Литературное кафе "Свеча горела на столе..."
классный час по литературе (11 класс)
Данное внеклассное мероприятие поможет ребятам расширить представления о жизни и творчестве Бориса Пастернака, услышать не только стихи поэта, но и его произведения, ставшие известными и популярными песнями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svecha_gorela_na_stole.docx | 58.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное кафе
«Свеча горела на столе…»
(по творчеству Б. Пастернака).
- На столе горит свеча.
Звучит песня «Свеча горела на столе» в исполнении А.Пугачевой.
На экране заставка – свеча.
1 слайд.
- Ведущие.
1-й вед. Здравствуйте, гости нашего литературного кафе. Мы рады приветствовать вас сегодня на нашей встрече.
2-й вед. Сейчас для вас прозвучала песня «Свеча горела на столе…» в исполнении А.Пугачевой. Написана она на стихи Бориса Пастернака.
2 слайд.
1-й вед. Имя Бориса Леонидовича Пастернака известно каждому в нашей стране. Хорошо знают этого человека и за рубежом.
2-й вед. Известность писателю и поэту принесли не только его литературные труды, но и песни, которые были написаны самыми разными композиторами на его стихи.
1-й вед. Песни на стихи Пастернака - не редкость, "петь" его любят исполнители разных жанров. Но наблюдается некоторая особенность. Самым популярным, "омузыкаленным", произведением Пастернака является "Зимняя ночь".
3 слайд.
2-й вед. Столько интерпретаций нет ни у одной песни. Существует, как минимум, шесть вариантов. Один из самых интересных и нестандартных - вариант Александра Градского.
1-й вед. В разное время "Зимнюю ночь" исполняли также Алла Пугачева, Николай Носков, Нани Брегвадзе, Валерий Леонтьев, Дина Гарипова, Валерий Меладзе, ВИА "Лейся песня", ВИА "Червона рута", Игорь Карташев, Владимир и Валерий Мищуки.
2-й вед. Так что же привлекает исполнителей в стихотворении «Зимняя ночь»?
1-й вед. Это попытались выяснить… (Двое учащихся представляют совместную работу: небольшой анализ произведения и презентацию).
- Анализ стихотворения «Зимняя ночь».
4 слайд.
2-й вед. Русский поэт и прозаик Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в известной в Москве еврейской семье.
5 слайд.
1-й вед. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи, преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, специализировался на портретной живописи, писал портреты многих известных людей, в том числе и Льва Толстого.
2-й вед. Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка, отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей: Бориса, его брата и двух сестёр.
1-й вед. После окончания московской гимназии в 1909 Борис Пастернак поступает на историко-филологический факультет Московского университета, серьёзно увлекается философией.
6 слайд.
2-й вед. Для усовершенствования философских знаний в 1912 едет в Германию, где семестр учится в Марбургском университете.
7 слайд. Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию.
1-й вед. По возвращении в Москву заканчивает университет в 1913. Охладев к философии, Пастернак полностью отдается поэтическому искусству, которое становится делом его жизни.
2-й вед. Вернувшись из заграницы, он входит в литературные круги. В альманахе «Лирика» впервые печатаются несколько не переиздававшихся им впоследствии стихотворений.
8 слайд.
1-й вед. Вместе с Н.Асеевым и С.Бобровым поэт организует группу новых или «умеренных» футуристов - «Центрифуга».
2-й вед. В 1914 вышла первая книга стихов «Близнец в тучах».
в 1932 – новая книга – «Второе рождение».
9 слайд.
1-й вед. В 1930-е Пастернака почти не печатают. Поселившись в 1936 году на даче в Переделкине, он вынужден заниматься переводами.
10 слайд.
2-й вед. Трагедии Шекспира, « Фауст» Гете, «Мария Стюарт» Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, грузинские поэты.
Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством.
1-й вед. В 1943 г. Пастернак создает цикл «Стихи о войне», включённый в книгу «На ранних поездах».
11 слайд.
2-й вед. После войны опубликовал ещё две книги стихов: «Земной простор» и «Избранные стихи и поэмы».
1-й вед. В 1930-1940 Пастернак мечтает о настоящей большой прозе, о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести».
12 слайд.
2-й вед. И вот с 1945 по 1955 в муках рождается роман «Доктор Живаго», во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине 20 в., особенно в годы Гражданской войны.
1-й вед. Главный персонаж, Юрий Живаго, - лирический герой поэта Бориса Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа, его 17 главу.
13 слайд.
2-й вед. Шведская академия в 1958 году присудила Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».
1-й вед. Центральные советские газеты «Правда» и «Литературная газета» обрушились на поэта, называя его «изменником», «злобным обывателем», «клеветником», «Иудой», «вражеским наймитом». Пастернака исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии.
2-й вед. В эти дни и появилось известное стихотворение Бориса Пастернака «Нобелевская премия».
14 слайд.
Звучит стихотворение «Нобелевская премия».
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1-й вед. В 1956 - 1959 написана последняя книга стихотворений Пастернака "Когда разгуляется".
2-й вед. Умер Пастернак 30 мая 1960 от рака легких в Переделкине и
был похоронен на скромном сельском Переделкинском кладбище.
15 слайд.
1 вед. Жил писатель всегда на надрыве, стремясь докопаться до сути, оставаясь честным перед собой и людьми.
16 слайд.
Звучит стихотворение «Во всем мне хочется дойти…»
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
2-й вед. Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме природы. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок.
17 слайд.
1-й вед. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует веру в нравственные основы жизни.
2-й вед. Пейзаж в творчестве Пастернака не просто изображается, а живет и действует. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в кусочек природы, который, кажется, способен чувствовать, мыслить и страдать.
Звучит стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!»
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1-й вед. Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!» относится к ранней лирике Пастернака. Написанное в 1912 году, оно было опубликовано в сборнике «Лирика» в 1914 году, а позже открывало сборник «Поверх барьеров», в который вошли стихи разных лет.
2-й вед. Проникнутое грустным настроением прощания с зимой, стихотворение поражает точностью пейзажных зарисовок. Лирический герой, поэт, хочет написать о феврале, когда чернеют проталины и появляются первые лужи. Ему хочется умчаться на пролетке за шесть гривен туда, …где ливень еще шумней чернил и слез.
1-й вед. Тысячи грачей, похожих на обугленные груши, сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей. Картина пробуждающейся природы создает у поэта особое настроение: писать о феврале навзрыд. Для ранних стихотворений Пастернака характерен удивительный подбор лексики, ассоциативные ряды образов.
2-й вед. Лирический герой Пастернака - страстная натура. Он не перестает удивляться и радоваться миру, потому что именно в простоте заключена его красота, только надо понимать это и уметь находить ее во всем.
18 слайд.
1-й вед. Пастернак видит и стихийность мира, и сложность в переплетении человеческих судеб, и в то же время простоту, потому что люди не могут жить друг без друга.
2-й вед. Тема любви звучит во многих стихотворениях Пастернака. Переживший не один раз это великое и всепоглощающее чувство, Пастернак много писал о любви.
Звучит стихотворение «Любить иных тяжелый крест…»
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.
1-й вед. Стихотворение «Любить иных тяжелый крест…» было написано в 1931 году и вошло в цикл стихотворений «Второе рождение». Оно было посвящено жене - Зинаиде Николаевне Нейгауз, известной пианистке.
2-й вед. Проникнутое большой любовью, нежностью и восхищением, оно невольно вызывает в памяти лучшие строки любовных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Образ любимой прекрасен и неповторим.
1-й вед. В этом же сборнике было стихотворение «Никого не будет в доме…». Дата написания совпадает - это 1931 год. Тема ожидания любимой, которая должна неожиданно появиться в сумерках, раскрывается на фоне угасающего зимнего дня.
2-й вед. Лирический герой находится в гармонии с природой. Приметы зимы напоминают росчерк кисти художника-импрессиониста: «…белых мокрых комьев // Быстрый промельк маховой, Зимний день в сквозном проеме // Незадернутых гардин». Душа поэта живет ожиданием встречи.
1-й вед. Давайте послушаем это стихотворение, положенное на музыку. Вы его хорошо знаете по фильму Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Звучит песня «Никого не будет в доме …»
2-й вед. Тема России всегда волновала Пастернака. Судьба писателя была неотделима от судьбы родины. Для него не было вопроса: остаться после революции в России или эмигрировать на Запад. Европа означала материальное благополучие и покой, а Советская Россия открывала неясные, невиданные в мировой истории горизонты. И Пастернак сделал свой выбор - остался на родине.
1-й вед. Во второй половине 30-х годов, когда в СССР прокатилось несколько волн жесточайших репрессий, Пастернак осознал, что единение с временем перешло в сопротивление ему. Но и в самые тяжелые минуты испытаний Пастернак сохранял любовь к отечеству. Это можно увидеть на примере небольшого стихотворения «На ранних поездах», написанного в 1941 году и вошедшего в цикл стихотворений «Переделкино»
2-й вед. Это маленький рифмованный рассказ. Его герой - измученный сложнейшими вопросами бытия интеллигент. В горячей духоте вагона подмосковной электрички ему открывается правда о прекрасном и непобедимом народе.
Звучит стихотворение «На ранних поездах».
1-й учащийся
Я под Москвою эту зиму,
Но в стужу, снег и буревал
Всегда, когда необходимо,
По делу в городе бывал.
Я выходил в такое время,
Когда на улице ни зги,
И рассыпал лесною темью
Свои скрипучие шаги.
Навстречу мне на переезде
Вставали ветлы пустыря.
Над миром высились созвездья
В холодной яме января.
Обыкновенно у задворок
Меня старался перегнать
Почтовый или номер сорок,
А я шел на шесть двадцать пять.
Вдруг света хитрые морщины
Сбирались щупальцами в круг.
Прожектор несся всей махиной
На оглушенный виадук.
В горячей духоте вагона
Я отдавался целиком
Порыву слабости врожденной
И всосанному с молоком.
Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
2-й учащийся
Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.
В них не было следов холопства,
Которые кладет нужда,
И новости и неудобства
Они несли как господа.
Рассевшись кучей, как в повозке,
Во всем разнообразье поз,
Читали дети и подростки,
Как заведенные, взасос.
Москва встречала нас во мраке,
Переходившем в серебро,
И, покидая свет двоякий,
Мы выходили из метро.
Потомство тискалось к перилам
И обдавало на ходу
Черемуховым свежим мылом
И пряниками на меду.
1-й вед. Важное место в лирике Пастернака занимают стихотворения, включенные в роман «Доктор Живаго». Они написаны главным героем этого произведения - Юрием Живаго. Это стихи, которые были найдены в его бумагах после смерти героя, они представляют свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе.
2-й вед. В романе стихи выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную, строго продуманную композицию.
1-й вед. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал образом, символизирующим раздумья над характером собственной эпохи.
2-й вед. Лирический герой этого стихотворения, несущий в себе мысли и идеи своего поколения, выходя на подмостки жизни, понимает, что ему придется испить свою чашу лишений, горя, страданий, и молит Бога: «Авва Отче, чашу эту мимо пронеси».
1-й вед. Но он знает, что прийти к бессмертию можно лишь после того, как пройдешь все испытания, посланные тебе судьбой. Лирический герой осознает, что он, как и каждый человек, должен пройти свой жизненный путь, каким бы трудным он ни был.
Стихотворение «Гамлет», положенное на музыку, звучит в исполнении Владимира Высоцкого.
2-й вед. В цикле стихов доктора Живаго есть несколько стихотворений, посвященных православным праздникам. Одно из них называется «Рождественская звезда». Рассказывая о рождении Христа, поэт описывает Вифлеемскую звезду, которая зажглась над колыбелью младенца.
1-й вед. Мы видим прекрасного младенца, сияющего, в яслях из дуба, как месяца луч в углубленье дупла, его мать, деву Марию, которая любовалась Рождественской звездой.
Звучит стихотворение «Рождественская звезда».
1-й учащийся
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.
2-й учащийся
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой Вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
3-й учащийся
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
2-й вед. Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое называется «Гефсиманский сад». В нем звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти.
1-й вед. Он говорит, что спор нельзя решать железом, и потому приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». И в этом стихотворении присутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искупления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения.
Звучит стихотворение «Гефсиманский сад».
1-й учащийся
Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
1-й учащийся
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».
2-й вед. Таким образом, открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности (Гамлет) и заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвой («Гефсиманский сад»).
1-й вед. Наследие Бориса Леонидовича Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии.
2-й вед. Знание этого наследия становится насущной необходимостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия.
Звучит песня «Зимняя ночь» в исполнении Александра Градского.
Викторина.
1. В каком году Б. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия и когда она была вручена его сыну?(В 1958 году присуждена, вручена сыну 1 декабря 1989 года).
2. Назовите годы жизни Пастернака.(1890-1960).
3. Кого из композиторов, бывавших в доме Пастернака, он любил больше всех?(А. Скрябина).
4. В каком месте за границей Б.Пастернак продолжил обучение философии?(В Марбурге, Германия).
5. Как называлась первая книга стихов Б.Пастернака и когда она издана?(«Близнец в тучах», 1913 год).
6. Кого из поэтов имел в виду Пастернак, написав стихотворение «Нас мало. Нас, может быть, трое, Донецких, горючих и адских…»?(В.Маяковский, Н.Асеев, М.Цветаева).
7. В поддержку каких поэтов, подвергшихся несправедливым критическим нападкам, Б.Пастернак писал стихи?(А.Ахматовой, М.Цветаевой, В.Брюсова, Б.Пильняка).
8. Произведения каких западноевропейских авторов переводил Б.Пастернак?(Г.Клейста, Б.Джонсона, Ф.Шиллера, Г.Сакса, У.Шекспира, И.В.Гете, произведения грузинских авторов).
1-й вед. Вот и закончилась наша встреча. Завершился разговор о стихах Бориса Пастернака.
2-й вед. Но нам хочется верить, что это лишь начало вашего пути к великому художнику 20 века. К человеку, который создал образ свечи, ставшей символом его любви к людям.
1-й вед. И в заключение послушайте еще одну песню на стихи Бориса Пастернака «Я другое дерево».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака
Литературно-музыкальная композиция для 9-11 кл. "Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака...
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «СВЕЧА ГОРЕЛА...»
Литературно-музыкальная гостиная к 125-летию со дня рождения Б.Л.Пастернака....
«Чтобы вовек твоя свеча во мне горела» - литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Б.Л.Пастернака.
Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству поэта, стал завершающим мероприятием Года Литературы....
Диалог о любви "Свеча горела на столе..."
Данное мероприятие мы проводили с ребятами на 8 марта. Мам поздравляем всегда на День Матери, поэтому нет смысла, а вот поговорить о любви - в самый раз в начале весны и посвятить стихи о любви всем д...
"Свеча горела на столе" (литературно-музыкальная композиция, посвященная теме любви в лирике Ф.И.Тютчева)
Любовь – часть жизни каждого из нас. Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь...
"Свеча горела на столе" (литературно-музыкальная композиция, посвященная теме любви в лирике Ф.И.Тютчева). Презентация.
Любовь – часть жизни каждого из нас. Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь...
Литературно - музыкальная композиция "Свеча горела на столе..." (тема любви в творчестве А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина)
Любовь – часть жизни каждого из нас.Любой повторит за художником Ван Гогом: «Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви – иначе я замерзну и превращусь в кам...