Образ кота в литературных произведениях
проект по литературе (5 класс)

Целяева Вера Васильевна

Исследовательская работа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_kota.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Теньгушевского муниципального района

Республики Мордовия

        

Исследовательская работа

Образ кота в литературных произведениях

                         

                             Выполнила:

                                       учащаяся 5 класса

                                                                            Анчина Ирина Юрьевна

                                                                            Руководитель:

                                                                            Целяева Вера Васильевна

                                                                  учитель русского языка и литературы

 

п.Барашево 2020

Оглавление

                                                                                                                      Стр.

I. Введение                                                                                                                 3-4

II.Основная часть

2.1.Образ кота в народных сказках                                                                          5-6

2.2.Образ кота в литературных сказках                                                                   7-9

2.3.Образ кота в литературных произведениях                                                      10-11

2.4.Образ кота в комиксах                                                                                         12

III.Заключение                                                                                                           13

Список использованной литературы                                                                     14

 

Образ кота в литературных произведениях.

Человек культурен настолько,

насколько он способен понять кошку.

Бернард Шоу

I.Введение

 

Кто из нас не любит сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни, можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто забыть о проблемах и представить себя в удивительном мире, полном чудес, тайн и волшебства, и понять, что сказка очень близко, она рядом. Сказочные герои (Иван-дурак, Золотая Рыбка, Баба-Яга, Царевна-Несмеяна и др.) настолько знакомы нам с детства, что стали нарицательными понятиями: мы говорим «худой как Кощей Бессмертный», «ленивый как Емеля», «жадный как старуха из сказки А. С. Пушкина».

Настолько ярок, выразителем, образен язык сказок! Несмотря на его видимую простоту, понятную даже маленьким детям, в сказках все неслучайно, все имеет особый смысл, хранит тайну.

Я решила заглянуть в эту тайну, попытаться ее раскрыть.

Мое исследование посвящено малоизученному сказочному образу – коту.                 Я думаю, что мое исследование интересно не только мне, оно имеет определенную значимость, так как образ кота изучен недостаточно, то данное исследование поможет определить его смысл и значение. 

Кот «ученый» говорит сказки, спасает друга Петушка, помогает сыну мельника стать счастливым. Но иногда кот и другой, например, Базилио - «обманщик и ворюга»

Почему именно кот чаще всего встречается в сказках? Что кроется за этим символом? Случаен или нет этот образ? Может быть, он играет какую-то особую роль в жизни и судьбах героев? Где его начало? Есть ли продолжение?

ПОЭТОМУ

Цель исследования – выявление особенностей образа кота в произведениях разных авторов.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

изучение и анализ произведений по данной теме;

обработка фактического материала;

определение особенностей образа кота.

Новизна исследования заключается в том, что в своей работе я использовала различные источники и справочные материалы, опиралась на собственные литературоведческие знания и исследовательские способности.

Объектом исследования в данной работе выступают народные и литературные сказки, литературные произведения,  комиксы.

Предмет исследования – образ кота в народных и литературных сказках, литературных произведениях,  комиксах.

Отправной точкой исследования были народные и литературные сказки, произведения классиков, в которых упоминается этот образ (Сказка «Кот, Петух и Лиса»,сказка «Кот и воробей», сказка «Кот и мыши»,сказка «Кот и лиса», А. С. Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила», Шарль Перро «Кот в сапогах», Братья Гримм «Бременские музыканты», Джанни  Родари  «Сказки по телефону», Карло Коллоди «Приключения Пиноккио, история марионетки», Алексей Николаевич Толстой «Приключения Буратино»)


Данная научно-исследовательская работа готовит учащихся к дальнейшему знакомству с этим образом, исследование может быть продолжено при анализе современных литературных произведений. 

Результаты работы могут быть использованы и учителями, и учащимися на уроках литературы при изучении народных и литературных сказок, литературных произведений

Кроме того, исследование может быть продолжено при анализе современных литературных произведений. 

Методы исследования:

1. Поиск материала в литературных текстах и сети интернет.

2. Анализ информационных источников: текст, анкетирование, интернет-ресурсы.

3.Классификация понятий.

4.Литературоведческий поиск: систематизация материала.

5. Наглядное представление данных: мультимедийная презентация.

II. Основная часть

Образ кота в народных сказках 

Я очень люблю русские сказки и свое исследование я начала с чтения сказок, где главный герой – кот. У каждого народа есть свои фольклорные традиции. Это и понятно, ведь многие живут в разных концах Земли, но, тем не менее, во многих сказках отразилось отношение к этому маленькому зверьку. Изучая русские народные сказки, я заметила, что кот может быть разным. В одних – это хороший и добрый кот, в других – злобное, маленькое существо, часто связанное с потусторонними силами.  В сказках он выступает в нескольких ролях.

Это может быть кот-обманщик. Например, в сказке «Кот и лиса». За его шкодливость хозяин снёс его в лес. Но кот не только не пропал, он даже сумел вместе с лисой заставить всех зверей в лесу приносить им подарки. Плутовские свойства кота сближают его с лисой. Он даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.                                                А в сказке «Кот и баран» хитрый кот, ворующий у хозяев сметанку, за что его хотели убить, обманом созвал бежать с собой барана. А затем сумел обмануть стаю волков, медведя и лису.                                                                                                          В народной сказке абхазского народа «Кот и мыши»  Кот  представлен старым, больным, ленивым, но умным и хитрым
Кот – защитник, так можно назвать кота из сказки «Кот, петух и лиса». В этом сказании кот спасает петуха, которого лиса обманом выманивает из домика. Кот здесь умный. Он учит петуха, как надо поступать, когда придёт лиса. Чтобы выручить попавшего в беду друга, кот оказывается хитрее лисы. Он выманивает плутовку из норы и освобождает петушка, а лису наказывает. Здесь кот – положительный герой. 
Кот-помощник. Мудрость издавна приписывалась кошке. В сказках она очень часто выполняет функцию помощника: помогает своим друзьям или хозяину избежать каких-либо неприятностей, даже спастись от смерти. Коты подсказывают

нужный выход из беды и избавляют от несчастий.

Это, например, Васька из сказки «Волшебное кольцо». Взамен за доброту главного героя Мартынки, кот помогает ему, хотя на протяжении всей сказки продолжает хитрить, обманывать и добиваться своего. 
Пример бескорыстной помощи виден в сказке "Мудрая жена", где человек продаёт

кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает "корабельнику", к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. 

Потом новый хозяин – "корабельник" – продаёт кошку за большие деньги. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.

 В народной сказке  чувашского народа «Кот и воробей»  Кот является главным героем. Чувашский народ изобразил кота ленивым, злым и нераздумчивым.

Кот  может принадлежать злым существам (например, ведьме, Бабе- Яге), красть что-либо у хозяев, врать, но всё равно будет помогать: совершать положительные поступки. В сказке «Баба-яга» девушке, попавшей в беду, помогает кот, принадлежащий самой Бабе-яге. За доброту платит добротой: «Я тебе сколько служу, ты мне косточки не бросила, а она мне ветчинки дала». – говорит он. 
В разных сказках кот часто имеет черты других сказочных персонажей. Он  может быть хитрой плутовкой как лиса, также может иметь и черты, приписываемые обычно собаке, – преданность и верность. 
Среди рассмотренных нами сказок не было найдено ни одной, где кот , в

отличие от лисы, являлся  бы исключительно отрицательным персонажем, но

все же образ кота двойственен.

Образ кота в литературных  сказках

 

Для исследования были взяты сказки русских и зарубежных писателей. И совершенно очевидно, что оптимистическая и светлая природа кота, заложенная фольклором (доброта, ум, отвага), нашла продолжение в литературных сказках, где кот выступает в первую очередь как мудрый заступник

КОТ В САПОГАХ - герой сказки Ш.Перро (1697). Время написания произведения - начало эпохи Просвещения, и Кота в сапогах, так ловко и энергично проворачивающего дела в этой сказке, вполне можно воспринять как героя  вне зависимости от сословной принадлежности. Коты не делятся на сословия, и, делая героем сказки симпатягу-кота, Перро, возможно, хотел подчеркнуть внесословную значимость тех качеств, которыми наделен персонаж.

Кот, еще будучи котом без сапог, достается в наследство скучному, унылому хозяину, который понятия не имеет, обладателем какого сокровища стал. Он собирается съесть кота, а из его шкуры сшить муфту. Но, помня о том, «на какие хитрости пускался этот кот, когда охотился на крыс и мышей, как ловко он прикидывался мертвым», решает прислушаться к просьбе кота и заказывает ему сапоги. Обычный кот становится «котом в сапогах».

С этого момента завязывается хорошо продуманная котом дальновидная интрига по превращению хозяина из голодного бедняка в королевского зятя Маркиза де Карабаса. Кот сумел проникнуть с подношениями к королю; в нужный момент пригрозил крестьянам, велев им говорить, что все кругом принадлежит Маркизу де Карабасу; грозного волшебника-великана съел, уговорив его превратиться в мышку. В результате олух-хозяин женится на принцессе, а сам кот становится знатным вельможей.

Кот в сапогах - герой поразительно смышленый, ловкий, деятельный и со всех этих точек зрения уникальный.

Вывод из этой сказки можно сделать следующий: образ кота носит положительный оттенок, кот не только помогает своему хозяину выжить, но и полностью изменяет его жизнь.

Следующая сказка - "Бременские музыканты".

Это сказка самая популярная среди сказок братьев Гримм. Как описывается здесь кот? Когда уже и осел, и собака из дому сбежали, им встретился кот: он сидел хмурый и пасмурный. "Ну, тебе что не по нутру пришлось, усатый?"

Кот ответил: "Небось, не очень развеселишься, когда до твоей шкуры добираться станут! Из-за того, что я стар становлюсь и зубы у меня притупились и что я охотнее сижу за печкой да мурлычу, чем мышей ловлю, хозяйка - то моя вздумала меня утопить…" Ну а когда все звери были уже в сборе, они нашли в лесу ночлег, напугали разбойников и заняли их место. "Кошка растянулась на очаге, около теплой золы". Конец сказки всем известен: когда вернулись разбойники, звери их напугали, и те нос свой туда больше не совали. Кошка в этой сказке уже старая, практически без зубов. Но, все же, когда пришли разбойники, она сильно расцарапала их. Значит, в ней не только остались силы, но и храбрость, и отвага.

Следующим писателем, у которого есть упоминания о коте, является Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837). В детстве сказки ему рассказывала няня Арина Родионовна, крестьянка, выросшая в деревне, и с малых лет впитавшая в себя народную мудрость и фольклор.

Упоминание о коте А. С. Пушкин дает в прологе к поэме "Руслан и Людмила". В самом начале мы читаем:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Тот кот, о котором пишет А. С. Пушкин, - знаменитый кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок. В образе Баюна соединяются черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В русских сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван Царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван Царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и царь исцеляется.

Образ волшебного кота широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда А. С. Пушкин и заимствовал его.

Таким образом, кот соединяет сразу две черты: отрицательные (усыпляет всех вокруг) и положительные (сказывает сказки и вылечивает царя). Да к тому же он "ученый", а значит, и мудрый.

В сказке Евгения Шварца «Новые приключения Кота в сапогах» кот помогает людям: ловит крыс и мышей. А мальчика Серёжу он спасает от злой колдуньи жабы. Здесь он настоящий помощник – помогает детям стать дружными и послушными.

В образе помощницы выступает кошка Мурёнка в сказке Павла Бажова «Серебряное копытце». Подобранная девочкой Дарёнкой, она скрашивает её одиночество и помогает увидеть Серебряное копытце, а затем пропадает.

Кот — извечный  враг мышей. С детских лет это знают все. А вот знакомый всем добросердечный и великодушный кот Леопольд позволяет мышам устраивать охоту на себя и призывает всех жить дружно. В произведении Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» кот Матроскин - хитрый, умный и предприимчивый. Вызывает умиление «Котёнок по имени Гав» из сказки Георгия Остера, здесь маленький котёнок дружит со щенком.

У Джанни Родари есть ряд сказок о кошках. Из цикла "Сказки по телефону" выделяется сказка "Про мышонка из книжонки". 

Согласно сюжету, мышонок, который жил в книге, захотел попасть в реальный мир. Как-то он один залез в муку на мельнице, было поздно, и он решил там остаться. "Он уже и задремал было, как вдруг в темноте вспыхнули два желтых семафора, и послышались осторожные шаги четвероногого охотника - это был кот!"

 Но кот тоже был из книжки, и настоящие коты его прогнали, так как он не умел мяукать. "Изгнанники обнялись, поклялись в вечной дружбе, и всю ночь провели в разговорах на своем странном книжном языке. Они прекрасно понимали друг друга!"  Кот здесь представлен дружелюбным, с желтыми глазами, но сохраняет черты охотника.

Следующим писателем является Карло Коллоди - один из выдающихся итальянских писателей.

Всемирную известность получила его детская повесть "Приключения Пиноккио, история марионетки" (1880). В ней переплетаются мотивы итальянских народных сказок и реальная жизнь. Герой - ожившая марионетка, озорной, ленивый мальчишка, который в конце повести начинает трудиться и превращается в настоящего человека. По мотивам "Приключений Пиноккио", А. Н. Толстой создал повесть "Золотой ключик" (1936).

Как известно, в повести "Приключения Пиноккио" есть кот, которого зовут Базилио (по-русски просто Васька). По сюжету, когда Пиноккио встречает лису и кота, кот говорит: "Посмотри на меня! Глупое учение стоило мне обоих глаз". В это время дрозд спел Пиноккио, чтобы тот не слушал его. "Кот сделал гигантский прыжок, схватил его и проглотил одним махом вместе с костями и перьями, так что дрозд даже не успел произнести "ой!". Проглотив дрозда и облизнувшись, кот закрыл глаза, представляясь слепым, как и раньше". Далее по сюжету Кот, Лиса и Пиноккио отправляются перекусить. "Бедный кот, страдавший тяжелым расстройством желудка, смог съесть всего-навсего 35 рыбок в томатном соусе и четыре порции требухи с сыром пармезан. А так как требуха показалась ему неважной, он велел принести себе три порции масла и тертого сыра". То, что произошло дальше известно всем: несчастного мальчика обокрали кот и лиса, и спрятали награбленное, зарыв монеты в землю. Кот хитер, он вор и обидчик. Интересно, что писатель изобразил лису и кота в паре. Подобное сочетание будет встречаться и в русских сказках.

Образ кота в литературных произведениях

Древнейший литературный жанр, в котором издавна "поселился" кот, – это басни, начиная с Эзопа. В России басни приобрели популярность со второй половины XVIII века.

Коты из басен Ивана Андреевича Крылова высмеивают человеческие пороки: плутовство, лень.

Басенные коты олицетворяли такие людские пороки, как хитрость, жадность, коварство:

"Свирепый тот мучитель-кот!" (А. Сумароков. "Кот и Мышь"),                  

":под видом кротости он враг наш" (И. Дмитриев. "Петух, Кот и Мышонок"),

" коты и все умны, но только лицемерны" (А. Измайлов. "Чёрный Кот"),                           "Что тягостно уму, того не нужно знать" (В. Жуковский. "Кот и зеркало"), "Известных я врагов всегда предпочитаю Друзьям, которые царапать мастера"        (В.Л. Пушкин. "Кот и Моська"),                                                                                                "Худые песни соловью в когтях у кошки" и

"А Васька слушает да ест" (И. Крылов. "Кошка и Соловей", "Кот и Повар"),                                                                                 С. Михалков "Коты и мыши":

 Кот Тимофей – открытая душа, 
Коту Василию принес в зубах мыша: 
Кот Васька отмечал день своего рожденья 
И принимал преподношенья. 
Увидев дичь, что гость ему принес,
Хозяин проурчал, брезгливо морща нос: 
"Спасибо, брат! Но только зря старался! 
Давно прошли те дни, 
Когда мышами я питался...
Уж ты меня, дружище, извини!"
Смущенный гость был удивлен безмерно: 
Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно! 
Хотел переспросить, но... подали обед: 
Сметану, масло, сыр, печенку и паштет, 
Колбасы всех сортов и даже 
Такую колбасу, которой нет в продаже!.. 
К столу все новые закуски подносили. 
Тимошка-кот наелся до ушей. 
"Вот так, брат, и живем... – мурлыкал кот Василий, – 
Обходимся, как видишь, без мышей!" 
Когда бы у меня читатели спросили, 
О чем завел я в этой басне речь, 
Я им ответил бы, что данный кот Василий 
Жрал то, что должен был стеречь! 
А этаких котов, не ловящих мышей, 
Из кладовых пора бы гнать взашей!

Кошка — главный герой русских колыбельных песен. Хотя у Самуила Яковлевича Маршака в «Сказке о глупом мышонке» доверенный ей мышонок пропадает: «Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать, ищет глупого мышонка, а мышонка не видать». Зато в «Сказке об умном мышонке» кошка опростоволосилась и потеряла мышку.

Коты  часто становились персонажами литературных произведений.                            

Рассказ К.Г.Паустовского «Кот –варюга» учит любить животных и в любом случае поступать с ними гуманно. Коту всего лишь была нужна еда и милосердие. Рыбаки поняли это и обрели надежного друга. Также в произведении высказана мысль о том, что за добро нужно платить добром. Даже животные понимают это и подчиняются этому закону.

Рыжий кот постоянно обворовывал рыбаков. Он крал любую еду, которая ему попадалась: сметану, рыбу, мясо, хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Кот их есть не стал, но червей увидели и жадно склевали куры. Именно поэтому животное получило кличку Ворюга. Коварного Ворюгу никак не могли поймать. 

Но однажды он украл кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Деревенские мальчишки окружили животное, которому ничего не оставалось, как слезть с дерева и прожогом  кинуться под дом. Кот долго сидел там и протяжно выл, пока его оттуда не достал мальчик Ленька. Он также посоветовал не бить кота, а дать ему поесть. Ворюга жадно ел и никак не мог насытиться. Но когда кот утолил голод, он перестал воровать. В благодарность за проявленное к нему милосердие он отбил атаку курей и даже подрался с петухом. С того времени Ворюгу переименовали в Милиционера.

Самым ярким «отечественным» котом, безусловно, является Бегемот из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Это очень неоднозначный персонаж. Он вроде бы «не шалит, никого не трогает, примус починяет», но оказывается в самой гуще невероятных событий. Он помогает дьяволу творить добрые дела. В целом Бегемот очень милый кот, обожающий поговорить.

 

Образ кота в комиксах.

 На протяжении всего времени существования персонажа неизменной в коте Феликсе оставалась лишь окраска: это был чёрный кот с белыми мордой и глазами. По утверждению Отто Мессера, такая внешность была обусловлена простотой изображения и анимации персонажа.

Первоначально Феликс был угловат и больше похож на настоящих кошек. Его непропорциональные стопы стали традиционными для американской анимации персонажей: Микки Мауса, Багза Банни, Вуди Вудпекера и других.

Более округлые формы у кота появились после вмешательства Билла Нолана.  Художник считал, что это лучше соответствует традициям комикса, а главное, позволяет рисовать быстрее. Новая внешность соответствовала Образному стилю: огромная круглая голова с круглыми глазами и круглыми кулаками, которые, разжавшись, превращались в четырёхпалые ладони — ещё одна деталь, ставшая традицией. Эта смена стиля тем не менее не изменила некоторых чисто кошачьих повадок персонажа: Феликс пользовался всеми четырьмя лапами, если нужно было быстро удирать, и был не прочь поймать и съесть мышь.

В эпоху немых фильмов Феликса иногда называли Чарли Чаплином мультипликационных персонажей. Как и герои Чаплина, кот был бродягой, вынужденным существовать если не во враждебном, то, по крайней мере, равнодушном мире. Преодолевать трудности ему помогали изобретательность и некоторая степень жестокости. Ярко демонстрируемые чувства придавали образу индивидуальность и привлекали зрителей].Таким образом Феликс представлен нам ловким, изобретательным, но с какой-то стороны жестоким.

Примитивная графика и черно-белое исполнение мультфильма никоим образом не вредят его качеству. Тонкий юмор и узнаваемость повадок, свойственных пушистым прототипам персонажа сделали проект «Кот Саймона» любим многими. Тот факт, что все владельцы кошек узнают в повадках кота Саймона своих четвероногих друзей, объясняется просто: образ анимационного персонажа собирательный и получается в результате наблюдений не за одним представителем кошечьей братии, а сразу за несколькими. Для достижения юмористического эффекта выходки животного несколько утрированы, но комиксы от этого лишь выигрывают. Кот Саймон жадный, коварный, игривый, но добрый.

III.Заключение

 

Таким образом, в большинстве  произведений литературы  кот  обладает такими качествами, которые ценились людьми, поэтому:

Кот – мудрый заступник, советчик. Он сильный, храбрый, добрый. 

Но он бывает и таким:

хитрым,  жадным, коварным.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что частая встречаемость этого образа в народных и  литературных сказках – не случайна. Этот символ, уходящий корнями в историю народа, наполнен глубочайшим  человеческим смыслом, он – отражение  мудрости. Не случайно образ кота сохраняется в народных традициях и культуре и сегодня. 

 

Список литературы:

  1. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. – М.: Издательский дом Оникс 21 век, 2001,- 336 с., ил. – (Золотая библиотека) 
  2. Братья Гримм. Сказки. – Ташкент: Юлдузча, 1987.
  3. Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. – М.: Детская литература, 1973.
  4. Золотой ключик: сказки российских писателей.. – М.: Издательский дом Оникс, 2000, - 384 с., ил. – (Золотая библиотека) 
  5. Зубарева Е. Е. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Крылов И.А. Басни.- М.: Худож. лит., 1984, - 303 с., ил. – (Классика и современники) 
  7. Мой ласковый и нежный зверь. – М.: Росагропромиздат, 1991, - 254 с, ил. 
  8. Пушкин А. С. Собрание сочинений. Т. 2. – М.: Правда, 1963.
  9.  Русские народные сказки. – М.: Содействие, 1994.
  10. Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – М.: Петрушка, 1993.
  11. Толстой А.Н.  Золотой ключик
  12. Федосов И. В. Фразеологический словарь русского языка. – Липецк: Юнвес, 2004.
  13.  Интернет- ресурсы. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Характер и образ в литературном произведении (на примере романа Фредерика Стендаля «Красное и черное»).

«Столкновение с людьми открывает нам часто глаза на самих себя. Это нравственное зеркало, от которого не следует отворачиваться». (Ф.Стендаль)      Мы продолжаем наше ...

Художественный образ в литературном произведении

Презентация на тему: "Художественный образв литературном произведении"...

Интегрированный урок "Роль деепричастий в создании художественных образов литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"

Интегрированный урок на тему "Роль деепричастий в создании художественных образов  литературного произведения ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)"  Проводится...

Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского язы...

Образ Лондона в литературных произведениях

Даный материал может использоваться на элективных курсах, кружках....

Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...