Структура сочинений 8 и 15 ЕГЭ по литературе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Исмаилова Людмила Закировна

В данном материале подробно рассматривается структура сочинений 8 и 15 ЕГЭ по литературе. Даются рекомендации и комментарии к каждому абзацу сочинения, приведены примеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинения 8 и 15 в ЕГЭ по литературе

СТРУКТУРА КИМ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

      Экзаменационная  работа   по   литературе   состоит   из   двух   частей   и включает в себя 17 заданий.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

  • Отрывок из эпического или драматического произведения:

задания1-7 с кратким ответом на вопрос словом или словосочетанием

и задания 8 и 9 с развернутым ответом на вопрос.

  • Лирическое произведение: задания 10-14 с кратким ответом

на вопрос словом или словосочетанием и задания 15 и 16

с развернутым ответом на вопрос.

Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно

выбрать только ОДНО ( сочинение-рассуждение, объем

не менее 200 слов) и дать на него развёрнутый аргументированный ответ  в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

На  выполнение  экзаменационной  работы  по  литературе  отводится    3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение  задания части 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

Теоретическая база

Чтобы решить практические задания, нужно хорошо знать произведения, основные термины и определения. Теория для подготовки к ЕГЭ по литературе включает следующие разделы:

  • роды, виды, жанры;
  • направления, течения;
  • тематику лирических произведений;
  • композицию;
  • конфликт в произведениях;
  • систему образов;
  • писательскую роль в произведении;
  • сатиру и юмор;
  • художественные детали, пространство и время;
  • эпизод;
  • пейзаж в тексте.

Также при подготовке к экзамену повторите основы сложения стихотворений. Вспомните, что такое строфа, какие рифмы относятся к мужским, а какие к женским.

При анализе произведений вам потребуются сведения о том, с помощью каких приемов создаются и раскрываются литературные образы. Особое внимание уделяется характерам героев.

В экзаменационную работу по литературе будут включены задания, проверяющие, насколько выпускник знает тропы и их функции. Помимо  этого вам нужно будет доказать, что вы разбираетесь в средствах выразительности, поэтической фонетике и синтаксисе.

Распределение баллов

Задание

Баллы

С 1-го по 7, с 10-го по 14

1

8 и 15

6

9 и 16

10

17

14

Чтобы участвовать в вузовских вступительных конкурсах, нужно набрать минимум 32 балла. Самое большее количество первичных баллов составляет 58, что приравнивается к 100 тестовым.

Сочинения 8 и 15

У них схожая структура, а так же это самые простые сочинения из всего КИМа.

  • ВСТУПЛЕНИЕ

Учитывая, что это всё же сочинение с ответом на вопрос по тексту, вступление должно содержать:

  • обобщенный ответ на вопрос, перефразированный вопрос или может отсутствовать вовсе.

ВОПРОС: "В чём необычность звучания социальной темы в стихотворении А.А. Блока «Фабрика»?"

ПРИМЕР ВСТУПЛЕНИЯ:

"В данном стихотворении А.А. Блок обращается к социальной теме, изображая рабочих на фабрике."

То есть вступление -  это просто перефразированное предложение из вопросительного в повествовательное.

Клише, которыми можно воспользоваться:

"В приведенном фрагменте\стих-и автор затрагивает\обращается к теме ...",

 "В данном произ -и содержатся черты ...",

 "Данный фрагмент раскрывает ..." и т.д. в зависимости от формулировки вопроса.

  • НА КАЖДОЕ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ 2 ТЕЗИСА

Больше не нужно, меньше тоже.

Каждый из тезисов - это некий "аргумент", которые доказывает то, о чем говорится во вступлении. Можно использовать слова "во-первых" и "во-вторых", но! за ними обязательно должен идти ваш тезис. Они должны отличаться друг от друга по содержанию и редко допускаются схожие формулировки.

 

ПРИМЕР 1ТЕЗИСА :

 "Автор не дает четкого описания хозяину, описывая 1его следующими фразами: "недвижный кто-то, \ чёрный кто-то". А эпитет "медный голос" говорит о силе, при помощи которой этот человек управляет рабочими. " То есть я, анализируя стихотворение, раскрываю образ "угнетателя" рабочих, того, кто ими руководит.

ПРИМЕР 2ТЕЗИСА :

"Образ народа более четкий, чем образ хозяина, который призывает их "согнуть измученные спины". Люди подчиняются той неведомой силе, которой обладает этот человек. Над ними смеются и потешаются, их обманывают ("и в жёлтых окнах засмеются, \ что этих нищих провели"), однако они не могут ничего возразить и продолжают выполнять свою работу."

 Второй тезис отличается от первого по содержанию, ибо здесь я раскрываю уже образ народа.

Аналогично и с прозой, которую писать гораздо проще, чем лирику.

  • ВЫВОД

 В выводе мы обобщаем всё вышесказанное, можно взять строчку из вступления, однако! она должна быть перефразирована и не повторяться точь-в-точь.

ПРИМЕР:

"Таким образом, А.А. Блок передает угнетение рабочих. Автор противопоставляет народу силу, которой он не в силах противостоять и которая повелевает всеми, но не имеет четкого облика."

 НЕБОЛЬШИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Во-первых, отвечая на вопрос, следим за речью. Все повторы слов, неверные употребления слов и пр. - речевые ошибки, на которых можно потерять 2 балла! Если внимательно читать текст, а желательно вслух, пока есть такая возможность, то их легко заметить.

 2. Во-вторых, постоянно задаем себе вопрос "Я ответил на вопрос?". Не уходим в лишние рассуждения, не вдаемся в пересказ, не пишем про историю создания. Льем воду - теряем баллы на раскрытии. Как правило, в сочинениях ответ должен быть четким и точно по теме, не уходить от темы

3. В-третьих, ЦИТАТЫ. Да, с этого года они обязательны. Запомнить их сложно, аргументировать ими сложно. Когда пишешь сочинение 8\15, цитаты обязательно! брать из текста. То есть, тезис - цитата. Она будет подтверждать то, о чем мы написали и доказывать наши слова.

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ-2019 по литературе 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. 

– Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

 – Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее.

 – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич. Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец...

Что? как ты его находишь? – В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.

 – Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

 – Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон. – Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман. – Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось? – Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

 Задание 8 

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

 Общие рекомендации 

При ответе на вопрос необходимо показать место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст. 

 Памятка учащимся

 При составлении письменных ответов на вопросы не забывайте главное:

Отвечайте на заданный вопрос, а не пишите все, что вы знаете о данном произведении. Не забывайте, что в основе вашего анализа должен быть предложенный фрагмент произведения. Уточните все понятия, составляющие данный вопрос. Например, «основной конфликт». (основной конфликт – конфликт отцов и детей, представителей разных поколений). Как, каким образом он проявляется? (конфликт может проявляться в диалогах, в действиях, в явном столкновении конфликтующих сторон).

Исходя из анализа критериев оценки задания 8, можно сформулировать требования к его выполнению.

  • Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла).
  • Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла).
  •  Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).
  • Максимальная оценка – 6 баллов.

 Примерный образец ответа 

В данной сцене конфликт между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым только намечается и проявляется это прежде всего в поведении Павла Петровича Кирсанова, который не подал руки Базарову, а спрятал ее в карман, демонстрируя тем самым, что ему неприятно, что Аркадий привёз с собой гостя. Эта подробность привлекает к себе внимание читателя, так как сценой раньше Николай Петрович Кирсанов, брат Павла Петровича, первым протянул руку Базарову в знак гостеприимства.

 В портрете Павла Петровича Тургенев подчеркивает его породу, благородное происхождение. Представление о Базарове, которое мы получаем из этого фрагмента, прямо противоположное. «Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку», – говорит он Николаю Петровичу. Базаров не придает никакого значения своему внешнему виду. О своих вещах говорит шутливо-уничижительно.

Анализируя приведенный фрагмент, можно предположить, что при знакомстве герои почувствовали личную неприязнь друг к другу, граничащую с презрением. Впоследствии конфликт ещё более усугубится и выйдет за рамки личного недовольства друг другом.

Задание 15

 Каким чувством проникнуто обращение поэта к России? 

Требования к выполнению задания 15

  • Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла)
  •  Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла)
  •  Отсутствуют логические, речевые ошибки.(2 балла) Максимальная оценка – 6 баллов.

Разбор задания 15.

Определите, какое слово в вопросе является ключевым. Это слово «чувство». Следовательно, надо назвать конкретное чувство, которое испытывает лирический герой к России. Безусловно, обращение Блока к России проникнуто патриотическим чувством. Прокомментируем его. Чувство поэта тихо, он не кричит о любви к Родине, он не восхваляет её с помощью ярких эпитетов. Скорее наоборот: «нищая Россия», «разбойная краса».

В чувстве поэта нет жалости: «Тебя жалеть я не умею». Но есть огромная вера в свою страну, для которой «и невозможное возможно».

В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение поэта родиной как прекрасной женщиной:

 И лишь забота затуманит

 Твои прекрасные черты…

А ты все та же – лес, да поле,

 Да плат узорный до бровей…

Прочитав стихотворение до конца, мы понимаем, насколько дорога поэту Россия.



Предварительный просмотр:

Примерный план написания сочинения ЕГЭ по литературе. 

Ориентировочная длина 200-250 слов.

Сочинение очень важное, за него дают 14 баллов, что очень и очень много.

Вступление

  • Несколько предложений о писателе, об истории создания произведения. Можно использовать чью-то цитату касательно данного произведения.

Основная часть

  • 1. Четкий ответ на вопрос, выбранный вами
  • 2. Изложение позиции автора (Автор считает... / Писатель придерживается...)
  • 3. Выражение своего мнения, формулировка тезисов
  • 4. Аргументация своего мнения, выдвинутых тезисов (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.)
  • 5. Использование литературных понятий.

Вывод

  • Итог всего высказанного, обобщение. Никаких больших рассуждений здесь не должно быть.



Рекомендации по структуре и плану

  1. Используйте тезисную структуру, в сочинении всё должно быть чётко. Необходимо четко выражать какую-то конкретную мысль, и подтверждать её цитатами и высказываниями.
  2. Следите за абзацами. Каждый тезис — это новый абзац. Следите за их размерами, логикой перехода от одного к другому, не теряйте мысль!
  3. Удерживайте тему и сверяйтесь с ней - достаточно ли вы раскрыли тему?
  4. Следите за речью
  5. Не забывайте про термины, используйте в тексте.

Итак, что должно быть в вашем тексте и чего следует избегать. Перечислю по пунктам.

 1. В мини -сочинении должна быть раскрыта тема и четко  прослеживаться идея. То есть вы должны дать прямой ответ на  поставленный вопрос, а не выкладывать на лист всё, что знаете о  произведении. Вспомните Л. Толстого: «Чтобы произведение было хорошо, надо  любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я  любил мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную». Даже в столь масштабных произведениях основная мысль – одна. Вы же  пишете мини‐текст. Не перегружайте его не относящимися к делу  подробностями.

2. В сочинении должен быть изложен традиционный (то есть  общепринятый, зафиксированный в учебниках) взгляд на проблему. Вы  можете изложить свою позицию или солидаризироваться с неким  исследователем -«бунтарём», но лишь после того, как покажете знание  «стандартной» версии. Например, рассуждая об открытом финале «Евгения Онегина», вы  можете упомянуть предположение В. Набокова о том, что Пушкин  намекал на возможность самых разных поворотов в истории Онегина и  Татьяны, однако базовым в вашем мини‐сочинении должно стать  общепринятое мнение: герой потерял любимую женщину навсегда. 3. Сочинение должно быть логичным по форме и доказательным по  содержанию. Каждый абзац должен работать на доказательство главного  тезиса по принципу «от очевидного – к неочевидному». Не следует излишне увлекаться характеристиками героев или  описаниями перипетий сюжета. Правильный ответ на вопрос должен  быть основан на анализе, а не на пересказе. Помните, что композиция сочинения должна включать  содержательное вступление, основную часть (собственно доказательство) и содержательное заключение. При этом все части сочинения должны  быть связаны между собой.

4. Не забудьте подтвердить каждый тезис своего сочинения цитатой – прямой или косвенной. Не следует приводить излишне развёрнутые цитаты. Во‐первых, потому что в них легко ошибиться, а во‐вторых, потому что цитата – всего  лишь подтверждение, а не замена вашей мысли. Однако без постоянных  апелляций к тексту произведения в сочинении не обойтись. Если вы не помните дословно нужную вам цитату, изложите её  своими словами. Однако учтите: этот совет касается только эпических и  драматических произведений; лирику пересказывать нельзя! 5. Пользуйтесь научной терминологией. Сочинение – школьный  вариант литературоведческого исследования, и владение базовыми  понятиями этой академической дисциплины необходимо.

 6. В идеале сочинение должно быть написано литературным языком, без грамматических, стилистических и лексических ошибок. В сочинении  равно недопустимы категоричность, патетика, чрезмерная  эмоциональность, канцеляризмы, штампы и панибратское обращение с  великими (никаких «Александр Сергеевич» и «маленький Саша» – только  «А.С. Пушкин», «автор», «поэт»).

Итак, в своей работе вы должны решить следующие задачи: дать  чёткий ответ на поставленный вопрос, продемонстрировать владение  текстом произведения, показать теоретико‐литературные знания и  проявить свою грамотность. Тренируйтесь, и у вас всё получится. Лучший способ научиться писать  мини‐сочинения – писать их регулярно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

структура сочинения

Материал для подготовки учащихся 9 классов к ГИА....

Структура сочинения-рецензии.

Сочинение-рецензия.Требования к сочинению, структура сочинения, клише....

Структура сочинения - рассуждения ГИА 2013

Подробная структура написания сочинения - рассуждения на лингвистическую тему ГИА 2013 год....

Структура сочинения на ЕГЭ

План написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту...

Подготовка к ЕГЭ. Уроки 1-2 из системы уроков по написанию сочинений. Тема: "Структура сочинения. Основные критерии к сочинению"

Мной разработана система уроков по проблеме  "Как научить писать сочинение по прочитанному тексту" в 11 классе. Данные уроки в системе - первый и второй.    Тема урока: "Структура сочин...

«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»

В  данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ...

Сочинение по картине (структура сочинения)

Презентация предназначена для учащихся 5-6 классов как образец написания сочинения по картине...