Приёмы работы с текстом на уроках литературы
презентация к уроку по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы работы с текстом на уроках литературы | 302.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели работы с текстом: воспитывать интерес к слову; формировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию; развивать образное и логическое мышление.
Приёмы работы с текстом чтение с остановками; эссе; синквейн ; кластер; двойные дневники
Чтение с остановками I стадия – вызов. На основе заглавия предположить, о чём будет текст. II стадия – осмысление. Познакомившись с частью текста, уточняют представления о материале. Ответить на вопросы : Что будет дальше и почему? Найдите предложения, где сюжет меняется. Как заканчивается рассказ? III стадия – рефлексия. Формы работы: письмо, синквейн , эссе и др. творческие работы.
По рассказу В. Вересаева «Состязание» До чтения. Почему люди обожествляют красоту? С чем ассоциируют красоту? О какой красоте чаще всего говорят? Чтение начала рассказа. Почему люди города из рассказа Вересаева приняли решение назначить на состязание картину, изображающую красоту женщины? Чтение до слов: «Полотно скользнуло вниз». Давайте поразмышляем, как, по-вашему, люди города воспримут картину? Чтение до слов: «…нездешняя печаль». Какое воздействие оказала картина на людей? Что они почувствовали? Чтение до слов: «Побить камнями!» Как вы думаете, это была окончательная оценка? Чтение следующей части, последней. Что же они увидели в Зорьке? Что преобразило Зорьку?
Синквейн 1 строчка – тема, выраженная одним словом – именем существительным 2 строчка – описание темы двумя словами – именами прилагательными 3 строчка – описание действия тремя словами – глаголами 4 строчка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме 5 строчка – одно слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне повторяющее суть темы
Синквейн по рассказу В.Вересаева «Состязание» Фиалковенчанная , Божественная, спокойная, Ослепляла, ущемляла, устрашала. Вызывала молитвенное склонение, печаль. Дева. Зорька, Прелестная, счастливая, Любила, светилась, озаряла. Раскрыла вечную, покоряющую красоту. Любовь.
Синквейн по рассказу В.Вересаева «Состязание» Красота, Необыкновенная, вечная, Манит, окрыляет, возрождает. Верю: красота спасёт мир. Любовь.
Эссе –это… сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета. Задание на дом по рассказу В.Вересаева «Состязание»: написать сочинение-эссе «Что есть красота?» или «Красота – это…»
Кластер способ графической организации материала; записывается ключевое слово-ядро темы; вокруг ключевого слова записываются слова, выражающие основные идеи, факты, образы по теме.
Кластер по рассказу В.Вересаева «Состязание кра-сота
Кластер по рассказу Р.Бредбери «Улыбка» ТОМ
Двойные дневники Какая часть текста произвела наибольшее впечатление? Что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?
Двойные дневники (по рассказу Р.Бредбери «Улыбка») Цитата Комментарии «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка». Том способен видеть, чувствовать, ценить красоту. И хочется верить, что красота всё-таки спасёт мир и приведет его к возрождению.
Выводы Данные приемы способствуют развитию мыслительной активности учащихся, их творческих способностей. На уроке дети выражают свои мысли и чувства, высказывают личностную позицию. Учащиеся приобретают такие качества, как умение принимать иную точку зрения, способность к бесконфликтной работе в группе, умение анализировать учебную проблему, оценивать предлагаемые решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории
Обобщение опыта работы учителя истории....
Приёмы лингвистического анализа текста на уроках литературы
Анализ текста на уроках литературы...
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...
Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».
Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...
Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...
Использование приёмов работы с текстом на уроках русского языка и литературы в 5 – 11 классах с целью повышения уровня читательской грамотности учащихся
В данной статье представляю приёмы, которые использую в своей практике с целью повышения интереса к урокам русского языка и литературы. Их применение на уроке позволяет осуществлять индивидуальный под...