Статья "Уроки литературы как постижение жизни"
статья по литературе (11 класс)
Статья посвещена жизни и творчеству учителя-новатора, учителя литературы Е. Ильина.
Методы и приемы его работы актульны и сегодня. Его ученики с увлечением читали классику, постигая законы жизни. Евгений Николаевич Ильин большое внимание уделял воспитательным целям на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shonya_g.a._uroki_literatury_kak_postizhenie_zhizni_statya_ob_iline.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы как постижение жизни
Душа обязана трудиться
И день и ночь…
Н. Заболоцкий
5 декабря 2017 года…Сегодня идет такой редкий в последнее время для нашего города снег. Музей Государственного Педагогического Университета имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге… Сегодня здесь собрались неравнодушные люди, члены Ассоциации « Вера»… Сегодня 40 дней, как нет больше с нами учителя, педагога-новатора, профессора Открытого университета экологии и искусства в СПб Ильина Евгения Николаевича…Коллеги, директор школы №307,преподаватели вузов, друзья, близкие, внучка , учителя-словесники и , конечно, ученики…
Мы смотрим документальный фильм, посвященный встрече Е. Н. Ильина с учителями из разных уголков нашей необъятной Родины в 1985 году в Москве. Видим, как восторженно и уважительно к нему относились педагоги, как трудно ему приходилось отстаивать свою позицию перед методистами, как рьяно защищают методику преподавания Ильина его УЧЕНИКИ.
Мы вспоминаем замечательного человека и талантливого учителя…
Е. Н. Ильин родился 8 ноября 1929 года в Ленинграде. Закончил ЛГУ в 1955 году. Работал учителем литературы в школах Ленинграда ( 307516) более 30 лет.
Мало кто знает, что в ленинградскую блокаду 12-летнего Ильина тяжело контузило осколком в висок. Мальчика долго лечили, но речь его была затруднена. Рос он в рабочей семье, отец погиб на фронте. Учиться было трудно, но и школу, и филологический факультет Ленинградского университета окончил. Семья. Работа в школе. Борьба с самим собой. Скитания по стране. Возвращение в Ленинград. Работа на автобазе. И снова на круги своя: преподавание в вечерней школе … « Почти все дети «трудные», только каждый по-своему. Завоевать их внимание – значит завоевать их самих. Но как? В этом весь вопрос». И с этих пор вся его жизнь – это борьба за внимание людей, это борьба за людей.
Так рождается оригинальная концепция преподавания литературы на основе педагогического общения. Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества. В чем же уникальность методики Ильина?
Ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов…- словом, языком искусства». «Прием, деталь и вопрос – в этих трех словах весь Ильин» ( «Искусство общения, М, 1982)
Евгений Николаевич убежден: в традиционной связке ребенок-учитель должно быть место для читателя. Литературоведческая работа, как и любая научная работа, не способна превратить школьника в интересующегося литературой человека. Сложности с воспитанием читательского духа в ученике испытывает каждый преподаватель литературы. « Я нашел ключи, т.е. секреты, к интересному чтению, - говорит Е. Н. Ильин.- Во-первых, надо дать ребенку понять, что во время чтения его жизнь проходит вместе с жизнью персонажей. В этом и есть главное волшебство книги».
Хороший учитель, с его точки зрения, - артист, врач и знаток. Если он сможет поведать о книге нечто такое, чего не знает никто, у такого учителя дети обязательно будут читать.
По Ильину, литература не просто учебный предмет, а « постижение жизни», и анализ произведения сопровождается « трудом души». Список программных произведений содержит перечень важнейших нравственных проблем, не решив которые, невозможно воспитать Человека. Урок-проблема характеризуется постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ. Обсуждение прочитанного выливается в выработку жизненной позиции, а личностное отношение к героям произведений проясняет мировоззренческие нравственно-этические принципы. Активное участие в полемике всех учеников класса обеспечивается реализацией учителем «закона трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем».
Уроки Е. Н. Ильина – это «художественный анализ художественного произведения». Анализ художественного произведения, по словам Е. Н. Ильина, должен вырастать в этическую проблему. Кстати, он любил строить урок как бы из двух половинок: жизнь и книга. «Одно – повод и основание войти в глубь другого…» Артистизм, экспрессию, эмоциональное воздействие он считает одними из важных педагогических техник»
Деталь, по выражению Е. Н .Ильина, подробность с ниточками. Когда в малом забрезжит свет большого, появляется интерес к тому и другому, а в общем, - к их связи. Проблематика, целостность, образность – все, все в художественной детали, своеобразном узелке текста. Таким образом, Ильин проанализировал возможности художественной детали, которая нередко используется им для «запуска» механизма общения. «Подлинная нравственность живет и проявляется в мелочах. Их нужно уметь видеть.»
Вопрос… «Мой вопрос - особый: преимущественно безответный, нравственный. Задаю его как бы себе самому в надежде решить вместе с классом…
- Скажите, почему раньше времени уходят Катерины и остаются Варвары; умирают Базаровы и преуспевают Аркадии; гибнут Болконские и ликуют увешанные орденами и звездами Друбецкие, Берги, Курагины; блаженствуют Чичиковы и мучаются бессильным желанием «спасти» их духовно надломленные Гоголи? Почему? Кто объяснит мне столь странную закономерность?»
«Мне действительно удалось не благодаря, а вопреки традициям решить одну из ключевых проблем педагогики – воспитать массового (хотя нынче и не любят этого слова) читателя. И в связи с этим, а вернее, на этой основе решить все остальное. Ныне четко обозначились слагаемые успеха. Их четыре: позиция, способ, учитель, урок. Это стратегия воспитания читателя».
Евгений Николаевич Ильин говорил: «Смысл учительской жизни – ученик! Он определяет нашу позицию, творческие принципы…»
К (книга) + У (ученик) = Ч ( читатель)
«Нет, не для культуры нужна нам книга, а чтобы выжить, выстоять. Культурой она становится позже, когда вполне ощутим и оценим ее «плечо»…Книга живет во всех временах, но «работает» - в сегодняшнем. Только став предметом Человека, книга становится предметом Искусства. Стало быть, и главная закладка не в самой книге, а между книгой и жизнью, книгой и человеком. Изучать Литературу – это ею воспитывать. Доказательством могут послужить отзывы учеников, процитирую их: «Ведь нет такой науки – учиться жизни, а Евгений Николаевич как бы подготавливает нас к жизни, в полном смысле этого слова» или «Наш литератор – необыкновенный человек. Чувствуется, что он не просто преподаватель, он еще и мастер своего дела».
Значит, и сама личность учителя может оказать большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины. Велико значение общения учителя с учащимися в учебной и воспитательной работе. Е. Н. Ильин считал, что необходимо строить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого – доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес. Формула личностного подхода может выглядеть так: любить +понимать +принимать +сострадать +помогать
В процессе общения необходимо помнить об «этике отметки». Мне кажется, что Е. Н. Ильин сказал об этом мудро и точно: «Отметки по литературе совсем не такие, как, предположим, по физике, по химии: каждую корректирую нравственной шкалой. Учусь слушать ученика по- толстовски, т.е. слышать его и свой внутренний голос … Улавливать ложные восторги, заранее заготовленную показную убежденность, чужой «румянец», личное отношение, за которым ««мнения чужие святы». О чем думает ученик, когда говорит? Говорит ли, что думает? Или только думает, что сказать для отличной отметки? Отличные, но не личные, радости приносят. Высоким баллом оцениваю даже робкую попытку что-то сказать, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить – уже результат! О трудном спрашиваю «трудных» - так их проще заставить работать. Бывает так: комментируя свои ответы, ребята сами ставят себе отметки. Чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников таким доверием учителя».
Итак, мы убедились, что педагог-экспериментатор Е. Н. Ильин разработал систему преподавания литературы как учебного предмета, формирующего личность ученика. В конечном итоге, урок литературы – это процесс совместной деятельности учителя и ученика на творческой основе и межличностном общении. Педагог – новатор главную цель преподавания литературы увидел в ее воспитательной функции, а уже потом - в познавательной. Он разнообразными приемами побуждает учащихся к активному поиску «своей истины», собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Постоянно используются приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие литературных и поэтических произведений на ученика. Урок литературы – это искусство, учитель – художник своего урока: он и сценарист, и взыскательный критик, и литературовед.
Чем же интересен метод педагога для сегодняшнего учителя? Воспитательная направленность урока (причем необязательно литературы) обеспечивает успех работы учителя, активную поисковую деятельность учащихся совместно с учителем(сотворчество), общение учителя и учеников(духовный контакт), педагогическую технику как атрибут педагогического мастерства. В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду.
Когда-то Евгений Николаевич просил своих учеников написать сочинение на тему «Учитель, которого ждут…». Да и сам много рассуждал по этому поводу: «Учитель – создатель душевной культуры» (1989год), «Знаток – артист – врач» (1995 )… Вот такого Учителя, как Он, ждут сейчас дети в современной школе. И мы можем попытаться стать похожими на Него, познакомившись с его книгами и изучив их. Библиотекарями была организована выставка книг педагога – новатора (см. фото):
«Урок продолжается». - М.,1973
«Искусство общения». – М., 1982
«Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» («Из опыта работы». Книга для учителя. – М., 1985
«Шаги навстречу». – М., 1986
«Рождение урока». – М,1986
«Путь к ученику». – М., 1988
«Герой нашего урока». – М., 1991
«Минувших дней итоги…» - Л., 1991
«Из блокнота словесника». – СПб.,1993
«Давайте соберемся». – М., 1994 ( соавт.)
«Как увлечь книгой». (Учитель – учителю). – СПб., 1995
«Воспитываем читателя». (Советы родителям). – СПб., 1995
Как сдать экзамен по литературе». – М., : Школа – Пресс, 1994
«Деловой человек и книга». – СПб., 1995
Из уст учителей-словесников и их учеников прозвучали стихи, посвященные Учителю:
А. Дементьев « Не смейте забывать учителей»:
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
Л. Сирота «Учитель!»:
Вы это имя заслужили.
Вы бескорыстием своим
Нас заражали и учили,
Светя другим, сгорать самим…
Но, одолевшая напасти,
Как прежде светит, тьму круша,
Исполненная высшей страсти,
Неугасимая душа.
М. Калужская «Вы постоянно на передовой…»:
Вы постоянно на передовой,
На самом стыке будущего с прошлым,
Добра со злом, возвышенного - с пошлым,
А завтра снова предстоит незримый бой…
Учителя – герои наших дней,
Бойцы могучей Армии Спасения!
Участники великого сраженья
За наших подрастающих детей.
Ю. Ким «Наставникам»:
Не вечна жизнь. Недолог срок людской.
Уходят ветераны на покой.
Мы благодарны им за честный труд.
Их знания и опыт не умрут…
Бессмертно дело, непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!»
И. Зозуля «Поставьте памятник учителю простому»:
Идет учитель наш сквозь вехи грозовые,
Не страшен голос смерти, шум ветров.
Россия, совесть, доброта – слова святые,
В них счастье Родины и честь сынов.
Поставьте памятник учителю простому
На Красной площади в Москве навек.
Неси поклон ему как другу дорогому,
Простой, обыкновенный человек.
Мы говорим спасибо Е. Н. Ильину, спасибо учителям, сеющим во все времена « разумное, доброе, вечное». Мы говорим «спасибо сердечное» всем, кто пришел на встречу, которую организовала президент Ассоциации женщин с Университетским образованием Санкт – Петербурга « Вера» Сауть Екатерина Павловна, всем, кто помнит удивительного Учителя и замечательного Человека Евгения Николаевича Ильина. Вечная ему ПАМЯТЬ!
05.12.2017 Г.А.Шоня, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №539 с углубленным изучением иностранных языков Кировского р-на Санкт - Петербурга
Источники:
1.Иванихин В.В. «Почему у Ильина читают все?»– М.,1990
2.Ильин Е.Н. «Искусство общения». – М.,1982
3.Ильин Е.Н. «Путь к ученику». – М., 1988
4.Ильин Е.Н. «Рождение урока». – М, 1988
5. «Останкинские вечера». – М., 1988
6.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии. Система Евгения Николаевича Ильина».
7. Соловейчик С.Л.» Словесник Ильин», «Комсомольская правда», 14.04.1977
8. « 1 сентября», № 55 2000г.
9. http://www.pedlib.ru/ Books / 1/ 0474 / 1_ 0474 – 128.shtml
10.https: // stihi – russkih – poetov. ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по литературе на тему: "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова".
Конспект по литературе для 5 класса с приложением....
«Многогранность авторского мировосприятия - это постижение жизни в богатстве и противоречиях каждого его явления, постижение человека во всех его проявлениях» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
конспект открытого урока по русской литературе 19 века...
Урок литературы по теме :"Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева", урок литературы по теме: "Проблема поколений по роману И.С.Тургенева"Отцы и дети"
конспект урока по литературе...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Урок литературы по теме "Русская литература и общественная жизнь на рубеже веков"
Неслыханные перемены,невиданные мятежи…А.Блок....
Технологическая карта урока английской литературы. "Литература эпохи Просвещения. Жизнь и творчество Роберта Бернса"
Технологическая карта урока английской литературы...
Презентация по литературе на тему жизнь и творчество М. Горького ( для 7 класса литература)
Урок по литературе предназначен для обзора биографии и творчества Горького...
- Мне нравится (1)