Таблица "Средства художественной выразительности"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Данная таблица позволит учащимся систематизировать знания по теме "Средства художественной выразительности" и успешно подготовиться к прохождению ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tabl_sredstva_hud_vyrazielnosti.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фигуры речи- синтаксические построения, которые усиливают выразительность текста. | |||
Название | Определение | Примеры | Цель употребления |
Инверсия | Расположение слов в предложении, нарушающее обычный порядок. | Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов) | Слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание. |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. | Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж с плеча! (А.К.Толстой) | Усиливается сравнение, резко выделяется содержание сопоставляемых частей. |
Анафора | Единоначатие, повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание. | Повторяемое слово получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность. | |
Эпифора | Концовка, повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений. | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему титулярный советник? (Н.В. Гоголь) | Повторяемое слово получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность. |
Антитеза | Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия. | Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой. (А. С Пушкин) | Выражение контраста. |
Градация | Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. | Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. Солоухин) | Выражает нарастание общего впечатления. |
Парцелляция | Интонационное расчеленение предложения на части или отдельные слова. | И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. Плечом. На тучу. Тяжко! Опёршись. (П. Антокольский) | Придаёт речи интонационную экспрессию. |
Эллипсис | Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумевающегося члена предложения. | Я - за свечкой, свечка- в печку! (К. Чуковский) | Придаёт высказыванию динамизм, живость. |
Умолчание | Намеренный обрыв высказывания. | Нет; я хотел…быть может, вы…я думал. Что уж барону время умереть.(А.С. Пушкин) | Придаёт эмоциональность, взволнованность речи. |
Риторическое обращение | Подчёркнутое обращение к предмету художественного изображения. | Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.С. Пушкин) | Выражает отношение автора к тому или иному предмету. |
Риторический вопрос | Вопрос, не требующий ответа. | Какой русский не любит быстрой езды? (Н.В. Гоголь) | Привлекает внимание к явлению, проблеме. |
Многосоюзие | Использование союзов. | И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. (А.С Пушкин) | Логическое и интонационное подчёркивание соединяемых союзами членов предложения. |
Бессоюзие | Намеренный пропуск союзов. | Швед, русский- колет, рубит, реже. Бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, стон. (А.С Пушкин) | Придаёт тексту динамизм, стремительность. |
Тропы-обороты речи, в которых вместо одного предмета даётся название другого | |||
Название тропа | Определение | Примеры | Цель употребления |
Метафора | Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений | Приливы и отливы рук. (О.Мандельштам). Волос золотое озеро. (С.Есенин). | Создание оригинального словесного образа. |
Сравнение | Сопоставление двух явлений, с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого | Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н.А.Некрасов) | Позволяет более ярко представить предметы или явления. |
Эпитет | Образное определение | Словно сам охваченный дремотой, старик-океан будто притих. (К.Станюкович) | Позволяет экономно (одним словом) и выразительно охарактеризовать предмет, подчеркнуть его свойства. |
Метонимия | Вид тропа, в котором представление о понятии даётся с помощью косвенных признаков или вторичных значений | А в двери-бушлаты, шинели, тулупы.(В.Маяковский) | Приём краткой, ёмкой, выразительной речи. |
Гипербола | Образное определение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления. | В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) | Подчёркивает высокую , предельную степень развития какого-либо признака, явления. |
Литота | Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, его значения и т. д. | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов) | Одновременное употребление гиперболы и литоты резко и сильно подчёркивает создаваемый контраст. |
Ирония | Употребление слова в смысле, обратном буквальному | Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И.Крылов) | Непрямая, скрытая, косвенная насмешка. |
Аллегория | Иносказание | Лиса – хитрость ,баран - глупость, змея - коварство. | В конкретном художественном образе выражается отвлечённое понятие или идея. |
Олицетворение | Троп, состоящий в перенесении свойств человека па неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия | Котелок сердится и бормочет на огне.(М.Пришвин) | Позволяет создать яркие, выразительные, рельефные образы. |
Перифраза | Замена обычного одноосновного названия какого-либо предмета описательным выражением | "Петра творенье" (Санкт-Петербург). "Творец Макбета" (В.Шексспир). | Позволяет разнообразить речь, избегать повторений, в тоже время придаёт тексту различные стилистические оттенки. |
Синекдоха | Перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого, ед.число вместо множественного | Кроет уж лист золотой мёрзлую землю в лесу… | |
Оксюморон | Стилистическая фигура. Соединение противоположных по смыслу слов. | Мама, ваш сын прекрасно болен! (В.Маяковский) | |
Окказионализм | Авторское слово | Молоткастый, серпастый. | Экспрессивность; либо название предмета, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 5 классе "Художественно-выразительные средства языка. Эпитет" с мультимедийной презентацией
Личностно-ориентированный урок по теме «Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет». Тип урока – комбинированный, форма урока – творческая мастерская. Включает изучение нового, закреп...
Средства художественной выразительности
материал к уроку...
Средства художественной выразительности
Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....
Средства художественной выразительности.
Презентация используется на уроках русского языка и литературы в 8-11 классах общеобразовательной школы, а также при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....
Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина
Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...
Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Средства художественной выразительности»
Дорогой друг! В этом году тебе предстоит сдавать ГИА по русскому языку. Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажё...
Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"
Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...