Устная работа с текстом. Презентация к уроку литературы в 5 классе по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро".
презентация к уроку по литературе (5 класс)

 Артемова Елена Геннадьевна

Презентация разработана для урока литературы в 5 классе по программе Меркина Г.С. (ФГОС). Содержит 12 вопросов и заданий по тексту, а также возможные ответы и иллюстративный ряд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasyutkino_ozero.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виктор Петрович Астафьев. Васюткино озеро. Устная работа с текстом. Автор: Артёмова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гаванская ООШ», Забайкальский край.

Слайд 2

Дорогие ребята! Вы прочли замечательное произведение великого и простого человека, выдающегося писателя Виктора Петровича Астафьева. « Васюткино озеро» – произведение, которое, однажды прочитав, человек помнит всю свою жизнь. Сегодня мы поделимся своими впечатлениями о прочитанном, обсудим произведение и его отдельные эпизоды, ответим на вопросы. На каждом новом слайде этой презентации вам будет предложен вопрос или задание по тексту произведения, а также возможный ответ. Но не спешите! Попробуйте дать ответ самостоятельно, обсудите его с одноклассниками и только поле этого сравните свой вариант с возможным ответом. в опрос или задание - возможный ответ

Слайд 3

Определите тему рассказа « Васюткино озеро». Рассказ о том, как тринадцатилетний мальчик, заблудившийся в глухой сибирской тайге, сумел выжить и даже открыть никому не известн ое лесное озеро.

Слайд 5

Расскажите, почему в начале рассказа рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина – Васюткиного отца – совсем было приуныли, и как Васютка пытался скрасить скучную жизнь взрослых людей, оставшихся без большого дела? Частые осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась, и рыба стала плохо ловиться, ушла на глубину. Рыбаки уже не могли ловить её большими неводами и перешли на перемёты и паромы – спаренные сети. Рыбы в них попадалось очень мало. Чтобы порадовать рыбаков, Васютка снабжал их кедровыми орехами, добывая их в ближней тайге.

Слайд 7

Что мама Васютки называла «таёжными законами»? «Таёжные законы» - это твёрдые правила, которые обязательно должен соблюдать каждый человек , отправляющийся (пусть даже ненадолго) в тайгу: взять с собой хлеб, спички, никуда не отходить от затесей и т.д.

Слайд 9

«Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу у дедушки Афанасия». Какое средство художественной выразительности речи использовал автор в этом предложении? Сравнение.

Слайд 11

Почему Васютка так обрадовался, увидев поднимающегося с земли большого чёрного глухаря? Найдите в тексте ответ на этот вопрос и подумайте, о каком главном таёжном законе забыл он в эту минуту? «Глухарь!» – догадался Васютка , и сердце его замерло. Стрелял он и уток, и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему ещё не доводилось. В погоне за подбитым глухарём Васютка забыл о необходимости следить за затесями на деревьях.

Слайд 13

В трудной ситуации люди ведут себя по – разному. Кто – то мирится с происходящим, опускает руки, жалуется на судьбу. А кто –то, собрав волю в кулак, борется с невзгодами и побеждает. Как вёл себя Васютка , оказавшийся один в суровой и опасной сибирской тайге? Подкрепите свой ответ примерами из текста. Васютка сумел побороть в себе страх и отчаяние, не поддался панике. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал вспоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.

Слайд 15

Какие знания и умения помогли Васютке выжить в тайге? Приведите примеры и подумайте, полезны ли эти знания и умения современному человеку? Васютке помогли знания природных и климатических особенностей Заполярья: «Заполярная тайга не страшна зверьём. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей – тоже…», «Вызвездило – к холоду» , «Застонали гагары, вещая непогоду». Мальчик умел развести огонь, приготовить еду в ямке под костром, уберечь припасы от мелких хищников и грызунов, приготовить место для ночлега из мха и веток, определить стороны горизонта, добывать пищу охотой, по приметам находить водоём и т.д. В каком бы веке ни жил человек, знания особенностей родной природы никогда не будут лишними, потому что от них зависит жизнь.

Слайд 17

«Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую всё вокруг». Какое средство художественной выразительности речи использовал автор в этом предложении? Олицетворение.

Слайд 19

Поясните значение слов и выражений: Рассолодели от безделья; фарт; привыкли парнишкой помыкать; посадить на мушку; горласто откликались; мерещится; байки. Рассолодели от безделья - разленилиь ; фарт – удача; привыкли парнишкой помыкать – привыкли парнишкой командовать; посадить на мушку – прицелиться; горласто откликались – громко, крикливо откликались; мерещится – кажется; байка – небольшая история, иногда приукрашенная небылицами.

Слайд 21

Какие черты характера главного героя нравятся вам больше всего? Упорство, стремление к достижению цели, рассудительность и выдержка, самообладание, сила духа и смелость.

Слайд 23

О чём сожалел Васютка , когда, ночуя у таёжного костра, вспоминал школу и товарищей? Найдите в тексте эти строки. Совсем приуныл Васютка . Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил, покуривал тайком. Станет учительница Ольга Фёдоровна толковать такому ученику насчёт вредности курева – он обижается; трубку отберут – ревёт. Сам Васютка тоже покуривал и им табачок давал.

Слайд 25

В чём, по – вашему, идея произведения Виктора Петровича Астафьева « Васюткино озеро»? Человек должен оставаться человеком всегда, даже в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах. Не сдаваться, не опускать рук, бороться за свою жизнь! И всегда помнить, что ты не один на земле. Где – то есть люди, которые думают о тебе, и о которых должен думать ты. Именно таким человеком оказался тринадцатилетний Васютка . И наградой за его стойкость и мужество стало озеро. Васюткино озеро…

Слайд 26

Спасибо за работу!

Слайд 27

Источники : https://besedinpawel.ru/wp-content/uploads/2018/03/vasutkino-ozero-chitaet-pavel-besedin.jpg https://st03.kakprosto.ru/images/article/2019/1/31/133571_5c52e2377e7245c52e2377e75d.jpeg http://5klassnik.ru/wp-content/uploads/2017/10/0394979f2d0919b186454a67f2a3e19e.jpg https://i.ytimg.com/vi/GBO0zcDb7sE/maxresdefault.jpg http://klassikaknigi.info/df/diafilm6/13.jpg https://gapeenko.net/wp-content/uploads/2017/04/vasutkino-ozero6.jpg https ://i.pinimg.com/736x/5d/41/0b/5d410b6426705ed4991a8ce61d09644c.jpg http://cdn01.ru/files/users/images/6a/f9/6af9b691a78e788898bc495351cf0141.jpg http://cdb-seversk.tom.muzkult.ru/media/2019/04/05/1258703587/Vasyutkino_ozero.png http://cdn01.ru/files/users/images/6e/ac/6eac7f663dc2b4cfb11d4f57edeaae3f.jpg http://diafilmy.su/uploads/posts/2017-01/1485023056_39.jpg CeTgDn6uOyichttps ://yourtutor.info/wp-content/uploads/2015/12/GiftedChildren.jpg https ://www.antikarbat.com/foto/3213_10f9e7d3433bd16b0c5dfa9c1479d7ce.jpg https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1701500/b22800b3-37c0-4954-b40d-79dceda9ddd1/orig https://gim50nn.edusite.ru/images/kolokol.gif https://adnow.ru/wp-content/uploads/2019/03/413508_f.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Презентация к уроку литературы. Образ Катерины в произведении Островского "Гроза"

Охарактеризовать образ главной героини произведения Островского " Гроза"...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....