Проект как вид контроля
методическая разработка по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Прект как вид контроля знаний в системе требований по ФГОС.
Практико-ориентированная работа:
Сказка как средство формирования
творческой активности учащихся
Кадышман Марина Леонидовна, учитель русского языка и литературы , МОУ «Гимназия №4» г. Подольска Московской области.
Подольск, 2014г.
.
В контексте новой образовательной парадигмы, когда на смену главной
образовательной задаче-сформировать прочную систему знаний пришла
задача научить учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных профессиональных сферах деятельности, в том числе интеллектуальном труде. Актуально развитие проектной деятельности в системе литературного образования
Учебный проект –это возможность делать что-то интересное
самостоятельно, в группе или самому, используя свои возможности. Эта
деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Что же такое проектирование? Проектирование –это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учётом заданных условий. Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни.
Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической,
социальной, творческой, экономической. Выполнение проекта
предусматривает изготовление нового конкурентоспособного
изделия,отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом
потребителей.
Проектная деятельность на уроках литературы –это интегративный
вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной,
ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и
коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования,
интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество
знаний, уровень литературного образования и личностное развитие
учащихся.
При работе над проектом ученик изучает и анализирует исторические
документы, биографические сведения или текст художественного
произведения –это познавательная деятельность.
В результате этой работы у школьника формируется отношение к
автору, событиям, героям, их поступкам, появляются собственные
убеждения, происходит усвоение нравственных норм жизни –
это ценностно-ориентационная деятельность.
Создание проекта –это всегда создание чего-то качественно нового,
ранее не существовавшего, значит, в проектной деятельности есть элемент творческой деятельности.
Работая в группах (если проект парный или групповой) и представляя
свою работу на этапе презентации, ученик взаимодействует с другими
учащимися с целью налаживания отношений и достижения общего
результата, следовательно, в этот момент он выполняет коммуникативную
деятельность.
Представляя проект, учащийся пытается заинтересовать слушателей
своей темой и изменить их отношение к автору, художественному
произведению, героям, а это уже преобразовательная деятельность.
Специфика литературного образования такова, что применение проектной деятельности вполне естественно может вписаться в содержание обучения и через выполнение различных типов проектов
способствовать формированию творческой личности, а также позволит
реализовать стремление учащихся к получению качественного и
современного образования.
Проектная деятельность предполагает высокий уровень развития
продуктивного воображения, конструктивного стиля мышления,
изобретательских способностей, творческой интуиции, чувства нового,
перспективного видения и социальной активности.
Во ФГОС отмечено, что личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования должны
отражать формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Наименования пункта раздела | Содержание пункта раздела |
Название проекта | Сказка как средство формирования творческой активности учащихся |
Основа проекта | Образовательные стандарты Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие ЦЕЛИ: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
|
Необходимость проекта | Данный проект необходим, прежде всего: учителям русского языка и литературы, администрации образовательного учреждения, учащимся пятых классов и родителям учащихся, как лицам, заинтересованным в создании благоприятных условий обучения для своих детей. |
Цель проекта | 1.Способствовать формированию коммуникативных умений. 2.Развивать межличностное взаимодействие и сотрудничество. |
Задачи проекта | 1.Выявить у обучающихся знания о сказках. 2.Развивать познавательный интерес учащихся, творчество; умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. 3.Развивать критическое мышление. 4.Воспитывать интерес и любовь к книге, к русской культуре, вовлечь в создание проекта наибольшее количество учащихся. |
Длительность проекта | 1 год |
Сроки и этапы реализации |
|
Ожидаемые конечные результаты | После завершения проекта учащиеся смогут:
|
Система организации контроля за ходом реализации проекта | Отчеты на родительском собрании, методическом объединении учителей русского языка и литератур, педагогическом совете. Организация систематического обсуждения с МО учителей русского языка и литературы различных аспектов темы проекта. |
Решение об утверждении проекта | Проект будет представлен на обсуждение на школьном заседании МО учителей русского языка и литературы . |
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…
В.А.Сухомлинский
Социально-экономические и политические перемены в России поставили перед образованием качественно новую общественную задачу: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности.
Данный проект нацеливает, прежде всего, на формирование у ребят чувства любви, сострадания, сопереживания, умения прощать, помогать ближнему, быть терпимым к другим. Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, проявить свой положительный потенциал, открывает возможность созидания ими своего внутреннего мира, а главное, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Умение любить и сопереживать – основа всех нравственных проявлений человека. Такие особенности детей, как безграничное воображение, чувственное сознание, стремление к активной творческой деятельности, позволяют педагогу сознательно воспитывать у них основы духовности и нравственного отношения к жизни.
Возможность моделировать волшебную ситуацию – это способ, помогающий активно-созидательно относиться к собственной судьбе. Метафорический образ доброго волшебника дает детям ощущение того, что они обладают силой, которую можно обратить на общее благо и пользу для всех. Великодушие, благородство, милосердие, помощь нуждающемуся, умение прощать – важнейшие качества человека. Наделяя этими качествами своих вымышленных персонажей, ребенок невольно идентифицирует себя сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни.
Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра. Герои сказок помогают усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе.
Почему именно СКАЗКИ? На мой взгляд, жанр сказки в данном случае помогает наилучшим способом реализовать воспитательные задачи проекта, раскрыть творческие возможности учащихся. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, формирования творческой активности ребенка, способствует более осмысленному анализу текста, начиная с 5 класса, с анализа сказок, дети приучаются к более осознанному анализу художественных текстов в старших классах, что существенно им облегчает итоговую аттестацию в старших классах.
10-11летние дети с удовольствием слушают и читают сказки, активно работают со сказками на уроках, создают к ним свои иллюстрации, более охотно анализируют тексты. Считаю, что времени, отведенного для изучения данного жанра по программе, исключительно мало. Больше данный жанр ни в одном классе не изучается, что является еще одним из основополагающих факторов выбора данной темы проекта.
В.А. Сухомлинский называл сказку «активным творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувство, волю. Процесс сочинения сказки создает богатые возможности для развития творческого воображения детей, подключения их образного и логического мышления к волшебному, ирреальному плану, активизирует фантазию детей. В.А.Сухомлинский не представлял обучения в школе не только без слушания, но и без создания сказки, справедливо полагая, что «сказка – это радость мышления, и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению» [Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 29].
Проект выполняется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта по литературе, в разделе: «Устное народное творчество». Проект реализован как долговременный, внутришкольный; творческий.
Участники проекта - учащиеся пятого класса, классный руководитель, учителя литературы, родители учащихся.
Гипотеза исследования: сказка - это отдельный литературный жанр, учит добру, справедливости.
Цели данной деятельности: способствовать формированию коммуникативных умений - способность к созданию условий для эффективной устной и письменной коммуникации в различных формах и контекстах; развивать межличностное взаимодействие и сотрудничество; способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности, патриотизма.
Задачи: 1. Выявить знания обучающихся о сказках.
2. Определить, чем отличаются народные сказки от литературных.
3. Способствовать формированию эмоционального, осознанного восприятия художественного текста, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Для реализации проекта предполагается определенный уровень подготовки обучающихся. Обучающиеся должны: знать понятие "сказка", определять жанр произведения, знать композицию сказок, владеть основой анализа художественного текста, иметь представление о правилах работы с компьютером, уметь работать со справочной литературой. Длительность работы по проекту - 1 год. В результате проекта должна быть представлена совместная работа учащихся и их родителей и выпуск рабочей тетради по литературе с представлением ее на заседании ГМО .
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос :
Почему люди любят читать сказки?
Проблемные вопросы:
Любое ли произведение можно назвать сказкой? Все ли сказки одинаковые?
Может ли сказка повлиять на жизнь человека?
Учебные вопросы:
С какими литературными жанрами вы знакомы?
Что такое сказка?
Какие сказки вы читали?
Какие виды сказок вы знаете?
Кто может быть главным героем сказки?
Чем литературная сказка отличается от народной?
Каковы особенности волшебной сказки?
Каких писателей сказочников вы знаете?
Всегда ли в сказке добро побеждает зло?
Чему учат сказки?
Реализация проекта
Работа над проектом состояла из нескольких этапов.
1. Организационно-информационный этап .
Содержание:
1 – выявление интересов детей с помощью анкетирования, объявление темы предполагаемых этапов проекта, вручение ознакомительных брошюр родителям.
2 – объявление конкурса на лучшее продолжение известной сказки, в котором становится возможным перевоспитание отрицательного героя.
Формы работы: информационное выступление, беседа, раздаточный материал.
Результат этапа: доведена информация о конкурсе, начат сбор материала.
2. Деятельностно – аналитический этап.
Содержание:
1 – уроки внеклассного чтения, классные часы, посвященные обсуждению условий конкурса (учащиеся вспоминают хорошо известные русские народные сказки, сказки народов мира, авторские сказки, обсуждают характеры и поступки главных героев и определяют, героя какой сказки им хотелось бы перевоспитать);
2 – конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке;
3 – конкурс сказителей (еще раз перечитывая по ролям и пересказывая выбранную сказку, учащиеся определяют ситуацию, эпизод, после которого действие сказки должно бы было измениться и герой под влиянием каких-то событий не смог бы совершить неправильный, безнравственный поступок).
4 – объявлен конкурс на лучшее продолжение выбранной сказки. Учащиеся совместно с родителями дома придумывают свой вариант сказки, обсуждают со своими друзьями; каждый учащийся класса предлагает свой вариант сказки. Через неделю написанные сказки должны быть сданы учителю. Здесь очень важна роль педагога, который должен не только организовать творческий процесс, но и поддержать любое творческое начинание, воодушевить, похвалить, деликатно и тактично отметить что-то положительное в первом литературном опыте каждого ребенка. Ведь одно из обязательных педагогических условий творческой проектной работы – это создание ситуации успеха для каждого ученика!
5 – чтение, обсуждение и анализ полученных сказок.
6 – в процессе живого обсуждения создано одно лучшее продолжение выбранной сказки;
7 – инсценирование написанного эпизода.
Формы работы: беседа с элементами диспута, иллюстрирование, чтение по ролям, словесное рисование, написание сказки, анализ получившихся сказок, рекомендации «авторам».
Результат: создано новое продолжение сказки, каждый класс определяет свою сказку для переосмысления, выбрана лучшая иллюстрация к сказке.
3.Обобщающий этап .
Содержание:
1 – нa основе созданного сценария готовится инсценировка придуманного эпизода. Важно, чтобы как можно больше учащихся приняли участие в этих инсценировках, чтобы каждому было найдено дело. Важнейшим моментом в этой работе является само общение ребят. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и сознание. В совместной творческой работе дети учатся действовать в различных коммуникативных ситуациях, понимать друг друга, откликаться на эмоциональное состояние товарища, а также реализовывать самоутверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции, высказать свое мнение и т.д.;
2 – инсценировки представляются учащимися класса;
3 – создание общего сценария;
4 – оформляется выставка рисунков, выставка лучших творческих работ;
5 – сбор материала и выпуск рабочей тетради «В мире сказок»;
6 - оформление отчета о проделанной работе, презентация получившейся рабочей тетради по сказкам на заседании МО и на школьной научно-практической конференции.
Формы работы: работа в группах; творческие группы готовят сценарий, декорации, музыкальное оформление; сказочные подвижные игры для зала, оформление рабочего материала для тетради, интервьюирование учащихся, написание отзывов о проделанной работе, подготовка фотоотчета.
Результат: портфолио проекта в электронном виде и на его основе созданная рабочая тетрадь по литературе для пятых классов «В мире сказок», проведение «Фестиваля сказок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Система контроля учебных достижений учащихся 11- х классов по русскому языку и литературе: тесты на литературном материале" "
Проект посвящён созданию новых моделей заданий по проверке различных видов речевой деятельности учащихся (на основе обязательных минимумов по русскому языку и литературе, подлежащих изучению и к...
Профессиональный модуль «Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования» МДК01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними» Задания для курсовых проектов и контрольных работ
В методической разработке представлено задание на курсовой поект и перечень рекомендуемого оборудования, которое студент может выбрать для курсового проектирования. Приведены вопросы для выполнения ко...
Урок контроля по литературе в 8 классе "Защита проектов".
Урок направлен на развитие умения самостоятельно пользоваться справочными материалами, находить информацию в различных источниках ( справочниках, открытом учебном информационном пространстве сети Инте...
Педагогический проект "Нетрадиционные методы контроля знаний, умений и навыков по информатике"
Правильно поставленный контроль учебной деятельности позволяет не только оценить полученные учениками знания, умения и навыки, но и вовремя оказать необходимую помощь и добиться тем самым поставленных...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения курсового проекта по профессиональному модулю ПМ. 03 «Организация, проведение и контроль работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления» образовательной программы (ОПОП) по специальности 08.02.08
Предложенные методические указания включают в себя методические рекомендации на подготовку, написание и оформление письменных курсовых проектов , выполняемых студентами ИФНСМК в соответствии с у...
Контроль в форме проектов
Выступление на семинаре...
Проект как вид контроля (презентация)
презентация...