Литературно-музыкальный вечер
методическая разработка по литературе (10 класс)
Эта разработка может пригодиться учителям литературы и МХК . В центре внимания автора живопись, поэзия и музыка второй половины 19 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturniy_vecher.doc | 68.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальный вечер (10 КЛАСС)
Тема: Природа в живописи, музыке, поэзии
Цель: Показать образность, зримость и выразительность картин природы в лирике русских поэтов, прививать учащимся интерес и любовь к поэтическому слову, музыке, произведениям искусства
Материалы и оборудование: проигрыватель, диски с записью произведений С.Рахманинова «Второй концерт», П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь», репродукции картин А.К.Саврасова «Грачи прилетели», Ф.А.Васильева «Болото в лесу. Осень», И.И.Шишкина «Березовый лес», А.И.Куинджи «Радуга», «Березовая роща», И.К.Айвазовского «Бодрящая волна», «Шторм»
Природа – сфинкс.
И тем она верней своим искусом
губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Ф.И.Тютчев.
УЧИТЕЛЬ:
Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы послушать прекрасные стихи, изумительную музыку, приобщиться к произведениям русских художников, обэединенных одной темой; «Природа». «При чем же здесь Сфинкс?» - спросите вы. Почему именно эти слова были выбраны эпиграфом к нашему вечеру? Каково значение слова «Сфинкс»?
- в Древнем Египте - каменная фигура лежащего льва с человеческой головой;
- у древних греков – мифическое крылатое чудовище с туловищем льва, с головой и грудью женщины;
- загадочное существо, непонятный человек;
- зоол. крупная бабочка.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Итак, то же такое природа, как она связана с человеком?
Конечно, прежде всего, это – тайна, и эту тайну люди будут разгадывать вечно.
Природа бесконечна. Во всяком случае, в сравнении с ограниченным промежутком человеческой жизни. В древние времена в средней полосе России росли такие же березы, дубы, были те же травы и воды, каковы они теперь. Жизнь природы вне вмешательства человека негуманна. Все осенние дожди и туманы, все весенние утра подобны друг другу на протяжении всей цивилизации. Но менялось и меняется отношение человека к окружающей среде – как в пределах исторических циклов, так и в пределах отдельной жизни.
Бесконечное освоение мира лежит в основе бесконечного накопления «запасов» пейзажн6ого искусства. Человек постоянно обращается к природе, воспевает ее в стихах, картинах, музыкальных произведениях.
Как же отнестись к каждому отдельному случаю изображения природы, которое вышло из-под кисти художника или из-под пера поэта далеких времен или нашего современника?
Кто лучше – Шишкин или Коровин, импрессионисты или реалисты? С точки зрения истории, эстетики этот вопрос наивен и даже не имеет никакой логической основы. Очень часто забывается, что явление искусства прошлых веков в новь “открыты” в наше время. Истинное искусство существует вне времени, потому, что имеет непостредственное отношение к вечным проблемам человеческой жизни, гуманизму, морали, красоте, любви.
Конечно, у каждого могут быть свои любимые произведения, но дело не в этом. Говорят, о вкусах не спорят. Спорят о культуре. Культура же заключается в уважении взглядов и ценностей, существующих вне картин нашего вкуса (личного).
Кто-то оценивает однажды избранное или привычное как лучшее. Кто-то отвергает старое и предпочитает новое. Но искусство это не техника и понятие “старое” и “новое” не всегда совпадают с понятиями о лучшем.
Сегодня мы прикаснемся лишь к малой части искусства. Мы будем читать стихи о природе поэтов 18-19 веков. И каждый выберет для себя то, что ему ближе и понятнее.
Чтение стихотворения Тютчева
“Нет, моего к тебе пристрастия я скрыть не в силах, Мать-Земля!”
І группа
1 ученик:
Поэзия всегда занимала в русском обществе важное место и пользовалась огромным вниманием. В глазах народа ее миссия издавна была высокой, священной. В поэзии нуждались, она оказывала большое воздействие на самосознание человека. Ее любили, искали в ней поучения, искали красоты.
2 ученик:
Почву русской поэзии нового времени составили многие жанры древней письменной литературы – исторические и бытовые повести, жития святых, духовные стихи, первые пьесы для театра. Но главную роль в становлении русской поэзии сыграла народная устная поэтическая традиция с ее былинами, песнями, сказками, пословицами. Лишщь в 17 веке в отличие от многих литератур Запада, в которых стихи как бы предшествовали прозе, в нашей литературе выдилился особый жанр поэзии, приняв форму силлабического стихотворства. Эта поэзия возникла под влиянием литературы соседней Польши. Она не воспользовалась огромными возможностями русского языка и не давала ему развернуться во всей красочности и свободе.
3 ученик:
Силлабика пришла на Русь со стихами монаха и придворного педагога Симеона Полоцкого (1629-1680). Силлабика противоречила природе русского языка, словно бы путая его с польским или французским.
Перелом произошел в 30-х годах 18 века. Трудами Тредиаковского и Ломоносова силлабическая система перешла в прошлое. В силлабо-тоническом стихе шли в ход приспособленные к русскому языку двухсложные и терхсложные стопы – хорей, ямб, дактиль и др.
4 ученик:
Удивительная многогранность русской поэзии уже складывалась в 18 веке. В 40-х годах начал свою деятельность младший современник Ломоносова, директор Петербургского театра, поэт и драматург А.П.Сумароков. Он первым из русских дворян открыто вступил на стезю профессионального литератора и этим бросил вызов своему времени. Известность Сумарокова была очень широка. Он написал множество пьес, басен, сатир. Самое живое в поэтическом наследии Сумарокова – его песни. Их подхватывала и пела образованная часть тогдашней русской публики.
2 ученик:
Стихи Г.Р.Державина отличает красочная и яркая речь. С Державиным русская поэзия шагнула в жизнь, в реальную действительность. Он рисовал эту жизнь, а поэзия называл вслед за Горацием “говорящей живописью”.
Стихотворение “Русские девушки”
1 ученик:
Новую тропу в русской поэзии прокладывал Н.Н.Карамзин. Покровитель и друг Пушкина, он как писатель вырос тоже в 18 столетии. Это автор знаменитой “Истории Государства Российского”.
В стихах Карамзина зараждалась лирическая трактовка пейзажа, психологизм. Его стихотворение “Осень” поражало необыкновенной простотой и изяществом.
Карамзин потрудился над тем, чтобы приблизить литературный язык к разговорной речи образованных дворянских кругов.
Отрывок “Меланхолия”
2 ученик:
А я хочу прочитать очень лирическое грустное стихотворение Милонова “Элегия” (чтение). Когда наступило 19 столетие, Державин, Карамзин еще работали. Но на авансцену литературы уже вышли замечательные молодые поэты – В.А.Жуковский и К.Н.Батюшков. Подобно Державину их можно назвать великими поэтами.
Во многих отношениях Жуковский – полная противоположность Державину. Его стихи возникают как легкое дуновение ветерка, прикоснувшегося к чутким струнам.
Стихотворение “Песня”, “Вечер”.
УЧИТЕЛЬ:
Наше путешествие в поэзию продолжается. Панорама русской поэзии все расширялась. К середине 19 века передовые позиции в литературе завоевал реализм, но романтизм еще не исчез. Крупнейшим поэтом-романтиком той поры был Тютчев. Его литературная судьба была очень необычна. В 17 лет он уехал за границу, на дипломатическую службу (в Мюнхен, потом – в Турин), и провел там 22 года. Печатался он мало и редко, стихи его отдельной книгой вышли в свет, когда Тютчеву было больше 50. Он совсем не заботился о своей литературной репутации, до конца жизни не оставлял службы. Но медленно входя в литературу, он вызывал восхищенные отзывы Некрасова, Тургенева, Достоевского. А Лев Толстой говорил, что без стихов Тютчева нельзя жить.
ІІ группа
1 ученик:
Тютчева недаром называют певцом природы. И, конечно, он ее полюбил не в гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга. И даже не в патриархальной, полной цветущих садов Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта именно с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих, застенчивых лугов, необозримых голыбых небес родной Брянщины.
2 ученик:
Правда, свои первые стихи о природе, Тютчев написал в Германии, там родилась ставшая знаменитой его “Весенняя гроза” (чтение стихотворения наизусть).
3 ученик:
6 июня 1849 года, когда Тютчев отправился из Москвы в Овстуг, он написал стихотворение “Неохотно и несмело солнце смотрит на меня” (чтение стихотворения наизусть).
4 ученик:
Через неделю по приезде в усадьбу, Федор Иванович, обходя знакомые места, узнавая старые липы, росшие еще в его далеком детстве, напишет другие строки:
Итак, увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чквствовал впервые.
И где теперь туманными очами
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст
Смотрит на меня.
2 ученик:
Чувства поэта к Овстугу действительно в разные в ремена бывали неоднозначными. Объяснить причину можно характером самого поэта, подверженного частой смене настроения, симпатий, внезапно нахлынувшей меланхолии или, наоборот, радостного вдохновения.
Проведший детство и юность в маменькиной холе, а потом попавший в условия цивилизованной Европы, он привык вместе с утренним кофе получить десятка два свежих газет и журналов, а по вечерам бывать в изысканном обществе. Ни того, ни другого он в Овстуге иметь не мог. Поэтому, скучая в Петербурге по семье, отдыхающей в имении, он начинает тосковать по родным местам. Но, попадая туда, он через несколько дней уже начинал ощущать обратное чувство – его тянуло в столицу. Вот откуди различные эпитеты, даваемые родному Овстугу. Кстати, в черновом варианте, слово “немилые” заменено на “печальные”.
1 ученик:
С тех пор, в редкие приезды, поэт буквально одаривает нас прекрасными стихотворениями о Родине, создав таким образом, целым овстугский цикл картин природы. Таким было и его стихотворение “Чародейкою зимою” (чтение стихотворения наизусть). И хотя все вокруг было засыпано снегом, стояла чуткая тишина и не было за окном привычного для Тютчева предновогоднего шума праздничного Петербурга, ни тени унылости не слышится в голосе поэта, встретившего приход 1853 года в своем родном доме в Овстуге.
3 ученик:
Даже в ненастное время, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, душа поэта оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так случилось и 22 августа 1857 года, когда поэт вместе с дочерью Марией, которая впоследствие, в 1871 году, основала в Овстуге школу для крестьянских детей, отправлялся из Овстуга в Москву. Дорога утомляла. Отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на обороте начал быстро писать: “Есть в осени первоначальной…”
Мария, видя, как у отца нетерпеливо дрожит рука, а подпрыгивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу, и сама под его диктовку заканчивает стихотворение. (Чтение стихотворения наизусть).
УЧИТЕЛЬ:
Стихотворения Тютчева очень лиричны, поэтичны. Он восхищается родной природой. Он восхищается и летом, и зимой, и весной, и осенью Но, наверное, самое любимое время года Тютчева – это весна. Чтение стихов: “Зима недаром злится”, “В душном воздухе молчанья”, “Осенний вечер”, “Весенние воды”.
Чем старше он становился, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление разгадать ее тайны. Чтение стихотворения “Природа – сфинкс”.
Еще одним иднейшим поэтом, который посвящал свои стихи природе, был Афанисий Афанасиевич Фет. Спектр поэзии Фета раскрылся не сразу.
В юности он воспринимался как мастер антологических стихотворений. Цикл антологических стихотворений первым создал Аполлон Майков, знаток античности и живописи. Лишь чуть ли не в старческие годы, Фет утвердил себя крупнейшим и самобытным лириком, перцом русской природы. Природа и любовь – две оси его поэзии, рисуются Фетом необычайно свежо и тонко. Только Фету присуща способность насытить пейзаж таким ощущением воздуха и движения, неуловимых изменений полутонов. С небывалой в русской лирике чуткостью, Фет фиксировал смутные, беглые едва зарождающиеся настроения, нюансы чувств. Композитор Чайковский говорил, что поэдия Фета почти непосредственно вторгается в область музыки. Фет был оценен широким кругом читателей лишь после его смерти. Музыкальность, звукавая инструментовка, явные элементы импрессионизма, многообразие и новизна метафор в сильной мере повлияли на русскую поэзию ХХ века.
ІІІ группа
1 ученик:
Фет – без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна – с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, с журавлями, кричащими в степи. Чтение стихов «Уж верба вся пушистая», «Весенние мысли», «Еще весны душистой нега…», «Первый ландыш», «Весна на дворе», «Цветы», «Это утро, радость эта».
2 ученик:
В поэзии Фета предстает перед нами и русское лето со сверкающим, жгучим воздухом, с синим, подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под ветром, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветом над меркнущей степью. Чтение стихов «Теплым ветром потянуло…», «Я жду», «Вакханка», «Я пришел к тебе с приветом», «Летний вечер тих и ясен», «Как здесь свежо под липою густою», «Зреет рожь над жаркой нивой».
3 ученик:
В поэзии Фета мы видим и русскую осень с ее пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшимися вдаль или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанных жнивьях. Чтение стихотворений «Опять осенний блеск денницы», «На кресле отвалясь гляжу на потолок», «Осень», «Ласточки пропали».
4 ученик:
В поэзии Фета мы видим и русскую зиму, с бегом далеких саней на блестящем снегу, с игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле. Чтение стихотворений «Печальная береза у моего окна», «Чудная картина», «Шумела полночная вьюга», «Ночь светла, мороз сияет», «Учись у них – у дуба, у березы».
Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета, но тем не менее, пейзаж в его поэзии появляется не сразу.
Лишь в 50-е годы любовь Фета к природе, знание, способность к конкретным и тонким наблюдениям в этой области реализуется в поэзии. Увлечение Фета пейзажной поэзией начинается с 1853 года. Видимо, здесь сыграло роль его сближение с Тургеневым.
Вопрос о ценности писателей прошлого решает время. При жизни мало читаемый Фет для нас – один из значительнейших русских лириков. Фет сравнивал себя с угасшими звездами, но угасло много звезд, а звезда поэзии Фета разгорается все больше.
УЧИТЕЛЬ:
Безграничны, казалось бы, возможности литературы. Его образному языку одинаково доступно передача зрительных и слуховых ощущений.
Образ природы можно создать поэтически, не прибегая к отдельному описанию.
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье.
В этих пушкинских строках мы сразу узнаем осень. Примерно так же мы можем увидеть природу в музыке. Угадать общее ее состояние (включается «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского). Какие чувства вызывает эта музыка? Какое это время года?
Сейчас послушайте еще один отрывок (второй концерт С.Рахманинова). Какие у вас ассоциации? Что вы представляете?
IV группа:
1 ученик:
Далекими, как воспоминания, нервными ударами колоколов вступает фортепьяно. Музыка изображает, а точнее имитирует знакомые звуки.
Звуки, приближаясь, нарастают, заполняют пространства, сливаются в мощный эмоциональный порыв, затем возникает широчайшая, мужественная и густая мелодия. Это вступила партия струнных. И снова перед глазами Россия: волны золотой ржи катятся под упругим ветром, шумят дубравы и леса, а может быть, это не леса, а широкая степь с цветами и травами или могучая река, медленно и привольно раскинулась в луговых берегах и несет воды к горизонту.
2 ученик:
Как знать, что это? Может быть, мелодия изображает настроение художника, а не предмет его чувств, настаивать на «зрительном» чтении музыки вряд ли следует. С новыми звуками фортепьяно видение пейзажа уступает место другим ассоциациям. Постоянным же остается художественный образ, передающий освобожденное и светлое чувство. Где конкретней мы представляем пейзаж в музыке или литературе?
Литературные образы отличаются конкретностью и точностью описания. Вспомним Тургенева, Пришвина – подлинных писателей-пейзажистов. Но и самое подробное литературное описание природы оставляет впечатление разрозненных «пятен», пробелы между которыми каждый читающий заполняет в меру своей фантазии. Поэтому мы охотно обращаемся за «уточнением» к изобразительному сопровождению литературного пейзажа, если оно прилагается в виде рисунка, акварели, гравюры, фотографии.
УЧИТЕЛЬ:
Мы сегодня часто употребляем слово «пейзаж». Что это такое? От французского – страна, местность, картина природы, имеющая различное художественное значение.
V группа
1 ученик:
Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Это картина, на которой изображены, лес, река, море, город или деревня и т.д. Как самостоятельное явление этот жанр искусства получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства: живописи и графики. В живописи пейзаж может быть исполнен масляными красками, пастелью, акварелью, а в графике – тушью, карандашом, чернилами. Пейзаж получил не менее широкое распространение в фотографии. К нему охотно обращается искусство кино. Картины природы бывают, как мы уже выяснили, основной темой литературных произведений: стихотворений, коротких рассказов.
В наше время пейзаж очень популярен. Даже не искушенный в вопросах искусства человек, небезразличен к нему. Природа – это небо, земля, дома, хлеба, леса, реки. Изображение природы неизбежно вызывает воспоминания о чем-то близком.
2 ученик:
В России 19 век в искусстве пейзажа начался постепенным завоеванием реалистических позиций. В начале века многие русские художники ездили за пейзажами в «идеальную» Италию. Настоящее систематическое художественное освоение русской природы началось во второй половине 19 века, в творчестве художников 60-х годов.
Русская природа, неброская и не идеальная – болотистые низменности, слякостные распутицы, однообразная равнинность, - стала главным героем пейзажей передвижников. Русские художники наконец “открыли” Родину и перестали ездить за красотой в италию. Они открыли красоту естественного проявления жизни и потеряли необходимость искать идеальную природу.
3 ученик:
Начало русского лирического русского пейзажа обычно связывается с творчеством Саврасова и его широкоизвестной картиной “Грачи прилетели”.
Трудно указать на другой пример пейзажа начала 70-х годов 19 века, в котором бы с такой полнотой была решена тема весны. Это изображение русской природы настолько правдиво, что кажется, будто пейзаж списан с натуры, будто в него вместилась вся Русь. С тонкой проникновеностью выражено весеннее настроение. Этот пейзаж можно назвать лирическим.
4 ученик:
Проникнуты романтическим чувством, динамичны талантливого художника А.А.Васильева. от в просвете осенних туч выглянуло солнце, и лучи его брызнули на лесное болото. Деревья, травы будто заиграли драгоценным золотом. Заискрилась влага недавнего дождя. Природа улыбнулась ненадолго. Скоро солнце уйдет, настанут сумерки. Нахмуреное небо станет серым, ровным, безразличным, птицы улетят. Художник, спеша запечатлеть краткое состояние природы, мазками набрасывает золото осенних деревьев, не заботясь о подробном рисунке деталей. (Репродукции картин “Болото в лесу. Осень”).
5 ученик:
Иную задачу ставил перед собой создатель учитель Васильева Шишкин. Он считал, что картина с натуры должна быть без фантазий. Солнечные картины Шишкина не лишины поэзии, чувства, величия природы, ощущения богатства земли-кормилицы. В картине “Березовый лес” показана природа России. Прекрасно передано утро лета-начала осени, выгоревшая на солнце трава, побуревшая от зноя листва, легкий прохладный ручеек, полупрозрачные облака.
6 ученик:
А.И.Куинджи – художник, во многом противоположный Шишкину. Он считал, что художник должен писать пейзажи “наизусть”, опираясь полностью на творческую фантазию.
Менее распространен в русском искусстве морской пейзаж или марина. В этом нет ничего удивительного: море менее характерно для России, чем равнины, леса, реки. Тем не менее, почти каждый крупный художник России писал море. Редкий музей не имеет работ Айвазовского.
УЧИТЕЛЬ:
Мы с вами убедились, как тесно связаны меджу собой музыка, литература, живопись. Мы убедились в том, как крепко связывает русских художников, композиторов, поэтов любовь к родной земле, трепетная люовь к родной природе. Они пропели ей столько нежных признаний и гимнов.
Чтение стихотворения Батюшкова “Есть наслаждение и в дикости лесов”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно- музыкальный вечер "День независимости России"
Литературно – музыкальный вечер, посвящен самому дорогому – любви к Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле....
Литературно -музыкальный вечер для старшеклассников " Пушкинский бал"
Очень интересное мероприятие для учащихся 8-11 классов. В течение всего вечера звучат произведения А.С.Пушкина, классическая музыка. Ребята исполняют бальные танцы. горят свечи. Старшеклассники одеты ...
Литературно-музыкальный вечер "Я воскресну и спою"
Данное мероприятие проводилось с учениками 11 класса. Посвящён этот литературно-музыкальный вечер памяти поэта, музыканта. певца Игоря Талькова....
Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда
Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...