Литературная гостиная
занимательные факты по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.docx | 49.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность
Литературная гостиная
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта по литературе. Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. Занятия проводятся как факультатив по часу в неделю. Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» предполагает углубленное изучение курса, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика; предполагает подготовку и участие в литературных конкурсах и вечерах.
Курс «Литературная гостиная» направлен на решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Программа «Литературная гостиная» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.
Курс «Литературная гостиная» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Срок реализации: 1 год
Цель программы:
Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.
Задачи:
- развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- формирование основ читательской культуры;
- выработка привычки к вдумчивому чтению;
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Планируемые результаты.
В результате освоении программы кружка сформируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
∙ Осознавать значимость чтения для личного развития;
∙ Формировать потребность в систематическом чтении;
∙ Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
∙ Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
∙ Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
∙ Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
∙ Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
∙ Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
∙ Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
∙ Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
∙ Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
∙ Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
∙ Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
∙ Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
∙ Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
∙ Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
∙ Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
∙ Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
∙ Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
№ п/п | Содержание (разделы) | Формы организации | Виды деятельности |
Литературная гостиная. | Беседа, прослушивание аудиозаписи, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | Знакомство с понятием «Литературная гостиная». Проектирование деятельности Выявление значимых дат в истории русской и мировой литературы. Составление плана мероприятий на год. | |
Наши знаменитые земляки | Беседа, обсуждение, | Встреча с Ильдусом Гафаровым, архитектором, автором книг, художником | |
Писатели – юбиляры М.Ю.Лермонтов (к 205-летию) Встреча с членами клуба «Собеседник» | Беседа с элементами анализа, круглый стол | Сбор информации о поэте, выступление, чтение стихов | |
Участие в конкурсах Республиканский конкурс чтецов поэзии Г.Р.Державина | Индивидуальная | Создание «своей» роли, заучивание наизусть, постановка произведения | |
Волшебный мир сказок. Литература как институт искусства. Сказка как часть детской субкультуры. Авторская сказка. Фэнтези. Книги для подростков. . | Беседа, выразительное чтение, просмотр видео фрагментов | Сопоставительный анализ изученного материала | |
Наши знаменитые земляки | |||
Писатели – юбиляры | |||
Участие в конкурсах | |||
Мир поэзии. Знакомство с русскими поэтами. | Изучение основ стихосложения и литературоведческого анализа. Разработка сценариев и организация литературно-музыкальных вечеров. | ||
Наши знаменитые земляки | |||
Писатели – юбиляры | |||
Участие в конкурсах | |||
На страницах русской классики. Изучение русской классической прозы. Понятие художественного мира произведения. Художественное время и пространство. Предметный мир. Персонажи. Современная проза. Любимая книга и автор. | Разработка и организация собственных театральных представлений. | ||
Наши знаменитые земляки | |||
Писатели – юбиляры | |||
Участие в конкурсах |
Формы работы:
- Экскурсия в библиотеку;
- Презентация прочитанной книги;
- Выставка прочитанных книг;
- Викторина;
- Конкурс иллюстраций к любимой книге;
- Конкурс чтецов;
- Практические занятия с элементами игр;
- Дидактических и раздаточных материалов;
- Групповые занятия под руководством учителя;
- Индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время;
- Индивидуальные консультации.
- Круглый стол
Тематическое планирование:
Раздел | Тема | УУД. Деятельность учащихся | Количество часов |
Предметные умения: Знакомство с понятием «Литературная гостиная»; определение деятельности и плана мероприятий на год. Выявление значимых дат в истории русской и мировой литературы. Коммуникативные умения: Участие в дискуссиях, создание письменных и устных высказываний, аргументированные ответы на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению. Личностные умения: Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) | 3 | ||
Волшебный мир сказок | Предметные умения: Изучение сказки как части детской субкультуры; знакомство с авторскими сказками, фэнтези; умение разграничить понятия «авторской сказки» и «народной сказки» как части фольклора. | 13 | |
Мир поэзии | Предметные умения: Умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческими терминами; умение подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы; формирование умения давать характеристику герою; понимание авторской позиции и своего отношения к ней. Умение использовать основу стихосложения на практике. Участие в литературно-музыкальных вечерах. Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. | 11 | |
На страницах русской классики | Предметные умения: Чтение и анализ художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы. Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Познавательные умения: Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. | 7 |
Календарно-тематическое планирование учебного курса
№ урока | Тема урока | УУД. Деятельность учащихся | Дата по плану | Дата по факту | |||
| |||||||
1. | Вводное занятие. Понятие «Литературная гостиная». Проектирование деятельности «Литературной гостиной» на учебный год. | Предметные умения: Знакомство с понятием «Литературная гостиная»; определение деятельности и плана мероприятий на год. Выявление значимых дат в истории русской и мировой литературы. Коммуникативные умения: Участие в дискуссиях, создание письменных и устных высказываний, аргументированные ответы на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению. Личностные умения: Формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) | 1 | ||||
2. | 1 | ||||||
3 | Литература как искусство слова. | 1 | |||||
| |||||||
1 | Сказка. | Предметные умения: Изучение сказки как части детской субкультуры; знакомство с Авторская сказка. Фэнтези. Книги для подростков. Сопоставительный анализ изученного материала. Коммуникативные умения: Участие в диалоге, высказывание своего мнения, формулировка вопросов. Регулятивные умения: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, выполнять действия по намеченному плану. Познавательные умения: Самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
| 1 | ||||
2 | Сказка как часть детской субкультуры. | 1 | |||||
3 | Авторская сказка Литературные сказки С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | |||||
4 | «Сказка его жизни». Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Г. Х. Андерсена ./ 215 лет со дня рождения/ | 1 | |||||
5 | Фэнтези как вид современной сказки Джон Толкин «Властелин Колец» | 2 | |||||
6 | Урсула Ле Гуин "Волшебник Земноморья" | 1 | |||||
7 | Рэй Бредбери «Марсианские хроники» | 1 | |||||
8 | В.Железников «Чучело» | 1 | |||||
9 | Рэй Бредбери «451 по Фаренгейту» | 1 | |||||
10 | М. Аромштам. «Когда отдыхают ангелы» | 1 | |||||
11 | У.Старк «Чудаки и зануды» | 1 | |||||
12 | Д Грин «Виноваты звезды» | 1 | |||||
Мир поэзии | 14.01 | ||||||
1 | Анализ художественного текста (поэзия) | Предметные умения: Умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческими терминами; умение подбирать материал о биографии и творчестве поэта, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы; формирование умения давать характеристику герою; понимание авторской позиции и своего отношения к ней. Умение использовать основу стихосложения на практике. Участие в литературно-музыкальных вечерах. Познавательные умения: Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Личностные умения: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Регулятивные умения: Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. | 1 | ||||
2 | Хронотоп. Образ пространства в поэтическом произведении | 1 | |||||
3 | Хронотоп. Образ времени в поэтическом произведении | 1 | |||||
4 | Песенное творчество | 1 | |||||
5 | Природа в поэзии | 1 | |||||
6 | Поэты серебряного века | 1 | |||||
7 | Лирический герой и автор | 1 | |||||
8 | «Все начинается с любви…». Стихи о любви Музыкальный вечер | 1 | |||||
9 | Современная русская поэзия | 1 | |||||
10 | Поэтические страницы. «Светлый край берёз, моя Россия» | 1 | |||||
11 | Основы стихосложения. Пробы пера | 1 | |||||
| |||||||
1 | Интерпретация художественного текста | Предметные умения: Закрепление знаний и умений по изученному материалу; практическое формирование навыков анализа проэтических и прозаических произведений; умение выделять и акцентировать внимание на детали . Регулятивные умения: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки. Коммуникативные умения: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | 1 | ||||
2 | Фантастика в литературе. Русские писатели – фантасты | 1 | |||||
3 | Поттериана. Другой мир. Литературный вечер | 1 | |||||
4 | Подготовка сообщений «Писатели-юбиляры» | 1 | |||||
5 | «Афганистан – незаживающая рана». Литературно-музыкальная композиция | 1 | |||||
6 | День памяти Пушкина. Литератур ный вечер | 1 | |||||
7 | «Великий подвиг не забыт». Произведения о ВОВ Подведение итогов работы | 1 | |||||
34 |
Планируемые результаты:
Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.
Предметные результаты:
- Расширение литературного образования, предусмотренного программой;
- Формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством,
- Формирование мировоззрения. Создание прочной базы для дальнейшего освоения курса литературы.
- Углубленное изучение основных литературоведческих терминов.
- Возможность овладения умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания.
- Определение выразительной функции слова, его полисемантизм.
- Осмысливание образов и картин мира, созданные писателями и поэтами.
- Удовлетворение познавательного интереса школьников к проблемам литературы, культуры речи.
- Овладение приемами анализа художественных произведений.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы:
1.Мифологичекий словарь под ред. Мелетинской –М: Советская энциклопедия, 1991г
2.Единая коллекция образовательных ресурсов
3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143 4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.
6.Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.
7.http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт для преподавателей спец. дисциплин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)
Сознание писателя определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс
Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)
данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...
Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"
Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...