«Авторские элементы в литературной сказке»
творческая работа учащихся по литературе (6 класс)
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д.Ж. Жанаева»
Республиканская научно-практическая конференция учащихся 5-6 классов
«Серебряная альфа»
Секция: Литература
Тема «Авторские элементы в литературной сказке»
(по повести В.П. Крапивина «Возвращение клипера «Кречет»)
Автор: Рачинская Ангелина
ученица 6 «г» класса,
МБОУ «ХСОШ №1 им. Д.Ж. Жанаева»,
Руководитель: Иванова М.И.,
учитель русского языка и литературы
2018
Оглавление
- Введение…………………………………………………………………..3
- Основная часть……………………………………………………………4
- Истоки творчества писателя В.П. Крапивина
- Повесть «Возвращение клипера «Кречет» - повесть-сказка
- Комический эффект, рождённый тесным переплетением сказки и были
- Элемент авторской сказки – участие в ней фантастических персонажей
- Авторские элементы в литературной сказке
- Заключение………………………………………………………………..8
- Список литературы……………………………………………………….9
- Приложение………………………………………………………………10
Введение
Среди множества произведений детских писателей мне больше всего нравятся книги В.П. Крапивина, в которых я могу найти умный и дельный совет, как вести себя в конфликтной ситуации, как в любых обстоятельствах сохранять человеческое достоинство. Эти произведения – своеобразный кодекс чести. Проникнутые высокими идеями рыцарства и отваги, они очень помогают мне в жизни. Поэтому я выбрал для своей работы тему по произведению В.П. Крапивина.
Цели моей работы:
- определить, какие фольклорные элементы присутствуют в сказке В.П. Крапивина
- показать, какое значение имеет авторская фантазия для придания произведению индивидуальности
Для достижения поставленных целей я ставлю в работе следующие задачи:
- выявить типологические черты литературной сказки
- показать, в чем Крапивин отходит от традиционных сказочных канонов
В предисловии к девятитомному собранию сочинений Крапивин писал: «Когда вертишься среди ребят ежедневно, жизнь их знаешь не понаслышке. … Я научился понимать, что ребячья жизнь ничуть не проще, не легче жизни взрослых. Порой она даже труднее, драматичнее, чем у их родителей и учителей. Потому что маленький по возрасту человек чувствует и переживает ничуть не меньше большого, а защищён от суровой жизни он гораздо слабее… Я… мог делать выводы и обобщать. И в жизни, и в книгах». Эти слова выражают самую суть творчества художника.
Основная часть
Условно всё творчество В.П. Крапивина можно поделить на фантастику и реалистические произведения. Действие произведений В.П. Крапивина относятся к разным годам. Но как говорит сам писатель, «главные ценности в детстве всегда одни. Это стремление к настоящей дружбе, желание ощущать прочность родного дома и жажда необычного – тайн, сказок, приключений и путешествий». Всё это есть в крапивинских повестях. Творчество этого писателя обладает огромным нравственным потенциалом.
Каковы истоки творчества писателя? Откуда он берёт своих героев и сюжеты? Наверное, всё-таки нужно обратиться к биографии Крапивина, чтобы понять, почему его повести так правдоподобны.
Писатель родился в 1938 году в Тюмени, в семье педагогов. В этом городе прошло его детство. «Жизнь ещё была нелёгкая, вспоминает Крапивин. – хлеб давали по карточкам, одежды не хватало (мятая ушанка, телогрейка до колен, латаные штаны, огромные, как вёдра, валенки – так описывает Крапивин мальчишек той поры), с дровами тоже случались перебои». Однако в жизни писателя было и другое: друзья, которые знали, что «нельзя нападать сзади, бить лежачего, жадничать, хвастаться обновками и бросать человека в трудную минуту». Эти «незыблемые правила мальчишьей жизни» Крапивин пронёс через годы, и любая его книга – об этом. И конечно, в той неустроенной послевоенной жизни отвлечься от трудностей помогали книги и мечты о море и парусах. Читал Крапивин, как он вспоминает, «напропалую», а когда ему было чуть больше семи лет, он написал свою первую книжку «Остров привидения». Таким образом, факты биографии писателя отражаются в его творчестве и активно «работают».
Повесть «Возвращение клипера «Кречет», о которой я расскажу, имеет подзаголовок: повесть-сказка. Реальность в ней переплетается с вымыслом, ведь герой этой сказки – обычный школьник, живущий в обычном, на первый взгляд, городе. Те, кто бывал на море, сразу скажут, что крапивинский Город похож на крымские города, особенно на Севастополь, который Крапивин очень любит и которому посвятил не одно произведение. Но у Крапивина Город наделён загадочными и таинственными чертами, например Синекаменной бухтой, в которую нет дороги, но откуда можно уехать на рейсовом автобусе. А обычный школьник Владик умеет летать… В этой сказке есть волшебник – Стекольный мастер, который, правда, больше похож на этакого добродушного, но ворчливого папу Карло. И хотя он часто ругает двух приятелей, Владика и Тильку, и даже грозится превратить их в пробки от графинов, но зато не раз выручает из беды, несмотря на то, что у него «уже два выговора за внеплановое волшебство» и начальство может лишить премии.
Столь тесное переплетение сказки и были рождает комический эффект: у гномов есть собственная контора «Домгном», что-то вроде нашего ЖЭКа; стеклянный барабанщик Тилька не просто резвится в водяных струях, но вместе с оркестром готовится к осенним концертам; гномы, вышедшие на пенсию, живут в гостинице – на старом пароходе, который напоминает им о путешествиях.
В повести очень много поэтических моментов. Вот один из них: «У дождей есть своя музыка. Присмотритесь. Может быть, вам повезёт и вы заметите среди струй маленьких прозрачных человечков с флейтами, скрипками и барабанами. Это они не дают дождю сделаться грустным и монотонным». Прочитав эти строки в повести, я тоже стал присматриваться к струям дождя, в надежде увидеть этих необыкновенных музыкантов. Конечно, я понимал, что это сказка, и всё же…А вдруг увижу! Ведь автор говорит нам: «Старайтесь увидеть необычное в обыкновенном». И я увидел, какие красивые они, дождевые капельки! В каждой из них, как в Тильке, столько всего отражается…Итак, в повести присутствует авторское начало – это одна из особенностей литературной сказки.
Другой немаловажный элемент авторской сказки – участие в ней фантастических персонажей: Тилька, Стекольный мастер, гномы. А там, где есть добрый волшебник, где-то рядом есть и злые. Это верёвочницы, члены Тайного Клуба, которые под видом безобидного кружка макраме «разрабатывают планы, как опутать бельевыми верёвками все детские площадки», чтобы помешать ребятам играть и тревожить «своим шумом почтенных граждан». Они, как злые колдуньи, создают новое оружие против ребят, но живут старушки в обычных домах, и их можно принять за обычных тётушек, которые встречаются среди соседей.
И конечно же, самые забавные фантастические персонажи повести-сказки «Возвращение клипера «Кречет» - гномы. О них я хочу рассказать подробнее. Во-первых, потому, что гном Гоша, пожалуй, единственный положительный во всех отношениях герой этой сказки. Во-вторых, чтобы подчеркнуть преемственность сказочной традиции в творчестве современного писателя, показать, что сказка Крапивина лежит в русле народной и литературной сказки, но вместе с тем отличается яркой самобытностью. Можно назвать много литературных сказок, в которых встречаются гномы. Они разные: добрые и злые, жадные и великодушные. Но в сказке Крапивина гномы особенные. Их несколько разновидностей: от вагонных до стадионных и корабельных. И характеры у них нетипичные для гномов их других сказок: они вежливые, застенчивые, работящие, готовые всегда прийти на помощь попавшему в беду. Таким образом, литературная сказка Крапивина отходит от традиционных канонов, ведь автор привносит в неё своё понимание жизни, свою выдумку.
Итак, крапивинские гномы – существа совсем особые. Но Гоша выделяется даже из них: «У него возвышенная душа», «Он стихи пишет», «Гном Митя про него говорит: «Всё к звёздам стремился, повыше», «Гоша похож на других гномов тем, что подружился с человеком». А почему подружились Гоша и Владик, что у них общего, ведь одному десять лет, а другому «триста четырнадцать, а по другим документам – триста шестнадцать»? Я считаю, что неважно, сколько лет другу и как он выглядит, главное, чтобы друг тебя понимал и чтобы были общие интересы, как у Владика и Гоши: парусники и море. Владика привлекло в Гоше то, что он внимателен и заботлив, интересно рассказывает про морские путешествия. Когда с ним по вине Владика случилось несчастье, он не про себя думал, а про Владика: как бы его не испугать. А почему Гоша так привязался к Владику? Гном Гоша очень одинокий, и Владик был ему, как сын. Мальчик никогда не смеялся над внешностью Гоши и его стихами. Владик деликатный и чуткий, он поддаётся Гоше при игре в шахматы, чтобы тот не расстраивался. Автор говорит, что Владик не был отчаянным и задиристым, но он не трус: спас яхту. При этом он не хвалится своим подвигом, и на вопрос, было ли ему страшно, честно отвечает, что да. Получается, что это настоящий сказочный герой, как Иван-царевич, полностью положительный? Нет, я так не думаю. В этой сказке много жизненного, и Владик всё-таки обычный мальчишка со своими недостатками. То есть, если в народной сказке нет полутонов: положительный характер, так положительный, - то для литературной сказки характерен психологизм.
Анализируя достаточно сложный и неоднозначный образ героя, я хочу отметить и его недостатки, главным из которых является легкомыслие. И оно в конечном итоге и приводит к трагедии. Капитан дядя Миша говорит Владику: «Ты… много думаешь о себе и мало о других. Поэтому и храбрость твоя глупая. Начал фокусничать на балконе, а кончилось вон чем … Потом полез в подземный ход, а в клубе - ЧП». И действительно Владик, увлёкшись поисками Синекаменной бухты, заставил поволноваться людей, которые искали его всю ночь.
Но несмотря на все недостатки главного героя, он мне симпатичен. И даже после гибели Гоши, в которой виноват Владик, он вызывает сочувствие, потому что сам очень переживает. Как бы он смог жить дальше, если бы Гошу не удалось вернуть? Этот мотив есть во многих народных сказках: герой (героиня) совершает трагическую оплошность, в результате которой исчезает близкий человек, например «Финист – ясный сокол». Исправить содеянное можно ценой нелёгких испытаний и страданий: пройти полсвета, износить железные башмаки. Какие испытания предстоят Владику? Путь к Синекаменной бухте труден и опасен. Автор показывает внутреннюю борьбу Владика со страхом и усталостью, умело рисует картину психологического противостояния героя собственной слабости. И благодаря стойкости и силе воли главного героя гном Гоша был спасён. Как и в народных сказках, в произведении В.П. Крапивина добро побеждает.
Заключение
Чем привлекательны произведения Крапивина – это непременным зерном полемичности, заложенным в них. Вокруг острых, непростых проблем, поставленных Крапивиным, обязательно закипают споры – и это прекрасно. Важно только сделать правильный вывод: нельзя даже ради высокой цели обижать других людей.
Проза Крапивина своеобразна, язык его сказок живой, яркий и поэтичный. Мне очень нравятся произведения В.П. Крапивина.
В настоящее время у В. Крапивина более ста пятидесяти изданий на различных языках. Его книги были включены в "Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества", "Библиотеку приключений и научной фантастики", "Библиотеку мировой литературы для детей", в японскую 26-томную серию "Избранные сочинения для подростков" (причем В. Крапивину было предоставлено два тома).
Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и часто показывались по Центральному телевидению.
За литературную и общественную деятельность награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью "За доблестный труд", знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара.
Список литературы
- Крапивин В.П. Избранное в 2-х томах. – М.: Дет.лит., 1989. – Т1.
- Крапивин В.П. В ночь большого прилива: Трилогия. М.: НФ «Пушкинская библиотека»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Крапивин В.П. Та сторона, где ветер: Повесть. – М.: Дет. лит., 1985
- Крапивин В.П. Мальчик со шпагой. Роман. – К.: Веселка, 1984
Владислав Петрович Крапивин
Обложка книги Крапивина «Возвращение клипера «Кречет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskie_elementy_v_literaturnoy_skazke.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д.Ж. Жанаева»
Республиканская научно-практическая конференция учащихся 5-6 классов
«Серебряная альфа»
Секция: Литература
Тема «Авторские элементы в литературной сказке»
(по повести В.П. Крапивина «Возвращение клипера «Кречет»)
Автор: Рачинская Ангелина
ученица 6 «г» класса,
МБОУ «ХСОШ №1 им. Д.Ж. Жанаева»,
Руководитель: Иванова М.И.,
учитель русского языка и литературы
2018
Оглавление- Введение…………………………………………………………………..3
- Основная часть……………………………………………………………4
- Истоки творчества писателя В.П. Крапивина
- Повесть «Возвращение клипера «Кречет» - повесть-сказка
- Комический эффект, рождённый тесным переплетением сказки и были
- Элемент авторской сказки – участие в ней фантастических персонажей
- Авторские элементы в литературной сказке
- Заключение………………………………………………………………..8
- Список литературы……………………………………………………….9
- Приложение………………………………………………………………10
Введение
Среди множества произведений детских писателей мне больше всего нравятся книги В.П. Крапивина, в которых я могу найти умный и дельный совет, как вести себя в конфликтной ситуации, как в любых обстоятельствах сохранять человеческое достоинство. Эти произведения – своеобразный кодекс чести. Проникнутые высокими идеями рыцарства и отваги, они очень помогают мне в жизни. Поэтому я выбрал для своей работы тему по произведению В.П. Крапивина.
Цели моей работы:
- определить, какие фольклорные элементы присутствуют в сказке В.П. Крапивина
- показать, какое значение имеет авторская фантазия для придания произведению индивидуальности
Для достижения поставленных целей я ставлю в работе следующие задачи:
- выявить типологические черты литературной сказки
- показать, в чем Крапивин отходит от традиционных сказочных канонов
В предисловии к девятитомному собранию сочинений Крапивин писал: «Когда вертишься среди ребят ежедневно, жизнь их знаешь не понаслышке. … Я научился понимать, что ребячья жизнь ничуть не проще, не легче жизни взрослых. Порой она даже труднее, драматичнее, чем у их родителей и учителей. Потому что маленький по возрасту человек чувствует и переживает ничуть не меньше большого, а защищён от суровой жизни он гораздо слабее… Я… мог делать выводы и обобщать. И в жизни, и в книгах». Эти слова выражают самую суть творчества художника.
Основная часть
Условно всё творчество В.П. Крапивина можно поделить на фантастику и реалистические произведения. Действие произведений В.П. Крапивина относятся к разным годам. Но как говорит сам писатель, «главные ценности в детстве всегда одни. Это стремление к настоящей дружбе, желание ощущать прочность родного дома и жажда необычного – тайн, сказок, приключений и путешествий». Всё это есть в крапивинских повестях. Творчество этого писателя обладает огромным нравственным потенциалом.
Каковы истоки творчества писателя? Откуда он берёт своих героев и сюжеты? Наверное, всё-таки нужно обратиться к биографии Крапивина, чтобы понять, почему его повести так правдоподобны.
Писатель родился в 1938 году в Тюмени, в семье педагогов. В этом городе прошло его детство. «Жизнь ещё была нелёгкая, вспоминает Крапивин. – хлеб давали по карточкам, одежды не хватало (мятая ушанка, телогрейка до колен, латаные штаны, огромные, как вёдра, валенки – так описывает Крапивин мальчишек той поры), с дровами тоже случались перебои». Однако в жизни писателя было и другое: друзья, которые знали, что «нельзя нападать сзади, бить лежачего, жадничать, хвастаться обновками и бросать человека в трудную минуту». Эти «незыблемые правила мальчишьей жизни» Крапивин пронёс через годы, и любая его книга – об этом. И конечно, в той неустроенной послевоенной жизни отвлечься от трудностей помогали книги и мечты о море и парусах. Читал Крапивин, как он вспоминает, «напропалую», а когда ему было чуть больше семи лет, он написал свою первую книжку «Остров привидения». Таким образом, факты биографии писателя отражаются в его творчестве и активно «работают».
Повесть «Возвращение клипера «Кречет», о которой я расскажу, имеет подзаголовок: повесть-сказка. Реальность в ней переплетается с вымыслом, ведь герой этой сказки – обычный школьник, живущий в обычном, на первый взгляд, городе. Те, кто бывал на море, сразу скажут, что крапивинский Город похож на крымские города, особенно на Севастополь, который Крапивин очень любит и которому посвятил не одно произведение. Но у Крапивина Город наделён загадочными и таинственными чертами, например Синекаменной бухтой, в которую нет дороги, но откуда можно уехать на рейсовом автобусе. А обычный школьник Владик умеет летать… В этой сказке есть волшебник – Стекольный мастер, который, правда, больше похож на этакого добродушного, но ворчливого папу Карло. И хотя он часто ругает двух приятелей, Владика и Тильку, и даже грозится превратить их в пробки от графинов, но зато не раз выручает из беды, несмотря на то, что у него «уже два выговора за внеплановое волшебство» и начальство может лишить премии.
Столь тесное переплетение сказки и были рождает комический эффект: у гномов есть собственная контора «Домгном», что-то вроде нашего ЖЭКа; стеклянный барабанщик Тилька не просто резвится в водяных струях, но вместе с оркестром готовится к осенним концертам; гномы, вышедшие на пенсию, живут в гостинице – на старом пароходе, который напоминает им о путешествиях.
В повести очень много поэтических моментов. Вот один из них: «У дождей есть своя музыка. Присмотритесь. Может быть, вам повезёт и вы заметите среди струй маленьких прозрачных человечков с флейтами, скрипками и барабанами. Это они не дают дождю сделаться грустным и монотонным». Прочитав эти строки в повести, я тоже стал присматриваться к струям дождя, в надежде увидеть этих необыкновенных музыкантов. Конечно, я понимал, что это сказка, и всё же…А вдруг увижу! Ведь автор говорит нам: «Старайтесь увидеть необычное в обыкновенном». И я увидел, какие красивые они, дождевые капельки! В каждой из них, как в Тильке, столько всего отражается…Итак, в повести присутствует авторское начало – это одна из особенностей литературной сказки.
Другой немаловажный элемент авторской сказки – участие в ней фантастических персонажей: Тилька, Стекольный мастер, гномы. А там, где есть добрый волшебник, где-то рядом есть и злые. Это верёвочницы, члены Тайного Клуба, которые под видом безобидного кружка макраме «разрабатывают планы, как опутать бельевыми верёвками все детские площадки», чтобы помешать ребятам играть и тревожить «своим шумом почтенных граждан». Они, как злые колдуньи, создают новое оружие против ребят, но живут старушки в обычных домах, и их можно принять за обычных тётушек, которые встречаются среди соседей.
И конечно же, самые забавные фантастические персонажи повести-сказки «Возвращение клипера «Кречет» - гномы. О них я хочу рассказать подробнее. Во-первых, потому, что гном Гоша, пожалуй, единственный положительный во всех отношениях герой этой сказки. Во-вторых, чтобы подчеркнуть преемственность сказочной традиции в творчестве современного писателя, показать, что сказка Крапивина лежит в русле народной и литературной сказки, но вместе с тем отличается яркой самобытностью. Можно назвать много литературных сказок, в которых встречаются гномы. Они разные: добрые и злые, жадные и великодушные. Но в сказке Крапивина гномы особенные. Их несколько разновидностей: от вагонных до стадионных и корабельных. И характеры у них нетипичные для гномов их других сказок: они вежливые, застенчивые, работящие, готовые всегда прийти на помощь попавшему в беду. Таким образом, литературная сказка Крапивина отходит от традиционных канонов, ведь автор привносит в неё своё понимание жизни, свою выдумку.
Итак, крапивинские гномы – существа совсем особые. Но Гоша выделяется даже из них: «У него возвышенная душа», «Он стихи пишет», «Гном Митя про него говорит: «Всё к звёздам стремился, повыше», «Гоша похож на других гномов тем, что подружился с человеком». А почему подружились Гоша и Владик, что у них общего, ведь одному десять лет, а другому «триста четырнадцать, а по другим документам – триста шестнадцать»? Я считаю, что неважно, сколько лет другу и как он выглядит, главное, чтобы друг тебя понимал и чтобы были общие интересы, как у Владика и Гоши: парусники и море. Владика привлекло в Гоше то, что он внимателен и заботлив, интересно рассказывает про морские путешествия. Когда с ним по вине Владика случилось несчастье, он не про себя думал, а про Владика: как бы его не испугать. А почему Гоша так привязался к Владику? Гном Гоша очень одинокий, и Владик был ему, как сын. Мальчик никогда не смеялся над внешностью Гоши и его стихами. Владик деликатный и чуткий, он поддаётся Гоше при игре в шахматы, чтобы тот не расстраивался. Автор говорит, что Владик не был отчаянным и задиристым, но он не трус: спас яхту. При этом он не хвалится своим подвигом, и на вопрос, было ли ему страшно, честно отвечает, что да. Получается, что это настоящий сказочный герой, как Иван-царевич, полностью положительный? Нет, я так не думаю. В этой сказке много жизненного, и Владик всё-таки обычный мальчишка со своими недостатками. То есть, если в народной сказке нет полутонов: положительный характер, так положительный, - то для литературной сказки характерен психологизм.
Анализируя достаточно сложный и неоднозначный образ героя, я хочу отметить и его недостатки, главным из которых является легкомыслие. И оно в конечном итоге и приводит к трагедии. Капитан дядя Миша говорит Владику: «Ты… много думаешь о себе и мало о других. Поэтому и храбрость твоя глупая. Начал фокусничать на балконе, а кончилось вон чем … Потом полез в подземный ход, а в клубе - ЧП». И действительно Владик, увлёкшись поисками Синекаменной бухты, заставил поволноваться людей, которые искали его всю ночь.
Но несмотря на все недостатки главного героя, он мне симпатичен. И даже после гибели Гоши, в которой виноват Владик, он вызывает сочувствие, потому что сам очень переживает. Как бы он смог жить дальше, если бы Гошу не удалось вернуть? Этот мотив есть во многих народных сказках: герой (героиня) совершает трагическую оплошность, в результате которой исчезает близкий человек, например «Финист – ясный сокол». Исправить содеянное можно ценой нелёгких испытаний и страданий: пройти полсвета, износить железные башмаки. Какие испытания предстоят Владику? Путь к Синекаменной бухте труден и опасен. Автор показывает внутреннюю борьбу Владика со страхом и усталостью, умело рисует картину психологического противостояния героя собственной слабости. И благодаря стойкости и силе воли главного героя гном Гоша был спасён. Как и в народных сказках, в произведении В.П. Крапивина добро побеждает.
Заключение
Чем привлекательны произведения Крапивина – это непременным зерном полемичности, заложенным в них. Вокруг острых, непростых проблем, поставленных Крапивиным, обязательно закипают споры – и это прекрасно. Важно только сделать правильный вывод: нельзя даже ради высокой цели обижать других людей.
Проза Крапивина своеобразна, язык его сказок живой, яркий и поэтичный. Мне очень нравятся произведения В.П. Крапивина.
В настоящее время у В. Крапивина более ста пятидесяти изданий на различных языках. Его книги были включены в "Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества", "Библиотеку приключений и научной фантастики", "Библиотеку мировой литературы для детей", в японскую 26-томную серию "Избранные сочинения для подростков" (причем В. Крапивину было предоставлено два тома).
Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и часто показывались по Центральному телевидению.
За литературную и общественную деятельность награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью "За доблестный труд", знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара.
Список литературы
- Крапивин В.П. Избранное в 2-х томах. – М.: Дет.лит., 1989. – Т1.
- Крапивин В.П. В ночь большого прилива: Трилогия. М.: НФ «Пушкинская библиотека»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Крапивин В.П. Та сторона, где ветер: Повесть. – М.: Дет. лит., 1985
- Крапивин В.П. Мальчик со шпагой. Роман. – К.: Веселка, 1984
Владислав Петрович Крапивин
Обложка книги Крапивина «Возвращение клипера «Кречет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Стилистические особенности английской сказки( на материале английской литературной сказки А.Милна “ The Princess Who Couldn`t Laugh”)
Сказка- искусство, способное приводить в трепет ребенка, очаровывать, заставлять задуматься взрослого. Развлекательный характер сказок не противоречит их идейной устремленности. Сказки реагирует на не...
Авторская программа по литературному краеведению
Программа по литературному краеведению 8 класс...
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....
Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".
В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Карточки для групповой работы по теме....
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по русским народным и литературным сказкам)
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках. Задачи: • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать позна...