"...Этот мир очарований, этот мир из серебра" (эпоха "Серебряного века")
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Вводный урок по теме: "Эпоха Серебряного века"
"...Этот мир очарований, этот мир из серебра"
Цель урока: 1. Дать понятие "Серебряный век". Показать своеобразие литературных течений символизма первой волны (декаданса), младосимволизма, акмизма и футуризма. Познакомить учащихся с культурой "Серебряного века".
2. Развить чуткость восприятия поэтического слова. Формировать высокие эстетические вкусы.
3. Воспитывать чувства прекрасного, умение ценить и понимать произведения искусства.
Работа основывается на знании психологических особенностей учащихся, особенностей восприятия художественных произведений. Такая подача материала помогает воспринимать произведения искусства не только интеллектуально, но и эмоционально. Формирует читательские умения, овладев которыми школьники глубже постигают произведения искусства. Учатся видеть картину жизни, нарисованную писателем как условие развития концептуального взгляда учащихся на окружающую жизнь. Формирует умения критической оценки художественного произведения как средства становления личности. Выступает как эффективное средство духовно - нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etot_mir_ocharovaniy.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "СОШ № 40 им. В. Токарева"
Урок литературы в 11 классе
"...Этот мир очарований, этот мир из серебра"
(эпоха "Серебряного века")
Выполнила:
Шабанова Оксана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ "СОШ № 40 им. В. Токарева"
Алтайский край, г. Бийск
2010
Аннотация
Вводный урок по теме: "Эпоха Серебряного века"
"...Этот мир очарований, этот мир из серебра"
Цель урока: 1. Дать понятие "Серебряный век". Показать своеобразие литературных течений символизма первой волны (декаданса), младосимволизма, акмизма и футуризма. Познакомить учащихся с культурой "Серебряного века".
2. Развить чуткость восприятия поэтического слова. Формировать высокие эстетические вкусы.
3. Воспитывать чувства прекрасного, умение ценить и понимать произведения искусства.
Работа основывается на знании психологических особенностей учащихся, особенностей восприятия художественных произведений. Такая подача материала помогает воспринимать произведения искусства не только интеллектуально, но и эмоционально. Формирует читательские умения, овладев которыми школьники глубже постигают произведения искусства. Учатся видеть картину жизни, нарисованную писателем как условие развития концептуального взгляда учащихся на окружающую жизнь. Формирует умения критической оценки художественного произведения как средства становления личности. Выступает как эффективное средство духовно - нравственного воспитания.
"...Этот мир очарований, этот мир из серебра"
(Русская культура "Серебряного века")
Цели: 1. Дать понятие "Серебряный век". Показать своеобразие литературных течений символизма первой волны (декаданса), младосимволизма, акмизма и футуризма. Познакомить учащихся с культурой "Серебряного века".
2. Развить чуткость восприятия поэтического слова. Формировать высокие эстетические вкусы.
3. Воспитывать чувства прекрасного, умение ценить и понимать произведения искусства.
Ход урока:
(Слайд № 3)"Серебряный век" - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, но прежде всего в литературе, а точнее - в поэзии.
Впервые это название предложено философом Н. Бердячевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в свете статьи Н. Оцупа "Серебряный век" русской поэзии", а окончательно вошло в оборот после публикации написанных уже в 60-е годы воспоминаний издателя журнала "Апполон" С. Маковского, озаглавленных "На Парнасе "Серебряного века".
Впервые в литературном творчестве выражение "Серебряный век" было употреблено А. Ахматовой в поэме "Без героя". (Слайд № 4)
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначению,
По Неве или против теченья,-
Только прочь от своих могил
На Галерной чернела арка
В Летнем только пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
- Определите для себя своеобразие литературных течений символизма первой волны (декаданса), младосимволизма, акмеизма и футуризма по следующему кругу аспектов?
(Слайд № 5)
- Как меняется отношение к действительности у поэтов различных направлений?
(От однозначного предпочтения инореальности поэта поворачивается лицом к реальной действительности: младосимволисты - стремятся её "спасти красотой", акмеисты - безусловно приемлют её, а футуристы - желая преобразить, основываясь уже на своих представлениях о должном и прекрасном. При этом если для акмеистов инореальность обычно становится сферой "несказанного", то большинство футуристов инобытие отрицает вовсе.)
- Как меняется представление о роли поэта в мире?
( Различие в подходах обусловлено здесь отношением к реальности: уход от реальности старших символистов предполагает создание своей - альтернативной её. "Преображение мира красотой" требует от поэта - младосимволиста стать медиумом, посредником между миром идеальных сущностей и миром феноменов. Отказ от теургических претензий и принятие реальности заставили акмеистов больше внимания уделять совершенствованию стиха. Наконец, однозначное предпочтение жизни перед искусством понуждает футуристов выходить за рамки собственного искусства, считать сферой своих революционных творческих экспериментов саму действительность.
- Сравните отношения к предшествующим культурами традициям акмеистов и футуристов и сделайте вывод о принципиальном отличии "высокого модернизма". Почему многие исследователи выводят "футуризм" за рамки серебряного века?
(И символизм и акмеизм сближает общее представления о том, что их творчество является итогом и в некотором смысле "вершиной" единого культурного процесса, имеющего, безусловно, эволюционный характер. И в этом смысле революционное отрицание футуристами предшествующей культуры "с чистого листа", на новом месте вступают в глубокое противоречие с основным принципом серебряного века - преемственностью по отношению к прошлому.)
- Что сближает в отношении к истории и историческому процессу младосимволистов и футуристов?
(Сближает мнение о том, что исторический процесс представляет собой поступательное движение, хотя символистам и футуристам финал истории виделся различным.)
-Вспомните, какие виды искусства называют пространственными, а какие временными. Сделайте вывод об отличии символистского и постсимволистского направлений, опираясь на их выбор близких видов искусств.
(Поворот постсимволистов к реальности знаменовался и тем, что от искусств. разворачивающихся во времени (музыка), они обратились к искусствам, требующим определённого места в пространстве (архитектура, живопись). Этот переход от слуха к зрению, от абстрактного к конкретному, от духа к веще.)
Сделайте вывод о принципиальном различии символизма и постсимволизма в их отношении к слову?
( Символизм часть значений слова выносил за рамки умопостигаемых, перенося в сферу интуитивного познания, поскольку эти значения уводили в сферу инореального, метофизического. Постсимволизм же сосредоточился на реальном. Задачей поэта считалось освежить мировосприятие, посмотреть на мир "как бы впервые".)
- Настроение "Серебряного века" русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников. (Слайд № 6)
М. Врубель "Демон поверженный"
А. Блок "...Снизу ползёт синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В борьбе золота и синевы уже брезжит иное...."
Всё переплелось у Врубеля в этом фантастическом странном образе - неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое создание его невозможности.
К. Петров-Водкин "Купание красного коня"
Полотно, оттолкнувшись от реального земного бытия, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нём своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества.... Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса.
В. Борисов - Мусатов "Призраки"
Атмосфера безмолвной грусти царствует в "Призраках". В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбкие, столь бестелесные, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом - полуреальностью, полусном - полуявью не умел, не хотел провести сам поэт - живописец - о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни...
Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началом.
Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.
(Слайд №7) Поэзия - это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство…
и всегда потрясение, Сколько бедствий, катастроф, вобрал в себя период начала века !
Надежды и разочарование, взлеты и падения, обретения и потери…
А что ждало человека впереди! Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален…
(Слайд № 8)Владимир Сергеевич Соловьёв 1853-1900г.
Философ, богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет, где позже читал лекции по философии; был вольнослушателем духовной академии.
Оставил много статей, посвященных русской литературе. Был кумиром для молодых поэтов начала века.
Хоть мы на век незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы сами
Тот круг, что боги очертили нам.
Все, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.
(Слайд № 9)Мария Александровна Лохвицкая 1869-1905г.
С детства проявляла интерес к литературе. Образование получила в Московском Александровском институте. Впервые напечаталась в 1888 году. Известность приобрела к 1892году. За первый сборник стихотворений (1896) была удостоена Пушкинской премии Академии наук.
В кудрях каштановых моих
Есть много прядей золотистых-
Видений девственных и чистых
В моих мечтаньях огневых
Слилось во мне сиянье дня
Со мраком ночи беспросветной,-
Мне мил и солнца луч приветный,
И шорох тайн манит меня
И суждено мне до конца
Стремиться вверх, скользя над бездной,
В тумане свет провидя звездный
Из звезд сплетенного венца.
(Слайд № 10)Константин Дмитриевич Бальмонт 1876 - 1942г.
Был исключен с юридического факультета Московского Университета за участие в студенческом движении. Первый сборник стихов вышел в 1890г. В десятилетие 1895-1905гг. был самым известным из русских поэтов. С конца 1905 до 1913 г. жил за границей
как политический эмигрант, после амнистии вернулся в Россию. Вновь эмигрировал в 1921 году, жил, сильно нуждаясь, во Франции, где и умер.
- Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
- И синий кругозор.
- Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
- И выси гор.
- Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
- И пышный цвет долин.
- Я заключил миры в едином взоре,
- Я властелин.
- Я победил холодное забвенье,
- Создав мечту мою.
- Я каждый миг исполнен откровенья,
- Всегда пою.
- Мою мечту страданья пробудили,
- Но я любим за то.
- Кто равен мне в моей певучей силе?
- Никто, никто.
- Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,
- А если день погас,
- Я буду петь…Я буду петь о солнце
- В предсмертный час!
(Слайд № 11) Дмитрий Сергеевич Мережковский 1865 - 1941г.
Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета.
Первый сборник его стихов вышел в 1888г. является автором историко-философских романов, пьес, литературоведческих трудов. В январе 1920г. эмигрировал в Польшу. Умер в Париже.
Поэт
Сладок мне венец забвенья тёмный,
Посреди ликующих глупцов
Я иду отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков.
Но душа не хочет примиренья
И не знает, что такое страх;
К людям в ней - великое презренье,
И любовь, любовь в моих очах:
Я люблю безумную свободу!
Выше храмов, тюрем и дворцов
Мчится дух мой к дальнему восходу,
В царство ветра, солнца и орлов!
А внизу, меж тем, как призрак тёмный,
Посреди ликующих глупцов,
Я иду отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков.
(Слайд № 12) Фёдор Сологуб (Тетерников) 1863 - 1927г.
Учился в училище и Петербуржском учительском институте. 25 лет, до 1907 года преподавал математику в глухих северных городках. Начал широко печататься в 90-х годах.
Я - бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотвори себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а дня свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
(Слайд № 13) Михаил Алексеевич Кузьмин 1875 - 1936г.
Гимназию заканчивал в Петербурге, затем 3 года учился в консерватории по классу композиции. До 30 лет писал вокальные тексты к своим композициям. В 1906г. выступил в журнале «Весы» с замечательным циклом стихов «Александровские песни», в 1908г. появилась его первая книга стихов «Сети». Выступал как прозаик, критик, драматург, автор балетов, переводчик.
Мы в слепоте как будто не знаем,
Как тот родник, что бьётся в нас,-
Божественно неисчерпаем,
Свежей и нежнее каждый раз.
Печально взвившись, спадает весельем…
Глубже и чище родной исток…
Ведь каждый день – душе новоселье,
И каждый час – светлее чертог.
Из сердца пригоршней беру я радость,
К высоким брошу небесам
Беспечной бедности святую сладость
И всё, что сделал, любя, я сам.
Всё тоньше, тоньше в эфирном горниле
Синеют тучи над купали рощ,-
И вдруг, как благость, к земле опустили
Любовь, и радугу, и дождь.
(Слайд № 14) Максимилиан Александрович Кириенко - Волошин 1877 - 1932г.
В1900г. исключен из Московского университета за участие в студенческих беспорядках и сослан в Ташкент. В 1901г. поступил в Берлинский университет, но скоро уехал в Париж и жил там до 1916г., занимаясь живописью и наезжая на время в Россию. В печати выступил в 1903г.
Рождение стиха
Бальмонту
В душе моей мрак грозовой и пахучий…
Там вьются зарницы, как синие птицы…
Горят освещённые окна
И тянутся длинны,
Протяжно – певучи
Во мраке волокна…
О, запах цветов, доходящий до крика!
Вот молния в белом излучии…
И сразу все стало светло и велико…
Как ночь лучезарна!
Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
В любовном созвучье.
Из недра сознанья, со дна лабиринта
Теснятся виденья толпой оробелой…
И стих расцветает цветком гиацинта,
Холодный, душистый и белый.
(Слайд № 15)Марина Ивановна Цветаева 1892 - 1941г.
В 1908 году окончила гимназию. Печатала свои стихи с 16 лет. Первой её книгой был “Вечерний альбом”. Жила в Чехии, во Франции, в Париже. В 1939 году возвратилась на родину.
Душа и Имя
Пока огнями смеётся бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
(Слайд № 16 ) Владислав Фелицианович Ходасевич 1886 - 1939г.
Учился в Московском университете, сначала на юридическом, потом на историко-филологическом факультетах. Рано начал писать стихи; был мастером старых форм и отказывался от каких- либо крайних новшеств. В 1922 г. эмигрировал. Умер в Париже, в больнице для бедных.
Я угасну…я угасну…
Все равно…Умру, уйду.
Я скитаюсь здесь напрасно.
Путь далек мне. Я пойду.
Небо низко. Ветер злобен.
Травы вялы. Пал туман.
Призрак счастья тускл и дробен.
Жизнь- томительный обман.
Вы- останьтесь. Вам за мною
Не идти. Туман- глубок.
Я уйду, закроюсь мглою…
Путь неведом и далек…
(Слайд № 15) Велимир Владимирович Хлебников 1885 - 1922г.
Учился и Казанском и Петербургском университетах, но не закончил. В печати дебютировал в 1908 году. Был бессеребряником, вел страннических образ жизни, редко завершал свои работы и мало заботился о их сохранности. В печать его стихи готовили и сдавали друзья. Скончался от тифа.
Еще раз, еще раз,
Я для вас
Звезда.
Горе моряку, взявшему
Неверный угол своей ладьи
И звезды:
Он разобьется о камни,
О подводные мели.
Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьетесь о камни,
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мной.
(Слайд № 16) Игорь Северянин 1885 - 1941г.
Учился в Череповецком училище. Начал печататься в 1905 году в провинциальных газетах. В феврале 1918 года на поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве был провозглашен публикой “королем поэтов”. В марте того же года уехал в Эстонию и оказался отрезанным от родины. В Россию не возвратился, хотя и тосковал по ней.
Эгополонез
Живи, Живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны: как златотрубны
Снопы ржаные моих поэз!
В них водопадит Любовь и Нега,
И наслажденье, и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, Живое!- поют уста.
Во всей вселенной нас только двое,
И эти двое- всегда одно:
Я и Желанье! Живи, Живое!-
Тебе бессмертье предрешено!
(Слайд № 17) Владимир Владимирович Маяковский 1893 - 1930г.
Учился в кутаисской гимназии в 1906 году переехал в Москву, стал заниматься революционной работой. Дважды был арестован. Был в числе авторов первых футуристических манифестов.
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(Слайд № 20)
Авторы Поэтическая Я - концепция
В.Соловьев 1853-1900г. | “…Мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам”,…И в цепях должны свершить мы сами” Тот круг, что боги очертили нам” |
М. Лохвицкая 1869-1905г. | “Слилось во мне сиянье дня со мраком ночи… ”, “Мне мил и солнца луч… И шорох тайн манит меня”, ” …Суждено мне до конца Стремиться вверх…” |
К. Бальмонт 1867-1942г. | “Я заключил миры в едином взоре, Я властелин”, “кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто” |
Д.Мережковский 1865-1941г. | “Сладок мне венец забвенья темный”, ”Я люблю безумную свободу ”, “Мчится дух мой к дальнему восходу” |
Ф. Сологуб 1863-1927г. | “Я - бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах” |
М. Кузмин 1875-1932г. | “...Тот родник, что бьется в нас,- Божественно неисчерпаем”, ”Из сердца пригоршней беру я радость” |
М. Волошин 1877-1932г. | “В душе моей мрак грозовой…”, ”Из недра сознанья, со дна лабиринта теснятся виденья.. ” |
М. Цветаева 1892-1941г. | “…Душа не уснет в покое”, “…Забыть не могу тоски я ”, “…Душу Бог мне иную дал: Морская она, морская” |
В. Ходасевич 1886-1939г. | “Я скитаюсь здесь”напрасно Путь далек мне…” |
В. Хлебников 1885-1941г. | “…Я для вас Звезда…” |
И. Северянин 1885-1941г. | “Во всей вселенной нас только двое И эти двое - всегда одно…” |
В. Маяковский 1893-1930 | “Я сразу смазал карту будня…” |
- Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспорно одарённая личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
_ Так что же объединяло таких разных поэтов?
(Слайд №21)
- Все эти поэты - современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном объединении России.
- Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии.
- Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико - интонационной структуры поэтического произведения.
- Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выраженным эстетическим вкусом, симпатией и антипатией.
- Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе "Этот мир очарований, Этот мир из серебра..."
Знакомство с "серебряным веком" через историю, литературу, изобразительное искусство. Материал содержит презентации, подготовленные учащимися....
Технологическая карта к интегрированному уроку-погружению "Этот мир очарованье, этот мир из серебра"
технологическая карта...
"Этот мир очарования, этот мир из серебра"
Интегрированный урок по русской культуре Серебряного века (МХК+литература)...
Видеофильмы учащихся (сборник). Проект "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."
ПроблемаПереход от суммы «предметных результатов» к метапредметным и интегративным результатам.Полное наименование проекта «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (В.Я. Брюсов) в ...
"Этот мир очарований, этот мир из серебра...". Серебряный век русской поэзии.
Конспект урока по литературе (11 класс)...
«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (Особенности поэтического творчества акмеистов).
Данный урок целесообразно провести в 11 классе при изучении литературы Серебряного века....
«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Серебряный век русской поэзии
Материал к уроку...