Обобщение педагогического опыта
опыты и эксперименты по литературе
Использование воспитательного потенциала уроков литературы
для формирования духовно-нравственной личности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Котова Антонина Михайловна, МБОУ «Инсарская СОШ №1»
Использование воспитательного потенциала уроков литературы
для формирования духовно-нравственной личности
Обобщение педагогического опыта
Сведения об учителе
Аттестация: первая квалификационная категория (22.12.2015 г.)
Общий стаж работы (лет): 36
Педагогический стаж работы (лет): 36
Стаж работы в данной организации (лет): 36
Классы: 5 а, 8б, 10а, (2020-2021 учебный год)
Предметы: русский язык, литература, МХК
Классное руководство: 10 а (2020-2021 учебный год)
Урок литературы – это церковь,
где тебя примут, поймут, утешат.
Е.Н. Ильин
Актуальность
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Сегодня процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Воспитательная миссия возлагается на все учебные предметы, особенно на литературу. Русская литература всегда была совестью, гордостью народа, и сегодня ее мудрость и духовность не далекое прошлое, а самая актуальная современность.
Актуальность темы обусловлена противоречием между необходимостью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся и недостаточным использованием воспитательных возможностей различных уроков. В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место сухому, не рассчитанному на полёт творческой фантазии и точному ЕГЭ. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.
Проблема
Работая в школе, я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению как постижение искусства, традиций народа и, как следствие, снижение грамотности, общей культуры, проявление косноязычия, неумения правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На литературы не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Дети постепенно теряют интерес к данному предмету. Поэтому я пытаюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.
Основная идея педагогического опыта – обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самоусовершенствованию и самореализации в обществе личности, умеющей творчески мыслить. Для того чтобы претворить данную идею в жизнь, реализовать поставленные цели и задачи, я стараюсь овладевать современными образовательными технологиями и внедрять их в свою практику.
Теоретическая база
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В понятие нравственность вкладываются духовные качества и этические нормы, которыми руководствуется человек. Сочувствие и сострадание, поддержка слабого, благодарность, вежливость, скромность, справедливость - вот отличительные черты человека нравственного. Эти качества должны закладываться с малых лет. Взрослея, каждый определяет для себя содержимое таких более сложных понятий, как честь, совесть, долг, любовь к Родине.
Теоретическая база моего педагогического опыта опирается на основные положения системы педагога-новатора Е.Н. Ильина. В своем поиске творческого подхода к преподаванию уроков литературы я использую основные концептуальные положения Е.Н. Ильина преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться человеком.
Процесс нравственного формирования человека, построенный на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении, заложен в системе Е.Н. Ильина: преподавании литературы как предмета, формирующего человека. Е.Н. Ильин утверждал, что общение с книгой – это прежде всего общение с жизнью.
Новизна моего педагогического опыта обусловлена изменением ориентиров образования, активизацией процесса обучения, изменением роли учителя и ученика. В основе преподавания литературы, я вижу принципы гуманизации, художественности, обучающего воспитания, демократизма. Я делаю так, чтобы урок стал процессом формирования человека, построенном на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Технология опыта
Сущность опыта состоит в выработке системы работы в использовании воспитательного потенциала уроков литературы в формировании духовно-нравственной личности.
Цель: подтверждение эффективности использования системы преподавания литературы как предмета, формирующего человека, в качестве средства духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Задачи:
- Создать условия для формирования духовно-нравственных качеств учащихся и ценностно-смысловых жизненных установок.
- Содействовать формированию мотивов нравственного поведения и потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.
- Проанализировать эффективность применения системы преподавания литературы как предмета, формирующего человека.
На первый план в преподавании выходит нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.
Литература изучается как вид искусства, соблюдается закон "Трёх О": очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Основной подход в обучении - «от опыта личности – к анализу художественного произведения и от него – к Книге». Главное в уроке литературы - книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить его с самим собой.
Погружение в текст осуществляется посредством цепочки «деталь – вопрос – проблема». «Деталь» - жемчужина текста. Изучение произведения начинаем с яркой детали, чтобы вызвать у учащихся интерес к книге, чтобы захотелось им говорить и узнать больше.
От детали идем к вопросу. Хороший вопрос - это “множитель информации”: он не только вызывает подсознательные ассоциации, стимулирует творческое воображение, но и вырабатывает поведенческие реакции ученика. Общение с книгой – это общение с жизнью, поэтому на уроке сочетаются учебные знания и жизненный опыт.
Например, вопрос к уроку по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»: перед каким выбором стоит Г. Мелехов? Побуждает к разговору о поисках смысла жизни, а судьбе главного героя, о нравственных ценностях.
Вопрос перерастает в проблему: выбор человека зависит от обстоятельств или человек сам творит свою судьбу.
Анализируя художественное произведение, «проникая» во внутренний мир литературных героев, ученик познает и собственный духовный мир.
Использую различные приемы данной технологии.
Эффектная цитата. «Гений и злодейство – две вещи несовместные?» - задаем «концепцию урока» по «Моцарту и Сальери" А.С. Пушкина.
Провокационный вопрос. При обсуждении романа Достоевского: «Раскольников после страшного преступления, будто в бреду, спускается по лестнице. Но кто-то с дворником поднимается навстречу. Хотите ли вы, чтобы Раскольников ушел незамеченным?»
Ошеломление, удивление, динамика!
Увидели – удивились! Удивились – запомнили! «Стихи к Блоку» Марины Цветаевой вызывают у учеников удивление: «Имя твое — пять букв»!
Систему преподавания Ильина я сочетаю с использованием современных педагогических технологий: проблемного обучения, творческого развития, развития критического мышления, формирования речевой грамотности.
Проблемное обучение позволяет показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни.
Отмечаю ценность технологии критического мышления на уроках русского языка, МХК, литературы. Здесь незаменим кластер как технологический прием. Результатом являются сформированное умение мыслить логически, соотносить полученные знания с реализацией задач урока; осознанное выделение смысловых единиц текста (этот навык пригодится при подготовке ЕГЭ).
Часто использую синквейн – быстрый и мощный, практически незаменимый инструмент рефлексии.
Технология продуктивного чтения, обеспечивает сочетание результатов обучения заложенных во ФГОС, формирует у ребят навык чтения, познавательный интерес. У учащихся развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения.
Хочу обратить ваше внимание на металингвистику и цветопись как метод анализа художественного произведения, текста. Это "фантастическое" понимание букв и слов, поскольку буквы рассматриваются в качестве знаков, которые обозначают не только фонетические звуки, но и философские понятия, категории. Как результат: учащиеся начинают эмоционально откликаться на чувства героев, на личность самого автора; оценивать их нравственные качества, убеждения, учатся открывать присутствие автора в повествовании, постигать художественный смысл и духовную составляющую предложенного мною произведения.
С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей использую артпедагогику. Искусство творить во все времена было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе. Ярким подтверждением этому являются районные литературные праздники, творческие конкурсы «Живая классика», «Искусство слова» и др.
В процессе обучения рождаются самые разнообразные индивидуальные и коллективные проекты. Проектный метод весьма продуктивен для развития коммуникативных навыков и для формирования духовно-нравственной составляющей обучающихся.
Отмечу, что любой урок в системе преподавания литературы как предмета, формирующего человека, становится уроком сотворчества, партнерства, уроком свободы, где всякий может и должен показать себя, не подстраиваясь под кого-то.
«Ни одной головы, пугливо втянутой в плечи, — вот педагогика». Только в этом случае ученик способен воспринимать искусство, сопереживать, сочувствовать героям, способен нравственно развиваться.
В своей деятельности для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, дискуссии, позволяющие рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Такие уроки развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.
Урок литературы – это творчество души, его нравственно-эстетическая ценность – основа и цель одновременно. Известно, что изучение художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в себе логику и высокую духовность. И я согласна с мнением педагога Е.Н. Ильина, что урок литературы – это школьная церковь, где тебя действительно примут, поймут, утешат. Именно поэтому поиск новых путей для меня как учителя словесности должен способствовать главному: развитию нравственных качеств личности учащихся, их творческого потенциала.
Результативность и эффективность опыта
В результате многолетней педагогической работы в школе сложились необходимые условия для творческого самовыражения обучающихся, выбора форм и методов обучения, воспитания и развития. Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:
- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
- положительная динамики уровня обученности.
Таблица 1.
Предмет | 2017-2018 9а класс | 2018-2019 10а класс | 2019-2020 11а класс | Среднее значение в % |
Литература | 78,2 % | 80, 4% | 87,9 % | 82,2 % |
- качественная динамика мотивации учебной деятельности;
- устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности;
- живой интерес к русской литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
- повышенный уровень воспитанности учащихся;
- активность обучающихся в олимпиадах, конкурсах
Таблица 2
№ | Место | Ф.И. учащегося | Предмет | Класс | Год |
1 | Призёр | Никитина Диана | Литература | 8 | 2016 |
2 | Призёр | Никитина Диана | литература | 9 | 2017 |
3 | Призёр | Никитина Диана | Литература | 10 | 2018 |
4 | Призёр | Талабаева Анна | Литература | 7 | 2019 |
5 | Призёр | Булычева Елена | Литература | 7 | 2019 |
6 | Призёр | Краснорепова Виктория | Литература | 11 | 2019 |
7 | Призёр | Никитина Диана | Литература | 11 | 2019 |
Таблица 3
№ п/п | Класс | ФИО ученика | Название конкурса | Результат |
2017 | ||||
Республиканский уровень | ||||
1 | 5 б | Зорина Ольга | Сказка «Приключения Алисы в сказочном лесу» | призёр |
Межрегиональный | ||||
1 | 9 а | Аверкина Алина | Межрегиональная олимпиада «Светоч знаний». Олимпиадная творческая работа «Историческая грамматика» | призёр |
Всероссийский | ||||
1 | 7а | Попова Марина | Всероссийский литературный конкурс «Герои Великой Победы-2017», Москва | победитель |
2 | 10б | Попова Наталья | Всероссийский литературный конкурс «Герои Великой Победы-2016», Москва | призер |
3 | 7а | Большаков Максим | Всероссийский конкурс талантов. Номинация «Мой дом–Россия». Сочинение «Мой город» | призёр |
Международный | ||||
1 | 9 а | Аверкина Алина | Международная олимпиада «Светоч знаний». Олимпиадная творческая работа «Язык древнерусской литературы» | победитель |
2018 | ||||
Межрегиональный | ||||
1 | 10 а | Аверкина Алина | Межрегиональный творческий конкурс. Номинация: «В здоровом теле-здоровый дух». Сочинение | призёр |
Всероссийский | ||||
1 | 8а | Ромашкин Андрей | Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Страна талантов». Номинация: «Литературное творчество. Экологическая сказка» | призер |
2 | 10а | Зайкина Анастасия | Всероссийский конкур талантов. Номинация: «Мы – журналисты» Сочинение «Успех будущей профессии. Я-следовательт» | призёр |
Международный | ||||
1 | 10 а | Аверкина Алина | Международная олимпиада «Светоч знаний». Олимпиадная творческая работа «Зарубежная литература» | победитель |
8а | Маркинова София | Всероссийский конкур талантов. Номинация: «Театральное мастерство». Сценарий праздничного поздравления «Рыцарский турнир» | победитель | |
2019 | ||||
Межрегиональный | ||||
1 | 9а | Большаков Максим | Межрегиональный конкурс талантов «Патриотизм». Сочинение «Я - гражданин России» | победитель |
Всероссийский | ||||
1 | 8 а | Попова Марина | Всероссийский конкур творческих работ школьников «Вместе со мной молодеет планета», посвященный 100-летию Ленинского комсомола | победитель |
2 | 10а | Байчурина Анастасия | Всероссийский конкурс детей и молодёжи «Страна талантов». Литературное творчество. Сочинение «Город и твой, и мой» | победитель |
3 | 10 а | Аверкина Алина | Всероссийская олимпиада «Светоч знаний». Олимпиадная творческая работа «Лексикология» | победитель |
4 | 9 а | Маркинова София | Всероссийский конкурс талантов. Номинация «Кроссворды и сканворды». «Русские волшебные сказки» | призёр |
Вывод
Усвоение основ любой науки создает возможность для формирования научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку, а уроки литературы, ещё имеют важную цель - помочь ученику поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности, раскрыть душу навстречу новому.
Список литературы
- Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Просвещение, 1997
- Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.: Просвещение, 1986.
- Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1995.
- С. М. Брызгалова, С. Р. Романова. «Из опыта обучению написанию сочинений», Методическое пособие. - Якутск, 2003
- Т. А. Ладыженская Т. С. Зепалова. «Развивайте дар слова», Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» - М.: Просвещение, 1990
- Психологический словарь. - М.: Наука, 1987
7. Е. Н. Ильин. «Путь к ученику», Москва, 1988.
8. Е. Н. Ильин «Герой нашего урока», Москва, 1991.
9. Е.Н.Ильин Искусство общения. — М., 1982.
10. Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии, Москва: «Народное образование», 1998.
11. Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. Из опыта работ - СПб.,1994.
- Белова Н.И. Технология педагогических мастерских. Естествознание в школе. 2004, №6,с.54-59.
- Ерёмина Т.Я. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007.
- Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.
- Ерёмина Т.Я. От литературной «мастерской» к экзамену по русскому языку // Литература, № 20, 2010.
- Мухина И.А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. СПб.,2002.
- Г.В.Степанова. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчество. СПб., 2000.
Список Интернет-ресурсов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта.
Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта Ведущие педагогические идеи Теоретическая база и технология Новизна С...
Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.
На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".
Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры - приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у детей с ограниченными возможностями ...
Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"
Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....
Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...