Н.А. Тэффи. "Жизнь и воротник"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Путинина Наталья Николаевна

Урок литературы в 8 классе по рассказу Н.А. Тэффи "Жизнь и воротник" с использованием ЭОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жизнь и воротник 

    Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.
    Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью.
    Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротник, с продернутой в него желтой ленточкой.
    Как женщина честная, она сначала подумала: "Еще что выдумали!" Затем зашла и купила.
    Примерила дома перед зеркалом. Оказалось, что если желтую ленточку завязать не спереди, а сбоку, то получится нечто такое, необъяснимое, что, однако, скорее хорошо, чем дурно.
    Но воротничок потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила.
    Олечка мучилась всю ночь, а утром пошла в Гостиный двор и купила кофточку из хозяйственных денег. Примерила все вместе. Было хорошо, но юбка портила весь стиль. Воротник ясно и определенно требовал круглую юбку с глубокими складками.
    Свободных денег больше не было. Но не останавливаться же на полпути?
    Олечка заложила серебро и браслетку. На душе у нее было беспокойно и жутко, и, когда воротничок потребовал новых башмаков, она легла в постель и проплакала весь вечер.
    На другой день она ходила без часов, но в тех башмаках, которые заказал воротничок.
    Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке:
    – Я забежала только на минутку. Муж очень болен. Ему доктор велел каждый день натираться коньяком, а это так дорого.
    Бабушка была добрая, и на следующее же утро Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.
    Следующие дни были еще тяжелее.
    Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги, а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок.
    Она стала вести странную жизнь. Не свою. Воротничковую жизнь. А воротничок был какого-то неясного, путаного стиля, и Олечка, угождая ему, совсем сбилась с толку.
    – Если ты английский и требуешь, чтоб я ела сою, то зачем же на тебе желтый бант? Зачем это распутство, которого я не могу понять и которое толкает меня по наклонной плоскости?
    Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник.
    Она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность.
    Где-то, в глубине души, еще теплилось в ней сознание всего ужаса ее положения, и иногда, по ночам или даже днем, когда воротничок стирался, она рыдала и молилась, но не находила выхода.
    Раз даже она решилась открыть все мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал.
    Так дело шло все хуже и хуже.
    Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь?
    Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми, И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие – ни за что на свете.
    Итак, Олечка слабела все больше и больше в этой борьбе, а воротник укреплялся и властвовал.
    Однажды ее пригласили на вечер.
    Прежде она нигде не бывала, но теперь воротник напялился на ее шею и поехал в гости. Там он вел себя развязно до неприличия и вертел ее головой направо и налево.
    За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу.
    Олечка вся вспыхнула от негодования, но воротник за нее ответил:
    – Только-то?
    Олечка со стыдом и ужасом слушала и думала:
    – Господи! Куда я попала?!
    После ужина студент вызвался проводить ее домой. Воротник поблагодарил и радостно согласился прежде, чем Олечка успела сообразить, в чем дело.
    Едва сели на извозчика, как студент зашептал страстно:
    – Моя дорогая!
    А воротник пошло захихикал в ответ.
    Тогда студент обнял Олечку и поцеловал прямо в губы. Усы у него были мокрые, и весь поцелуй дышал маринованной корюшкой, которую подавали за ужином.
    Олечка чуть не заплакала от стыда и обиды, а воротник ухарски повернул ее голову и снова хихикнул:
    – Только-то?
    Потом студент с воротником поехали в ресторан, слушать румын. Пошли в кабинет.
    – Да ведь здесь нет никакой музыки! – возмущалась Олечка.
    Но студент с воротником не обращали на нее никакого внимания. Они пили ликер, говорили пошлости и целовались.
    Вернулась Олечка домой уже утром. Двери ей открыл сам честный муж.
    Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола.
    – Где ты была? Я не спал всю ночь! Где ты была?
    Вся душа у нее дрожала, но воротник ловко вел свою линию.
    – Где была? Со студентом болталась!
    Честный муж пошатнулся.
    – Оля! Олечка! Что с тобой! Скажи, зачем ты закладывала вещи? Зачем занимала у Сатовых и у Яниных? Куда ты девала деньги?
    – Деньги? Профукала!
    И, заложив руки в карманы, она громко свистнула, чего прежде никогда не умела. Да и знала ли она это дурацкое слово – "профукала"? Она ли это сказала?
    Честный муж бросил ее и перевелся в другой город.
    Но что горше всего, так это то, что на другой же день после его отъезда воротник потерялся в стирке.
    Кроткая Олечка служит в банке.
    Она так скромна, что краснеет даже при слове "омнибус", потому что оно похоже на "обнимусь".
    – А где воротник? – спросите вы.
    – А я-то почем знаю, – отвечу я. – Он отдан был прачке, с нее и спрашивайте.
    Эх, жизнь!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЖИЗНЬ И ВОРОТНИК Н. А. Тэффи

Слайд 2

Две вещи меня поражают: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Кант. Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра. Смайлс Самюэл .

Слайд 3

ПЛАН 1. Основные литературоведческие понятия. 2. Проверка домашнего задания. 3. Словарная работа. 4. Актуализация текста (беседа и заполнение таблицы по ходу чтения рассказа). 5. Работа в группах по предложенным учителем вопросам-заданиям. 6. Обсуждение работы групп. 7. Выполнение контрольных заданий 8.Обобщение и выводы по рассказу.

Слайд 5

Приобретения Олечки Розовой и ее поведение Потери Моральное состояние героини Воротничок Деньги, заработанные мужем «Еще что выдумали!» Кофточка Деньги, отложенные на хозяйственные нужды Олечка мучилась всю ночь Юбка Серебро, браслет На душе у нее было беспокойно и жутко Башмаки Часы легла в постель и проплакала весь вечер Шляпа, пояс, перчатки Деньги, занятые у бабушки обманным путем. бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила Диван Деньги, выклянченные у родных и знакомых обманным путем. от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку Распутный образ жизни Деньги, полученные из ломбарда от заложенных вещей опустила руки и поплыла по течению: обстригла волосы, стала курить, громко хохотать, изменила мужу

Слайд 6

Проблемы текста: • проблема выбора жизненной позиции: может ли «воротничковая дрянь» одержать верх над жизнью и повернуть ее в свое русло, или наоборот – жизнь подняться над «желтой удавкой»? • проблема семейных ценностей. Важны ли любовь и взаимопонимание между супругами? • проблема ответственности человека за свои поступки. Так ли уж силен человек, так ли уж властен над предметами, ситуациями, над самим собой, или все – таки может «самая невзрачная вещица» втереться в жизнь, закрутить и перевернуть ее?

Слайд 7

История жизни Олечки Розовой – художественное доказательство позиции автора. Иногда человек оказывается слишком слаб, чтобы противостоять судьбе, течению моды, собственным соблазнам. Но противостоять надо! Иначе жизнь закрутит, пережуёт и выбросит. «Прививка» от «воротничковой болезни» – сила воли, ответственность человека за свои поступки.

Слайд 8

Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.А. Тэффи «Жизнь и воротник» После этого урока я ….

Слайд 9

Вывод Несмотря на иронию и даже сарказм, автор сочувствует Олечке , пытается вытянуть ее из омута, верит в ее возвращение к честной жизни. Ведь она понимает свою вину. Ее «пример – другим наука»! Думая, как поступить, не забывайте о «звездном небе над нами» и, главное, помните о «нравственном законе внутри нас».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

Нравственные проблемы рассказа Тэффи "Жизнь и воротник"

В методической разработке показана работа учителя по нравственному воспитанию учащихся на уроке литературы....

Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"

Презентация к уроку по литературе в 9 классе....

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Люди и вещи" (по повести Н.В.Гоголя "Шинель" и рассказа Тэффи "Жизнь и воротник)

Проблемный урок по теме «Люди и вещи»(по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Тэффи «Жизнь и воротник» ) с применением кейс-метода.Тип урока: урок комплексного применения знаний и уменийЦель: форм...

Конспект урока "Проблематика рассказа Н.Тэффи "Жизнь и воротник"

В данной методической разработке рассматриваются нравственные проблемы рассказа Н.Т.эффи "Жизнь и воротник"...