Статья «Капельки души моих учеников»
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Из опыта работы по формированию духовно-нравственных качеств личности
через реализацию творческого потенциала учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
216400 Смоленская область г. Десногорск, тел./факс (48153) 7-09-52 E-mail: School2Desn@mail.ru
Номинация
Методические разработки и рекомендации в области духовно-
нравственного развития и воспитания детей и подростков.
«Капельки души моих учеников»
Из опыта работы по формированию духовно-нравственных качеств личности
через реализацию творческого потенциала учащихся
Разработчик: Манина Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
тел. 89107225080, galya.manina.67mail.ru
2020
Капельки души моих учеников
Из опыта работы по формированию духовно-нравственных качеств личности
через реализацию творческого потенциала учащихся
Актуальность
Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы помогает научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве.
Необходимо формирование через слово, через творчество, через родную литературу духовно- нравственных качеств личности, понимания жизни, активного отношения к действительности.
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.
Кандидат педагогических наук В. А. Сухомлинский считал, что «творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребенке скрытые способности и таланты».
Никто не знает полностью о своих творческих талантах. Многие даже не догадываются о том, какими способностями обладают. Как их открыть в себе? А как увидеть и открыть способности у своих детей? Есть ли они?
Концепция изменений
Основой любого образования является слово. Чем глубже ученик понимает слово, владеет им, тем более информативным оно для него становится. Только гуманизация и гуманитаризация образования способна изменить психологию современной школы. Следовательно, через родную речь, через русскую литературу, через творчество формируется нравственная личность. Учащийся мыслится не как «вместилище» знаний, а как соучастник творческого процесса познания самого себя, мира природы, мира искусства, мира вокруг себя.
Основная цель: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданственности, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:
гуманизация и гуманитаризация литературного образования через:
-формирование представления человека об идее долга, доброты, трудолюбия, чувства личной ответственности, творческой инициативе;
-развитие у учеников внимания и уважения к общечеловеческим ценностям, готовности их охранять и приумножать;
-воспитание глубокого и деятельного патриотического чувства;
- -формирование мотивационной сферы учения;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
-развитие творческих способностей обучающихся.
Практическая значимость моей деятельности. Такая система работы создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и “умения учиться”, раскрывает детский потенциал и дает возможность проявить творческие и научные способности учащихся в системе воспитательной работы школы. “Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника”. (Ш.А.Амонашвили)
Работа ведётся в двух направлениях. Детские стихи, заслуживающие внимания, как правило, отправляю на какие-то конкурсы. Комментирую, выделяя удавшиеся образы, чтобы поэтическая строка вошла в сознание ребят и как продукт собственного творчества. С другой стороны, с каждым веду работу индивидуально, ибо стихи нуждаются в авторской редактуре, требуют словарной работы. Нужно «подвигнуть» на упорный самостоятельный труд, помочь найти то единственное слово, которое тут может быть, и добиваться звучания.
Использую самые разные способы побуждения к творчеству:
1.Творческая атмосфера (Такая атмосфера может сложиться сама по себе, когда тема оказалась очень близкой классу; формой такой подготовки может быть чтение рассказа интересной проблематики, стихотворения, прослушивание классической музыки, включение в работу самого учителя.)
Работы Ракульцевой Кристины показывают гражданскую зрелость ученицы, её отзывчивость, человеческую доброту, любовь к родине, стране.
Здравствуй, милая Отчизна!
Ну, здравствуй, милая Отчизна!
Мы на плечах патриотизма
Вернёмся в край родной.
Туда, куда впадают реки,
И жизнь свободная навеки,
И мы спешим домой.
И несмотря на все преграды,
Те понимающие взгляды
Устремлены на вас.
Родимый край, святая память,
Которая в сердцах
не подведёт и не оставит,
Ведь всё в твоих руках!
Неважно, сколько лет проходит,
Куда летят года,
Но огонёк любви к родному краю
В душе людей не гаснет никогда
Смоленщина любимая!
Смоленщина любимая!
Родная сторона!
Как матерью хранимая
Становится она.
И в трудную минуту,
И в радостный мне час
Я вспомню про Отчизну,
Я вспомню про всех нас.
Победами и славой
Пропитана земля.
Великая, любимая,
Смоленщина моя!
И за такую родину
Не страшно жизнь отдать.
Роднее и прекраснее
Отчизны не сыскать!
Флаг и герб
Флаг и герб – это гордость России!
Флаг и герб – это сила и честь!
Ведь любовь к своей родине малой
В сердце у каждого есть.
Пусть развевается флаг наш великий
В голубых необъятных просторах страны,
Пусть сияет орёл двуглавый
На могучих вратах Кремлёвской стены.
Это наша история, полная славы.
Ведь так много в ней было великих побед.
И все защищали святую державу,
И каждый готов был за неё умереть.
Вспомним же мы, никогда не забудем
Тех, кто Отчизну свою защищал.
Славься, Россия! «Мы первыми будем»,-
Юный герой старику обещал.
2.Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! (Подбор тем во многом определяет путь нравственного воздействия, с одной стороны, а с другой – помогает учителю найти ту последовательность, без которой невозможно обучение вообще):
- тема должна увлечь ребят, быть актуальной и общественно значимой, доступной возрасту;
-тема должна побуждать каждого к самоанализу, затрагивать его личное.
Сочинение-признание в любви городу Смоленску Баженовой Влады
Смоленск… Переулков переплетенье,
Обнявшие город руки бульваров,
И кажется: в старых особняках
Живут персонажи забытых романов…
Смоленск – один из древнейших русских городов. Когда идёшь по старому Смоленску, по его улочкам, видишь много интересного и загадочного. Почти каждый дом тоже таит в себе загадку, которую ты должен разгадать. То кажется, что ты прогуливаешься по улицам сказок и видишь седые стены крепости, то вспоминаешь какой-нибудь исторический роман, который происходит у тебя на глазах.
Очень интересен Государственный исторический и архитектурно- художественный музей-заповедник, где хранятся бесценные свидетельства заслуг Смоленска. А можно познакомиться с новыми районами древнего города, где в напряжённом труде сегодня рождается его будущее.
Прекрасен Успенский собор. Снаружи он каменный и кажется холодным, но если заглянуть внутрь, когда там поют и музыка наполняет весь собор, то понимаешь, что он уже не холодный и мрачный, а какой-то тёплый и лёгкий.
Продолжаю свой путь по городу. Прохожие ласково улыбаются мне, солнцу, новому дню, улице. Как они, наверное, счастливы… Они любят свой город!
Репортаж из родного города Черных Евгении (отрывок)
Подумайте, что у вас самое дорогое в жизни: семья, друзья? Это, конечно, бесспорно. Но как же город, в котором вы живёте? Разве он не является чем-то дорогим в вашей жизни? Я не говорю о месте, в котором вы родились и учились. Я имею в виду город, где вы живёте сейчас, где протекает ваша жизнь.
Мы живём в очень маленьком городке, который не может похвастаться своими высотами и широтами. Здесь самые обычные дома, люди, улицы, площади…
Можно подняться на последний этаж высотки и увидеть весь Десногорск. Свой дом, где ты живёшь, где ждут тебя самые близкие и дорогие люди. А на футбольном поле играют мальчишки… Кто-то забил гол. Слышны крики: «Ура!»
Всегда трудно уезжать из этого города. Но, вернувшись, по-настоящему обрадоваться встрече с Десногорском, вдохнуть этот чистый воздух, улыбнуться встречному прохожему…
Следуя принципу спирали, я усложняла постановку вопроса, давая ребятам определённый простор в выборе жанров и абсолютный – в выборе ситуаций, в постановке проблем, которые толкали их к тому, чтобы они не только оценивали поступки, но и искали пути собственного вмешательства в ситуацию.
Сочинение «Моя золотая полка» (отрывок) Аваевой Зарины
Всем известно, что книги являются главным источником знаний. Но книги не только повышают интеллект, но и помогают развиваться духовно. Художественные шедевры литературы лучше всего учат нас жизни. Любимые книги помогают создать собственное мировоззрение, поэтому играют огромную роль в жизни человека.
Я люблю читать и читаю много. В детстве я очень увлекалась чтением книг на исторические темы и считала, что именно они – мои любимые книги. К этим книгам относились, например, «Московитяне», «Князь Серебряный». Потом я стала увлекаться фантастикой, и уже считала, что мои любимые книги – это фантастика. В последнее время я стала интересоваться приключенческой литературой. Такая перемена любимых книг не значит, что я разбрасываюсь. Наверное, с возрастом у меня менялись читательские интересы. И книги, которые я любила раньше, как бы отходили на второй план.
Может быть, в моей жизни у меня ещё много раз будут меняться любимые книги, но пока больше всего люблю антиутопию «451 градус по Фаренгейту», написанную известным американским писателем Р. Брэдбери. Это произведение лучше всего рассказывает о важности книг. Словно о драгоценности, от которой, к огромному сожалению, отказались многие люди. Название «451 градус по Фаренгейту» говорит о температуре, при которой воспламеняется бумага. В сюжете присутствует множество актуальных проблем для человечества, но основная идея состоит в том, чтобы описать будущее нечитающего поколения. Гай Монтэг, главный герой романа, является пожарным, но его работа заключается не в том, чтобы обезопасить человечество от пожара, а в уничтожении книг. Люди посчитали, что книги, заставляющие думать, бесполезны, даже опасны, поэтому книги сжигались, а общество деградировало.
Судьба Гая знакомит с девушкой, которая отличается от других людей, чем вызывает его интерес. В герое просыпается жизнь, и что-то внутри начинает подсказывать ему, что их мир неправильный. После долгих раздумий он решается идти против общества. Тут и начинается тяжёлая жизнь героя.
Эта книга настолько интересна, что читается на одном дыхании. Я уверена, что она изменила меня в лучшую сторону. Этот роман входит в список книг, который должен прочитать каждый, с чем я согласна.
Это уже серьезные размышления об очень важных проблемах. Сочинение Ракульцевой Кристины совершенно самостоятельно и по подаче материала, и по мысли (отрывок)
Некрасов, сосредотачивая внимание на идейно-содержательной стороне стихотворения, усиливает её сюжетную сторону, вводит в него злободневность. Следует подчеркнуть, что стих Некрасова отнюдь не чужд звуковой экспрессии, по его замечанию, «поэт одним образом, иногда одним счастливым звуком… улавливает жизнь в самых её внутренних движениях…» Некрасовский звуковой стиль – явление сложное: в нём обнаруживаются смешение и смещение традиционных стиховых приёмов, активное введение прежде редко употреблявшихся в классической лирике ритмических и фонических форм.
Стихи Некрасова – зеркало его души, его стремлений, переживаний, его внутренней жизни, и можно с уверенностью сказать, что они дают наиболее полное представление о личности Некрасова, так как будучи человеком замкнутым, он раскрывается истинно именно в творчестве. Сам он писал об этом так: «Если долго сдержанные муки, накипев, под сердце подойдут, я пишу…»
Личность Некрасова вызывает у меня глубокое уважение. Это человек, который всю жизнь принимал близко к сердцу судьбу своего народа, своей Родины, поэт-гражданин, который остался борцом до последнего своего часа.
Этот поэт большой силы и искренности!
3.Музыкальное сочинение.
1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
2-й вариант – создай иллюстрацию (меня интересовало, как сопрягаются музыкальные и зрительные образы в сознании детей; давалось и литературное задание: озаглавьте рисунок).
Аваева Зарина
Раз-два. Тик-так.
И эдак и, чёрт возьми, так.
Орут часы, словно чайки больные!
По нервам стучат, что полуживые.
Раз-два. Тик-так.
Стучанье сгущает мрак.
Мечты мои вдалеке пролетели,
Пока я и лень на диване сидели.
Раз-два. Тик-так.
Взбодрить попытался сквозняк,
Но бесполезно. Мы продолжали
Терять драгоценное время с диваном.
Раз-два. Тик-так.
И лучше не стало никак.
Я бы, конечно, мог многое сделать,
Но нет моей мерзкой лени предела.
Раз-два. Тик-так.
В квартире творится бардак,
А я себе нагло врать продолжаю,
Что ничего менять не желаю.
Раз-два. Тик-так.
А время летит просто так,
А мне уже не двадцать пять,
Пора исправляться.
Я надеюсь, что приведённые сочинения, стихотворения – это шаг от ученичества к зрелости, к самопознанию человека, его психологии, его поведения, от анализа к самоанализу, путь к себе.
Многие выросли на моих глазах и начинали писать робко и неуверенно, но в результате многолетней работы достигли значительных успехов. Я знаю судьбу этих детей: Ракульцева Кристина учится в ЛГУ им. Пушкина, Аваева Зарина в Смоленском государственном университете. Они не стали поэтами и писателями, но безошибочно можно сказать, что музыка слова будет жить в их душах всегда и сделает их жизнь богаче и ярче.
Значимость моей работы заключается в том, что в современных условиях особенно важны разработки концептуальных подходов к духовно-нравственному воспитанию в масштабах не только урока, нашей школы и города, но и страны в целом. Сегодня школа должна стать не только носителем, но и активным пропагандистом духовно-нравственных ценностей.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.
Список литературы:
- Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
- Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.
- Афасижев И. Н. Западные концепции художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Переработанное. М. Высшая школа, 1990.
- Бадаева Г. В. Труд и творчество. М., 1966
- Бершадская Н.Р., Халимова В.З.Литературное творчество учащихся в школе. - М.,1986.
- Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству, М., 1985.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя, - 3-е изд. –М. Просвещение, 1991.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в бтт., М., 1982. Т.2.
- Выготский Л. С. Психология искусства., М.Искусство, 1986.
- Громов Е. С. Художественное творчество ( опыт исторических характеристик некоторых проблем). М., 1970.
- Ильин E.H. Искусство общения//Педагогический поиск. М., 1989
- Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. М.: ИНФРА-М, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья- подарок от моих учеников "Учитель, помощник и друг"
Эта статья о моей работе в школе за 30 лет, о видении самих учеников моей работы их глазами....
Статья- подарок от моих учеников "Учитель, помощник и друг"
Эта статья о моей работе в школе за 30 лет, о видении самих учеников моей работы их глазами....
Проект - социологическое исследование, выполненный учениками моими учениками
Презентация результатов проекта социологического исследования "Современная школа глазами общества"...
Статья " Советы моим ученикам: как стать опытным читателем".
Размышлеия после проверки декабрьского сочинения......
Достижения учащихся моего класса и моих учеников
Грамоты, дипломы, сертификаты учащихся...
Статья "Храм в моей душе"
В данной статье рассмотрена история возникновения и развития Смоленской церкви....
Статья "Кяхта в душе моей" -2020г
Статья "Кяхта в душе моей" была написана на районный конкурс, посвящённый юбилею города. Я стала победителем этого конкурса. работа опубликована в Интернете, её можно прочесть по ссылке...