"Урок-размышление. «Какая она любовь?»(по лирике М.Ю. Лермонтова)"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Фёдорова Елена Петровна
урок литературы 9 класс "Урок-размышление. «Какая она любовь?»(по лирике М.Ю. Лермонтова)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-razmyshlenie_9_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

             


                                           Урок-размышление

Тема:  «Какая она любовь?»/по лирике М.Ю. Лермонтова/

Цель:Показать существенные черты лермонтовской лирики, учить приемам анализа лирического произведения.

Задачи урока:

познакомить учащихся с «музами» поэтического вдохновения М.Ю.Лермонтова;

- раскрыть богатство чувств и переживаний поэта;развивать навыки аналитического и выразительного чтения;сформировать интерес к поэзии М.Ю.Лермонтова; воспитать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, отзывчивость;

уметь: определять основную мысль произведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы:

- словесный (рассказ учителя, беседа);

- наглядный (портреты адресатов стихов поэта);

- частично-поисковый;

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: презентация «Любовные адресаты М.Лермонтова», тексты художественных произведений М. Лермонтова, портрет поэта

Музыкальное оформление: «Лунная соната» Бетховена. Романс «Отчего», сл. М.Ю.Лермонтова, муз. А. Даргомыжского, стихотворение «Молитва»

Межпредметные связи: литература,музыка, изобразительное искусство

Эпиграф:

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! – любить

Необходимость мне; и я любил

 Всем напряжением душевных сил

Лермонтов М.Ю. Стих «1831-го июня 11 дня»

                                                                         Ход урока

1.Организационный момент.

2. Введение в тему урока. (на слайде портрет Лермонтова)

Прослушайте, пожалуйста, романс на музыку Даргомыжского  постарайтесь определить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (о любви)
–Да, действительно, сегодня мы будем говорить о возвышенном чувстве, свойственном человеку, о любви.

Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! – любить

Необходимость мне; и я любил

 Всем напряжением душевных сил

Лермонтов М.Ю. Стих «1831-го июня 11 дня»

- Что для Лермонтова любовь? выделите ключевые слова.

Так говорит о любви поэт. А как вы понимаете слово любовь. (личное понимание)

(На столах сердечки). Разделите сердце пополам. Какие ассоциации(+,-) у вас возникают при слове любовь. Напишите на своих сердечках. Сформулируйте ваше понимание любви, используя написанные вами понятия.

Слабые- выписать из словарей словарную статью о слове любовь из словаря Ожегова и Даля.  

Учащиеся зачитывают свое понятие любви.

-А сейчас мы послушаем как объясняет слово любовь Ожегов и В.Даль. (зачитывают).

Вывод: прозвучали разные понятия любви, все понятия объединяет то, что  любовь-это глубокое чувство, переживание. Первая ассоциация, которая возникает при слове любовь –это любовь к женщине .

– Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что любовь – чувство, о котором мечтает каждый человек, и каждого волнуют вопросы: «Что такое любовь? Какая она бывает?»

Сегодня на уроке мы попытаемся узнать какую любовь М.Ю. Лермонтов испытывал к своим избранницам?

– Кто они, женщины, сыгравшие большую роль в судьбе поэта и его творчестве?

3.Любовная лирика.

Адресаты любовной лирики Лермонтова, о которых нам известно были на разных этапах жизни поэта следующие: Катерина Сушкова, Наталья Иванова, Варвара Лопухина и Мария Щербатова. Имена этих женщин не только вошли в историю под грифом "любимые женщины Лермонтова", но и были увековечены в лирических произведениях автора. Мы познакомимся с вами с некоторыми «музами» М.Ю.Лермонтова и со стих-ми, которые он им посвятил.

1)История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой – достаточно значительный "сюжет" в личной и литературной биографии поэта. Стихотворения этого периода представляют собою традиционную любовную лирику с признаниями в пылкой страсти.

Сообщение учащегося об Екатерине Сушковой.  Чтение наизусть стих-я «НИЩИЙ». Анализ стихотворения.

Задание:

1. Какие строки, по вашему мнению, выражают основную мысль стихотворения?

 2. Сформулируйте тему стихотворения (о чем?)

3. На какие две части можно разделить стихотворение?( Соответственно – две темы) ( 1ч.- тема страдания человека от голода, жажды, нищеты; 2ч.- тема неразделенной любви)

 4. Каким представляется вам в этом стихотворении лирический герой?

5. зачем Лермонтов ввел образ нищего?

6.Какие слова помогают нарисовать образ бедняка? (подберите средства выразительности-

Эпитет -(«святой обители», «бедняк иссохший», «живую муку», «слезами горькими»).

Метафора- так чувства лучшие мои обмануты навек тобою

– Определите, о какой любви говорит Лермонтов в стихотворении. Заполните таблицу. (одиночество, тоска,обида, непонимание,).

Анализ стих-я

История создания. Стихотворение «Нищий», написанное в 1830 году, относится к ранней лирике Лермонтова Условно произведение можно разделить на две неравных части. Первая часть – сюжетная (8 стихов). Центральный образ несчастного нищего создается при помощи эпитетов: просящий, иссохший, едва живой от голода и жажды. Просил только необходимого, не денег – хлеба, взор его полон мукой от перенесенных страданий и невзгод. Тем преступнее выглядит подмена жизненно необходимого подаяния бесполезным, холодным камнем. Ясен и результат: без хлеба этот человек не выживет.

Вторая часть – эпилог, разъяснение (4 стиха), выраженное образной развернутой метафорой. Потребность в ответном чувстве поэт приравнял к потребности в куске хлеба человека, умирающего от голода.

Страшно не то, что чувство угасло, а то, что его предали и растоптали. Не случайно возникает образ нищего: грязного, одинокого бродяги, который никому не нужен. Он слаб и безобиден. Так же беспомощен в своей неразделённой любви поэт. Так же страшно обидеть слабого беззащитного человека, как предать и растоптать чувства.

Основой стихотворения и художественного его решения послужило событие в лавре, использованное автором в качестве символа человеческой, а в случае с лирическим героем - женской безучастности и душевной глухоты.

2) 1831 год.  Новый образ, образ овладевает Лермонтовым на всю жизнь. Несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину. По словам троюродного брата Лермонтова Акима Павловича Шан-Гирея, чувство Лермонтова к В.А.Лопухиной «было истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей..»

Сообщение ученика о В.А. Лопухиной

Вареньке Лопухиной посвящено и стихотворение «Молитва» (1837), которое С. Наровчатов назвал шедевром любовной лирики Лермонтова.

 Чтение (прослушивание) стихотворения «Молитва»

Прослушайте стих-е, а затем  прочтите про себя. Не торопитесь, почувствуйте всю ее нежность и напевность.

Читая его, будем иметь в виду, что молитва — по смыслу слова — это мольба, покаяние и благодарность. В данном случае — мольба, горячая просьба.

3)самостоятельно проанализируйте стихотворение по предложенному плану

1- Каким вы представляете себе лирического героя? (странник безродный, нелегко в холодном мире, о себе не молится, может быть, зная, что благодать его не коснется. И все же он сохранил чувство любви, которое сближает его с той, к кому он обращается. Трагедия глубокого одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека) лирический герой которой открывается совсем с иной стороны. Он обращается с горячей молитвой к Пресвятой Богородице – Матери Иисуса Христа. Это молитва сердца, которое умеет просто любить.

Первые две строфы — не только обращение к Матери Божией с просьбой, но и объяснение просьбы, отречение от своих, может быть, даже эгоистических желаний во имя благополучия любимой.

2-На первый план выступает образ героини, что выделяет в нем автор? (Нравственная чистота, беззащитность перед враждебными силами мира холодного)

Две последние строки второй строфы можно, по словам С. Наровчатова, рассматривать как наиболее значительные, кульминационные:

Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.

В этой антитезе «теплая заступница» — «мир холодный» отражается мировосприятие самого поэта.

Последние две строфы стихотворения — непосредственная мольба о счастье любимой. О чем же просит лирический герой? (Не забывает герой стихотворения ни забот молодости, ни трудностей старости, ни часа прощального.

Стихотворение состоит из трех предложений, каждое из которых отличается особым пафосом, особой интонацией. От мольбы и объяснения мольбы о жизни достойной — к мольбе о легкой смерти: ...Ты воспринять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.)

Тема какой именно любви просматривается в них?

    К сожалению, молитвам поэта о долгой и счастливой земной жизни любимой им Вареньки не суждено было сбыться: она умерла в возрасте 36 лет, ровно через 10 лет после трагической гибели Лермонтова.

    Любопытно, что в датах жизни и смерти Лермонтова последние две цифры поменялись местами (1814–1841), так произошло и с годами жизни и смерти Варвары Александровны (1815–1851).

 Мы видим, что лирическому герою М.Ю.Лермонтова суждено остаться одиноким и непонятым, потому что, по мнению поэта, счастье в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света невозможно!»

4)Какими еще понятиями дополнилась любовь в понимании М.Ю.Лермонтова?

Каков же Лермонтов в любви?

Какое настроение преобладает в любовной лирике?

5). Заключение

– Дорогие ребята, вы сейчас находитесь в прекрасном возрасте – начала юности. Это возраст предчувствия любви – сильного и вдохновенного чувства.

 И, наверное, каждый из вас надеется, что любовь будет светлой, чистой, романтической, счастливой. Но не пугайтесь, не отчаивайтесь, если ваша любовь окажется неразделённой. Вспомните о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, о его поисках «родной души». Пусть у него не было взаимной любви, но он был счастлив тем, что любовь его посетила и вдохновила на создание бессмертных лирических произведений.

6). Домашнее задание: на выбор:

1. дан список стихотворений из любовной лирики, выучить наизусть понравившееся. Проанализировать по плану понравившееся стихотворение о любви

2. Сравним стихотворение Пушкина «Я вас любил»  и Лермонтова «Я не люблю тебя…»Оставь напрасные заботы".(«В минуту жизни трудную»)

7.)Рефлексия

Сегодня я узнал(а)… Я задумался(ась), о том

Урок дал мне для жизни

Я понял(а), что… Меня удивило, что            

Я смог(ла)…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Филофофия природы в лирике М.Ю.Лермонтова

 В ходе урока учащиеся не только познакомятся с основными направлениями в изображении природы М.Ю.Лермонтовым, но и ответять на вопрос: "Почему изменяется пейзажная лирика поэта?"...

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Презентация к уроку в 9классе на тему"Тема поэта и поэзии" в лирике М.Ю.Лермонтова

презентация к уроку 4  "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...

Презентация к уроку 5 на тему "Любовь в лирике М.Ю.Лермонтова"

Презентация к уроку 5 "Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова" в 9классе...

урок-размышление по литературе по теме "Моё понимание любовной лирики А.С.Пушкина"

на уроке используется технология «Педагогика сотрудничество».          Образовательные задачи: углубление и расширение знаний учащихся о любовной лирике...

Урок-размышление по повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист"

Что такое фатализм? Верит ли Лермонтов в судьбу? Кто в повести фаталист?...

Урок-размышление "Я пронесу твой свет сквозь жизнь земную..." (Любовная лирика Ф. Тютчева и А. Фета)

Этот урок дан мною в 1 туре профессионального конкурса "Учитель года 2011". Он дает возможность познакомиться с отдельными страницами личной жизни поэтов Ф. Тютчева и А. Фета, которые в какой-то мере ...