Предметная неделя русского языка и литературы
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Игра-викторина: «Тропою сказок»
Форма проведения: игра-викторина.
Цель: создание условий для развития интереса обучающихся к произведениям русского литературного и художественного творчества
Задачи:
- обобщить знания учащихся о русских авторских и народных сказках;
- развивать речь, творческое мышление, ассоциативную память, внимание, сообразительность, скорость реакции, мелкую моторику, умение работать в команде;
- способствовать формированию познавательного интереса к народному творчеству;
- формировать интерес к предмету, побудить к чтению.
Участники: ученики 5 «А» и 5 «Б» классов
Оборудование: иллюстрации к сказкам, интерактивное оборудование (интерактивная доска, проектор), предметы для незрячих (тур «Волшебные предметы»), карточки, дипломы для участников и победителей.
Время проведения: 45 мин.
План мероприятия:
Этапы | Содержание | Время | |
1. | Подготовительный | Создание эмоционального настроя, объяснение правил и условий викторины | 5-6 мин. |
2. | Основной | 1 тур «Знатоки сказок» | 10-12 мин. |
2 тур «Волшебные предметы» («Угадай!») | 7-10 мин. | ||
3 тур «Ушки на макушке» | 12-15 мин. | ||
3. | Заключительный | Подведение итогов | 5-7 мин. |
- ОРГМОМЕНТ.
Слово учителя:
Сказка по лесу идет,
Сказка за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть
С нами рядышком живет
Чтобы, чтобы, чтобы, чтобы
Добрый злого победил,
Чтобы добрый, чтобы злого
Стать хорошим убедил
Сказка – умница и прелесть
Ей повсюду путь открыт!
Здравствуйте, уважаемые гости нашего творческого мероприятия «Тропою сказок».
Ребята, любите сказки? Много сказок знаете? Сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков сказок.
ПРАВИЛА ИГРЫ. Ведущий знакомит с правилами игры.
· В игре участвуют 2 команды по 6 человек
· Ведущий читает вопросы по очереди каждой команде, играющие внимательно слушают его до конца, потом отвечают.
· Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается соперникам.
· Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.
В нашей литературной игре вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 3 туров, в которых команда получает очки за правильные ответы. В результате – определим, кто же станет победителем!
1 тур «Знатоки сказок»
Группы выбирают по очереди рубрику и вопрос. В каждой рубрике по 4 вопроса разной степени сложности, чем сложнее вопрос, тем больше очков за правильный ответ. Рубрики: «Телеграмма», «Герои сказок», «Магические заклинания», «Сказочный концерт». Таблица с названиями рубрик и вопросов на интерактивной доске. Такую же таблицу, продублированную на листочке, получают команды. (На интерактивной доске в виде слайдов демонстрируется общая таблица с рубриками и вопросы к ним. Однако так как мероприятие проводится для детей с нарушением зрения, таблица и вопросы, напечатанные соответствующим шрифтом, продублированы на листочке)
Рубрика «Телеграмма». Необходимо назвать героя сказки, который мог бы написать это письмо, и саму сказку.
«Телеграмма» 10: «Спасите, нас съел серый волк!» (Козлята из сказки «Серый волк и 7 козлят»)
«Телеграмма» 20: «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко»(Мышка, «Курочка-Ряба»)
«Телеграмма» 30: «Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби»(Волк, «Лиса и волк»)
«Телеграмма» 40:»Сижу под Калиновым мостом, у реки Смородины, жду чудище о шести головах.» («Иван Крестьянский сын и Чудо-юдо»)
Рубрика « Герои сказок». Представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней нарисованы не красками, а описаны словесно. Попробуем узнать наших любимых героев и вспомнить сказки, в которых мы с ними встречались Необходимо по описанию назвать героя сказки.
« Герои сказок» 10: К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как её звали?
(Курочка Ряба)
« Герои сказок» 20: На лазоревом платье - частые звезды. На голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.
(Василиса Премудрая – русская народная сказка «Царевна – лягушка»)
« Герои сказок» 30: Княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
« Герои сказок» 40: Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума
(Поп в сказке «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина)
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика
Рубрика «Сказочный концерт». Необходимо узнать по песенке героя сказки, её название.
«Сказочный концерт» 10: Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
И от тебя, лиса,
Нехитро, уйти.
(Колобок – русская народная сказа «Колобок»)
«Сказочный концерт» 20: «Здравствуй, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи;
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее?»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)
«Сказочный концерт» 30: Несет меня Лиса
За темные леса
За быстрые реки
За высокие горы
Кот и дрозд, спасите меня.
(Петушок Золотой Гребешок)
«Сказочный концерт» 40: Кто и в какой сказке «при честном при всём народе» поёт песню «Во саду ли в огороде»?
(Белка. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)
Рубрика «Магические заклинания». Необходимо назвать из какой сказки заклинание.
«Магические заклинания» 10: «По щучьему велению, по моему хотению…»
(Емеля из сказки «По щучьему велению»)
«Магические заклинания» 20: «Рыбка, клюнь – попади, меня за хвост потяни!»
(Лиса и волк)
«Магические заклинания» 30: «Катись, катись, яблочко, по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса, и моря, и гор высоту, и небес красоту»
(Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке)
«Магические заклинания» 40: «Лети-лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели!»
(«Цвети-Семицветик» Валентин Катаев)
2 тур «Волшебные предметы»
В этом туре участвуют незрячие учащиеся из каждой команды. В мешке будут лежать предметы, ученик их по одному вытаскивает и наощупь определяет, что это за предмет и из какой сказки. Выигрывает тот ученик, который угадает наибольшее количество предметов.
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка-ряба»
Орехи - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Клубок ниток – «Царевна-лягушка»
Меч – «Меч-кладенец из сказки «Иван коровий сын»
В это время остальные участники команды (слабовидящие) собирают пазлы иллюстрацию к сказке.
3 тур «Ушки на макушке»
Участвуют капитаны команд. Они должны ответить на блиц-вопросы. За определенный отрезок времени (2 минуты) должны ответить на максимальное количество вопросов.
первая команда
- Как звали сына царя Салтана в известной сказке А.С.Пушкина? (Гвидон)
- Где спрятался седьмой козленок? (В печке)
- Жилище Бабы Яги? (избушка на курьих ножках)
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
- Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт? (Ступа)
- Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
- Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33)
- Как звали маму медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
- Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля)
- Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три).
- Сестрица братца Иванушки? (Аленушка)
- Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля)
- Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)
- В кого превратилось чудище из сказки Аленький цветочек? (в принца)
- Кто нашёл золотой ключик? (Буратино)
- Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
- Второе название скатерти (Самобранка)
- Кто помог Ивану-царевичу добыть Жар-птицу? (Серый волк)
- С чем осталась в конце сказки Старуха? (Со старым корытом)
вторая команда
- Кто был верным сторожем царя Додона? (Золотой петушок)
- У кого смерть на конце иглы? ( У Кощея Бессмертного).
- Имя мальчика, который стал козлёночком?(Иванушка).
- Какой корнеплод собирали кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка, Дед и бабка? (Репка).
- Как начинается «Сказка о золотой рыбке»? (« Жили-были старик со старухой у самого синего моря»)
- Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина? (Королевич Елисей)
- Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима)
- Чем ловили золотую рыбку? (Неводом)
- Назовите имя девочки, которая растаяла, перепрыгивая через костер (Снегурочка)
- Из чего была сделана избушка у лисы в сказке «Лиса и заяц» (изо льда)
- Сказочный долгожитель (Кощей Бессмертный)
- Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка)
- Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
- Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?
(«По щучьему велению»)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)
- Царь из сказки А.С.Пушкина? (Салтан или Додон)
- Кто поет? Козлятушки, ребятушки,
Отопритесь, отворитесь,
А, я, коза, во бору была
Ела траву шёлковую,
Пила воду студеную
(Коза – русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)
- Итоги урока.
Подсчет баллов. Награждение победителей и участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"
Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...
Предметная неделя русского языка и литературы
разработка...
план проведения предметной недели русского языка и литературы
план проведения недели русского языка и литературы с 18.11. по 23.11.2013г....
Предметная неделя русского языка и литературы.
Планирование недели за 3 учебных года...
Предметная неделя русского языка и литературы
Предметная неделя русского языка и литературы...
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям народа является сегодня одной из важнейших задач школы. При этом основным средством трансляции культуры выступает русский язык, который является...
Методическая разработка внеучебного мероприятия по литературе среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы
Литературное внеучебное мероприятие "По страницам книг любимых..." проводится в рамках ежегодной Предметной недели русского языка и литературы. Целью данного мероприятия является популяризац...