей;
– выполнение заданий;
– обсуждение подготовленных материалов;
– презентацию проекта.
4. При подведении итогов работы над проектом будьте сдержанны, объективны, терпеливы, принимайте во внимание все точки зрения, чётко излагайте свои мысли.
Второй урок посвящен непосредственному выполнению заданий. Ученики не просто переписывают содержание словарных статей, а составляют на их основе связный рассказ об истории слова, стремясь сделать этот рассказ занимательным, выразительным. Каждый рассказ обсуждается и редактируется в группе, затем к нему выполняются иллюстрации. В течение всего урока учитель помогает пятиклассникам осознать трудности, с которыми они сталкиваются, и преодолеть их.
На третьем уроке осуществляется презентация проектов. Представители групп и индивидуальные исполнители проектов читают свои рассказы об истории слов. После этого наступает важный этап рефлексии: ученикам предлагается оценить собственную деятельность на каждом этапе и результаты работы одноклассников, ответив на вопросы: «Что именно я делал?», «Что мне понравилось и не понравилось в моей работе, в работе других членов группы?», «Что нового я узнал?», «Что мне нужно учесть при работе над следующим проектом?», «Что я могу посоветовать моим одноклассникам?». При этом обсуждаются критерии оценки, делается вывод о том, что важно не только описать историю слова, но сделать это грамотно, аккуратно, уметь интересно рассказать о своей работе.
Можно заметить, что проектная деятельность не только не отвлекает учащихся от лингвистического образования, но и способствует его углублению. При подготовке проекта «История одного слова» пятиклассники повторяют лингвистическую терминологию, расширяют знания о словарях, совершенствуют навык работы со словарями разных типов. Несомненно, развивается речь учащихся. Важным результатом этой работы является формирование у школьников представления о языковой синхронии и диахронии.
Вновь обращаемся к методу проектов на этапе обобщения раздела «Лексика». Ученикам предлагается проект «Энциклопедия одного слова». Имея опыт подобной работы, пятиклассники демонстрируют бóльшую самостоятельность в ее осуществлении. Так, выбирая проектный продукт, они предлагают сделать альбом, стенгазету, мультимедийную презентацию, телепередачу и т. п. Путем коллективного обсуждения намечается программа всестороннего исследования слова:
1) определить лексическое значение (значения) слова;
2) описать историю слова;
3) выяснить, является ли слово общеупотребительным или ограниченным в употреблении;
4) подобрать синонимы, антонимы, омонимы;
5) узнать, употребляется ли это слово во фразеологических оборотах, выяснить значение этих фразеологизмов;
6) найти пословицы, поговорки, загадки с этим словом;
7) сделать морфологический разбор этого слова; выяснить, есть ли трудности в образовании грамматических форм этого слова, привести правильный вариант;
8) сделать фонетический разбор слова, определить норму его произношения;
9) составить словосочетания и предложения с этим словом, сделать вывод о том, каким членом предложения может быть это слово;
10) определить, какими выразительными свойствами обладает слово, найти примеры использования этого слова в стихотворных и прозаических художественных текстах).
Учащиеся самостоятельно намечают перечень источников, к которым следует обратиться для выполнения проекта: толковые и аспектные словари, сборники пословиц, поговорок, загадок, поэтические и прозаические произведения. Обсуждается жанр энциклопедии и делается вывод, что статьи в энциклопедии должны ориентироваться на нормы научного стиля. Каждая группа выбирает лидера, который координирует работу группы и на этапе презентации представляет проектный продукт.
Высокий уровень самостоятельности при выполнении этого проекта предполагает и более серьезный подход к оценке и самооценке. Если ранее процессом рефлексии руководил учитель, то теперь в самом начале работы ученики получают четкие критерии, по которым будет оцениваться их работа – каждый получает лист оценки:
Критерии оценки | Самооценка | Оценка группы | Оценка эксперта | Оценка учителя |
Постановка цели проекта | ||||
Планирование работы | ||||
Дисциплиниро-ванность | ||||
Творческий подход | ||||
Качество презентации | ||||
Качество проектного продукта |
Новым на этом этапе является то, что деятельность ученика оценивается с разных точек зрения: он оценивает себя сам, его оценивают члены группы, учитель и «эксперты» – учащиеся других классов и учителя, которые знакомятся с проектными продуктами. Поскольку критерии оценки известны заранее, каждый пятиклассник может соотносить свои успехи с этими критериями, корректировать свою деятельность.
Работа над этим проектом не только помогает обобщить знания по лексикологии и лексикографии, но и способствует развитию системного взгляда на язык, а также формированию коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Работа над проектами вызывает у учащихся неизменный интерес, учитель имеет возможность наблюдать развитие у них «проектного» мышления, самостоятельности, ответственности, сознательного отношения к изучению родного языка.
По мере взросления ученики выполняют более сложные проекты. В седьмом классе они могут вполне самостоятельно формулировать проблему и цель проекта, основные этапы работы ими волне легко просматриваются. К девятому - одиннадцатому классу у них достаточно знаний и опыта, чтобы самостоятельно работать над проектом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Из опыта работы мы знаем, что с большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. Пятиклассники - народ увлекающийся, творческий, они с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают. Им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу. Возможность проявить себя на уроке, почувствовать себя успешным предоставляют проекты, так как любой из них предполагает самую разнообразную деятельность, дающую возможность реализовать себя учащимся с разными способностями.
Рассмотрим моделирование урока средствами проектного обучения на общедидактическом уровне и на уровне методики закрепления темы «Сказки». Это первый раздел, изучаемый в 5-ом классе на уроках литературы. После изучения народных и литературных сказок мы закрепляем следующие понятия: модель сказки, зачин, концовка, признаки волшебной сказки. Затем проводятся уроки работы над проектом «Сказочная страна».
Уроки литературы в 5-ом классе «Сказочная страна» Тип урока - комбинированный (2 часа + 1 час на защиту творческого проекта).
Вид проекта - продуктивный.
Дидактическая цель урока - создать условия для осмысления информации, применение знаний в новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения знаний и умений. Цели по содержанию:
- образовательная - проверить знания учащихся по теме «Сказка»;
- развивающая — продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;
- воспитательная - формировать умение работать в коллективе.
Форма организации учебной деятельности - групповая
Оборудование -
1) цветные картинки с изображением сказочных героев, листы бумаги, карандаши, клей, учебники, книги со сказками;
2) памятка.
Ученикам предлагается создать карту сказочной страны, выбрать сказочных героев, которые будут по ней путешествовать, сочинить сказку, используя знания, полученные при изучении темы «Сказки». Этой стране нужно дать название, выбрать средство передвижения главного героя, сохраняя законы сказочного мира.
После изучения памятки урок строится в соответствии со структурными компонентами проектной деятельности.
1)Ученики подготавливают рабочее место, формируют группы, определяют партнёров.
2)Обсуждают главную идею будущего проекта, распределяют обязанности участников, вспоминают основные понятия темы, в ходе групповой дискуссии отбирают главное.
3) Выполняют творческую работу, сочиняют сказку, готовят выступление.
4) В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приёмов защиты творческой работы.
5) Выступают перед классом, отвечают на вопросы.
6) Оценивают результаты своей деятельности и деятельности других групп.
Учитель наблюдает за работой, советует, косвенно руководит деятельностью. Он должен всё предусмотреть, оценить индивидуальный вклад в проект каждого ученика. Кроме того, учитель помогает в подготовке презентации, высказывает собственное суждение о достижении цели. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности поискового и творческого характера.
После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:
- как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;
- как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;
- что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.
В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество -способность учиться на собственном опыте и опыте других.
Проектное обучение на данном этапе очень действенно, оно усиливает интерес к учёбе со стороны учеников, потому что оно личностно-ориетированное, самомотивируемое, что означает возрастание интереса к работе по мере её выполнения, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда. Проектная деятельность позволяет развить специфические проектные умения: определить проблему и цель предстоящей работы, спланировать деятельность, найти нужные материалы, точно реализовать план, а при необходимости внести коррективы, оценить полученные результаты и проанализировать ошибки, осуществить презентацию своей работы.
Работа над проектами по литературе продолжается и в старших классах. Темы становятся более сложными, ученики – более самостоятельными, увеличивается поток информации, растёт уровень презентаций.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Очень эффективно использование метода проектов во внеурочной деятельности. Учеников увлекает работа над проектом, она захватывает своей новизной, масштабом и просто доставляет удовольствие юным исследователям. Чаще всего мы обращаемся к практико-ориентированным и творческим проектам.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и т.п. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, плана всей деятельности его участников с определением функций и вклада каждого из них в ход работы и ее результат, четкого представления об оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы, поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Один из таких проектов – проект «Навечно в памяти народной» («Улицы родного города, носящие имена балашовцев – Героев Советского Союза»). Такая тема возникла после посещения местного краеведческого музея, ребята всерьёз заинтересовались названиями улиц нашего города.
В процессе работы соблюдаются все этапы работы над проектом. Ученик должен определить, в чём он видит проблему. Нужно посмотреть, как эта проблема освещена в литературе. Сложный этап - определение целей и постановка задач проектной работы. Наконец, сама работа и вывод о её результатах, видение перспектив работы в будущем.
На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах Интернета, школьник делает обзор литературы, поднимающей интересующую его проблему. Конечно, кроме сети Интернет, мы использовали и краеведческий материал школьной библиотеки и школьного музея. Изучив, как освещен вопрос в литературе, ученик начинает свой поиск, прибегает к компьютерным технологиям. Например, чтобы получить достоверную информацию об улицах города, можно найти в Интернете его карту. Следует отметить, что карта Балашова не удовлетворила нашим запросам, мы купили её в книжном магазине. Зато фотографии балашовцев-героев и их биографии мы нашли именно в Интернете, что значительно облегчило нашу работу при составлении материалов для диска. Мы проводили опросы и анкетирование, связанные с улицами нашего города, их расположением и названиями, фамилиями людей, чьи имена эти улицы носят. Кстати, ученики и взрослое население практически не смогли ответить на поставленные вопросы.
Для того чтобы представить результат исследовательской деятельности, ученики создали презентацию своей работы. Хорошо, если ребёнок сознаёт, что работа и её представление - это разные вещи. Следует придерживаться общепринятых правил создания компьютерных презентаций: небольшой объём - 12-15 страниц; единообразие оформления всех страниц; отражение темы, цели, задач и этапов всей работы, результатов и выводов, а также страничка, посвященная автору и список литературы.
Ребята могут представить и продукт своего исследования - материалы для проведения классного часа и диск, на котором запечатлены улицы, о которых шла речь, мемориальные доски на домах, фотографии тех, чьими названы улицы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадици-
онный подход к его выполнению и презентации результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и пр.).
С учениками 7-8 классов мы разработали творческий проект «Школьная телепередача по русскому языку». Ученики провели анкетирование, проанализировали его результаты, выяснив, что не все ученики считают предмет «Русский язык» интересным. Они нашли интересный материал по грамматике, фонетике, культуре речи, синтаксису, составили сценарии передач, готовили реквизит, материалы для защиты проектов. Первая группа защищала проект «Вслед за волшебным клубочком», вторая – «Приглашают части речи». Проекты были представлены на областном семинаре и получили высокую оценку присутствующих. Проектным продуктом стал сборник для Театра лингвистических миниатюр. Театр существует в нашей школе и по сей день, его зрители – ученики 1-6 классов. О нашем театре был показан сюжет по местному телевидению.
Особая ценность этих проектов заключается в том, что ученики увидели возможность использования созданного проектного продукта в реальной жизненной практике. Так, материалами проекта «Навечно в памяти народной» пользуются классные руководители школ города и района, а разработчики проекта ежегодно проводят классные часы, приуроченные к Дню Победы, для учеников нашей школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод проектов имеет длительную историю развития в мировой и отечественной педагогике. Этот метод, или технология проектов, позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, связанных с критическим и творческим мышлением, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая, то конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Особо хотелось бы остановиться на групповых проектах. Их преимущества очевидны: в процессе работы формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели; групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему больше всего удаётся; работа в группе создаёт психологически комфортную ситуацию, такой проект способствует групповому сплочению.
В течение нескольких лет работы над проектами у автора накопился достаточный опыт в данной сфере. Некоторые темы проектов, реализованных в учебной практике:
- «Школьная телепередача по русскому языку» (Проект представлен на областном семинаре в МОУ СОШ № 12, на районном конкурсе ученических проектов ученики получили 1 место)
- «Навечно в памяти народной» («Улицы родного города») (1 место на районном этапе областного конкурса «Растим патриотов России, 3 место в областном конкурсе). Результат проекта – методическая разработка для проведения классного часа с компьютерной поддержкой, которой пользуются учителя школ г. Балашова и района.
- «Тема «маленького человека» в русской литературе» (Результат проекта – электронная презентация по данной теме, устное выступление)
-«Времена года в русской литературе» (Результат – иллюстрированный сборник стихов и прозаических произведений)
- «Народные игры России» (Результат – сборник игр, инструкций по их проведению)
- «Сохраним природу – сохраним мир» (В процессе работы снимается учебный видеофильм)
- «Сказочная страна» (В процессе групповой работы создаётся карта Сказочной страны, сказка о путешествии героя).
- «Вслед за Синей птицей» (Результат – изображение пути героев пьесы Метерлинка, выясняются истины, которые открываются детям во время путешествия)
- «Энциклопедия одного слова» (Результат – брошюра или электронная презентация)
- «Словари в нашей жизни» (Результат – пособие для работы со словарями)
- «Как мы говорим?» (Результат – буклет для старшеклассников).
- «Саратов- Гагарин – космос» (Результат – материал для выступления перед учениками школы с презентацией).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.
- Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку. М.: Педагогический университет «1 сентября», 2009.
- Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. М.: Дрофа, 2006.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.
- Переверзев Л.Б. Проектный подход к образовательным проблемам. М., 2001.
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
- Цветкова Г.В. Проектная деятельность учащихся по литературе. Волгоград, «Учитель», 2010.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интернет-технологии в организации внеучебной деятельности школьников»
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся, ориентирована на создание условий для неформального о...
Нетрадиционные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности школьников.
Статья ознакомляет с методикой "Интеративное сочинение" Данная методика является межпредметной , так как интегрирует литературу, дополнительное образование(театр) и информатику. Используется личностно...
Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.
Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...
Применение технологии оценивания учебных и внеучебных достижений обучаемых
Как определить ЗБР (зону ближайшего развития ребенка) и ЗАР (зону актуального развития)...
Педагогические технологии, используемые в организации учебной и внеучебной деятельности
В своей практике использую как традиционные, так и современные образовательные технологии:...
Педагогические технологии, используемые в организации учебной и внеучебной деятельности
Педагогические технологии, используемые в организации учебной и внеучебной деятельности...