Творческие задания и их роль в преподавании литературы
статья по литературе по теме
Использование творческих заданий при изучении литературы, помогает сделать занятия более интересными, избежать стандартной схемы в работе. Они помогают не потерять самого читателя, строить изучение произведения так, чтобы личность учащегося занимала одно из первых мест, чтобы ученику было интересно как человеку, у которого свои чувства и переживания. Система творческих заданий помогает научить мыслить, учитывает индивидуальные особенности студентов, помогает избежать бездумного списывания, развивает творческие способности и речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_zadaniya_i_ih_rol_v_prepodavanii_literatury.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческие задания и их роль в преподавании литературы
Сорокина Г. А.
ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
преподаватель
Споры о том, как сегодня преподавать ту или иную дисциплину, волнуют многих. Все предметы имеют свою специфику изучения и преподавания, но литература стоит на особом месте, это происходит потому, что она ближе по своей сути к искусству, чем к науке, требующей изучения. Во-первых, не может быть единого, стандартного отношения к художественному произведению, во-вторых, важным является не только текст, но и личность самого читателя. Процесс познания обязательно должен быть взаимообратным.
Исследования показали, что каждому возрасту человека соответствует своя стадия отношения к искусству. Если маленькие дети относятся к нему как к волшебной игре, которая позволяет в привычном увидеть незнакомое, если позднее наступает пора нравственного самоуглубления, то в 15-16 лет заметен сдвиг интересов в мир общий. Я и мир – центральная проблема общества. Это эпоха познания связей, осознания причин и следствия. Учащихся занимают проблемы не только нравственные, но и социальные, возникает потребность выразить свое состояние, свою жизненную позицию в каком-либо виде творчества.
Получать знания не в готовом виде, а в процессе решения существенных и интересных для ученика задач стало краеугольным камнем в обучении. Для учащегося важно самому научиться устанавливать связи между различными явлениями, систематизировать материал, обобщать полученные сведения. Из этих компонентов складывается изучение литературы в целом и конкретного произведения в частности.
На вопрос «Как вы относитесь к урокам литературы?» можно часто услышать ответ: читать интересно, а анализировать – нет. Дело в том, что по традиционной методике мы «растаскиваем» произведение на отдельные составляющие, а потом пытаемся слепить целое. А синтез не получается. Беда в том, что сам читатель из этого процесса выпадает, а он должен быть одним из главных действующих лиц. Каждое подлинное произведение искусства построено по закону «прочувствования» (Л. С. Выготский), вовлекая читателя в жизнь произведения и его героев.
Итак, первое, о чём нужно помнить, - не потерять самого читателя. Строить изучение текста так, чтобы личность учащегося стояла на одном из первых мест, чтобы ему было интересно как человеку, у которого свои чувства и переживания.
Но читатели абсолютно разные, у них различный уровень восприятия художественного произведения, различный уровень подготовки, различный тип мышления. Обязательные задания нивелируют всех, они не учитывают и не могут учитывать индивидуальные особенности каждого студента. Второе, о чём нужно помнить, - внимание к личности читателя, учёт его характера, памяти и интересов.
И третье необходимое условие – сохранить специфику самого произведения, подбирать задания таким образом, чтобы не разрушить общее впечатление от прочитанного.
Все эти задачи помогает решить использование творческих заданий по предмету. Выбор варианта творческого задания зависит от основной задачи, которую преподаватель ставит во главу угла. По каждой теме заданий должно быть несколько, чтобы предоставить студенту возможность выбора по своим интересам, способностям и возможностям. Однако общая направленность творческих заданий должна быть сохранена, так как умение читателя формируется многократными действиями. Только система работы помогает приобрести умения: умение объяснить чувства, возникшие при чтении, умение уловить главное, умение видеть обстановку, в которой происходит действие, и нарисовать портрет персонажа. Иногда важно просто понять: хорошо или плохо, понравилось или не понравилось что-то в произведении – в поисках ответа на эти вопросы и строится работа по литературе.
С помощью творческих заданий можно решить и другие задачи: развитие устной и письменной речи учащихся; активизация воображения, мышления; умение формулировать и отстаивать собственную точку зрения; формировать систему ценностей.
Традиционным видом творческих заданий является сочинение, но сегодня этот вид работы себя не оправдывает: появилось множество источников для списывания, что не дает возможности проверить фактический уровень знаний студентов, уйти от шаблона в ответах. Поэтому в процессе работы широко используются другие формы: киносценарии, литературный монтаж, устное словесное рисование, воображаемый диалог, заочная экскурсия и другие. Важно помнить, что заданий по одной теме должно быть несколько. Они должны быть разнообразны по форме и содержанию, не слишком просты, чтобы студенты не потеряли интерес, и не слишком трудны, так как в таких случаях пропадает вера в свои силы и работа выполняется без желания, по принуждению.
При изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза» предлагается три варианта заданий (по выбору учащегося):
- написать очерк журналиста, впервые попавшего в город Калинов, о его нравах и
обычаях;
- написать сочинение – рассуждение на тему «Имеет ли смысл изобретать вечный
двигатель?»;
- написать критическую статью на одну из пьес драматурга, прочитанную
самостоятельно.
Большинство обычно выбирают первое задание, посчитав его самым лёгким, но… Выбрать детали из текста произведения, чтобы получился законченный образ города, не так уж просто. Вот одна из работ, написанная студентами: «Правда, недавно был построен бульвар, но никто по нему не гуляет. Да и кому гулять? Бедные люди с утра до ночи работают, вечером валятся с ног от усталости, у них одна забота о хлебе насущном – им не до гуляний. А богатые, не дождавшись темноты, закрывают ставни и ворота, спускают собак и прячутся в домах. К себе никого не пускают, сами никуда не ходят, плохо тем, кто в их дела семейные вмешивается».
Для самостоятельного чтение многие студенты выбирают «Бесприданницу». Главная задача, которую пытаются решить, - найти сходство и различия в образах Катерины и Ларисы Огудаловой: «Катерина, гордая, независимая, вряд ли выбрала себе в мужья Тихона, если бы у неё было право решать свою судьбу. Она, скорее всего, осталась бы одна, чем отдала себя человеку, которого не любит. Лариса, зная, что собой представляет Карандышев, все же надеется с ним найти то, чего не было в родительском доме: семейное счастье, спокойствие, домашний уют. Из одной несчастливой жизни сознательно бросается в пучину иллюзий. Лариса понимает никчёмность своего существования, считает, что жить так нельзя, а умереть ещё страшнее. Она не может сама уйти из этой жизни. Катерина же убеждена, что «чем так жить, лучше умереть, и, когда после покаяния жизнь в доме Кабановой становится невыносимой, не задумываясь, бросается в Волгу».
При изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» на занятии, где шёл разговор об образе главного героя и способах его создания, обратили внимание на то, что автор, стараясь сделать описание более полным и объективным, подробно описывает комнату Обломова. Студенты получают задание рассказать о ней от лица разных персонажей: самого Обломова, Захара, Штольца. Естественно, одно и то же они видят по-разному в зависимости от черт своего характера. Кроме того, студенты выполняют одно из заданий:
- написать сочинение «Сон о моем детстве»;
- «Современные обломовцы. Какими я их представляю?»
Вот отрывок из одной работы: «Обломовщина – нерушимый жизненный уклад, отупляющий сознание, приводящий к бездействию. Он убивает все проявления нового, враждебного ему. Это особый мир, в котором отсутствует реальное понимание жизни, заменённое наивным вымыслом. Сколько вокруг нас людей, которые что-то делают только потому, что им никто ничего не принесет и не подаст, а если есть кому, то они палец о палец не ударят. Сегодня многие «заражены» обломовщиной, эта зараза заполонила их души и помыслы».
При изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» предлагается на выбор следующие виды творческих заданий:
- описать один – два дня из жизни Базарова от лица главного героя;
- написать стихотворение в прозе;
- реферат «Герой времени в произведениях А. С. Пушкина (или М. Ю. Лермонтова) и
И. С. Тургенева.
Как ни странно, самым сложным для студентов оказалось первое задание. Взглянуть на окружающую обстановку глазами главного героя – значит уловить основное в его характере. И если студент справится с такой работой, то заслуживает высокой оценки: «1 июня. Уже несколько дней живу в Марьино. Усадьба-то неказистая, только акация хорошо прижилась. Хозяин славный малый, только напрасно играет на виолончели и читает Пушкина, впрочем, его песенка спета. А вот дядюшка Аркадия! В деревне такие ногти и воротнички! Аристократишко, носится со своими принципами. А впрочем, всё это ерунда, надо работать больше. Мне попался редкий экземпляр жука, надо заняться им как следует».
Одним из заданий при изучении творчества Н. А. Некрасова предлагается следующее: оценить произведения поэта с позиции демократа, либерала, реакционера, крестьянина, современного читателя. Для успешного выполнения этого задания необходимо, в первую очередь, чётко представлять разницу в общественных взглядах представителей этих направлений. Так как работа требует хорошего знания исторического материала и литературных источников, можно предложить групповую форму выполнения, чтобы иметь возможность обсудить и выработать собственную точку зрения.
«Каким я представляю Некрасова после знакомства с его лирикой? Поэтом, Поэтом с большой буквы. Почему? Потому что он не был, по-видимому, наделен природным даром писать стихи, как Пушкин. Но Некрасов сумел сделать из себя поэта, да такого, что, несмотря на неактуальность в наши дни некоторых тем, мы продолжаем читать и любить его стихи. Помните реакцию критиков на первый сборник? Как говорил сам Некрасов, его разнесли в пух и прах, но он, уничтожив почти весь тираж книги, не оставил надежды стать поэтом и продолжает упорно работать над собой. Таким я представляю себе Некрасова: твёрдо идущего к своей цели, со страстной, страдальческой душой».
При изучении поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» студентам предлагается написать сочинение «Путешествие в поисках счастливого», «Моё представление о счастье», «Проблема счастья в произведениях Некрасова». Задание несложное, но оно помогает приблизить классику к современности и заставляет задуматься о вопросах нравственных. Ответы, конечно, разные, но некоторые работы порадовали и своей откровенностью, и размышлениями: «Что такое счастье? На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Для кого-то счастье – это деньги, для других – наркотики, для третьих – оружие. Таково наше время. А большинство людей хочет другого. Не нужны войны и скандалы, а нужна доброта и любовь, поэтому сейчас мы живем больше надеждами. Хочется видеть на улицах улыбки прохожих, тогда все станут чуть-чуть счастливее. Счастье не должно кончаться, пусть кончится зло!»
Творчество Ф. М. Достоевского неразрывно связано с Петербургом. Чтобы понять роман «Преступление и наказание», надо понять и увидеть город, в котором происходит действие. Это произведение заставляет задуматься о том, что такое добро и зло, красота и преступление. Студентам предлагаются следующие задания:
- составить киносценарий для организации отдельных страниц романа;
- провести заочную экскурсию по городу;
- написать реферат на тему «Петербург А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. М.
Достоевского;
-написать сочинение – рассуждение «Можно ли делать добро с помощью зла?».
Вот одна из работ, посвящённая Петербургу: «Сегодня наша экскурсия будет по городу, который Пушкин назвал «полнощных стран краса и диво». Мы находимся на одной из его улиц. Дождя нет уже несколько дней, и поэтому кругом пыль, грязь, вонь из распивочных и лавочек. Посмотрите по сторонам: здесь расположены высокие пятиэтажные дома с высоким и чёрным входом. Но заходить в подъезд не советуем, так как тёмные лестницы часто залиты помоями, воняет краской. Будьте осторожны!»
Не менее интересными оказались сочинения – рассуждения. Именно в работах такого типа наиболее полно раскрывается личность самого студента: «Иногда при виде человека испорченного как личность, который не только морально, но и физически не дает нормально жить другим, у меня возникает вопрос: имеет ли он право жить? Ведь его жизнь – это горе других. Так, может, лучше, если этого человека не будет, чтобы другим дышалось свободнее. Великое множество фильмов, книг заканчивается победой добра над злом. Но что стоит за этим? Смерть какого-то отрицательного персонажа, пусть даже вымышленного… В мире существует равновесие, поэтому добро никогда не забывается, а зло всегда наказывается. Так будем творить добро во имя добра!»
Попробовать свои литературные силы студенты могут при изучении творчества М. Е. Салтыкова – Щедрина. Им предлагается написать сказку, или придумать новую главу «Истории одного города», или подготовить реферат «Роль сатиры в русской литературе». Все задания довольно сложны, так как необходимо умение чувствовать стиль и манеру автора. Одна из интересных работ – «Сказка про обезьяну». «Решили однажды звери выбрать себе царя, чтобы порядок поддерживал в лесу: слабых защищал, а сильным не давал беззакония чинить. Собрались звери и стали думать, кто больше всего подойдет. Думали звери много дней и ночей и в конце концов выбрали самое глупое и бесполезное животное – обезьяну. И начались в лесу безобразия всякие. Заставляла она зверей разные глупости делать: то прикажет лисе мёд есть, то медведю за зайцем гоняться. Надоела зверям такая жизнь, и решили убрать обезьяну с трона. Но она ответила: «Кто меня поставил вами править, тот пусть и снимает». Стали звери спорить, кто же её поставил, но никто вспомнить не может. Так и спорят до сих пор, а обезьяна царствует, издаёт свои глупые указы и только смеётся над всеми».
Подробно разобрать все виды творческих заданий сложно, поэтому назовём наиболее интересные. При изучении пьесы «Вишневый сад» предлагаем написать «Замечания для господ актеров». Эту работу можно выполнить, используя записные книжки писателя или воспоминания о А. П. Чехове. Можно использовать групповую форму работы, сопоставляя различные точки зрения: «У Гаева из кармана должны торчать пакетики с леденцами, одежда перепачкана мелом. Он говорит громко, размахивая руками; часто произносит слова, которые никто не понимает. Его интонация постоянно меняется в зависимости от того, к кому обращается. Гаев любуется собой, делая одолжение Фирсу: «Ладно, ступай, я сегодня сам разденусь». А вот отрывок из работы «Мой Чехов», главная цель которой – научить формулировать и выражать свою точку зрения. «Скорее всего, счастье для себя – это относительное счастье. Ради этого не стоит многие годы подвергать себя лишениям, изматывать скупостью близких. Герой рассказа, к сожалению, понял это слишком поздно, когда нет сил для борьбы. Он обращается к молодым: «Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом». Через эти слова своего героя Чехов хотел передать свои мысли, адресованные нам. Это его голос доносится до нас».
Написать историю жизни одного из героев, рассказать, как он попал в ночлежку Костылёва, предлагается при изучении пьесы М. Горького «На дне». Это задание можно усложнить, рекомендуя выполнить эту работу от лица самого персонажа. При изучении творчества В. Маяковского предлагаем описать памятник поэту, раскрывая своё представление о его облике и творчестве. «Словно стесняясь своего огромного роста, Маяковский присел на одно колено и наклонился к собаке, лежащей у его ног. Выражение лица доброе и нежное. Глядя на него, забываешь «агитатора, горлана – главаря», на ум приходят совсем другие строчки: «Вот я. Весь – боль и ушиб…». Поэт опустил вниз открытую ладонь, словно протягивая её всем живым».
В программе по литературе 20 века много тем посвящено изучению творчества русских поэтов, поэтому часто используются задания такого типа: составить литературную композицию, рассказать биографию поэта по его стихам, написать эссе «Мой любимый поэт».
Давно доказано, что любое дело можно сделать интересным и увлекательным, если выполнять его творчески. Особенно это относится к процессу обучения. Найти интересные формы работы, показать в хорошо знакомом что-то новое, учитывая при этом личность того, кого мы учим, - вот трудная, но вполне выполнимая задача каждого преподавателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение методики организации групповых форм работы, тренингов и творческих заданий в преподавании предмета с целью развития познавательного интереса учащихся и формирования у них установок нравственного поведения».
Для того чтобы привить интерес к изучению русской литературы, важную роль играют групповые формы работы на уроке....
Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы
мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...
Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы
Мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...
Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...
Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы
Презентация.Мастер-класс "Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы"...
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»
мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...
Развивающие игры и творческие задания на уроках русского языка и литературы
Развивающие игры и творческие задания на уроках русского языка и литературы...