Урок литературы по сказке Г.Х.Андерсена "Соловей"
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Урок литературы по сказке Андерсена "Соловей"с  применением различных образовательных технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andersen_solovey.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы 5 класс

1. ФИО Дегтева Галина Александровна

2. Место работы: МБОУ Амбарнская СОШ

3. Должность учитель русского языка и литературы

4. Тема урока: «Настоящее искусство способно на многое» ( по сказке  Г.Х.Андерсена «Соловей»)

5. Тип урока: Изучение нового материала.

6. Цель  урока:

 - выявить идейное содержание сказки Г.Х. Андерсена «Соловей»;

 - развивать умения и навыки анализа литературного произведения;

 - воспитывать чувство прекрасного, видение истинной красоты в природе, любовь к искусству.

7. Задачи:

- обучающие: научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.

-развивающие: развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

             -воспитательные: воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.

8. Планируемые образовательные результаты:

-предметные: отрабатываются навыки выразительного беглого чтения; умение  доказывать, приводить примеры;

-метапредметные: развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение; 

-личностные: у обучающегося будет сформирована ориентация в системе моральных норм и ценностей, прививается умение работать в коллективе.

9. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная

Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Организационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Положительное отношение к уроку.

Самооценка готовности к уроку.

Мотивация

Привлечение внимания учащихся к новой теме

Показ достопримечательностей Дании.

Прослушивание фрагмента датского марша, прослушивание слов учителя

Новое знание некоторых сведений о стране, в которой жил Андерсен

Знакомство с портретом писателя

материал, необходимый для «открытия нового знания»

Посмотрите на портрет писателя. Как вы думаете, что это был за человек? Каким он покажется вам?

( ответы обучающихся)

Интересные факты из биографии (рассказ учителя)

Формируют умения строить монологическую речь.

Новое знание некоторых биографических сведений о  Г.Х. Андерсене Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы.

Умение ставить себя в позицию «слушатель»

Постановка проблемы

Проговаривание темы и цели урока

Какую цель поставим перед собой? ( Учитель побуждает к формулированию цели, задач). Как сформулируем тему урока?

Поиск ответа, высказывание предположений.

Умение использовать аналитический метод познания. Самостоятельное определение темы и цели урока

« Анализ сказки «Соловей»  Г.Х. Андерсена».

Первичное восприятие

Выявление  первичного читательского восприятия

Дома учащиеся прочитали сказку  Г.Х. Андерсена  «Соловей». Учитель просит учеников высказать свое мнение о прочитанном.

        

Кто видел соловья? (Рассказ заранее подготовленного ученика о соловье). Прослушивание трели соловья

Обоснование ответа.

Развитие операционного компонента учебной деятельности, а именно логического мышления и произвольного внимания на основе анализа и синтеза.

Прослушивание аудиозаписи

Осознание практической важности изучаемых приёмов анализа текста.

Словарная работа

Знакомство с новыми словами

Запись в тетрадь:

Черная магия

Пух и прах

капельмейстер

Проговаривают слова

Анализ текста сказки.

 Закрепить полученные знания. (навыки анализа текста)

  1. Сопоставление двух миров: мира императора и мира соловья.

- Где происходит действие сказки?

-Найдите в сказке описание императорского дворца.

-Как вы думаете, какой человек мог построить такой дворец?

-А какой на самом деле император?

Мы выяснили, где живет император. Давайте теперь выясним,  где живет соловей. Найдите цитаты, характеризующие мир соловья.

Сравните два мира

- Почему придворные и император не знали, что соловей существует, где он живет и как выглядит? Миры, в которых живут придворные и соловей, совершенно разные и никогда не пересекаются. Мир императора - красивый, но ненастоящий, искусственный, то есть бездуховный. Мир соловья – это мир подлинной красоты и настоящего искусства, то есть одухотворенный).

Создание связного устного текста.. Работа с текстом, подбор цитат. Выдвижение предположение, обоснование своего мнения.

Учатся логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал;

Обоснование собственной позиции.

  1. Император силой пытался заставить соловья служить ему, но вольный певец не может жить в «золотой клетке».  Однажды в подарок императору прислали чудесную игрушку – золотого соловья, который пел «по заказу». Теперь все внимание императора и придворных обращено на это произведение умелого мастера. Давайте сравним двух соловьев. Для этого мы разделимся на группы.  Затем все  результаты сравнения мы внесем в таблицу
  2. 1 группа. Подбираем цитаты, в которых содержится характеристика внешности соловьев.

2 группа. Подбираем цитаты, в которых отражена манера исполнения песен соловьями.

  1. Группа. Найдите цитаты, которые указывают на то, как пение соловьев влияло на людей
  2. Группа. Найдите отрывки, в которых говорится о том, кто чаще слушает того  или иного соловья.
  3. Группа. Какую пользу приносит пение соловьев?

На основе проделанной работы (прослушанных выступлений каждой группы и составленной таблицы) делаем с учащимися вывод.

Пение какого соловья представляет собой истинное искусство и почему? ( соловей-игрушка очень красив, но его пение лишь жалкое подобие пения настоящего соловья, он поет «по заказу», в его пении нет души. Настоящий соловей внешне некрасив, но его пение – это настоящее искусство, которое способно на чудеса.

Работают в группе, выстраивают ответ, отстаивают свою позицию, работают с текстом, подбирают цитаты. Как итог работы – таблица со сравнительной характеристикой соловьев.

Учатся логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал;

Обоснование собственной позиции. Умение слушать других и толерантно относится к чужому мнению.

3. Главное испытание- испытание смертью. Император тяжело заболел. Все придворные уже отвернулись от него и служат новому императору, даже искусственный соловей не может развлечь умирающего императора, т.к. нет слуг, которые завели бы соловья.

-Как вы думаете, почему император остался в полном одиночестве? (придворные по-настоящему не любили императора, они только служили ему, потому что император был очень жестоким человеком.)

Настоящий соловей не остался равнодушным, он прилетает к окну императора и своим пением прогоняет смерть. А сам император понимает, как был не прав , когда пытался силой и жестокостью заставить людей и соловья служить себе, теперь он искренне раскаивается в своих поступках.

Так в чем же сила истинного искусства? (Настоящее или истинное искусство способно на многое, оно может изменить человека в лучшую сторону, помочь ему понять свои ошибки и пересмотреть свои взгляды на жизнь. Также в некоторых случаях настоящее искусство может даже победить саму смерть.)

Обоснование ответа.

Развитие операционного компонента учебной деятельности, а именно логического мышления и произвольного внимания на основе анализа и синтеза

Учатся логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал;

Обоснование собственной позиции.

Домашнее задание.

Развитие навыков логического мышления.

Одно задание на выбор (разноуровневое задание)

  1. Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду сказки «Соловей»  Г.Х. Андерсена
  2. Сочинить сказку или стихотворение про соловья.
  3.  Ответить на проблемный вопрос: «Почему сказка заканчивается словами «Здравствуйте»?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет  учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...

Урок литературы по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или Подземные жители"

Урок литературы в 5 классе по сказкеУрок литературы в 5 классе.По сказке «А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители".Можно ли простить предательство?Цель деятельности учителя: формирование...

урок литературы по сказке -были АПлатонова "Неизвестный цветок"

урок литературы в 6 классе по сказке-были А Платонова "Неизвестный цветок"...

Разработка урока литературы по сказке А.Погорельского

Создание на уроке литературы мини-проекта в рамках изучения одного произведения....