Тема : «Он в этот мир пришел не ради славы… Штрихи к портрету и творчеству Н.А. Некрасова » ( 2 урока)
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Тема : «Он в этот мир пришел не ради славы…
Штрихи к портрету и творчеству Н.А. Некрасова » ( 2 урока)
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-диалог
Цели:
1.Образовательные:
- углубление и систематизация знаний учащихся о жизни и деятельности Н.А. Некрасова как о жизни -служении народу, высокой идее. Вызвать интерес к личности поэта и его творчеству;
2. Развивающие:
- развитие художественно-образного мышления школьников;
- развитие поведенческие умения при работе в группах;
-воспитание диалоговой речевой культуры учащихся;
3.Воспитательные:
-воспитание потребности в самостоятельной деятельности;
-воспитание активной жизненной позиции, гражданственности;
Оборудование: Тексты стихотворения «Скоро стану добычею тления…» Н.А. Некрасова, подборка высказываний о творчестве Н.А. Некрасова,
цитат из его стихов ( у каждого на парте), презентация по творчеству Н.А. Некрасова, компьютер, мультимедийный проектор, экран
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_3_urok.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Он в этот мир пришел не ради славы…
Штрихи к портрету и творчеству Н.А. Некрасова » ( 2 урока)
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-диалог
Цели:
1.Образовательные:
- углубление и систематизация знаний учащихся о жизни и деятельности Н.А. Некрасова как о жизни -служении народу, высокой идее. Вызвать интерес к личности поэта и его творчеству;
2. Развивающие:
- развитие художественно-образного мышления школьников;
- развитие поведенческие умения при работе в группах;
-воспитание диалоговой речевой культуры учащихся;
3.Воспитательные:
-воспитание потребности в самостоятельной деятельности;
-воспитание активной жизненной позиции, гражданственности;
Оборудование: Тексты стихотворения «Скоро стану добычею тления…» Н.А. Некрасова, подборка высказываний о творчестве Н.А. Некрасова,
цитат из его стихов ( у каждого на парте), презентация по творчеству Н.А. Некрасова, компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока:
Оргмомент. I. Этап постановки целей и задач урока. 1)Тема урока записана на доске. Портрет поэта. Слово учителя: Сегодня у нас урок, посвященный жизни и творчеству Н.А. Некрасова. Тема его: «Он в этот мир пришел не ради славы… Штрихи к портрету и творчеству Н.А. Некрасова»… Постарайтесь сформулировать цели этого урока. ( 2-3 ученика). -Правильно, целью нашего сегодняшнего урока является углубление и систематизация знаний о Некрасове, создание целостного образа поэта. Сегодня мы наметим путь анализа лирики Н.А. Некрасова. Дома вы подготовили биографию. На этом уроке будут представлены сообщения учеников, которые готовили тематический анализ стихов поэта, презентацию по его биографии, небольшое сообщение о друзьях поэта. Мы немного необычно построим урок, посвященный личности Некрасова: это урок-исследование, урок-диалог. Итогом его станет написание небольшого эссе, посвященного поэту. II. Этап актуализации и обобщения первичных знаний. (Это этап эмоционального настроя, проверки домашнего задания, диалога, когда ученики в сжатом виде повторяют известные им факты из жизни и творчества писателя) Задание: Запишите тему урока. Подчеркните два, с вашей точки зрения, главных слова в названии темы. (МИР-СЛАВА - эту пару обычно отмечают ученики). Учитель подчеркивает их на доске. Добавьте 3 слово: ( НЕ ради). Учитель: -Скажите, ради чего еще может прийти человек в этот мир? ( Ученики отвечают:
Учитель: Подчеркните цель, с которой, по вашему мнению, пришел в этот мир Некрасов. Вы хорошо знакомы со стихами Некрасова, посвященными простому народу, дома вы готовили его биографию. Задание: -Постройте цепочку из, с вашей точки зрения, важнейших фактов, событий, имен, строк стихов, явившихся главными, определяющими в жизни Некрасова. (Ребята по порядку зачитывают получившиеся материалы. Каждый последующий не читает то, что было у предыдущего). Учитель тоже принимает участие в образовании «цепочки») Учитель:
(Ребята по порядку зачитывают получившиеся материалы. Каждый последующий не читает то, что было у предыдущего). Итогом этого этапа является накопление лексического материала: крепостничество, Карабиха, Грешнево, деспотизм отца, крепостническое рабство, доброта матери, Владимирка, « Выдь на Волгу. Чей стон раздается над великою русской рекой?…», « Крестьянские дети», «Современник», « Отечественные записки», 1861 год, «Кому на Руси жить хорошо?»,Н.Г. Чернышевский, В.Н. Добролюбов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Панаевы, Катков, Крымская война, «Период последних песен»… Давайте еще раз обратимся к лицам родных и близких Некрасову людей. На экране фотография Карабихи, Грешнева, портреты родителей, семьи( из презентации). III Этап углубления представлений об образе поэта. Это этап строится на основе анализа стихотворения «Скоро стану добычею тления…» Ход урока сопровождается демонстрацией слайдов с текстом стихотворения и биографическим материалом, подготовленным учеником. Мы знаем биографические факты, знаем, кто являлся героем некрасовской лирики, что он мечтал о том времени, когда народ станет счастливым, свободным, грамотным. Но немного по-другому откроется поэт, если мы обратимся к периоду его « последних песен». Перед нами стихотворение « Скоро стану добычею тления…». Мы проанализируем отдельные его строчки. Постараемся из небольших штрихов сложить целостный образ поэта и наметить путь к постижению его поэзии.
Текст читает учитель или подготовленный ученик. Скоро стану добычею тления. Тяжело умирать, хорошо умереть. Ничьего не прошу сожаленья. Да и некому будет жалеть. Я дворянскому нашему роду Блеска лирой моей не стяжал. Я настолько же чуждым народу Умираю, как жить начинал. Узы дружбы, союзов сердечных – Все порвалось; мне с детства судьба Посылала врагов долговечных, А друзей уносила борьба. Песни вещие их недопеты, Пали жертвою злобы, измен В цвете лет; на меня их портреты Укоризненно смотрят со стен.
Учитель: Какое настроение рождает стихотворение? (Пессимизм, неудовлетворенность, одиночество) -Каким вам представляется лирический герой произведения? Грустный, больной, задумчивый, разочарованный) - Как вы думаете, на каком этапе жизненного пути было создано это стихотворение? -Как вы определите его жанровую форму? ( Монолог) Учитель:
Анализ 1,2 строк. Скоро стану добычею тления. Тяжело умирать, хорошо умереть. Вопросы: -Может ли так быть? ( Да, если человек не видит смысла в жизни, разочарован тем, что идеалы рушатся) -Что произошло с человеком, если он делает такой страшный вывод? ( Тяжелые физические страдания (непрекращающиеся боли), потеря близких…) -Но почему так спокойно звучат эти 4 последних слова? (наконец-то закончатся страдания) Подчеркните антитезу. ( тяжело умирать - хорошо умереть) На экране появляются портреты последних лет жизни Н.А. Некрасова. Учитель: Как душевные мучения отразились во внешнем облике поэта? Запишите ответ в тетради. (Глубокая сосредоточенность во взгляде, скорбь, устремленность взгляда внутрь, словно человек ведет напряженный внутренний монолог.) 3,4 строки. Ничьего не прошу сожаленья. Да и некому будет жалеть. Учитель: Почему поэт приходит к такому заключению? (Умерли друзья, с которыми он вместе боролся против крепостного права. Многие бывшие друзья отдалились, пошли другим путем. Например, И.С. Тургенев. Поэт понимал, что дни его сочтены, что ему не удастся увидеть того светлого будущего, о котором он так страстно мечтал. А еще это человек, предъявляющий очень высокие требования к себе. Н.А. Некрасов очень много работал, но считал, что сделал мало.) - Подчеркните слова, которые являются наиболее важными в этих строках ( не прошу, некому) 5-8 строки Я дворянскому нашему роду Блеска лирой моей не стяжал. Я настолько же чуждым народу Умираю, как жить начинал. Учитель: О каком дворянском роде идет речь? ( Не о семейной принадлежности, а о сословной) - Случайно ли рифмуются 2 понятия: «дворянский род» и «народ»? -Подчеркните антитезу. ( дворянский род-народ) Случайна ли она в этом стихотворении? -Почему сделан такой горький вывод? ( Некрасов скептически относится к деятельности дворян, которые ничего не сделали для освобождения крестьян от крепостного рабства, а после освобождения народу не стало жить легче) Учитель: Именно из этой антитезы можно понять основную боль и главное противоречие жизни поэта. 9-16 Узы дружбы, союзов сердечных – Все порвалось; мне с детства судьба Посылала врагов долговечных, А друзей уносила борьба. Песни вещие их не допеты, Пали жертвою злобы, измен В цвете лет; на меня их портреты Укоризненно смотрят со стен. Учитель: О каких «союзах сердечных» говорится? - Почему все «порвалось»? Причины? -Что произошло с друзьями? ( На эти вопросы мы найдем ответ в сообщениях учащихся) На экране проходят лица друзей и близких. Сообщение 3-4 минуты о судьбах 3-4 близких людей и друзей.( на фоне слайдов. ) Слово учителя: Мысль о том, что он одинок, терзала поэта в последние годы. Именно поэтому так трагично звучат первые строки его стихотворения. Слово учителя: Анализируя стихотворение, мы поняли, что волновало поэта в самые последние дни его жизни: неудовлетворенность от того, что происходило в обществе. Ему казалось, что свое главное предназначение он не выполнил: не помог народу стать счастливым. Он чувствует вину перед ушедшими из жизни друзьями.
( Они же готовят карточки домашнего задания со списком стихов, предлагаемых для анализа и заучивания наизусть дома, говорят о стилистической особенности лирики Некрасова в целом, какие поэты по своему мироощущению близки Н. А. Некрасову.
Лист с высказываниями о Н.А. Некрасове и со строчками его стихов: 1. И через век он с нами- Каждым словом, необходимый сердцу и уму. Он и сейчас для нас правофланговый В служении народу своему. И. Смирнов2. Это было раненное в самом начале жизни сердце, и эта-то никогда не заживающая рана его была началом и истоком страстной, страдальческой поэзии его… Ф.М. Достоевский 3. Понятие – Некрасовская школа - масштабно, как понятие народ. С. Смирнов4.Некрасов- целое поэтическое государство, живущее по своим законам. Р. Гамзатов
А. Т. Твардовский 6. Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова. А.В.Луначарский 7.Некрасов создал целую эпоху в поэзии - это было ясно уже его современникам. М. Бойко 8.С высоких нравственных позиций судит он свои несовершенства и слабости. Его поэтическое слово непосредственно участвует в общественной борьбе, в деле народного освобождения.
М.Бойко 9. Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал! Н.А. Некрасов Учитель: -Проанализируйте эти высказывания, предложите строки, которые могут стать эпиграфом к уроку, мотивируйте свой выбор. -Подчеркните наиболее яркие слова и словосочетания о поэте, предложенные в высказываниях. (Прочитать.) (Важно, чтобы ученики отметили высокую гражданственность лирики Некрасова, его постоянную неудовлетворенность от проделанной работы, оттого что его народ, его Русь живет в нищете и бесправии) Учитель: Проблемный вопрос: Повернитесь друг к другу и постарайтесь ответить на вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?». Не закончена эта поэма…Как вы думаете, почему? ( Это произведение, являющееся для поэта итоговым, в котором он излагает свое мировоззрение. Как не заканчивается жизнь, так не может быть закончено произведение, да и поэт не нашел ответа на свой вопрос.) IV. Создание творческой работы. Написание Слова о поэте. Создание небольшой творческой работы. «Каким я вижу Некрасова?» ( Работы сдаются группе учеников, которые дома будут готовить вступительную статью для сборника стихов) V. Чтение работ. Итог урока. Учитель: -Скажите, пожалуйста, с какой стороны перед вами открылся Н.А. Некрасов?
На следующем уроке мы будем составлять небольшой сборник стихов Некрасова, в который войдут произведения, наиболее близкие вам, значимые для русской литературы, с вашей точки зрения. Будет работать творческая мастерская. 1 группа готовит из собранных творческих работ вступительную статью к сборнику. 2 группа готовит анализ лирики: тема поэта и поэзии, гражданские мотивы, стихи, посвященные соратникам. 3 группа-тема народа, тема Родины; 4 группа- любовная лирика поэта. От каждой группы небольшой анализ своеобразия раскрытия той или иной темы поэтом, художественное чтение наизусть стихотворения (не более 12 строк), которое может сопровождаться музыкой. Подбор иллюстраций (в компьютерном варианте, найденные в Интернете) Если дети хорошо рисуют, то иллюстрации авторские. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе. Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.
Архив содержит разработку урока литературы и презентацию, поддерживающую урок....
Урок - портрет по творчеству Н.А. Некрасова.
Данный урок раработан для 10 класса. Жизньи творчество Н.А Некрасова представлена через портреты художников И.К. Крамского и Н.Ге. Шмаринова....
Статья "Я в этот мир пришел"
Опубликована в пособии "Панорама педагогического поиска № 236" (Результаты деятельность РОЭП 2010-2013 год), октябрь 2012 года...
Урок творчества "Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце..."
Урок-мастерская «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце...»Цель: Создание коллективной творческой работы «Гимн Солнцу»Задачи:Показать воплощение образа Солнца в литературе, музыке, живопи...
Урок -мастерская "Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце..."
Урок-мастерская «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце...»Цель: Создание коллективной творческой работы «Гимн Солнцу»Задачи:Показать воплощение образа Солнца в литературе, музыке, живописи.Фор...
Разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова. Тема: Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл».
Урок разработан для обучающихся 10 класса, имеет цель познакомить учащихся со стихами «Панаевского цикла», историей их создания; раскрыть богатство, сложность, противоречивость стихов «Панаевско...
Тема : «Он в этот мир пришел не ради славы… Штрихи к портрету и творчеству Н.А. Некрасова » ( 2 урока)
Тема : «Он в этот мир пришел не ради славы…Штрихи к портрету и творчеству Н.А. Некрасова » ( 2 урока) Тип урока: комбинированный. Форма урока: ур...