Итоговое сочинение (презентация)
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Итоговое (декабрьское) сочинение в 11 классе (презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_sochinenie_prezentatsiya.pptx109.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика написания выпускного сочинения по литературе Учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 11» г.Иваново Караштина Н.В.

Слайд 2

Что такое сочинение на литературную тему? Это рассуждение, размышление ученика по поводу того, как изображен тот или иной литературный персонаж; почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характеризует; какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя; какие общественно значимые проблемы поднимает в своем произведении писатель и почему они не утратили актуальности в наши дни. Выпускник должен не пересказывать прочитанное, а рассуждать о нем. Сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении

Слайд 3

Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы? Дано – это тема сочинения. Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нем ученик, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе. Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении: анализ конкретных литературных фактов; цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения. Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения: итоговый вывод из написанного

Слайд 4

Композиция сочинения Слово сочинение происходит от древнерусского слова «чин», которое означало «порядок». Написать сочинение – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с литературным произведением, а изложить их в строго определенном порядке. Вступление – обозначается тезис, который необходимо будет доказывать во второй части. Основная часть – приводится система доказательств. Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст. Заключение – подведение итогов сказанному. Сочинение имеет КОЛЬЦЕВУЮ композицию: вступление и заключение перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы.

Слайд 5

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса Анализировать тему сочинения можно двумя способами Выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения (обычно их не более 1-3; раскрытию выделенных понятий и будет посвящено сочинение) Практический совет : ключевые слова, входящие в формулировку темы сочинения или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы

Слайд 6

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса 2. Переформулировать тему сочинения в ряд вопросов и доказательно ответить на них в основной части сочинения. Пример «Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова» Вопросы: В каких стихотворениях поэта звучит эта тема? Чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своем творчестве? Каким обычно изображен герой в произведениях романтизма? Почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиночеством?

Слайд 7

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в ее формулировке ключевых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса – четко и ясно. Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано: что автор сочинения собирается доказывать в своей работе? на каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу? как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?

Слайд 8

Варианты вступления Историческое (краткая характеристика эпохи) Аналитическое (размышление по поводу центрального понятия, входящего в формулировку темы сочинения; раздумья над тем или иным словом) Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения; рассмотрение эволюции взглядов художника) Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление о новаторстве автора, о том, что нового писатель внес в развитие литературы)

Слайд 9

Требования к написанию основной части Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема. Каждая новая мысль начинается с новой красной строки. Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст. В основной части сочинения следует избегать: пересказа литературного произведения; изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Основная часть немыслима без цитат, но их не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными. Назначение цитаты – подтвердить сказанное вами, но не повторить его.

Слайд 10

Заключение Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно. Помните о том, что афоризмы – это граненые алмазы мудрости . Делая итоговый вывод в своем сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер

Слайд 11

Список использованных источников Виды сочинений по литературе. 10-11 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / О.И. Щербакова. – М. «Просвещение», 2014 От допуска к экзамену до поступления в ВУЗ. Сочинение по литературе – ЕГЭ по русскому языку: { учебное пособие } / С.В. Драбкина , Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2014 Сочинение? Легко! 10-11 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / { С.И. Красовская, М.И. Шутон , Е.А. Плевак идр . } – М: «Просвещение», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Презентация "Пишем итоговое сочинение по литературе"

Во время работы над сочинением положите листок с главным словом на видное место и, написав абзац, другой, посмотрите на листочек, не отклонились ли вы от темы. Слово все время должно подчеркиваться и ...

Презентация "Урок – практикум в 11 классе по написанию итогового сочинения: алгоритм работы по формулировке тезиса , создание вступления и заключения."

Учебная презентация , на основе которой проводятся первые два или три урока по подготовке к написаню итогового сочинения в 11 классе. Внимательно просмотрите материал, обратите внимание на алгоритм ра...

Презентация "Подготовка к написанию итогового сочинения в 11 классе. Речевые клише для итогового сочинения".

Данная презентация предназначена для 11 класса, хотя может быть использована и в 10 классе. С помощью этой работы обучающиеся старших классов познакомятся с основными видами речевых клише, необходимых...