Система уроков по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Аразова Мария

Система уроков по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov_po_komedii.docx47.42 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Система уроков

Тема: Новаторство комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Место темы: 9 класс, курс русской литературы, основная дисциплина, практические занятия, 4 часа

Автор: Аразова Мария Ахметовна, учитель русского языка и литературы

Количество уроков: 4

Системообразующая идея:

Образовательная

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» - новый этап в русской драматургии. В своей пьесе, соблюдая правила трех единств, Гоголь реформирует действие. Он уходит от традиционной любовной интриги, весь конфликт в его пьесе строится на страхе. Абсолютно все герои гоголевской пьесы испытывают страх, который заводит их во все новые и новые интриги. Герои обманывают друг друга, берут и дают взятки, формально стараясь выглядеть благочестиво. На уроках вводится понятие миражной интриги, о котором писал Ю. Манн. План: 1 урок – вводный, готовит детей к чтению комедии. 2 и 3 урок посвящены анализу образов героев (жители города и Хлестаков), 4 урок обобщает все ранее сказанное, на основе теории драматического произведения мы пытаемся определить, в чем же состоит новаторство пьесы Гоголя.

Развивающая

На уроках дети учатся работать с текстом, искать в нем нужную информацию, анализировать, инсценировать пьесу.

Воспитательная

Прежде всего, мы воспитываем нравственные качества: негативное отношение к взяточничеству, формализму в любом деле, к людям, которые обманывают, подстраиваясь под обстоятельства. Также воспитывается любовь к русской литературе, к Н.В. Гоголю как гениальному художнику, творчество которого актуально и интересно до сих пор.

Урок: 1

Класс: 9

Дата:

Тема: Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» как отражение русской жизни

Цель: эмоционально настроить на восприятие пьесы, показать, что Н.В. Гоголь в этой пьесе отразил жизнь русского чиновника девятнадцатого века

Задачи:

- образовательные (обозначить особенности драматургии Н.В. Гоголя, эмоционально подготовить к прочтению комедии, показать, что эта пьеса жива и интересна до сих пор, определить роль эпиграфа, списка действующих лиц для драматического произведения)

- развивающие (умение выразительно читать произведение, делиться своими впечатлениями)

- воспитательные (содействие формированию нравственных качеств)

План занятия:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Анализ названия пьесы
  3. Анализ эпиграфа
  4. Аналитическое чтение списка действующих лиц, замечаний для господ актеров
  5. Чтение по ролям
  6. Этап рефлексии

Вид урока: вводный урок

Методы: аналитическое чтение, чтение по ролям

Оборудование: презентация, текст пьесы

Ход урока:

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организацион-ный

2 мин.

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

  1. Актуализация знаний, постановка цели

18 мин.

  1. Вступительное слово учителя:

Пьеса, которую мы сегодня начнем с вами читать, занимает значительное место в русской драматургии. Ее автор был человеком артистического склада, он прекрасно чувствовал актеров, которые могут сыграть в спектакле, поставленном по этой пьесе. Первая постановка в Петербургском театре считалась неудачной, хотя на ней присутствовал сам император Николай Первый, который, по свидетельствам очевидцев, хохотал от души. Н.В. Гоголь и критики говорили, что актеры просто не смогли вжиться в роли, эта пьеса требовала от них совсем другой игры, нежели они привыкли.

В дальнейшем эта пьеса ставилась неоднократно как в России, так и за рубежом. И сегодня многие театры продолжают ставить эту пьесу, ищут в ней новые идеи для постановок. Так в чем причина такого успеха? Что нового удалось сделать Н.В. Гоголю? Почему эта пьеса оказалась такой живучей? Давайте попробуем разобраться.

  1. Знаете ли вы, кто такой ревизор?
  2. Откройте первую страницу и прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чем может идти речь в пьесе?
  3. Работа со списком действующих лиц:

- Ребята, прочитайте список действующих лиц. Что интересного вы заметили?

- Кем являются герои по профессии?

- Что можно сказать про их фамилии?

- По какому принципу эти лица расположены?

  1. Слушают вступительное слово учителя.
  2. Ревизор – это человек, который что-то проверяет.
  3. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». В качестве эпиграфа Н.В. Гоголь взял народную пословицу. Смысл ее прост. Чаще всего в наших неудачах виноваты мы сами, не стоит обвинять в них кого-либо. Возможно, это основная мысль пьесы.
  4. В списке действующих лиц отражены люди, которые есть в любом городе. Сфера суда, полиции, образования, больницы и т.д.

Многие фамилии в списке говорящие. Они отсылают нас либо к профессии (Гибнер, Свистунов), либо к чертам характера (Растаковский, Уховертов, Ляпкин-Тяпкин).

Действующие лица расположены по принципу значимости в жизни города. Сначала идет городничий со своей семьей, а в самом конце – гости, купцы, мещане, просители.

  1. Открытие нового знания
  1. мин.
  1. –Что идет после списка действующих лиц? Часто ли драматурги делают такие замечания?

Аналитическое чтение замечаний для господ актеров. После каждой роли учитель спрашивает, на чем делает акцент драматург? Что особенно важно в его внешности и поведении.

  1. Чтение первого явления по ролям. Вопросы после чтения:

- в чем состоит завязка?

- как реагируют на информацию жители города?

- что просит у Артемия Филипповича городничий? Есть ли какой-то смысл в его просьбах?

- В чем обвиняет городничий Аммоса Федоровича? Луку Лукича?

- Что объединяет всех героев первого явления?

  1. После списка действующих лиц идут замечания для актеров. Такие замечания встречаются в пьесах не часто.

- городничий: важно, что он грубый, потому что добивался всех высот своими руками. Взяточник, т.е. человек бесчестный, лишнего не говорит.

- Анна Андреевна: женщина приземленная, кокетка, интересуется только модой и сплетнями

- Хлестаков – важно, что он свои действия не обдумывает, прост и глуп

- Осип – важно то, что он умнее своего барина, Гоголь показывает контраст

- Бобчинский и Добчинский – важно, что они очень похожи, даже фамилии указывают на это

- Ляпкин-Тяпкин – пытается казаться умным, хотя на деле за раздутым самомнением ничего не скрывается

Еще для Гоголя важно то, что эти герои словно списаны с жизни.

  1. Читают текст по ролям, отвечают на вопросы:

- завязка – приезд ревизора

- жители города испуганы, взбудоражены, в репликах чувствуется их волнение

- просит надеть на больных чистые колпаки и т.д. Смысла в этих просьбах нет, так как они формальны. Никто о больных в другое время не заботится

- Аммоса Федоровича обвиняют в том, что он превратил свой кабинет в склад, в домашнее хозяйство, в том, что он берет взятки. В учебном заведении Луки Лукича преподаватели странно себя ведут, ломают стулья.

- все герои – люди бесчестные, волнуют их только формальные признаки того, что они работают, до других людей же им дела нет.

  1. Этап рефлексии

1 мин.

Учитель спрашивает первые впечатления от пьесы.

Делятся своими впечатлениями.

  1. Домашнее задание

1 мин.

Прочитать всю пьесу.

Записывают задание в дневники.

Вывод: Большую роль в пьесе Н.В. Гоголя играют эпиграф, список действующих лиц, замечания для господ актеров. В них Гоголь отражает основную мысль пьесы, показывает чиновнико-бюрократическую систему, характерную для девятнадцатого века. Таким образом, пьеса представляет собой Россию в миниатюре.

Урок: 2

Класс: 9

Дата:

Тема: Герои комедии Н.В. Гоголя

Цель: выявить, как в комедии создаются образы героев

Задачи:

- образовательные (показать, что герои у Гоголя не сатирические типы, обозначенные одной чертой характера, а живые люди, в которых какая-то черта лишь доминирует; обратить внимание на важность ремарок в комедии, речевой характеристики героя)

- развивающие (научить работать с текстом, взаимодействовать с группой, высказывать свое мнение)

- воспитательные (содействовать формированию нравственных качеств)

План урока:

  1. Постановка спорного вопроса
  2. Работа в группах
  3. Представление своей работы в классе
  4. Ответ на спорный вопрос

Вид урока: урок изучения нового материала

Методы: работа с текстом, работа в группах

Оборудование: рекламное видео постановки театра им. Ермоловой (режиссер – Землянский)

Ход урока:

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организацион-ный

2 мин.

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

  1. Актуализация знаний

6 мин.

Слово учителя:

- В театре им. Ермоловой в 2015 году состоялась премьера постановки комедии «Ревизор» режиссера Землянского – без слов, но с танцами. Эта постановка имела успех, она идет до сих пор. Я предлагаю посмотреть небольшое видео с фрагментами этого спектакля.

Просмотр видеофрагмента.

- Как вы думаете, что дало возможность режиссеру поставить комедию «Ревизор» без слов? Насколько такая постановка отражает содержание пьесы?

- Теряем ли мы что-то, когда убираем со сцены все реплики героев? Давайте попробуем ответить на этот вопрос в конце нашего урока.

Просмотр видеофрагмента, ответы на вопросы учителя:

- С помощью такой постановки режиссеру удается воплотить дух гоголевской пьесы. Видеофрагмент отражает суету, беготню чиновников, ошарашенных внезапным приездом ревизора. Большое количество дверей, в которых перемещаются жители города, говорит о том, что у каждого из них свои секреты. Такая постановка может показывать и отсутствие глубины в характерах героев. Однако вызывает сомнение этот спектакль. Большую роль в пьесе Гоголя играют реплики героев.

  1. Изучение нового материала

15 мин.

Работа в группах. Учитель дает время классу объединиться в группы по 4-6 человек.

Каждой группе дается листочек с заданиями. Группа должна проанализировать героев в следующем ключе:

- действия героев в пьесе (чем он занимается по жизни и в свободное время)

- как эти герои говорят?

- какие ремарки использует Н.В. Гоголь, чтобы раскрыть этих героев?

- что об этих героев мы узнаем в конце пьесы из письма Хлестакова?

Интересующие герои:

- Городничий

- Бобчинский и Добчинский

- Артемий Филлипович и Аммос Федорович

- Анна Андреевна и Марья Антоновна

- Лука Лукич, почтмейстер

Пока ребята работают, учитель наблюдает, отмечает наиболее активных учеников в каждой группе.

Класс самостоятельно делится на группы, получает карточки с заданиями.

Работа с текстом комедии в группах.

Ребята делают записи в тетрадях на протяжении всего этапа.

  1. Этап демонстрации

12 мин.

Учитель просит каждую группу представить свои размышления для одноклассников. Контролирует, чтобы другие группы задавали вопросы.

Делятся своими мыслями с одноклассниками.

Каждая группа должна отметить, основываясь на примерах из текста, что характеры абсолютно всех героев можно раскрыть через речь. Все они говорят по-разному. Многое зависит от того вида деятельности, которым они занимаются. Так, Бобчинский и Добчинский все время пытаются что-то рассказать, бесконечно перебивая друг друга. Что касается их занятий в городе – создается впечатление, что они заняты только поисками новых сплетен.

Большую роль у Н.В. Гоголя играют ремарки. Часто повторяется ремарка «в сторону». Она показывает неуважительное отношение героев друг к другу, их закрытость друг от друга. У каждого из них свои скелеты в шкафах. Но все они обнажаются перед Хлестаковым. Поэтому его письмо становится своего рода зеркалом, которое вдруг открывает героям их недостатки.

  1. Этап рефлексии

3 мин.

- Ребята, вы все молодцы, хорошо постарались на уроке. А теперь давайте вернемся к началу нашего урока и постараемся ответить на вопрос: Теряем ли мы что-то, когда убираем со сцены все реплики героев?

Учитель проставляет оценки за урок.

Ответ на вопрос:

- Конечно, теряем. Реплика героя в пьесе – основное средство раскрытия его характера. Без нее понимание пьесы будет недостаточно полной.

  1. Домашнее задание

2 мин.

Перечитать действие 2 (явления 2-5), разработать мини-проект постановки (костюмы, декорации, расположение героев).

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Вывод: все герои пьесы Н.В. Гоголя – люди интересные. Драматург постарался сделать так, чтобы они отличались друг от друга. Важные средства характеристики героя – его речь и ремарки. Без речевой характеристики образ персонажа не может быть полным.

Урок: 3

Класс: 9

Дата:

Тема: Хлестаков и «хлестаковщина»

Цель: обсудить самого интересного героя пьесы – Хлестакова

Задачи:

- образовательные (показать детям, что Хлестаков – самый неоднозначный герой пьесы, его нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям; обсудить, почему возникло такое понятие как «хлестаковщина», и что оно обозначает)

- развивающие (раскрытие творческого потенциала учеников)

- воспитательные (содействие формированию нравственных качеств)

План урока:

  1. Постановка цели урока
  2. Проверка мини-проектов (домашнее задание)
  3. Выборочное чтение основных эпизодов пьесы, связанных с Хлестаковым
  4. Обсуждение вопроса хлестаковщины (рефлексия)

Вид урока: урок изучения нового материала

Методы: беседа, мини-проект постановки пьесы

Оборудование: текст пьесы

Ход урока:

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организацион-ный

2 мин.

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

  1. Актуализация знаний, постановка цели

2 мин.

- На прошлом уроке мы с вами обсуждали героев пьесы комедии Н.В. Гоголя. Какого героя мы с вами упустили? Как вы думаете, почему?

- О чем пойдет речь на нашем уроке? Попробуйте сформулировать его цель.

Когда комедия Н.В. Гоголя вышла в свет, критик спорили как раз об образе Хлестакова. Белинский по началу решил, что он не является главным героем, а вся пьеса сосредоточена на образе городничего. Но потом Белинский изменил свое мнение. Так чем же интересен Хлестаков?

Ответы учеников:

- Мы упустили еще одного важного героя – Хлестакова. Наверное, потому что он не является жителем города, он как-то противостоит всем остальным героем.

Цель нашего урока – обсудить образ Хлестакова, понять, чем же он отличается от всех остальных героев.

  1. Открытие нового знания

30 мин.

  1. Проверка домашнего задания.

- ребята, дома вам надо было придумать инсценировку второго действия, где впервые появляется герой нашего урока. Поделитесь своими идеями.

Когда вы дома работали с текстом, на что вы обратили внимание? Кто такой Хлестаков? Что он делает в этом городе? Как он обращается со своим слугой? С хозяином гостиницы?

  1. Читаем явление 8 (появление городничего). Вопросы:

- из-за чего появляется недоразумение?

- как ведут себя герои? (обратить внимание на ремарки)

- на протяжении всей пьесы Хлестаков выглядит обманщиком, но так ли это на самом деле?

3) Чтение действия 4.

Задача учителя – показать, что Хлестаков, изначально никого обманывать не планировавший, просто начинает подстраиваться под ситуацию, ему выгодную. Жители города сами приносят, сами дают ему деньги. Прием градации. Сначала Хлестакову практически суют деньги, веря в то, что он и есть ревизор. Затем он начинает наглеть, уже сам просит деньги, с каждым входящим к нему в комнату увеличивая сумму.

Вопросы для детей:

- как ведет себя Хлестаков?

- в чем проявляется прием градации?

- как ведут себя жители города? (снова не забываем обращать внимание на ремарки)

4) Чтение явлений 12-14 (действие 4) по ролям.

Задача – показать, что Хлестаков рисуется, чувствуя себя столичным франтом. Он сам искренне верит в то, что он хорош, поэтому ему верят окружающие.

Вопросы для обсуждения:

- Как Хлестаков очаровывает Марью Антоновну и Анну Андреевну? Только ли в нем дело?

1) Ученики выступают перед классом со своими идеями.

Ответ на вопрос:

Мы обратили внимание на развязное поведение Хлестакова, на то, что он не особо переживает из-за денежных проблем, он живет сегодняшним днем, ради своего же удовольствия. Такое поведение немного настораживает, но мы помним, что сам Н.В. Гоголь называет Хлестакова лицом приголуповатым, пустейшим. В городе он проездом. Видно, что ему здесь тоже не нравится. Он хотел бы находиться в столице, но возможностей нет. С Осипом он ведет себя как со слугой, вот только Осип умнее Хлестакова, поэтому он выкручивается во всех ситуациях (говорит, что не лежал на кровати; зовет хозяина гостиницы вместо того, чтобы просить для Хлестакова еды). Хлестаков ему это все прощает, он человек не злой. Сейчас он в безвыходной ситуации, попал в которую благодаря своей же глупости.

  1. Важно отметить, что и городничий, и Хлестаков попадают в комическую ситуацию благодаря своему страху. Хлестакову хочется есть, он боится, что его совсем выгонят. А городничий страх как боится ревизора, поэтому готов принять за него любого проезжего. Он тут же начинает подлизываться, лукавить (ремарка «в сторону», которой, кстати, у Хлестакова нет, то есть он не врет в этом явлении).
  2. Ответы на вопросы учителя:

- Хлестаков, видя, что ему многое сходит с рук, начинает подстраиваться под обстоятельства. Поэтому он уже сам просит деньги, начинает лукавить, смеяться над чиновниками. При этом он сам не понимает, что его приняли за ревизора, он думает, что это его заслуга: «я им вчера подпустил пыли».. В этом проявляется его глупость.

А жители смешны и жалки, они подлизываются, унижаются. И Хлестаков прав, что осуждает их.

  1. Чтение по ролям.

Ответы на вопросы:

Хлестаков очаровывает их, потому что сам себя ощущает столичным модником. Он верит в это, поэтому нельзя до конца принимать его слова за ложь. Это в очередной раз глупость.

А женщины сами виноваты в случившемся, ведь они обе выросли на любовных романах, они обе мечтают о богатом любовнике, и в итоге оказываются ослеплены своей мечтой и недальновидностью.

  1. Этап рефлексии

5 мин.

- А в чем, собственно, вина Хлестакова?

- Исследователи никак не могут определить, что за поведение демонстрирует Хлестаков. Это поведение никак нельзя объяснить словами плут, глупец, обманщик. Поэтому в литературоведении появилось слово «хлестаковщина». Как вы думаете, что оно означает?

- Вопрос о вине Хлестакова открыт, потому что он только подстраивается под удобные ему обстоятельства. Жители города сами роют себе яму своей глупостью.

- Хлестаковщина – умение примерить на себя придуманный другими образ, не имеющий ничего общего с реальностью.

  1. Домашнее задание

2 мин.

Записать определения слова «хлестаковщина».

Записывают задание в дневники.

Вывод: Хлестаков – самый интересный герой пьесы. Его нельзя назвать плутом и обманщиком, потому что первоначально он не собирался никого обманывать. Но жители города сами толкают глупца Хлестакова примерить на себя придуманный ими образ, чему он только рад. Поведение героя в литературоведении называется «хлестаковщина», потому что никаким другим словом его однозначно назвать нельзя.

Урок: 4

Класс: 9

Дата:

Тема: Новаторство комедии Н.В. Гоголя

Цель: показать, в чем проявилось новаторство Н.В. Гоголя

Задачи:

- образовательные (обозначить особенности драматургии Н.В. Гоголя, поговорить о композиции пьесы, о соблюдении правил трех единств, вспомнить особенности драматического произведения)

- развивающие (умение анализировать произведение, видеть его композиционные части)

- воспитательные (содействие формированию нравственных качеств)

План урока:

  1. Постановка цели
  2. Обсуждение принципов построения драматического произведения на примере пьесы
  3. Обсуждение композиции драматического произведения на примере пьесы
  4. Вопрос о немой сцене
  5. Рефлексия

Вид урока: урок-обобщение

Методы: работа с таблицей

Оборудование: презентация, текст пьесы

Ход урока:

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организацион-ный

2 мин.

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

  1. Актуализация знаний, постановка цели

3 мин.

Слово учителя:

П.А. Вяземский писал: «Говорят, что в комедии Н.В. Гоголя не видно ни одного умного человека; неправда: умен автор…».

Согласны ли вы с этим высказыванием?

-Давайте вернемся к первому уроку, на котором мы поставили вопрос: «Почему пьеса оказалась такой популярной?». Какое произведение может стать популярным?

- Как вы думаете, что нас будет интересовать сегодня на уроке?

Дети соглашаются с высказыванием, аргументируют это тем, что Н.В. Гоголю удалось сделать пьесу интересной и злободневной.

Популярным может стать то произведение, которое отличается чем-то от тех, что уже написаны. В нем должно быть что-то новое, интересное.

- На уроке мы постараемся ответить на вопрос, что нового и интересного сделал Н.В. Гоголь в своей пьесе, чтобы она стала такой популярной.

  1. Открытие нового знания

25 мин.

  1. Ребята, сегодня мы с вами вспомним, по какому принципу создаются драматические произведения. Без теории мы не сможем определить, в чем новаторство комедии Н.В. Гоголя.

Начнем мы с определения драмы как рода литературы. Что такое драма? Какие драматические жанры вы знаете?

К какому жанру можно отнести пьесу Н.В. Гоголя? Почему?

  1. На экране вы видите таблицу, которая называется «Правило трех единств». Со времен классицизма драматурги, когда писали свои пьесы, пытались придерживаться этого правила. Давайте перечертим эту таблицу в тетрадь, заполним ее по отношению к комедии Н.В. Гоголя.

Единство времени

Единство действия

Единство места

- Самое простое – единство времени. Сколько протекает действие пьесы?

- В каком месте происходит действие? Что это за город? Есть ли у него достопримечательности? Что о нем нам известно в пьесе? Почему Н.В. Гоголь взял именно обобщающий образ города?

- Едино ли действие? На чем завязывается это действие?

Как называется в пьесе организующий компонент, который является источником действия?

Определите, что именно является конфликтом в данной пьесе? В чем особенности этого конфликта.

Слово учителя про миражную интригу:

Ю. Манн писал о миражной интриге в пьесе «Ревизор». В основе этой пьесы не любовная интрига, традиционная для драматургии. Нет героя-резонера, героя положительного и отрицательного, которые конфликтуют между собой. А есть куча героев, которые благодаря своему страху устремляются вникуда, за пустотой, за миражом. Герои пытаются обмануть друг друга, но сами обманываются. Мы увидим это, когда будем разбирать композицию пьесы Н.В. Гоголя.

3) - Что такое композиция? Какие композиционные части драматического произведения вы знаете?

Давайте заполним еще одну таблицу:

Композиция драматического произведения

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

  1. Давайте подробнее остановимся на немой сцене, перечитаем ее, попытаемся представить.

В литературоведении до сих пор спорят, какой же смысл несет в себе эта сцена. Точного ответа нет и быть не может.

А как вы думаете, для чего драматургу понадобилась немая сцена?

4) Просмотр фрагмента немой сцена из х/ф «Ревизор» (1985 год). Какой эффект возникает при зрительном восприятии немой сцены?

1)Драма – это род литературы, предназначенный для постановки на сцене. В драме есть действующие лица, реплики, ремарки и т.д. Основные драматические жанры: комедия, трагедия, драма.

- Пьеса Гоголя – это комедия, потому что в ней высмеиваются людские пороки.

2) Дети отвечают на вопросы учителя. Записи в тетради:

Единство времени

Единство действия

Единство места

Действие укладывается в одни сутки

Все персонажи относятся к одной сюжетной линии, которая связана с приездом ревизора

Город, в котором все происходит. Это город-обобщение всех уездных городов России

Конфликт. В данной пьесе конфликт – недопонимание жителей города и Хлестакова. Конфликта как спора между людьми в этой пьесе не возникает. Но все действие завязывается на эмоции – на страхе.

Получается, что движущей силой в этой пьесе является страх.

3)Композиция – это построение действия.

Композиционные части: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Композиция драматического произведения

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Завязка- первая же реплика городничего о том, что в город едет ревизор. Пьеса завязывается на общем страхе

Действие развивается с развитием страха. Страха в пьесе с каждым явлением становится все больше и больше. Тут же появляются интриги, герои пытаются друг друга обмануть

Кульминация – самый напряженный момент в пьесе. Когда Хлестаков принимает правила игры этого города, наглеет, требует дать ему деньги на дорогу. Т.е. люди сами же себя обманывают.

Отъезд Хлестакова, его письмо. Немая сцена.

4)Чтение немой сцены. Дети делятся своими впечатлениями.

Немая сцена – осознание того, что произошло. Но что будет после нее неизвестно. Герои могут исправиться, но все может остаться как прежде.

Вариантов может быть много. Каждого ребенка нужно выслушать.

5)Создается ощущение внезапности, ошарашенности. Режиссеру удалось воплотить тот эффект, который задумал драматург. Но время продолжительности немой сцены в фильме меньше, чем задумывал автор.

  1. Этап рефлексии

7 мин.

-Ребята, обобщим все, что мы узнали про комедию Н.В. Гоголя «Ревизор».

Что нового сделал Гоголь, чтобы эта пьеса стала такой популярной?

Делятся своими впечатлениями.

Новаторство Гоголя:

- конфликт (страх, миражная интрига)

- обобщенный образ города

- интересные, неоднозначные герои

- хлестаковщина как явление

- наличие немой сцены

  1. Домашнее задание

3 мин.

Письменно обобщить выводы, сделанные на уроке.

Записывают задание в дневники.

Вывод: популярность этой пьесы во многом зависит от новаторства автора. Гоголь завязывает действие своей пьесы на чувстве страха, которое испытывают герои, отказываясь от любовной интриги. Исследователи в связи с этим пишут о «миражной» интриге, т.е. погоне героев за чем-то нереальным. На этом и держится действие пьесы. Открытие правды для героев завершается немой сценой, интерпретировать которую однозначно нельзя.

Список источников:

  1. Вяземский П.А. Ревизор / П.А. Вяземский. Сочинения в 2-х т. – Москва: Худож. лит., 1982. – Электронный ресурс [http://az.lib.ru/w/wjazemskij_p_a/text_0440.shtml] (Дата посещения: 31.05.2018)
  2. Дружинин А.В. Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения / Дружинин А.В. Литературная критика. - Москва: Сов. Россия, 1983. – Электронный ресурс [http://az.lib.ru/d/druzhinin_a_w/text_0120.shtml] (Дата посещения: 31.05.2018)
  3. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. / Ю.В. Манн. - М. : Худож. лит., 1988. 413 с. – Электронный источник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новаторство комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Подготовила Аразова М.А.

Слайд 2

СодержаНИЕ План уроков Урок 1: Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» как отражение русско ... Урок 2: Герои комедии Н.В. Гоголя Урок 3: Хлестаков и «хлестаковщина» Урок 4: Новаторство Н.В. Гоголя в комедии «Ревизор» Использованные методы: Использованные источники:

Слайд 3

План уроков

Слайд 4

Урок 1: Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» как отражение русской жизни Цель: эмоционально настроить на восприятие пьесы, показать что Н.В. Гоголь в этой пьесе отразил жизнь России XIX века

Слайд 5

Урок 2: Герои комедии Н.В. Гоголя Цель: выявить, как в комедии создаются образы героев

Слайд 6

Спорный вопрос http://www.ermolova.ru/repertoire/view/40/

Слайд 7

Урок 3: Хлестаков и «хлестаковщина» Цель: обсудить самого интересного героя пьесы – Хлестакова

Слайд 8

Важные эпизоды: Эпизод в гостинице (разговор с Осипом, встреча с городничим) Принятие взяток Хлестаков рисуется перед дамами Д.Аверин в роли Хлестакова

Слайд 9

Что такое « хлестаковщина» ?

Слайд 10

Урок 4: Новаторство Н.В. Гоголя в комедии «Ревизор» Цель: показать, в чем проявилось новаторство Н.В. Гоголя Задачи: образовательные (вспомнить особенности драматического произведения, обозначить особенности драматургии Н.В. Гоголя, поговорить о композиции пьесы, о соблюдении правил трех единств) - развивающие (умение анализировать произведение, видеть его композиционные части) - воспитательные (содействие формированию нравственных качеств)

Слайд 11

План урока:

Слайд 12

«Говорят, что в комедии Н.В. Гоголя не видно ни одного умного человека; неправда: умен автор…». П.А. Вяземский Почему эта пьеса стала такой популярной?

Слайд 14

Единство времени Единство места Единство действия

Слайд 15

Единство времени Единство места Единство действия Действие укладывается в одни сутки

Слайд 16

Единство времени Единство места Единство действия Действие укладывается в одни сутки Город, в котором все происходит. Это город-обобщение всех уездных городов России

Слайд 17

Единство времени Единство места Единство действия Действие укладывается в одни сутки Город, в котором все происходит. Это город-обобщение всех уездных городов России Все персонажи относятся к одной сюжетной линии, которая связана с приездом ревизора

Слайд 18

Единство времени Единство места Единство действия Действие укладывается в одни сутки Город, в котором все происходит. Это город-обобщение всех уездных городов России Все персонажи относятся к одной сюжетной линии, которая связана с приездом ревизора Конфликт - ?

Слайд 19

Композиция драматического произведения Завязка Развитие действия Кульминация Развязка

Слайд 20

Композиция драматического произведения Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Завязка - первая же реплика городничего о том, что в город едет ревизор. Пьеса завязывается на общем страхе

Слайд 21

Композиция драматического произведения Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Завязка - первая же реплика городничего о том, что в город едет ревизор. Пьеса завязывается на общем страхе Действие развивается с развитием страха. Страха в пьесе с каждым явлением становится все больше и больше. Миражная интрига

Слайд 22

Композиция драматического произведения Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Завязка - первая же реплика городничего о том, что в город едет ревизор. Пьеса завязывается на общем страхе Действие развивается с развитием страха. Страха в пьесе с каждым явлением становится все больше и больше. Миражная интрига Кульминация – самый напряженный момент в пьесе. Когда Хлестаков принимает правила игры этого города, наглеет, требует дать ему деньги на дорогу. Т.е. люди сами же себя обманывают.

Слайд 23

Композиция драматического произведения Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Завязка - первая же реплика городничего о том, что в город едет ревизор. Пьеса завязывается на общем страхе Действие развивается с развитием страха. Страха в пьесе с каждым явлением становится все больше и больше. Миражная интрига Кульминация – самый напряженный момент в пьесе. Когда Хлестаков принимает правила игры этого города, наглеет, требует дать ему деньги на дорогу. Т.е. люди сами же себя обманывают. Отъезд Хлестакова, его письмо. Немая сцена.

Слайд 24

Споры о немой сцене Ревизор. 1985. (СССР. фильм-комедия Н.В.Гоголя).mp4

Слайд 25

Использованные методы:

Слайд 26

Использованные источники: Вяземский П.А. Ревизор / П.А. Вяземский. Сочинения в 2-х т. – Москва: Худож . лит., 1982. – Электронный ресурс [ http://az.lib.ru/w/wjazemskij_p_a/text_0440.shtml ] (Дата посещения: 31.05.2018) Дружинин А.В. Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения / Дружинин А.В. Литературная критика. - Москва: Сов. Россия, 1983. – Электронный ресурс [ http://az.lib.ru/d/druzhinin_a_w/text_0120.shtml ] (Дата посещения: 31.05.2018) Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. / Ю.В. Манн. - М. : Худож . лит., 1988. 413 с. – Электронный источник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по комедии "Недоросль" в 7 классе

В презентации представлена система уроков по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" в 7 классе по программе Г.Меркина...

"Система уроков по изучению комедии Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Презентация  содержит теоретический, аналитический и иллюстрационный материал по изучению комедии Н.В.Гоголя "Мёртвые души"....

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Система уроков по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в 8 классе.

Данная разработка представляет из себя 7 уроков по комедии Гоголя "Ревизор", на которых детально исследуются особенности драматических произведений, речевая характеристика персонажей, раскрытие внутре...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Система уроков по комедии Н В Гоголя "Ревизор"

Мною представлена система уроков по комедии Н В Гоголя "Ревизор" для 8 класса по программе В Я Коровиной...

Система уроков по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (8 класс)

Система уроков по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (8 класс) Урок 1. Тема: «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Переполох в уездном городе. Комментированное чтение 1 действия»....