Урок Победы
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Самостоятельное чтение. На дорогах войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского и других поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyashchennaya_voyna.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Победы
Тема урока: Самостоятельное чтение. На дорогах войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского и других поэтов.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с творчеством поэтов военной поры и их судьбами, с лирикой военных лет, имеющей огромное значение в патриотическом воспитании молодого поколения.
2. Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне.
3. Развивать умения выразительно читать и анализировать лирическое произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать связную речь, зрительную и слуховую память учащихся.
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина
Ход урока
Сегодня у нас урок самостоятельного чтения «На дорогах войны посвящен» Дню Победы. Через несколько месяцев мы будем отмечать 75- летие со дня окончания Великой Отечественной войны. Давайте посмотрим, как все это начиналось. «Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул к ним руки. Немцы, кончив кофе пить, в тот миг влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной, что вся земля ещё спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной всего каких-то пять минут осталось!»
Это строки из стихотворения С. Щипачёва «22 июня 1941 года». Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Всё, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнём. Многие матери отметят этот день чёрным числом. На многих полянах появятся первые холмики могил.
(видео начало войны)
Вы посмотрели кадры начала войны. Но наша страна огромная, и не вся территория подверглась нападению врага, поэтому многие не знали о начале войны. Сейчас мы с вами послушаем, как объявили о начале войны.
Прослушивание сообщения Левитана.
Сообщение Левитана о нападении фашистской Германии разделило жизнь наших мирных граждан на «до» и «после». 1418 дней и ночей длилась ВОВ.
- Страшной была плата за спасение Отечества. Более 27 миллионов погибших – это последние данные.
22 июня 1941 года писатели и поэты Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг, на котором была принята резолюция: «Каждый советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!»
В то время всё было общим – страдание и горе, надежды и радости, вера в победу. Большую роль тогда играла поэзия.- Как вы думаете почему? (поэзия помогала людям выразить свои чувства и настроения, выделить некоторые важные для них моменты войны, сохранить их в своей памяти).
Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий.
Какую помощь могли оказать поэты и писатели, чтобы приблизить победу
Поднять боевой дух солдат, поддержать морально в тылу, просто правдиво хронологически фиксировать события.
-Каких поэтов и писателей, посвятивших свои произведения теме Великой Отечественной войны, вы знаете?
Поэзия времен Великой Отечественной войны представляет собой целую поэтическую вселенную, состоящую из множества поэтических миров – ярких, индивидуальных, вместе с тем составляющих идейно-художественное единство. Она как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, впервые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными, в них в чеканной форме выразилось народное самосознание, народная точка зрения на события. Первым, наиболее значимым произведение ВОВ стала песня «Священная война».
«Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!»
24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Еще день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.
Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.
Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. За время войны песня дважды записывалась на грампластинки: в 1941 и 1942 г.
Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня»
Да, каждое произведение имеет свою историю. Не менее интересна и судьба стихотворения К. М. Симонова «Жди меня». С 1941 по 1945 гг. – Симонов был военным корреспондентом газеты “Красная звезда”. В январе 1942 года он предложил это стихотворение для публикации редактору газеты 44-й армии И. М. Кокареву, тот ответил отказом. По воспоминаниям Симонова о разговоре с редактором «стал что-то бормотать, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое». Но в итоге стихотворение всё же было напечатано. Оно стало настоящим девизом для всех жён и матерей, проводивших своих родных на страшную битву. В одном из писем-откликов на стихотворение было написано: «Оно вселяло надежду и в тех, кто верил, что их ждут, и в тех, кто ждал. Я ежедневно многократно заглядывала в почтовый ящик и шептала, как молитву» «Жди меня, и я вернусь всем смертям назло…» - и добавляла: «Да, родной, я буду ждать, я умею».
Мы заслушали с вами стихотворение Константина Михайловича Симонова, посвященное любимой женщине Валентине Серовой. Нас с вами интересует необычное написание стихотворения. К какому жанру лирики его можно отнести? (к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу - В.С.).
А с какой целью автор пишет это послание? (ответы обучающихся)
Действительно, уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина. В стихотворении он просит любимую, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых. Поэтому оно звучит как заклинание, как молитва.
В стихотворении есть ключевое слово. Какое? (жди)
Для чего его использует автор? (наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа).
- К. Симонов говорил, что писать о войне трудно. Ребята, как вы думаете, почему писать о войне трудно?
Стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество»
8 марта 1942 г. в газете “Правда” было напечатано стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”. Сегодня – это наша отечественная классика. Что оно вмещает в себя? Трагический опыт первого полугода войны и первых месяцев блокады Ленинграда, раздумья о судьбах Родины и национальном достоинстве, призыв к мужеству и непоколебимую уверенность в том, что народ выстоит.
Не обошла стороной Великая Отечественная война и Курскую землю. Ку́рская би́тва (5 июля — 23 августа 1943 года; также известна как Битва на Курской дуге) — совокупность стратегических оборонительно -наступательных операций Красной армии в Великой Отечественной войне с целью сорвать крупное наступление сил вермахта и разгромить его стратегическую группировку. По своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. В историографии считается самым крупным (величайшим) танковым сражением в истории. В нём участвовали около 2 млн человек, 6 тысяч танков, 4 тысячи самолётов; сражение проложило «путь к великим советским наступательным действиям 1944-45 годов».
23 августа является Днём воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год). Белгород, Курск и Орёл стали первыми городами России, которым присвоено почётное звание «Город воинской славы».
Эпиграфом к нашему уроку послужило небольшое стихотворение Юлии Друниной:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1) Работа с эпиграфом
-Ребята, какие ассоциации у вас связаны со словом война? (страх, боль, ужас, слезы, потери, смерть)
- А как вы понимаете значение слова война? (столкновение двух враждующих сторон)
-В эпиграфе нам дается слово рукопашный, а что такое рукопашный?
Немцы, уверенные в неоспоримом преимуществе огнестрельного оружия, даже и подумать не могли, что оно не всегда способно выручить. Нередко исходы противостояний приходилось решать в рукопашной схватке, к чем солдаты вермахта оказались совершенно не готовы.
Статистика свидетельствует, что красноармейцы на ВОВ инициировали рукопашную схватку примерно в 70% случаев. Немцы по возможности старались избегать сближения с советскими солдатами, так как итог ближнего боя зачастую был не в их пользу. «Кто в рукопашной не дрался с русскими, тот войны не видал», – эта фраза, сказанная одним из офицеров вермахта, стала крылатой.
- Что мы с вами понимаем, прочитав это небольшое стихотворение, страшно ли на войне? (тот, кто не был на войне, ничего о ней не знает и не может утверждать, что там не страшно. Война – это вовсе не игра, а серьёзные боевые действия).
- Из каких источников мы сейчас узнаём все ужасы кровопролитной войны? (из уст тех, кто выжил, из кинофильмов, песен и стихотворений, из дневников участников войны, многие из которых не увидели победного дня).
С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов войны.
- Поднимите руку те, у кого есть знакомые-ветераны войны? Может быть, кто-то из ваших родственников является ветераном? Расспрашивали ли вы их когда-нибудь о военных подвигах? (ответы обучающихся)
(видео)
Ребята, не за горами великий праздник – День Победы. А что бы вы могли пожелать или сказать ветеранам Великой Отечественной войны, которых с каждым годом становится все меньше и меньше? Может быть, вы что-то хотели бы сказать поэтам-участникам Великой Отечественной войны? Или нынешнему поколению, то есть своим сверстникам? Подумайте, и запишите несколько предложений в тетрадь.
Учащиеся зачитывают тексты, которые у них получились.
Видеочтение «Реквиема»
- Что затронуло вас больше всего в прочитанных сегодня стихотворениях?
- О чём мы не должны с вами забывать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...
Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....
Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....
Сценарий классного часа «Урок Победы», посвящённого празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Соде...
Разработка классного часа "Урок Победы", посвящённый Году памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов
Классный час подготовлен для учащихся 5 класса и проведен в День знаний 2 сентября 2019года...
Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»
Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам» Цель: формировать...
РАЗРАБОТКА УРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
РАЗРАБОТКАУРОКА ПОБЕДЫ, ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ПАМЯТИ М СЛАВЫ – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...