Урок литературы по сказке Г.Х.Андерсена "Соловей"
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Урок литературы по сказке Андерсена "Соловей"с применением различных образовательных технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andersen_solovey.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы 5 класс
1. ФИО Дегтева Галина Александровна
2. Место работы: МБОУ Амбарнская СОШ
3. Должность учитель русского языка и литературы
4. Тема урока: «Настоящее искусство способно на многое» ( по сказке Г.Х.Андерсена «Соловей»)
5. Тип урока: Изучение нового материала.
6. Цель урока:
- выявить идейное содержание сказки Г.Х. Андерсена «Соловей»;
- развивать умения и навыки анализа литературного произведения;
- воспитывать чувство прекрасного, видение истинной красоты в природе, любовь к искусству.
7. Задачи:
- обучающие: научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.
-развивающие: развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.
-воспитательные: воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.
8. Планируемые образовательные результаты:
-предметные: отрабатываются навыки выразительного беглого чтения; умение доказывать, приводить примеры;
-метапредметные: развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;
-личностные: у обучающегося будет сформирована ориентация в системе моральных норм и ценностей, прививается умение работать в коллективе.
9. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная
Структура и ход урока
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат |
Организационный момент | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. | Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Положительное отношение к уроку. | Самооценка готовности к уроку. |
Мотивация | Привлечение внимания учащихся к новой теме | Показ достопримечательностей Дании. | Прослушивание фрагмента датского марша, прослушивание слов учителя | Новое знание некоторых сведений о стране, в которой жил Андерсен |
Знакомство с портретом писателя | материал, необходимый для «открытия нового знания» | Посмотрите на портрет писателя. Как вы думаете, что это был за человек? Каким он покажется вам? ( ответы обучающихся) Интересные факты из биографии (рассказ учителя) | Формируют умения строить монологическую речь. | Новое знание некоторых биографических сведений о Г.Х. Андерсене Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы. Умение ставить себя в позицию «слушатель» |
Постановка проблемы | Проговаривание темы и цели урока | Какую цель поставим перед собой? ( Учитель побуждает к формулированию цели, задач). Как сформулируем тему урока? | Поиск ответа, высказывание предположений. | Умение использовать аналитический метод познания. Самостоятельное определение темы и цели урока « Анализ сказки «Соловей» Г.Х. Андерсена». |
Первичное восприятие | Выявление первичного читательского восприятия | Дома учащиеся прочитали сказку Г.Х. Андерсена «Соловей». Учитель просит учеников высказать свое мнение о прочитанном.
Кто видел соловья? (Рассказ заранее подготовленного ученика о соловье). Прослушивание трели соловья | Обоснование ответа. Развитие операционного компонента учебной деятельности, а именно логического мышления и произвольного внимания на основе анализа и синтеза. Прослушивание аудиозаписи | Осознание практической важности изучаемых приёмов анализа текста. |
Словарная работа | Знакомство с новыми словами | Запись в тетрадь: Черная магия Пух и прах капельмейстер | Проговаривают слова | |
Анализ текста сказки. | Закрепить полученные знания. (навыки анализа текста) |
- Где происходит действие сказки? -Найдите в сказке описание императорского дворца. -Как вы думаете, какой человек мог построить такой дворец? -А какой на самом деле император? Мы выяснили, где живет император. Давайте теперь выясним, где живет соловей. Найдите цитаты, характеризующие мир соловья. Сравните два мира - Почему придворные и император не знали, что соловей существует, где он живет и как выглядит? Миры, в которых живут придворные и соловей, совершенно разные и никогда не пересекаются. Мир императора - красивый, но ненастоящий, искусственный, то есть бездуховный. Мир соловья – это мир подлинной красоты и настоящего искусства, то есть одухотворенный). | Создание связного устного текста.. Работа с текстом, подбор цитат. Выдвижение предположение, обоснование своего мнения. | Учатся логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; Обоснование собственной позиции. |
2 группа. Подбираем цитаты, в которых отражена манера исполнения песен соловьями.
На основе проделанной работы (прослушанных выступлений каждой группы и составленной таблицы) делаем с учащимися вывод. Пение какого соловья представляет собой истинное искусство и почему? ( соловей-игрушка очень красив, но его пение лишь жалкое подобие пения настоящего соловья, он поет «по заказу», в его пении нет души. Настоящий соловей внешне некрасив, но его пение – это настоящее искусство, которое способно на чудеса. | Работают в группе, выстраивают ответ, отстаивают свою позицию, работают с текстом, подбирают цитаты. Как итог работы – таблица со сравнительной характеристикой соловьев. | Учатся логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; Обоснование собственной позиции. Умение слушать других и толерантно относится к чужому мнению. | ||
3. Главное испытание- испытание смертью. Император тяжело заболел. Все придворные уже отвернулись от него и служат новому императору, даже искусственный соловей не может развлечь умирающего императора, т.к. нет слуг, которые завели бы соловья. -Как вы думаете, почему император остался в полном одиночестве? (придворные по-настоящему не любили императора, они только служили ему, потому что император был очень жестоким человеком.) Настоящий соловей не остался равнодушным, он прилетает к окну императора и своим пением прогоняет смерть. А сам император понимает, как был не прав , когда пытался силой и жестокостью заставить людей и соловья служить себе, теперь он искренне раскаивается в своих поступках. Так в чем же сила истинного искусства? (Настоящее или истинное искусство способно на многое, оно может изменить человека в лучшую сторону, помочь ему понять свои ошибки и пересмотреть свои взгляды на жизнь. Также в некоторых случаях настоящее искусство может даже победить саму смерть.) | Обоснование ответа. Развитие операционного компонента учебной деятельности, а именно логического мышления и произвольного внимания на основе анализа и синтеза | Учатся логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; Обоснование собственной позиции. | ||
Домашнее задание. | Развитие навыков логического мышления. | Одно задание на выбор (разноуровневое задание)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...
Урок литературы по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или Подземные жители"
Урок литературы в 5 классе по сказкеУрок литературы в 5 классе.По сказке «А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители".Можно ли простить предательство?Цель деятельности учителя: формирование...
урок литературы по сказке -были АПлатонова "Неизвестный цветок"
урок литературы в 6 классе по сказке-были А Платонова "Неизвестный цветок"...
Разработка урока литературы по сказке А.Погорельского
Создание на уроке литературы мини-проекта в рамках изучения одного произведения....
Урок литературы по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь", 10 кл.
Истинные и ложные ценности сказки....