творческие задания по литературе
методическая разработка по литературе (7 класс)
Тема. Творческие задания проблемно-развивающего характера на примере
художественных текстов.
Цель. Развивать речевые навыки обучающихся на примере художественного
текста.
Совершенствовать навыки углублённого чтения.
Вызывать интерес к изучаемому тексту посредством заданий
проблемно-развивающего характера.
Сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией.
Человек должен уметь осмысленно читать художественный текст, понимать смысл прочитанного, правильно оценивать авторскую позицию, размышлять, находиться в поиске ответов на поставленные перед собой вопросы. Процесс такого чтения не даётся мгновенно. Это сложный, длительный процесс, но школьник, постепенно постигая красоту осмысленного чтения, погружается в этот мир истины и сомнения, поисков и находок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchesk_domashn_zadaniya.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
1 Составление ассоциативных кроссвордов.
Если учителю необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по пройденной теме (например, очерк жизни и творчества писателя), то, наряду с любым фронтальным заданием, составление ассоциативного кроссворда может быть дано индивидуально.
Ученику предлагается на ватмане или большом листе бумаги вписать в клеточки подготовленной «решетки» слова, имеющие отношение к данной теме: названия произведений писателя, фамилии и имена персонажей, круг общения писателя, ключевое слово из его цитаты, названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т
2Статические данные
Можно дать в качестве домашнего задания и такую работу как «Статистические данные». Это исследование текста художественного произведения, в процессе которого путем количественного подсчета слов определенных частей речи делаются выводы об особенностях творчества того или иного поэта или писателя. Например, во время знакомства с творчеством А.А. Фета, учитель предлагает прочитать стихотворение «Шепот, робкое дыханье» и посчитать, сколько в нем слов различных частей речи:
- существительных — 23
- прилагательных — 7
- союзов — 3
- предлогов — 1
- глаголов — 0 (?!)
3«Эмблема темы». На этапе обобщения и систематизации знаний при изучении определенного параграфа, раздела или тематического блока ученикам предлагается придумать эмблему, которая будет содержать какую -либо важную информацию. Например, важным моментом при изучении темы «Местоимение» является понимание того, что в речи местоимение способно заменять другие части речи. И оно отвечает на такие вопросы, изменяется так, как те части речи, которые местоимение заменяет. Другими словами, если проводить аналогию со спортом, местоимение является в языке запасным игроком. Из этого и вытекают основные признаки местоимения.
4 Составление . Синквейна
Местоимение
самостоятельная изменяемая (часть речи)
указывает не называет заменяет
Является всеми членами предложения.
«Запасной игрок»
5Задания по литературе для 7 класса.
Задание 1.
5 Угадайте героя художественного произведения. Назовите само произведение и его автора.
Гладкий, голый, как из бани, Под горой в штабной избушке,
Встал, шатаясь тяжело. Парня тотчас на кровать
Ни зубами, ни губами Положили для просушки,
Не работает – свело. Стали спиртом растирать.
Подхватили, обвязали, Растирали. Растирали…
Дали валенки с ноги. Вдруг он молвит, как во сне:
Пригрозили, приказали – _ Доктор, доктор, а нельзя ли
Можешь, нет ли, а беги. Изнутри погреться мне,
Чтоб не всё на кожу тратить?
Задание 2.
Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше всего и почему?
Задание 3.
Кто из героев НЕ является персонажем произведения И.А. Бунина «Кукушка»:
А) Коля и Митя
Б) барин
В) Варвара
Г) приказчик
Задание 4.
Какое слово, знакомое нам по литературе 18 века, в словаре В.И. Даля определяется как человек , не достигший полных лет, невзрослый, невозмужалый?
Задание 5.
Дайте определение понятию сонет.
Задание 6.
Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), который жил и творил в XIX веке, за свою недолгую жизнь создал великое множество художественных произведений, работал практически во всех жанрах литературы: писал стихи, поэмы, романы, повести, драматические произведения. Закончил Царско-Сельский лицей, был дружен с декабристами. К сожалению, прожил всего 38 лет.
а) М.Ю. Лермонтов в) И.С.Тургенев
б) А.С. Пушкин г) А.П.Чехов
Задание 7.
Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?
Догорел апрельский тёплый вечер, Но свежее пахнет зеленями
По лугам холодный сумрак лёг. Молодой озябший чернозём,
Спят грачи; далёкий шум потока И струится чаще над полями
В темноте таинственно заглох. Звёздный свет в молчании ночном.
И.А.Бунин
А) метафоры Г) инверсия
Б) олицетворения Д) градация
В) сравнения Е) эпитеты
Задание 8.
Угадайте героя художественного произведения. Назовите само произведение и его автора.
Каждое утро – зимою и осенью ещё затемно – она шла на Савеловский вокзал, где работала сцепщиком вагонов, и каждый вечер – зимой и осенью затемно – возвращалась домой. Вообще-то до войны она работала счетоводом, но в сорок первом на железной дороге не хватало людей, и она пошла туда добровольно да так потом и осталась. Там давали рабочую карточку, кое-какой паёк, а за усталой, рано сутулившейся спиной стояла коммуналка, из которой никто не уехал и осень сорок первого. И мужчин не было, а дети были, и она отдавала всю свою железнодорожную надбавку и половину рабочей карточки.
Задание 9.
Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше всего и почему?
Задание 10.
Кто не является героем произведения М. Горького «Детство»:
А) Цыганок
Б) дядья Яков и Михаил
В) Варвара
Г) Данко
Задание 11.
Какая фамилия была у Митрофанушки, персонажа комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Задание 12.
Дайте определение понятию рецензия.
Задание 13.
. Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), который прожил долгую плодотворную жизнь, за 82 года жизни им было создано множество художественных произведений, среди которых «Севастопольские рассказы».
а) А.И. Куприн в) Н.В.Гоголь
б) М.И.Пришвин г) Л.Н.Толстой
Задание 14.
Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?
Зреет рожь над жаркой нивой, Робко месяц смотрит в очи,
И от нивы и до нивы Изумлён, что день не минул,
Гонит ветер прихотливый Но широко в область ночи
Золотые переливы. День объятия раскинул.
А.А.Фет
А) метафоры Г) инверсия
Б) олицетворения Д) градация
В) сравнения Е) эпитеты
Задание 15.
Угадайте героя художественного произведения. Назовите само произведение и его автора.
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она – темная, но светилась изнутри - через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она мягкая такая же, как этот асковый зверь.
Задание 16.
Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше всего и почему?
Задание 17.
Кто не является героем произведения Б. Васильева «Экспонат №….»:
А) Римма
Б) Анна Федотовна
В) Игорь Иванович Силантьев
Г) Алмазов Николай Евграфович
7.Какое название Л.Н. Толстой и М. Горький дали первым частям своих автобиографических трилогий?
Задание 18.
Дайте определение понятию антитеза.
Задание 19.
Назовите имя известного английского драматурга и поэта, жившего в начале XVII века, являющегося автором бессмертных трагедий «Ромео и Джульетта», «Гамлет».
А) А.Конан Дойл В)Уильям Шекспир
Б) Р.Льюис Стивенсон Г) Роберт Бёрнс
Задание 20.
Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?
Славная осень! Здоровый, ядрёный,
Воздух усталые силы бодрит; Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Лёд неокрепший на речке студёной Листья поблёкнуть ещё не успели,
Словно как тающий сахар лежит; Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Н.А.Некрасов
А) метафоры Г) инверсия
Б) олицетворения Д) градация
В) сравнения Е) эпитеты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся
Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...
Творческие задания и их роль в преподавании литературы
Использование творческих заданий при изучении литературы, помогает сделать занятия более интересными, избежать стандартной схемы в работе. Они помогают не потерять самого читателя, строить изуче...
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
В статье говорится об использовании творческих заданий при изучении драматических произведений на уроках литературы....
Творческое задание по литературе
Пример выполнения творческого задания "Создание необычного музея"...
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...
Творческое задание по литературе в 5 класс. "Создай газету"
Материал содержит листы и задания для создания газеты по творчеству А.С.Пушкина...
Образец творческого задания по литературе
Выполение олимпиадного задания...