Значимость художественной детали в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Литература. 10 класс.
план-конспект занятия по литературе (10 класс)
На данном уроке формируется понятие "художественная деталь" в произведении, умение анализировать эпизод на основе анализа художественных деталей, умения понимать значимость эпизода в тексте всего романа. Организована индивидуальная и групповая работа обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury._10_klass.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Значимость художественной детали
в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Литература. 10 класс.
Основные цели:
1. формирование понятия «художественная деталь», представления о значимости художественной детали в произведении;
2. развитие умения анализировать эпизод на основе анализа художественных деталей, умения понимать значимость эпизода в тексте всего романа.
К уроку:
1.Мультимедийное оборудование;
2.Опорная мультимедийная презентация учителя «Роль художественной детали в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
Конспект урока.
- Сегодня мы будем говорить о таком литературоведческом понятии, как художественная деталь.
(Слайд №2).
Обратимся к теоретическому материалу из учебника А.И. Горшкова «Русская словесность»: «Деталь – это художественная подробность, которая признана представить изображаемый характер, картину, действие в их своеобразии, неповторимости»
II. Давайте на примере текста романа попробуем понять, что такое художественная деталь и насколько она значима в тексте.
- Выделите из этого текста ключевые слова, то есть такие, в которых содержится максимальное количество информации об этом термине.
(Слайд №3)
Интерьер комнаты Раскольникова
Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстающими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.
Обсуждение выделенных деталей.
Сделаем основные выводы.
(Слайд №4)
Вывод 1: Детали в этом эпизоде прежде всего свидетельствуют о тесноте, о невозможности жить в таких условиях. Такие условия жизни не могут не вызвать угнетенное, болезненное состояние героя. Комната героя (каморка, клетушка) сравнивается со «шкафом» и «гробом», где сложно развернуться физически и невозможно ощущать себя свободным человеком.
Антонимы «низкий – высокий» становятся средством передачи двойственного существования Раскольникова: в его голове умещаются и велики е теории о смысле жизни, и сострадание к несчастным, таким же, как и он, униженным людям, и безмерный эгоизм, жестокость, толкающие его на кровавое преступление.
(Слайд №5)
Характеризуют ли художественные детали из описания жилья других героев их душевное состояние?
В комнате Мармеладовых «закопченная дверь», «дырявая простыня» в качестве перегородки.
Комната Сони – это «уродливый сарай».
Вывод 2: Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.
«Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявил Достоевский устами Свидригайлова.
Изображение пейзажей, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.
Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.
Таким образом, автор показывает, как в мозгу Раскольникова рождается «безобразная мечта», желание противостоять этому миру, желание все изменить.
Запись в тетради.
- Достоевский очень тщательно работал над каждым словом своего произведения. Об этом свидетельствует система художественных деталей в произведении. Например: цветовая деталь.
(Слайд № 6)
В романе используются следующие цветовые детали:
Желтый цвет – это цвет Петербурга Петербург и его помещения – желто-пыльного цвета, это нищий, угнетенный, бездушный город.
Зеленый цвет – цвет веры, внутренней свободы, цельности присутствует в описании зеленого платка Сони, куполов церквей, свежей зелени на берегах реки.
Красный цвет – цвет крови, убийства, страдания.
Запись в тетради.
- Выступление ученика с домашним исследованием по теме.
Уже в начале произведения можно заметить богатство цветовой символики в романе, позволяющей лучше раскрыть душевное состояние героев: в романе встречаются художественные детали разных цветов.
В романе преобладает желтый цвет и его оттенки. В описании города преобладает желтый цвет, что подчеркивает нездоровье и болезненность общества: «Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями». Комната старухи- процентщицы с желтыми обоями, мебель из желтого дерева, бледно –желтое лицо героя, желтое лицо у Мармеладова, на Петровском острове – ярко-желтые домишки, в полицейской конторе герою подают «желтый стакан, наполненный желтой водой», по желтому билету живет Соня.
Этот цвет выбран не случайно. Желтый цвет – цвет болезни, болеют душевно люди, населяющие это город, от того болен и сам город. Желтый мир внешнего мира адекватен желчному характеру героя, живущего в «желтой каморке». Таким образом, город и герой едины. И «нездоровье» всего города влияет на психику Раскольникова, поэтому мы можем назвать город соучастником скрытых преступлений, который словно «подталкивает» Раскольникова на преступление, давит на него.
Кроме цветовых деталей можно выделить и другие:
- «Говорящие фамилии». Обсуждение смысла фамилии Раскольникова и других героев. В душе Родиона Романовича происходит раскол, и из-за этого он не может найти покоя, жить так же, как и раньше, а может и еще спокойнее. Ну и самый главный раскол, который хотел показать нам автор– это раскол в обществе, несовершенство мира, раздел этого мира.
(Слайд №7).
- Исследователи говорят о том, насколько значим образ креста в романе.
(Слайд №8).
Это и символ веры, и предвестник гармонии, возможности найти путь истины, и многое другое. Вспомните ситуации из романа, которые связаны с этим образом.
- Интересно понаблюдать за свойствами и значимостью портретных деталей.
Вот, например, о глазах Сони и Раскольникова.
(Слайд №9)
Запись в тетради.
Портретные детали
Глаза
Соня Раскольников
Голубые глаза прекрасные темные глаза
- чистота воспаленный взгляд
- непорочность лихорадочно блестят
взгляд становится сухим, острым
помертвевшие глаза
слезы счастья в глазах
- отражение нравственных страданий.
- Исследование текста (работа в парах)
Задание на слайде.
(Слайд № 10).
- Найдите портреты других героев романа.
- Сравните их.
- Выделите идейно-значимые художественные детали в их образе.
Лужин Свидригайлов
Разумихин Порфирий Петрович
Лизавета Алена Ивановна
Лебезятников Мармеладовы
Запись в тетради и обсуждение.
III. Итог урока:
Мы привели много примеров художественных деталей из романа «Преступление и наказание».
(Слайд № 11).
Сделаем вывод, воспользовавшись словами литературоведа Е. Добина:
«Смысл детали в том, что в бесконечно малое вмещено целое».
Поэтому так важно уметь замечать и анализировать художественные детали. Ведь умение замечать и ценить детали – свидетельство культуры, филологической грамотноcти читателя.
На следующем уроке мы рассмотрим художественные детали эпизодов цикла «Сны Раскольникова».
Д/з. Выполните групповые и индивидуальные занятия по карточкам.
Группа 1
Найдите и охарактеризуйте цветообразы в эпизоде «Сон Раскольникова».
- Перечитывая эпизод, отметьте слова, которые несут в себе цветовое значение (это могут и слова, напрямую называющие цвет, и слова, ассоциирующиеся с определённым цветом)
- Пронаблюдайте, в какой момент появляется каждый цветообраз, с каким героем связан. Попытайтесь выйти на уровень понимания символики цвета.
- Попробуйте систематизировать свои выводы, представить их в виде цвета.
Подготовьте мультимедийную презентацию и устное выступление по данной теме.
Группа 2
Охарактеризуйте образ лошадёнки в сне Раскольникова.
- Какие эпитеты автор использует для создания этого образа? На какие ещё детали можно обратить особое внимание?
- Какое место этот образ занимает этот образ среди других образов в этом сне (Маленький Раскольников, отец, толпа, Миколка и др.)
- Попытайтесь выйти на уровень понимания символического значения этого образа, провести параллели между этим образом и другими образами романа.
Подготовьте мультимедийную презентацию и устное выступление по данной теме.
Группа3
Охарактеризуйте образы людей в сне Раскольникова.
- Каким символическим содержанием наполнен образ Миколки? Какие детали помогают нам охарактеризовать этот образ?
- Каким вырисовывается образ толпы? Однородная это масса или нет?
- Каким вы видите Раскольникова в этом эпизоде? Какие детали свидетельствуют о его состоянии? Почему, как вы думаете, автор возвращает его именно в детство?
Подготовьте мультимедийную презентацию и устное выступление по данной теме.
4. Карточки для индивидуального домашнего задания:
1) Как складываются события во втором сне Раскольникова?(ч.1; гл. 7) На какие художественные детали в этом эпизоде, по вашему мнению, нужно обратить внимание? Попытайтесь истолковать их символические значение в контексте всего романа.
Свои наблюдения оформите в виду размышлений в тетради, или опорного конспекта.
2) Как складываются события в третьем сне Раскольникова?(ч.2; гл2)
На какие художественные детали в этом эпизоде, по вашему мнению, нужно обратить внимание? Попытайтесь истолковать их символическое значение в контексте всего романа.
Свои наблюдения оформите в виде или размышлений в тетради, иди опорного конспекта.
3) Как складываются события в четвертом сне Раскольникова?
На какие художественные детали в этом эпизоде, по вашему мнению, нужно обратить внимание? Попытайтесь истолковать их символическое значение в контексте всего романа.
Свои наблюдения оформите в виде или размышлений в тетради, иди опорного конспекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского 10 класс
Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского...
Урок по литературе. Человек в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" подлец или....?
Один из уроков в системе изучения творчества Ф.М.Достоевского....
Методическая разработка урока литературы с презентацией в 10 классе по теме "Ни по закону, ни по совести" ( по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Данная разработка урока предназначена для интегрированного урока ( литература и обществознание)....
Презентации к урокам литературы по роману Ф.М.Достоевского "Униженные и оскорблённые"
Презентации составлены к трём урокам в общей системе уроков изучения романа Достоевского "Униженные и оскоблённые". Первая - на тему "Проблема отцов и детей и роль параллельных сюжетов в романе". Втор...
Интегрированный урок литературы по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Интеграция с историей и искусством. Лучше проводить в профильном классе. Можно использовать при подготовке к уроку....
Урок по литературе в 10 классе «Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
урок литературы в 10 классе " Петербург Достоевского"...