Символика костра в фольклоре пионерского лагеря
статья по литературе (7 класс)

Брюханова Дарья Юрьевна

В работе рассматиривается символика костра в фольклоре пионерлагеря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simvolika_kostra_v_folklore_pionerlagerya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Символика костра в фольклоре пионерлагеря

Пионерский костер является важнейшим атрибутом пионерской вообще, и пионерлагерной культуры в частности. В БСЭ 1949г. есть отдельная статья, которая называется "Пионерский костер". Это говорит о том, что на государственном идеологическом уровне костер выделялся особо.

Понятие «пионерского костра»

"Большое место в лагерной жизни занимают пионерские костры. Место, выбранное для самого кострища, очищается от дерна и немножко углубляется. Чтобы ребята не садились прямо на землю, следует вокруг костра положить бревна или чурбаки – сделать лесные "скамейки"".(1952-1)

Костры могли быть общелагерными, а могли проводиться по отрядам. На  отрядных кострах обычно говорили "по душам". Очевидно, они являются прототипами "свечек". Общей чертой "свечки" и костра является идея сближения членов отряда. Обстановка, в которой проводились костры и проводятся "свечки",  располагает к откровенным разговорам (вечер, тишина).

Судя по отдельным публикациям, идея пионерского костра восходит к скаутам. Скаутское движение возникло в 1908 году, в Россию пришло в 1914. Важнейшим элементом культуры скаутов было разведение костра.

"Вместе идут они с компасом по азимуту, вместе готовят еду, вместе оборудуют лагерь и устанавливают палатки. И, конечно, вместе устраивают большой костер с песнями и веселыми разговорами".

Символика пионерского костра

Символ пионерского костра существует в разных культурных текстах. Пионерский костер изображен на пионерском значке.

"В знак принадлежности к пионерской организации юный пионер носит нагрудный значок "Всегда готов!". Нагрудный значок юного пионера представляет собой изображение красной пятиконечной звезды радиусом 1.5 сантиметра. Вверху пятиконечной звезды изображены серп и молот – эмблема Союза Советских Социалистических Республик. Над звездой поднимаются три языка пламени. Два нижних конца обвивает белая лента с надписью: "Всегда готов!". Три языка пламени так же как три конца пионерского галстука, говорят о нерушимой связи трёх поколений – коммунистов, комсомольцев и пионеров.(1948-1,с.37)

Костер упоминается во многих пионерских песнях. Так, например, он есть в самой знаменитой песне "Картошка".

Дым костра, углей сиянье,

Серый пепел и зола...

Дразнит наше обонянье

Дух картошки у костра.

                  ("Картошка")

Будут шутки на привалах,

Песни у костра.

                ("Мы очень любим лето")

… И силуэт горы

И под горой костры.

Артек! Артек!

             ("В Артек!")

В разделе «ритуалы прощания» описывается ритуал раздачи угольков. Заметим, что «уголёк» – это не уголь, а остаток прощального лагерного костра. Можно выстроить следующую цепочку: «уголек» (предмет) – прощальный костер (ритуал) – пионерский костер (официальный символ пионерии, изображаемый на значке).

Возникает вопрос: почему образ костра так долго удерживается в русской пионерской культуре? Идея преемственности от скаутов ничего не объясняет. Например, у скаутов был посох, но у пионеров он исчез.

Вероятно, корни символа костра следует искать в русской традиции.

Традиция прыгать через костер в день Ивана Купалы. Парни и девушки, Взявшись за руки, прыгали через костер. Если во время прыжка они не разжимали руки, то пара считалась крепкой. Прослеживается идея объединения.

Зеленин описывает старинный русский обычай "согревание покойников". По определенным дням (зимой?) во дворе  дома разводили большой костер. Вся семя становилась вокруг него. Считалось, что в этот момент все умершие родственники находятся у костра и согреваются его теплом.

Идея единства и преемственности поколений.

На территории России во все времена жили представители различных культур. У народов севера существует шаманская культура. Она связана с образом костра. С его помощью шаман связывается с миром духов, где живут умершие предки.

В начале XX века, после Первой Мировой Войны во Франции возник "вечный" огонь. В 1965 году он появился в нашей стране. В нем тоже присутствует идея связи прошлых поколений с нынешним поколением. Можно сделать предположение о том, что официальная советская идеология пыталась показать: в костре есть идея связи поколений.

Таким образом, мы рассмотрели идею костра в субкультуре пионерского лагеря.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Разведение костра, типы костров"

Данный методический материал для проведения урока составлены  по технологии "Развитие критического мышления", такие формы работы очень интересны для учеников и дают отличный результат качества об...

Исследовательская работа "Пионерские лагеря микрорайона Вербовский с 1943- 1948"

Исследовательская работа "Пионерские лагеря микрорайона Вербовский с 1943-1948.Подготовлена и представленана научно- практической краеведческой конференции "Отечество 2013" ученицей 9"В" класса Кузьми...

Структура и семиотика субкультуры пионерского лагеря

В этой  работе представлены материалы, которые могут послужить основой для исследовательских работ на материале  детской русской литературы xx века....

сценарий костра для лагеря

Данный конспект  мероприятия можно провести как  шоу- развлечение для ребят....

Разработка классной встречи в рамках РДШ -100 летие Всесоюзной пионерской организации “Взвейтесь кострами…”

Материал содержит конспект мероприятия, презентации, музыкальное сопровождение. Данная методическая разработка апробирована на открытом мероприятии в школе, что позволило учащимся расширить представле...

Методическая разработка, посвященная 100-летию образования Всесоюзной пионерской организации "Взвейтесь кострами!"

Методическая разработка внеклассного мероприятия адресована учителям истории, педагогам дополнительного образования, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам-организаторам, классным...