Урок литературы в 11 классе «…Этот мир очарований, этот мир из серебра» Васильева Н.А., учитель русского языка и литературы г.Альметьевск
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Урок литературы в 11 классе
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Васильева Н.А., учитель русского языка и литературы г.Альметьевск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_11_klass.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Васильева Н.А., учитель русского языка и литературы г.Альметьевск
Цель: ввести учащихся в необыкновенный мир поэзии Серебряного века.
Задачи:
Образовательные
Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.
Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.
Научить учащихся видеть за произведением поэтическую Я-концепцию поэта.
Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.
Развивающие
Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.
Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век - …».
Воспитательные
Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.
Воспитывать внимание к поэтическому слову.
Приемы, которые использует учитель на уроке:
- составление ассоциативной цепочки
- составление таблицы
- выразительное чтение
- сопоставление музыкального произведения и стихотворений
- презентация
- слово учителя
- сообщение учеников.
1.Слово учителя. «Мозговой штурм»
Я произношу слова: «Серебряный век…»
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите это слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - …»
Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд.
Ученики.
Серебряный век – блеск, яркость, звон ,утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…
Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.
В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже ХIХ – ХХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Подготовленный ученик.
Впервые это название было предложено философом Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.
Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы ХХ века и закончился с «революцией или, вернее, с первой мировой войной».
Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе:«Серебряный век робко начинался в 90-х годах(ХIХ века)… 1915 – высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его».
Татьяна Бек уверена, что «…исходная граница Серебряного века… более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий»
Вопрос учителя.
2.Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?
Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
2. Выступление подготовленных учеников:
1.Историческая справка (ученик 1)
На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи
- 1890 – экономический рост
- 1894 - Николай II
- С 1902 – политические партии
- 1904-1905 – русско-японская война
- 1905 – первая русская революция
- 1906 – I Государственная Дума
- 1914 – начало Первой мировой войны
- 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция
Демонстрация слайда.
Научные открытия
- Открытие рентгеновских лучей
- Исследование радиации
- Создание квантовой теории
- Изобретение беспроволочной связи
Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.
3. Слово учителя
Ощущение кризиса было всеобщим. В начале ХХ века ещё творили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, но уже появились Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин.
Авторский взгляд повернулся к человеку в целом и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам.
Демонстрация слайда.
Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:
- МОДЕРНИЗМ (новейший, современный)
Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.
Цель модернизма: создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства.
Модернизм объединил следующие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
В эстетике модернизма отразился пафос «конца мира», неминуемой гибели мира. Поэтому многие отождествляли модернизм с декаденством
Демонстрация слайда.
2) ДЕКАДЕНСТВО (упадок)
Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Константин Бальмонт написал:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Моё единое отечество –
Моя пустынная душа.
2.Выступление ученика.
Настроение Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
На фоне музыки «Вокализ» Рохманинова ученик представляет полотна, ставшие символом эпохи.
- М.Врубель «Демон поверженный»
А.Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трех преобдадающих цветов, которым ещё «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трёх цветов Врубеля.
…Снизу ползёт синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы брезжит иное…
Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.
Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опальные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.
Выступление ученика.
- В.Борисов-Мусатов «Призраки»
В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла отражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец – о магической действительности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи,то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…
Выступление ученика.
- К.Петров-Водкин «Купание красного коня»
Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину со строем древнерусских картин.
Вывод: важнейшее свойство эпохи – лирическое изображение всех видов искусства.
В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.
Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.
- Анализ поэтических текстов. Коллективная работа
Вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.
На фоне музыки «Поэта экстаза» А.Скрябина читаем стихотворения и заполняем таблицу (распечатки со стихами у каждого ученика).Ученики читают стихи.
Автор | Поэтическая Я-концепция |
В. Соловьев |
|
М. Лохвицкая |
|
К. Бальмонт |
|
В. Ходасевич |
|
- Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)
Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы с сами
Тот путь, что боги очертили нам.
Все, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.
Образец заполнения карточки
- Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая (1869-1905)
В кудрях каштановых моих
Есть много прядей золотистых-
Видений девственных и чистых
В моих мечтаньях огневых.
Слилось во мне сиянье дня
Со мраком ночи беспросветной,-
Мне мил и солнца луч приветный,
И шорох тайн манит меня.
И суждено мне до конца
Стремиться вверх, скользя над бездной,
В тумане свет провидя звездный
Из звезд сплетенного венца.
- Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
Я в этот мир мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о солнце
В предсмертный час!
- Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)
Я угасну… Я угасну…
Все равно… Умру, уйду.
Я скитаюсь здесь напрасно.
Путь далек мне. Я пойду.
Небо низко. Ветер злобен.
Травы вялы. Пал туман.
Призрак счастья тускл и дробен.
Жизнь – томительный обман.
Вы – останьтесь. Вам за мною
Не идти. Туман – глубок.
Я уйду, закроюсь мглою…
Путь неведом и далек..
После анализа стихотворений, выявления Я-концепции автора, в тетрадях должна быть заполнена таблица следующим образом:
автор, годы жизни | поэтическая Я-концепция |
В.Соловьёв (1853-1900) | «…Мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам», «… в цепях должны свершить мы сами Тот круг, что боги очертили нам» |
М.Лохвицкая (1869-1905) | «Слилось во мне сиянье дня со мраком ночи…» «Мне мил и солнца луч… И шорох тайн манит меня» «…Суждено мне до конца стремиться вверх…» |
К.Бальмонт (1867-1942) | «Я заключил миры в едином взоре, Я властелин» «Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто» |
В.Ходасевич (1886-1939) | «Я скитаюсь здесь напрасно Путь далёк мне…» |
- Вывод по уроку.
Они были очень разными,поэты серебряного века.Они жили сложной
Внутренней жизнью,трагической и радостной жизнью,наполненной исканиями,чувствами,стихами.
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность.
Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.(чтение отрывка А.Ахматовой из «Поэмы без героя:
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против теченья,-
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком плыл.
Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Какие именно группировки, какова была их цель, их отношение к миру и слову, мы узнаем на следующем уроке.
- Домашнее задание:1) прочитать статью Брюсова «О свободе слова»,
2)индивидуальное задание:подготовить сообщение о В.Брюсове,
3)читаем стихи Брюсова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"...Этот мир очарований, этот мир из серебра" (эпоха "Серебряного века")
Вводный урок по теме: "Эпоха Серебряного века" "...Этот мир очарований, этот мир из с...
Урок в 11 классе "Этот мир очарований, Этот мир из серебра..."
Знакомство с "серебряным веком" через историю, литературу, изобразительное искусство. Материал содержит презентации, подготовленные учащимися....
Технологическая карта к интегрированному уроку-погружению "Этот мир очарованье, этот мир из серебра"
технологическая карта...
"Этот мир очарования, этот мир из серебра"
Интегрированный урок по русской культуре Серебряного века (МХК+литература)...
Видеофильмы учащихся (сборник). Проект "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."
ПроблемаПереход от суммы «предметных результатов» к метапредметным и интегративным результатам.Полное наименование проекта «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (В.Я. Брюсов) в ...
"Этот мир очарований, этот мир из серебра...". Серебряный век русской поэзии.
Конспект урока по литературе (11 класс)...
«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Серебряный век русской поэзии
Материал к уроку...