КТП 8 класс по программе Меркина
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)
КТП составлено в рамках концентрированного обучения. Темы уроков расположены тематическим по блокам (представляю вариант первого полугодия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_8_klass_po_programme_merkina.docx | 44.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный блок № 1 «Древнерусская литература» и УНТ
Фаза запуска: «Определения задач года»
Цели блока: познакомить школьников с учебником, дать учащимся представление о своеобразии курса литературы 8 кл., связи художественной литературы и истории, роли писателя в развитии литературного процесса и значении художественного произведения в культурном наследии страны; актуализировать знания о жанрах и родах литературы, жанровом своеобразии отдельных периодов литературного процесса;
- активизировать знания о фольклорных жанрах, изучить специфику жанра исторической песни, песни-плача, проследить отражение в песнях исторической памяти народа;
- познакомиться с жанрами жития, сказания, моления, тематическим многообразием древнерусской литературы, проанализировать глубину и силу нравственных представлений и понятие «святость» в древнерусской литературе.
Дата 8 Л | Дата 8 И | № урока | № урока | Тема урока | Теория литературы | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Компетенции. | Домашнее задание | ||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень | ||||||||
01.09 | 03.09 | 1. | 1. | Стартовая работа. | |||||
01.09 | 03.09 | 2. | 2. | Коллективный анализ стартовой работы. | |||||
08.09 | 10.09 | 3. | 3. | Введение. Художественная литература и история. | Род литературы Жанр | Знать жанры дневнерусской литературы. Уметь определить жанровую принадлежность, анализировать произведения, находить средства художественной выразительности. | Знать основных героев и авторов житийной литературы. Уметь выяснять значение архаизмов и историзмов по словарю, формулировать и записывать выводы. | Развитие навыков групповой и индивидуальной работы с текстом (выразительного чтения, литератур-ного анализа) | Стр. 3-4 |
08.09 15.09 | 10.09 17.09 | 4. 5. | 4. 5. | Исторические песни как отражение народных представлений и оценок («Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск»). | Фольклор УНТ Эпос Лирика Лиро-эпический род Былина Историчес-кая песня Песня-плач | Знать характеристику исторической песни как жанра фольклора. Уметь определить жанр песни, анализировать произведение, находить средства художественной выразительности, различать песню и былину. | Знать основные сюжеты и образы песен. Уметь выяснять значение архаизмов и историзмов по словарю, составлять словарь одной из песен. | Развитие навыков работы с текстом (выразительного чтения, литератур-ного анализа) | Стр.5-11 чт., вопросы 5,6,7 стр. 18. Стр. 11-18, анализ песни по плану стр. 18 |
15.09 22.09 | 17.09 24.09 | 6. 7. | 6. 7. | Глубина и сила нравственных представлений о человеке в древнерусской литературе; тема святости («Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского»). | Древнерус-ская литература Летописный свод Житие Слово Моление | Знать жанры дневнерусской литературы. Уметь определить жанровую принадлежность, анализировать произведения, находить средства художественной выразительности. Понимать специфику образов и сюжетов. | Знать основных героев и авторов житийной литературы. Уметь выяснять значение архаизмов и историзмов по словарю, формулировать и записывать выводы. | Развитие навыков групповой и индивидуальной работы с текстом (выразительного чтения, литератур-ного анализа) | Стр. 19-30 чт., вопросы стр.27-29 Стр.32-40 |
22.09 | 24.09 | 8. | 8. | Диагностическая работа. Р.Р. Мини-сочинение «Обращение к друзьям и современникам». | Стилизация | Подготовиться к проверочной работе «Древнерусская литература» и УНТ стр. 40 | |||
Лаборатория | Традиции Древнерусской литературы в литературе 18 века. | ||||||||
Мастерская 1 | Специфика жанра песни-плача. | ||||||||
Мастерская 2 | Тематическое многообразие древнерусской литературы. | ||||||||
Мастерская 3 | Житийная литература |
Учебный блок № 2 Русская литература 18 века.
Цели блока: рассмотреть отражение биографии Г. Р. Державина в творчестве, проследить появление в русской литературе темы поэта и поэзии;
- познакомившись с биографией Н. М. Карамзина и повестью «Бедная Лиза», понять литературное новаторство Карамзина и специфику сентиментальной прозы;
- познакомиться кратко с биографиями поэтов пушкинского круга, понять тематику лирики начала XIX века, художественное богатство поэтических произведений, специфику балладного жанра.
Дата 8 Л | Дата 8 И | № урока | № урока | Тема урока | Теория литературы | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Компетенции. | Домашнее задание | ||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень | ||||||||
20.10 | 9. | 1. | Проверочная работа «Древнерусская литература» и УНТ | Знать основные понятия по Древнерусской литературе, произведения ДРЛ | Уметь: анализировать древнерусский текст | Стр. 42-45, чт. стихотворение «Вельможа» | |||
20.10 | 10. | 2. | Г.Р. Державин – поэт и чиновник, тема поэта и поэзии (стихотворения «Вельможа», «Памятник»). | Традиции классициз-ма в лирическом тексте | Знать наизусть стихотворение «Памятник». Уметь произвести тематич. ан. текста. | Уметь произвести литерат. и лингв. анализ текстов, строить ответ на их основе ключевых слова. | Владение монологической речью и техникой выразительного чтения наизусть. | Стр. 47, самостоятельная работа, наизусть «Памятник». Стр.51-65 | |
21.10 | 11. | 3. | Н.М. Карамзин как основоположник русской сентиментальной прозы («Бедная Лиза»). | Сентимента-лизм Сентимен-тальная повесть | Знать особенности сентиментальной прозы. | Знать специфику сентимент-ма в рус. лит. и его место в мировом лит. процессе. | Владение устной и письменной монологи-ческой речью | Стр.51-65, вопросы стр.65 | |
21.10 22.10 | 12. 13. | 4. 5. | РР. Выразительное чтение и лингвистический анализ прозаического текста. Акцентное вычитывание эпического текста. «Бедная Лиза». | Уметь выполнять литературный анализ текста, писать сочинения. | Уметь самостоят. письменно рассуждать на литературную тему. | Индивидуальные задания «Поэты пушкинской поры» Наизусть | |||
22.10 23.10 | 14. 15. | 6. 7. | Творчество поэтов пушкинского круга. Предшественники и современники: .А.Жуковский, К.Ф. Рылеев, К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков РР 2. Выразительное чтение наизусть поэтических текстов на основе расстановки логических ударений. | Романтизм Баллада Элегия Жанровое образование – дума Песня «Легкая» поэзия | Знать основные темы, мотивы, жанры поэзии первой трети XXI века. Уметь выразительно читать стихотворения наизусть, составлять тезисный план. | Уметь самостоятельно подготавливать и представлять реферативные сообщения, анализировать выступления товарищей, выполнять лингв. ан. поэтич. текста. | Умение развернуто обосновывать суждение, представлять научное сообщение, работать с аудиторией, владение устной речью. | Стр. 78-79, вопросы. Отрывок наизусть (по выбору уч-ся) | |
23.10 | 16. | 8. | Диагностическая работа. «Сентиментализм. Романтизм.» | ||||||
Лаборатория | Сентиментализм как литературное направление. | ||||||||
Мастерская 1 | Сентиментальный конфликт в повести «Бедная Лиза» | ||||||||
Мастерская 2 | Появление в русской литературе темы поэта и поэзии. | ||||||||
Мастерская 3 | Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского. Анализ баллады «Лесной царь» |
Учебный блок № 3. Жанровое и тематическое разнообразие творчества А.С.Пушкина.
Цели блока: изучить жанровое разнообразие произведений Пушкина, постичь универсализм автора, понять его новаторство на уровне языка, тематики, жанров, проследить актуальность тематики;
- расширить и углубить знания учащихся о повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»;
- способствовать практическому освоению позиций теоретика, читателя, критика, автора, публициста на материале повести.
Дата 8 Л | Дата 8 И | № урока | № урока | Тема урока | Теория литературы | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Компетенции. | Домашнее задание | ||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень | ||||||||
17. | 1. | Проверочная работа «Сентиментализм. Романтизм» А. С. Пушкин. Лирика, отдельные стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». | Наизусть любимые стихи А.С. Пушкина | ||||||
18. | 2. | РР 3. Выразительно чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина на основе смыслового анализа. | Род литературы Лирика Послание Песня Поэтическая интонация | Знать: основные периоды творчества Пушкина, содержание изучаемых произведений Уметь выразит. читать стихи наизусть. | Уметь самостоятельно подготавливать и представлять реферативные сообщения, анализировать выступления товарищей, выполнять лингв. ан. поэтич. текстов | Самостоятельный поиск нужной информации по заданной теме, свободная работа с текстом художественного произведения. | Чт. гл.1-2 «Капитанской дочки» | ||
19. | 3. | Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика. 1-2 гл. | Эпос Историчес-кая повесть Историчес-кая основа Сюжет Фабула Композиция Выразитель-ные возмож-ности лексики, морфологии и синтаксиса в прозе | Знать: основные периоды творчества Пушкина, содержание изучаемых произведений, исторические источники произведений, этап формирования характера героя. Уметь выразит. Читать прозу, делить текст на смысловые части, анализировать литературное произведение, составлять тезисный план. Владеть различными видами пересказа. | Уметь самостоятельно подготавливать и представлять реферативные сообщения, анализировать выступления товарищей, выполнять лингв. ан. прозаич. текстов, рассуждать о роли обстоятельств и персонажей в судьбе главных героев, отвечать на проблемные вопросы, рисовать словесный портрет героя. | Самостоятельный поиск нужной информации по заданной теме, свободная работа с текстом художественного произведения. | Чт. гл.3-5 «Капитанской дочки» | ||
20. | 4. | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Проблемы чести и достоинства. гл.3-5. | Чт. гл.6-7 «Капитанской дочки» | ||||||
21. | 5. | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Нравственная красота героев. Гл. 6-7. | Чт. гл. 8-14 | ||||||
22. | 6. | А.С.Пушкин « Капитанская дочка». Тема «русского бунта». Главы 8-14. Р.р.Чтение притчи. | Подготовиться к сочинению по повести «Капитанской дочке» | ||||||
23. 24. | 7. 8. | РР 4. Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка» Диагностическая работа. Сочинение по повести «Капитанская дочка». | Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф | Знать: содержание и проблематику повести. Уметь: выбрать тему и жанр сочинения: составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный метериал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное. | Самостоятельный поиск нужной информации по заданной теме, свободная работа с текстом художественного произведения. | Составить план, систематизировать материал. Дописать сочинение. | |||
Лаборатория | Исторические личности в повести «Капитанская дочка». Сопоставительный анализ с художественным образом. | ||||||||
Мастерская 1 | «Вечные темы» и национальный колорит творчества А. С. Пушкина | ||||||||
Мастерская 2 | Анализ эпиграфов к главам повести. | ||||||||
Мастерская 3 | Особенности языка произведения повести «Капитанская дочка» |
Учебный блок № 4 Русская литература II половины XIX века. Эпос и драма (М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь)
Цели блока: рассмотреть основные вехи творческой биографии М. Ю. Лермонтова, изучить проблематику и специфику образов в поэме «Мцыри»;
- познакомиться с произведением Лермонтова «Маскарад», рассмотреть основные образы и проблемы, понять философский и социально-исторический смысл произведения;
- практическое освоение позиций теоретика, читателя, критика, автора, публициста на материале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»;
- познакомиться с произведением Гоголя «Портрет», рассмотреть основные образы и проблемы, мистические мотивы в творчестве Гоголя, проблему выбора и самоопределения творческой личности.
Дата 8 Л | Дата 8 И | № урока | № урока | Тема урока | Теория литературы | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Компетенции. | Домашнее задание | ||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень | ||||||||
25. | 1. | Проверочная работа по повести «Капитанская дочка». М.Ю.Лермонтов. История создания поэмы «Мцыри». Образ Мцыри в поэме. Тема свободолюбия и само-пожертвования, художественная идея и средства ее выражения, образ героя и образ природы | Лироэпический род. Поэма Сюжет и фабула в поэме Поэтический синтаксис Композиция Вступление Лирический монолог Романтизм, романтичес-кие традиции | Знать основные факты жизни и творчества Лермонтова, содержание изучаемой поэмы, романтические мотивы. Уметь оценить значение образа природы, анализировать образ героя, характеризовать особенности композиции, выявлять фабулу. | Уметь: строить письменно е и устное рассуждение на заданную тему по самостоятельно составленному плану, подбирать цитаты и созда-вать цитатный план, выполнять комплексный анализ фрагмента текста, готовить и представлять индивидуальные сообщения. | Использова-ние разных видов чтения, самостоятель-ный поиск материала, цитирование. | Чт. «Мцыри», вопросы на стр. 269-270 Наизусть отрывок «Мцыри». Читать «Маскарад» | ||
26. | 2. | Р.р. М.Ю.Лермонтов. Чтение наизусть отрывка поэмы. | Драматический род. Драма как жанр | Знать основную проблематику произведения; содержание поэмы; наизусть отрывок Уметь самостоятельно анализировать поступки героев; делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; характеризовать роль изобразительно – выразительных средств, находить их в тексте.
| Понимать символизм произведения и и его философский и социальный смысл. | Владение навыками устного монологического высказывания, ведения беседы и дискуссии. | Чт. 275-276, 279-285. | ||
27. | 3. | Н. В. Гоголь - писатель-сатирик. Замысел и композиция комедии «Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» как образец социальной сатиры. | Драма как род литературы Комедия. Юмор, сатира Комическая ситуация. «Говорящие фамилии» | Знать особти драматич. произв., основы сценич. произв., сод-е и осн. проблематику комед. «Ревизор». Понимать специфику жанра комедии, Уметь выразит. читать по ролям драм. произв-е. | Уметь видеть в драматическом произведении авторскую точку зрения, разыгрывать сцены комедии, рисовать словесный портрет. | Владение монолочес-кой и диалогичес-кой речью, получение опыта сценической речи. | Стр.275- 285, 1 действие, афиша | ||
28. 29. | 4. 5. | Н. В. Гоголь. «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». (Действия 2-4.) | Чт. 2-4 действие. Наизусть монолог Городничего, 5 действие | ||||||
30. 31. | 6. 7. | Н.В.Гоголь Анализ 5 действия комедии «Ревизор» Р.р.Чтение наизусть монолога Городничего Н. В. Гоголь Хлестаков и хлестаковщина. Белинский о комедии «Ревизор» | Литератур-ная критика | Уметь выразительно читать фрагменты по ролям; владеть всеми | Уметь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; видами пересказа | Стр. 370-379 Сочинение «Комическое и трагическое в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» | |||
32. | 8. | Внеклассное чтение 3. Гоголь «Портрет». Диагностическая работа по комедии «Ревизор». | Фантастический элемент | Знать содержание произведения. Уметь отвечать на проблемные вопросы. | Уметь аргумент. свою точку зр. Понимать актуальность проблематики произв. для современного общества. | Владение монологической речью, умение вести дискуссию. | |||
Лаборатория | Три портрета. Автор – художественный текст – читатель. (По произведениям Гоголя) | ||||||||
Мастерская 1 | Гоголевский смех. Романтическое и реалистическое в творчестве Гоголя. | ||||||||
Мастерская 2 | Авторский стиль Гоголя. Гоголевский смех. | ||||||||
Мастерская 3 | Мастерская «Лирический герой в поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова». |
Учебный блок № 5 Русская литература II половины XIX века, XX века.
Цели блока: расширение и углубление знаний учащихся о лирике русской литературы II половины XIX века;
- практическое освоение позиций теоретика, читателя, критика, автора, публициста на материале произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. А. Фета;
- рассмотреть основные вехи биографииТургенева, специфику изображения высоких чувств в повестях о любви, познакомиться с произведениями, проанализировать цельность характера Аси, сочетание трагизма и возвышенности;
- изучить основные вехи биографии Некрасова, темы в творчестве и изображение в его стихотворениях природы и жизни народа;
- изучить интересные факты биографии Фета, основные мотивы лирики, понять специфику изображение природы, общие особенности медитативной лирики;
- рассмотреть своеобразие жанра, сюжета и образов пьесы-сказки Островского «Снегурочка», фольклорные мотивы.
Дата 8 Л | Дата 8 И | № урока | № урока | Тема урока | Теория литературы | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Компетенции. | Домашнее задание | ||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень | ||||||||
33. | 1. | Проверочная работа «Романтизм. Реализм». И.С.Тургенев. «Ася». Автобиографический характер повести. | Стр. 5-47 | ||||||
34. | 2. | И. С. Тургенев. «Ася». История любви как основа сюжета повести. И.С. Тургенев. «Ася». Роль 16 главы в повести. | Лирическая повесть Тропы Фигуры. Образ «тургеневской» девушки. | Знать содержание произведения, особенности творчества автора. Уметь отвечать на проблемные вопросы. | Уметь: выявлять тропы и фигуры в прозаическом тексте, понимать их роль в художественном тексте. | Владение монологической речью, умение отвечать на вопросы, строить письменное рассуждение на литературную тему | вопросы стр.53-55. Подготовка к сочинению, по «Асе» | ||
35. | 3. | Р.р. Сочинение «Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася» | Эссе | Самостоятельное написание сочинения | Дописать сочинение. Стр. 59-63, наизусть «Внимая ужасам войны…» | ||||
36. | 4. | Судьба и жизнь народа в изображении Н.А. Некрасова («Внимая ужасам войны…», «Тройка», «На Волге» (отрывки), «Зеленый шум».) | Фольклор-ные приемы в поэзии Песня Народность Выразитель-ные средства | Знать содержание произведений, особенности творчества автора. Уметь понимать лирический текст. | Уметь: выявлять тропы и фигуры в поэтическом тексте. Понимать различие темы и идеи лирического произведения, специфику изображения лирического героя, | Умение связно отвечать на вопросы, анализировать поэтическое произведение. | |||
37. | 5. | Гармония природы и чувств в поэзии А.А. Фета («Целый мир от красоты…». «Учись у них: у дуба, у березы…») РР 7. Выразительное чтение наизусть и анализ лирики Фета. | Медитативная лирика Двусожные размеры: ямб, хорей | Знать содержание произведений, особенности творчества автора. Уметь анализировать лирический текст, по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения, анализировать их. | Понимать различие темы и идеи лирического произведения, специфику изображения лирического героя, специфику отражения в лирике мироощущения автора. | Умение устно и письменно анализировать поэтическое произведение, выразительно читать наизусть лирику. | Стр. 69-72, вопросы стр.72, наизусть стр.73(на выбор) | ||
38. | 6. | А. Н. Островский. Творческая и сценическая история пьесы «Снегурочка» Образ Снегурочки. Образы берендеев. Народные обряды и элементы фольклора в сказке. | Драма Пьеса-сказка | Знать содержание произведения, его творческую и сценическую историю, его специфику по сравнению со всем творчеством автора, особенности творчества автора. Знать: понятия «драма», «конфликт», «композиция», «лирические, эпические песни», «пролог». Уметь: анализировать драматическое произведение | Понимать отличия авторской и фольклорной литературы. Уметь находить черты фольклора в авторском произведении. | Умение отвечать на вопросы, устно анализировать драматическое произведение. | |||
39. | 7. | РР 8. Выразительное чтение и инсценирование пьесы-сказки. | Умение инсценировать, работать в команде | ||||||
40. | 8. | Диагностическая работа. | |||||||
Лаборатория | Образ «тургеневской девушки» в литературе. | ||||||||
Мастерская 1 | Особенности конфликта в пьесе-сказке «Снегурочка. | ||||||||
Мастерская 2 | Образ Снегурочки в русской литературе и фольклоре. | ||||||||
Мастерская 3 | Фольклорные традиции в пьесе-сказке Островского «Снегурочка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 5 класса по программе Меркина
Данная рабочая программа первого вида разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г.С. Меркина , С. Русское слово - РС», 2011 года. Программа п...
Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе Меркина
Данная рабочая программа первого вида разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г.С. Меркина , С. Русское слово - РС», 2011 года. Программа п...
ФГОС. Рабочая программа по литературе для 6 класса по программе Меркина.»
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной програм...