Конспект урока в 5 классе. Творческая мастерская "Снег"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок русского языка в 5-ом классе
Цели урока:
- активизировать лексику по теме, обогатить речь обучающихся оценочными прилагательными;
- развивать воображение, творческое мышление;
- воспитывать любовь к родной природе;
- подготовить к написанию домашнего сочинения.
Оборудование:
1) Репродукции картин:
- И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»
- И.И. Левитан «Март»
- Г.Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»
- И.И. Шишкин «Зима»
- К.Ф. Юон «Конец зимы»
2) Раздаточный материал с текстами
3) Краски, кисти
4) Мультимедийный проектор
5) Компьютер
Ход урока.
- Фаза индукции
- Мы сегодня не на обычном уроке. Закроем глаза… откроем - и вот мы в творческой мастерской.
-Загадка:
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною голубой.
Он за ворот и карманы залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь,
Раскидай его лопатой, назови его, ответь.
(ученики находят слово «снег», записывают его)
- Показ слайдов о зиме с музыкальным сопровождением. (Ученики эмоционально настраиваются на работу)
Продолжение смотрите в прикреплённом файле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tvorcheskaya_masterskaya_sneg.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Драгун Е.Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 12
г. Балашова Саратовской области
Урок русского языка в 5-ом классе
Цели урока:
- активизировать лексику по теме, обогатить речь обучающихся оценочными прилагательными;
- развивать воображение, творческое мышление;
- воспитывать любовь к родной природе;
- подготовить к написанию домашнего сочинения.
Оборудование:
1) Репродукции картин:
- И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»
- И.И. Левитан «Март»
- Г.Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»
- И.И. Шишкин «Зима»
- К.Ф. Юон «Конец зимы»
2) Раздаточный материал с текстами
3) Краски, кисти
4) Мультимедийный проектор
5) Компьютер
Ход урока.
- Фаза индукции
- Мы сегодня не на обычном уроке. Закроем глаза… откроем - и вот мы в творческой мастерской.
-Загадка:
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною голубой.
Он за ворот и карманы залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый, и пушистый, как медведь,
Раскидай его лопатой, назови его, ответь.
(ученики находят слово «снег», записывают его)
- Показ слайдов о зиме с музыкальным сопровождением. (Ученики эмоционально настраиваются на работу)
2) Работа с материалом и социализация.
- Каким мы видим снег в загадке?
(Ученики выписывают слова и словосочетания, сравнительный оборот)
- Каким вы представляете себе снег? Попробуйте его нарисовать. Я вам включу запись вальса снежных хлопьев из балета Чайковского «Щелкунчик». Прекрасная музыка, не правда ли?
(Звучит музыка, ученики рисуют)
(Дети вывешивают рисунки на доску, их можно рассмотреть, обсудить)
- Что вы себе представляли, когда слушали музыку, каким увидели снег?
(Ученики делятся своими впечатлениями)
- Какое у вас было настроение? Выразите его с помощью красок. Напомню, что жёлтый, красный, розовый, оранжевый цвета помогают передать радостное и тёплое настроение, синий, фиолетовый, серый связаны с ощущением грусти, печали, тоски).
(Ученики рисуют смайлики или цветное пятно, учитель проходит по классу и наблюдает, какую краску выбрали дети).
- Работаем с текстом № 1.
Густой заснеженный лес. Большая поляна. Ночь. На небе, словно огромный глаз великана, светит жёлтая луна. Поэтому в сказочном лесу светло, видны таинственные очертания елей, берёз. На их пушистых ветках, на самой поляне – кругом лежит переливающийся, похожий на рассыпанные сокровища гномов снег. Так и хочется потрогать его руками! Вокруг тишина. Чуть потрескивает под ногами снежок.
Но вот нежно зазвенели берёзовые замёрзшие веточки. Качнулась мохнатая еловая лапа. Пронёсшийся над лесом ветер сорвал с деревьев и закружил одну, другую, третью снежинку. В одно мгновение началась настоящая снежная метель. Она завертела снежинки в озорном хороводе. И вот уже не видно леса. Есть только прекрасные, сияющие под лунным светом, бесконечно движущиеся в вальсе снежные хлопья.
Однако и снежинки, и ветер быстро устали. Нежные хлопья снега опустились вниз, на ветки елей и берёз, на поляну. Всё замерло. Кончился беспечный и радостный танец. В лесу опять тихо и спокойно. (Е.Н. Гуляков)
- Выразительно прочитайте текст.
- Выпишите слова и выражения, характеризующие снег. (Ученики работают в парах)
- Проверим, что у вас получилось. (Ответы учеников)
- Обратите внимание на репродукции картин.
- Прочитайте текст С. Иванова «Каким бывает снег» и подумайте, какой именно снег изображён на картинах (работа в парах).
Каким бывает снег.
Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаился по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый снег… Он лежит, словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем.
Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Гнёт к земле деревья. А какая ёлочка послабей – он и сломает её!
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синё, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, ещё чуть-чуть – и посыплется с крыши капель.
Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит сверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…
Самый злой и колючий – это февральский снег. Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющий ком. А небо мглистое, низкое. Кажется, только руку протяни – и вот оно… Но не по поднять руки, не разлепить глаз. Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и бросает тебя, так и гонит, словно бумажного.
Самый последний снег – апрельский. Он плотный и липкий, никаким ветром его не поднимешь, пристал к земле, словно белый пластилин. Апрельский снег – дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья, что уж там кусты – кочки и те головы начинают подымать. Вылезет из-под снега – рыжая, непричёсанная: «А вот она и я!»
В березняке снегу немало, но весь он в мелких оспинках берёзовых семян-самолётиков. Лыжи скользят плохо… Я стою среди берёзового царства. Берёзы уже белее снега. Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана.
Вчера по этой лыжне от нас ушёл дедушка Мороз. (С. Иванов)
(Ученики читают текст, обсуждают прочитанное в парах, делают выводы, отвечают)
- Чтение стихотворений.
Я. Аким. Первый снег.
Утром кот принёс на лапах
Первый снег! Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег! Первый снег!
Он кружится, лёгкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой.
С.Козлов. Снежинки.
За окошком – вьюга, за окошком – тьма.
Глядя друг на друга, спят в снегу дома.
А снежинки кружатся – всё им нипочём! –
В лёгких платьях с кружевцем, с голеньким плечом.
Тоненькие ножки – мягкие сапожки,
Белый башмачок – звонкий каблучок.
Н.Некрасов. Снежок.
Снежок порхает, кружится, на улице бело.
И превратились лужицы в холодное стекло.
Снежок изрезан лыжами, как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая весёлых белых мух.
И. Суриков. Зима.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
М. Пожаров. Зима.
Разукрасилась зима:
На уборе – бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звёздочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льёт вокруг сияние,
Шепчет заклинание:
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Травы застелите, ветви опушите.
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Лёгкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом.
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета.
- Какое стихотворение понравилось больше всего и почему? Нарисуйте цветовую гамму каждого стихотворения. Выпишите слова и словосочетания по теме «Снег»
(Индивидуальная работа)
- Используя слова и выражения, записанные на уроке, составьте синквейн на тему «Снег» или «Зима».
(индивидуальная работа)
3. Рефлексия. Обсуждение результатов занятия (метод незаконченного предложения).
4. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем «Звуки и краски зимнего леса», «На лыжной прогулке», «Мне звезда упала на ладошку…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Творческий проект"
План урока по творческим проектам с примером изготовления одного из них...
Конспект урока Жизненный и творческий путь Некрасова
Урок объяснения нового материала в 10 классе с использованием ИКТ...
Конспект урока делового и творческого письма в специальной коррекционной школе 8 вида.
Конспект урока делового и творческого письма в специальной коррекционной школе 8 вида....
Конспекты уроков по реализации творческих проектов изготовления ночной сорочки
В материале представлены 2 урока технологии в 6 классе по теме "Творческий проект по изготовлению ночной сорочки"....
Конспект урока к конкурсу "Творческий урок"
В данной работе представленна разработка урока на конкурс "Творческий урок"...
Конспект урока 5 класс тема: "Творческая проектная деятельность"
Конспект урока по технологии (девочки) 5 кл. тема: "Творческая проектная деятельность"...
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...