Элективный курс по литературе в 6 классе
рабочая программа по литературе (6 класс)

Иванова Раиса Викторовна

Элективный курс по литературе в 6 классе "Грани успеха" (подготовка к проектной деятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grani_uspeha_6_kl.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

Элективный курс по литературе в 6 классе

«Грани успеха»

(проектная деятельность)

Учитель русского языка

Иванова Раиса Викторовна

Сургут, 2017 год

Пояснительная записка 

            Включение технологии проектной деятельности в программу является одним из требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

            Программа проектной деятельности на уроках русского языка и литературы для учащихся 6 классов «Грани успеха» рассчитана на 17 часов.

            Данная программа разработана с учетом требований образовательной программы ОУ. Предлагаемая программа рассчитана на работу с учащимися 6 классов на уроке и во внеурочное время в соответствии с их возрастными особенностями и требованиями ФГОС. Поэтому отобраны проекты трех типов: творческие, реферативные, исследовательские. Для того чтобы их реализовать, учащимся необходимо овладеть умениями проектной деятельности.   

             Цель: систематическое формирование у учащихся умений проектной деятельности через формирование пространства создания проектов на уроках русского языка и литературы. 

            Задачи:                                                                                   

1) Стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний из разных источников.

2)Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач, применять знания к различным жизненным ситуациям; развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению.

3)Формирование коммуникативных компетентностей.  

Согласно программе 10 проектных работ учащимися выполняется на занятиях в течение года. Эти проекты формируют личностные и метапредметные универсальные учебные действия:

коммуникативные универсальные учебные действия;

 - владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

познавательные универсальные учебные действия;

-формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

регулятивные универсальные учебные действия;

 -ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

     Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка и литературы в школе.

    Таким образом, идет работа над развитием у учащихся необходимых в современных условиях важнейших компетентностей:

-искать пути решения проблемы, зафиксированной в проекте;

-способность брать на себя ответственность за избранные пути решения проблемы;

-участвовать в совместной работе над проектом, согласовывая совместные действия с товарищами в исследовательской или творческой группе;

-определять собственные функциональные задачи в рамках реализации проекта, анализируя и оценивая свои возможности;  

-освоение пространства презентации проектов (вариативность представления проектов);

-владеть устным и письменным общением.

            Успешная реализация проектной деятельности возможна при создании следующих условий:

- создание доброжелательной обстановки в классе;

-дифференциация проектной деятельности для учащихся с разными учебно-познавательными возможностями.

-организация самостоятельного поэтапного выполнения проектной работы;

-организация рефлексивной и оценочной деятельности результатов выполнения отдельных этапов проектной работы и проекта в целом.

            Проектные работы на уроках – это первая ступень выявления одаренных детей, которые постепенно придут к индивидуальному проекту как конечному продукту, выполненному самостоятельно под руководством учителя, к защите его на школьной научно-практической конференции с выходом впоследствии на городской, региональный или российский уровень в зависимости от социальной значимости и качества подготовки проекта.

Содержание программы

1.Сказки как вид народной прозы. Поэтика волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Творческий проект: Сочинение собственной волшебной сказки. Оформление книжки

2.Басни Крылова. Осмеяние пороков в баснях А.И. Крылова. Мораль. АллегорияИсследовательский проект «Крылатые слова»: Крылатые слова Крылова. 

3. А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Историческая эпоха в романе. Творческий проект: По страницам изученного. Составление анкет, отражающих характеры героев (по выбору учащихся).  

4. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Центральные образы и приемы их создания в повести. Творческий проект: Составление диафильма.

5.И.С.Тургенев. Образ Герасима в рассказе «Муму». Творческий проект: По страницам изученного… Составление иллюстраций к эпизодам.

6. А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы. Приемы создания комического эффекта в рассказе «Толстый и тонкий». Проект: реклама самостоятельно прочитанных рассказов. 

7. И.А.Бунин. Рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. Исследовательский проект: Символические образы в рассказе.

8. Внеклассное чтение. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войнеРеферативный проект: Дети и война. Знать и помнить. 

9. Дж. Лондон. Рассказ «Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос рассказа «Любовь к жизни». Проект «Правила выживания». Составление памятки.

10. Проект: «Памятники литературным героям». Кому бы вы поставили памятник? Как бы он выглядел? (словесное рисование или эскизы).

 

Тематическое планирование

          

Тема урока

Название проектной работы

Количество часов

Сказки как вид народной прозы. Поэтика волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

Сочинение собственной волшебной сказки. Оформление книжки. 

2

Басни Крылова. Осмеяние пороков в баснях А.И. Крылова. Мораль. Аллегория

Крылатые слова Крылова.

1

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Историческая эпоха в романе.

Составление анкет, отражающих характеры героев (по выбору учащихся).  

3

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Центральные образы и приемы их создания в повести.

Составление диафильма.

3

И.С.Тургенев. Образ Герасима в рассказе «Муму».

По страницам изученного… Составление иллюстраций к эпизодам.

2

А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы. Приемы создания комического эффекта в рассказе «Толстый и тонкий».

Реклама самостоятельно прочитанных рассказов.

2

И.А.Бунин. Рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.

Символические образы в рассказе.

1

Внеклассное чтение. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Дети и война. Знать и помнить.

1

Дж. Лондон. Рассказ «Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос рассказа «Любовь к жизни».

«Правила выживания». Составление памятки.

1

Итоговый урок. «Памятники литературным героям»

                                                            

Эскиз собственного памятника литературному герою.

1

  

 Итого: 17 часов            

  

            Оценка проектной деятельности – это показатель роста сформированности УДД, умения и навыков самостоятельной работы, исследовательской и творческой деятельности. 

             При оценивании работы учащегося учитывается:

 -соответствие темы и содержания работы; 

-оригинальность;            

-уровень самостоятельности;

 -демонстрация знаний, имеющихся или выходящих за рамки школьной программы; 

-характер оформления проекта (портфолио, мультимедийная, групповая или индивидуальная презентация); 

-умение четко выражать мысли; 

-техника публичного выступления; 

-качество проведения презентации;

 -самооценка, взаимооценка.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по литературе 11 класс

Элективный курс по литературе "Серебряный век: история, искусство, поэзия" предназначен для учащихся 11 классов, рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год) и позволяет  углубить знания учащихся ...

Программа элективного курса по литературе 11 класс

Программа элективного курса по литературе в 11 классе 34 часа (1 час /неделю)...

Элективный курс по литературе 11 класс

Программа элективного курса по литературе в 11 классе...

Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"

Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год....

Программа элективного курса по литературе 11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса для 11 класса составлена на основе:·         Фундаментального ядра содержания общего образования ...

Элективный курс по литературе 5 класс «Искусство чтения»

Современное общество переживает нелегкие времена во всех сферах деятельности. Особенно кризис общества заметен в социальной и духовной жизни. Средства массовой информации утратило авторитет с...

Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс

Рабочая программа элективного курса по литературе  10 класс...