Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета
план-конспект по литературе

Купич Анна Александровна

Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roman_prestuplenie_i_nakazanie.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Замысел произведения появился у писателя еще в 1859, когда он отбывал наказание на каторге. Изначально Достоевский собирался написать роман «Преступление и наказание» в форме исповеди, но в процессе работы первоначальная идея постепенно изменилась и, описывая свое новое произведение редактору журнала «Русский вестник» (в котором книгу впервые напечатали), автор характеризует роман как «психологический отчет одного произведения».

«Преступление и наказание» относится к литературному течению реализм, написано в жанре философско-психологического полифонического романа, так как идеи героев в произведении равноправны между собой, а автор стоит рядом с персонажами, а не над ними.

Главные герои

Родион Раскольников – бедный студент, молодой, гордый, бескорыстный юноша. Он «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

Соня Мармеладова – родная дочь Мармеладова, пьяницы, бывшего титулярного советника. «Девушка малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Петр Петрович Лужин – жених Дуни, расчетливый, «чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией» господин сорока пяти лет.

Аркадий Иванович Свидригайлов – азартный игрок с противоречивым характером, переступивший через несколько жизней. «Человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный».

Порфирий Петрович – пристав следственных дел, который занимался делом об убийстве старухи-процентщицы. «Человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард». Человек умный, «скептик, циник».

Разумихин – студент, друг Родиона. Очень неглупый молодой человек, хотя иногда простоватый, «наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача».

Дуня (Авдотья Романовна) Раскольникова – сестра Раскольникова, «твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем» девушка. «У нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые».

Другие персонажи

Алена Ивановна – старуха-процентщица, которую убил Раскольников.

Лизавета Ивановна – сестра старухи-процентщицы, «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои».

Семен Захарович Мармеладов – отец Сони, пьяница, «человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной».

Екатерина Ивановна Мармеладова – женщина благородного происхождения (из разорившейся дворянской семьи), мачеха Сони, жена Мармеладова. «Ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами».

Пульхерия Александровна Раскольникова – мать Родиона, женщина сорока трех лет.

Зосимов – доктор, приятель Раскольникова 27-ми лет.

Заметов – письмоводитель в полицейском участке.

Настасья – кухарка хозяйки, у которой снимал комнату Раскольников.

Лебезятников – сосед Лужина по комнате.

Микола – красильщик, сознавшийся в убийстве старухи

Марфа Петровна Свидригайлова – жена Свидригайлова.

Полечка, Леня, Коля – дети Катерины Ивановны.

Жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.

По жанру «Преступление и наказание» (1866) — роман, главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни. Кроме того, в «Преступлении и наказании» можно отметить жанровые признаки: детектива (читатель с самого начала знает, кто убийца старухи процентщицы, но детективная интрига сохраняется до конца — признается Раскольников, попадёт в ловушку следователя Порфирия Петровича или выскользнет?), бытового очерка (подробное описание бедных кварталов Петербурга), публицистической статьи (статья Раскольникова «О преступлении»), духовного писания (цитаты и перифразы из Библии) и т.д.

Социальным этот роман можно назвать потому, что Достоевский рисует жизнь обитателей трущоб Петербурга. Тема произведения — показ нечеловеческих условий существования бедняков, их безнадёжности и озлобленности. Идея «Преступления и наказания» состоит в том, что писатель осуждает современное ему общество, которое допускает, чтобы его граждане жили в беспросветной нужде. Такое общество преступно: оно обрекает на гибель слабых, беззащитных людей и одновременно порождает ответное преступление. Эти мысли выражены в исповеди Мармеладова, которую он произносит в грязном трактире перед Раскольниковым (1,II).

Роман «Преступление и наказание» является чрезвычайно сложным художественным произведением, в котором теснейшим образом соединяются картины современной Достоевскому российской жизни (60-е годы XIX века) и рассуждения о «вечном» вопросе человечества — о «праве на кровь». Выход российского общества из экономического и духовного кризиса (иначе он называется первой революционной ситуацией) писатель видит в обращении людей к христианским ценностям. Он даёт своё решение поставленного нравственного вопроса: ни при каких обстоятельствах человек не вправе судить — жить или умереть другому, нравственный закон не позволяет «кровь по совести».

Композиция романа "Преступление и наказание" (особенности сюжета, "полифонический" роман) :

1. "Полифонический" роман. "Преступление и наказание" считается "полифоническим" романом. Почему? Дело в том, что, помимо главного героя, Раскольникова, в романе участвуют такие яркие персонажи, как чиновник Мармеладов, его дочь Соня Мармеладова, сестра главного героя Дуня Раскольникова, развратный барин Свидригайлов, хитрый делец Лужин и др. Жизнь каждого из этих персонажей представляет собой важную сюжетную линию в романе. Судьбы этих героев интересны каждая по-своему. При этом сюжетные линии этих персонажей пересекаются между собой. Это многообразие ярких равноценных персонажей создает ощущение многоголосия: каждый "голос" (то есть персонаж) важен по-своему. Поэтому "Преступление и наказание" называют "полифоническим", то есть многоголосным романом.

2. Временные рамки.   Роман "Преступление и наказание" отличается довольно внушительным объемом. При таком объеме в романе вполне могла бы "уместиться" многолетняя история (как например, в романе "Война и мир"). На самом деле в романе "Преступление и наказание" события разворачиваются в течение всего около 2-ух недель (не беря во внимание эпилог). В эти 2 недели в жизни большинства героев "Преступления и наказания" происходят десятки судьбоносных событий. Эта сжатость повествования и насыщенность событиями являются отличительными особенностями романа "Преступление и наказание".

3. Особенности композиции На первый взгляд, композиция романа "Преступление и наказание" кажется вполне лаконичной и понятной. Роман содержит 6 частей и эпилог. Каждая из частей разбита на главы (по 6-7 глав в каждой части). Эту разбивку на части и главы можно считать вполне традиционной. Однако важной особенностью романа является то, что дни Раскольникова протекают в своем "ритме" и мало соотносятся с частями и главами. 1-ая часть романа, до преступления Раскольникова, выглядит относительно стройной: здесь автор описывает 3 дня из жизни Раскольникова, включая день преступления. Повествования протекает довольно размеренно. Начиная со 2-ой части, после преступления Раскольникова, события происходят более интенсивно, в сюжет вплетается все больше персонажей. В романе отсутствует "привязка" событий к разбивке на главы и части (см. Краткое содержание по дням и главам). Это отсутствие синхронизации между днями и главами, вероятно, можно считать задумкой автора. Таким способом Достоевский, вероятно, хотел подчеркнуть "потерянное" состояние Раскольникова, который после преступления живет в "своем мире", теряя ощущение времени. 

4. Трагическая судьба героев. Ещё одной особенностью романа "Преступление и наказание" является трагическая судьба большинства героев романа. Если вдуматься, то около половины героев романа погибают или умирают в ходе повестования.    В романе участвует около 15 значимых героев, и 7 из них в конце концов заканчивают свое существование на страницах романа: Катерина Ивановна и Пульхерия Александровна умирают своей смертью; старуха-процентщина и ее сестра Лизавета, чиновник Мармеладов и Марфа Петровна погибают при разных обстоятельствах; Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Это очень печальная особенность романа.  К счастью, несколько ключевых персонажей продолжают "жить" после окончания романа: Раскольников, Соня Мармеладова, Дуня Раскольникова, Разумихин. Интересно, что среди "выживших" персонажей большинство - именно молодые люди. Это был анализ композиции романа "Преступление и наказание": особенности сюжета, "Преступление и наказание" как "полифонический" роман.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?» (Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание"

Веб-квест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассчитан на несколько уроков. Учащиеся делятся на группы, выбирают роли и выполняют задания. Это позволяет учащимся шире поз...

Урок по литературе в 10 классе по теме "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Урок представляет собой проблемный учебный диалог, помогает учащимся сопоставить изображение Петербурга Пушкиным, Гоголем и Достоевским и определить влияние города на психологическое состояние главног...

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

Презентация к уроку "Роман "Преступление и наказание". Своеобразие жанра

Презентация к уроку "Роман "Преступление и наказание". Своеобразие жанра...

Ф.М. Достоевский Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)

Конспект урока Ф. М. Достоевский. Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)...