Урок по теме"Обучение анализу лирического текста" 5класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Повторение и закрепление знаний по теме "изобразительно-выразительные средства", проверка знаний терминолгии и умения находить в тексте. Данная работа может быть использована в 5-6 классах в разделе "Лирика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока литературы в 5классе по теме "Обучение анализу лирического текста" | 669.68 КБ |
"Обучение анализу лирического текста" | 865.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Боркивец Любовь Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
средней школы «Земля родная»
г. Новый Уренгой
Урок развития речи «Обучение анализу лирического текста»
Цели урока: повторить термины «лирика», «изобразительно-выразительные средства», понять Что описывают поэты? Чем рисуют поэтические образы? Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?
Задачи:
образовательные:
- показать на примерах из текста особенные изобразительные возможности слова в поэтических текстах;
- раскрыть понятия изобразительно-выразительных средств;
- доказать изобразительно-выразительные возможности слова путём аналитического исследования;
развивающие:
- развивать интерес к личности поэтов, рисующих пейзажные картины словом;
- формировать навыки творческого восприятия и выразительного чтения поэтического текста;
- способствовать развитию образного мышления, творческих способностей и познавательной активности учащихся;
воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине и уважение к историческому наследию России;
- пробуждать чувство патриотизма и гражданственности;
- укреплять основы духовно- нравственной культуры.
Форма: развитие речи, урок –исследование.
Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, исследовательский.
Деятельность учащихся: парная, индивидуальный опрос, творческая.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая и технология встречных усилий.
Средства: печатный материал, мультимедийная техника, текст стихотворения «Подснежник», клише для написания творческой работы по плану анализа стихотворения.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, презентация к уроку, дидактический пакет.
Ожидаемые результаты урока:
умение отбирать материал к ответу на вопрос и доказывать свою точку зрения, опираясь на теорию литературы;
умение находить ИВС в тексте;
умение определять авторскую оценку;
умение составлять связный текст, с использованием клише по теме занятия;
умение работать в парах,
системность знаний;
обогащение словарного запаса;
создание комфортной обстановки для восприятия учебного материала;
Ход урока:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: повторить термины «лирика», «изобразительно-выразительные средства »; понять Что описывают поэты? Чем рисуют поэтические образы? Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?
«» В голубом просторе » .« Зелёный шум ». Аркадий Александрович Рылов
Не привыкайте к чудесам- Дивитесь им, дивитесь ! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь! Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам! Прикладывайтесь к родникам- Ничто не повториться ! За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье, Всё будет так и всё не так Через одно мгновенье ! В.Шефнера
Тема урока необычная : Урок развития речи «Лирика . Что? Чем? Зачем?» Что такое лирика как род литературы ? Лирика – род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента .
Кого мы называем лирическим героем? Лирический герой –автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора). Что означает выражение «настроение лирического героя»? Настроение лирического героя – воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу…
Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение? (ИВС ) Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например : О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно? Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа. Например : веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например : крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы ). Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Например : Грачи мелькали как сеть .
т.е . обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта или придающие выразительность художественной речи. Анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. Например: …Черноглазую девицу, Черногривого коня! Или Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, картин, мыслей, образов. Например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. Например: Швейцара мимо он стрелой / Взлетел по мраморным ступеням. Звукопись – повтор того или иного звука, что придаёт выразительность тексту. Ассонанс : е-о-е-и-е-о-а-а-о Аллитерация : гр-гр - р- жд Стилистические фигуры
текст ИВС 1.Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. А. Ахматова 2.Побледневшие звезды дрожали, Трепетала листва тополей...В. Брюсов 3.Играет ветер тучею косматой, Ложится якорь на морское дно... О.Мандельштам 4.Ольха цветет, надеется, зовет, Еще не зная страшного подвоха... В.Солоухин 5.Губы веющего ветра Ищут, что поцеловать...В. Брюсов 6.По мокрым скверам проходит осень, Лицо нахмуря! Н.Рубцов 7.Там, где, словно ожерелья, Многоцветные каменья Поднялись над пеной волн...В. Брюсов 8.А неба свод, глубоко-синий, - Как купол, увенчавший храм! В Брюсов 9. Намокшая воробушком Сиреневая ветвь Б.Пастернак 10.И с каждой буквой из моей строки Крапивой лезет жгучая досада...К. Спицына 11.Ползут года улиткой склизкой, Знать, умереть придется здесь...В. Солоухин 12.И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М.Цветаева). 13.Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке … М.Цветаева
Ответы Номер задания ответ 1. Равнодушно-желтым огнем. эпитет 2. Побледневшие звезды дрожали, трепетала листва Эпитет, олицетворение 3. тучею косматой, эпитет 4. Ольха надеется, зовет олицетворение 5. Губы … ветра ищут, что поцеловать метафора 6. ….проходит осень, Лицо нахмуря ! метафора 7… словно ожерелья сравнение 8… свод, глубоко-синий, Как купол; сравнение, 9. Намокшая воробушком ветвь Творительный сравн -я 10. Крапивой лезет жгучая досада Творительный сравн -я 11. Ползут года улиткой 12. И звенят-звенят, звенят-звенят запястья Творительный сравн -я Лексический повтор 13 . Имя твоё – птица в руке, Имя твоё …… Анафора Отметка 12-13б – «5»; 11-10б- «4»; 9-6 б- «3», 5б и ниже «2».
Подснежник Выглянул подснежник в полутьме лесной Маленький разведчик , посланный весной . Пусть еще над лесом властвуют снега , Пусть лежат под снегом сонные луга , Пусть на спящей речке неподвижен лед – Раз пришел разведчик и весна придет. Екатерина Серова
План анализ лирического текста . Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении? 1. Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема? 2 . Настроение стихотворения. 3 . Как выражается настроение в стихотворении? 4 . Как оно построено? 5 . Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы). 6 . Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись , повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.) 7 . Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения? 8. Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя? 9 . Ассоциации , которые вызывают образы, созданные поэтом. 10 . Личное впечатление от стихотворения.
Клише В стихотворении (автор, название) говорится о … Стихотворение пронизано ….. (каким ?) настроением . Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как … .. Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?) В стихотворении мы словно слышим звуки ( какие? Через что?) Поэт хочет запечатлеть (нарисовать ) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИВС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)….. Используя ….., поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне ……, ассоциируется с …... Особенно меня привлекает в стихотворении ……
Физминутка Руки мы не опускаем Руки вверх мы все подняли На носочки поднялись Вправо поверну - лись Д руг другу улыбнулись Влево поверну- лись Друг другу улыбнулись Руки опускаем На плечи возлагаем Цепную связь мы получаем Тихо встали два раза приседаем и Раз Два Ну как, хороши наши дела?
Стихотворение Екатерины Серовой «Подснежник»- весенняя пейзажная зарисовка В самом названии текста заявлен образ «Подснежника». Автор текста использует сравнения первого весеннего цветка «с разведчиком». Ещё более ярко подчёркивает особенную функцию быть «гонцом весны». Глагол «выглянул» создаёт шаловливо - весёлое настроение, вместе с тем прилагательное «маленький» подчёркивает упорство цветка пробиться сквозь «полутьму лесную». Несмотря на то, что олицетворение «властвуют снега», говорит нам о нежелании зимы уступать весне дорогу. Настроение меняется, усиливается утвердительный тон повествования «Раз пришёл разведчик, и весна придёт». Поэтесса Е . Серова использует множественные олицетворения природной картины: прорисованы образы подснежника, весны, снега, луга, речки; метафоры: выглянул подснежник, разведчик, посланный весной. Звукопись(аллитерация) помогает услышать бурление ручейков, треск льда на речке [ гл -л- дснж -к-р- зв - дч -с-с-ш]. Лирический герой этого стихотворения представляется мне обрадованно удивлённым появлению «разведчика весны». Он рад, воодушевлён и уверен (анафора «пусть» троекратное повторение утвердительно ), что весна наступит в срок. Особенно меня привлекает образ подснежника-разведчика.
Что описывают поэты? Чем рисуют поэтические образы? Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах? «Лирика. Что? Чем? Зачем?» Давайте ответим на вопросы , заявленные в теме урока :
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1.Поэт 2.Талантлив. Убедителен. 3.Созерцает. Чувствует. Рисует. 4.Околдовывает чудными пейзажами. 5.Мастер. Синквейн по теме урока
сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно… я научил(а) ся ( сь )… у меня получилось.. я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Выскажите своё мнение по изученному материалу, используя составленный вами синквейн или предложенное клише ответа :
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.
Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...
Обучение анализу лирического стихотворения
В разработке представлен план анализа лирического стихотворения....
Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"
Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....
Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 19 века)
В материале представлен план-конспект по теме "Обучение анализу лирического произведения"...
Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».
Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....