Саша Черный
презентация к уроку по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Михайлович Гликберг - Однажды он открыл секрет своего псевдонима: "Нас было двое в семье с именем Александр (В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша ) . Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей "литературы" что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем".
Псевдоним – это… Вымышленное творческое имя писателя, поэта, художника, музыканта и других представителей творческих профессий
Саша Черный. Родился в 1880 г. в Одессе, умер 1923 году во Франции. Раннее детство он провел в г. Белая Церковь. Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость Чёрного во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотичный отец и больная истеричная мать).
Саша Черный. В 15 лет бежал из дома, учился в гимназии в Петербурге, однако был отчислен за неуспеваемость. К этому времени лишился родительской помощи. Мальчик бедствовал, пока история не получила огласку, после чего в 1898 г. его взял на воспитание председатель крестьянского присутствия в Житомире К.К. Роше. Из Житомирской гимназии Чёрный был вновь исключен «без права поступления» за столкновение с директором. Начал печататься с 1904 г. в житомирской газете "Волынский вестник".
Саша Черный. В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в сатирическом журнале "Зритель", имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. в № 23 дебютировал стихотворением "Чепуха" (под псевдонимом Саша Чёрный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт.
Саша Черный. В 1906 г. Чёрный выпустил первый сборник стихов "Разные мотивы", в который вошли гражданские произведения. Сборник был арестован, автор привлечен к суду за политическую сатиру, однако судебное разбирательств состоялось лишь в 1908 г., так как в 1906 г. Чёрный выехал за границу.
Саша Черный. В 1912 - 1914 гг. Чёрный пробует себя в разнообразных новых жанрах: переводит Гейне, пишет рассказы, активно выступает как детский писатель.
Саша Черный. В августе 1914 года ушёл на фронт. В качестве вольноопределяющегося был зачислен в 13-й полевой госпиталь в Варшаве. В 1917 . служил в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Однако Октябрьской революции не принял. В 1918 - 1920 гг. жил в Вильно и Каунасе, затем эмигрировал в Берлин. В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель.
Саша Черный. В 1932 году Чёрный поселился в Провансе, на юге Франции. 5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик "Пожар!" и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался.
Рассказ "Кавказский пленник". Где происходит действие? Какое время года изображено? Как автор изображает радость и веселье, царившие в жизни природы и в жизни города? Перечитайте описание обстановки дома, где жили девочки. Чем отличалось убранство комнат?
Рассказ "Кавказский пленник". Описание интерьера в произведениях даётся для того, чтобы передать реалии того времени, о котором идёт повествование, кроме того, с помощью интерьера передаётся характер в жизни героя, даётся информация о самом герое. Особую роль при описании интерьера играет деталь .
Рассказ "Кавказский пленник". Как выглядели девочки? Почему ? Какое впечатление на девочек оказал рассказ "Кавказский пленник "? Как решили поиграть девочки?
Рассказ "Кавказский пленник". Что изменили девочки в сюжете рассказа? Почему? - Как автор подчёркивает исключительное миролюбие игры детей? Объясните заключительные строки рассказа? Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?
Домашнее задание Ответить на вопросы мини-теста «Игорь-Робинзон » (краткие ответы).
"Игорь-Робинзон"
Мини-тест «Игорь - Робинзон»: 1. Кто главный герой рассказа? 2. Почему он решил идти на пруд? Как это его характеризует? 3. В какую игру он играет? 4. Какие детали на это указывают? 5. Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала? 6. Чем закончилась эта игра? 7. Как ведёт себя Игорь? 8. Что делает Игорь на острове.
Мини-тест «Игорь - Робинзон» 9. Когда осматривает владения, что он себе представляет? 10. Когда зовёт на помощь, что при этом слышит? 11. Когда задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание? 12. Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые? 13. Кто спасает Игоря? 14. Всерьез ли называет автор Игоря Робинзоном?
Это ваш слуга покорный, Он зовется «Саша Черный»… Почему? Не знаю сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"
Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....
Разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству Саши Черного.
Литературно-музыкальная композиция «Здравствуйте, я – Сам по себе, я – Мечтатель, я – Саша Черный». Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 класса. Цель мероприятия: познакомить учащихся с творчеством ...
Разработка классного часа в 7 классе "Чернобыль... Черная быль... Черная боль..."
Разработка классного часа в 7 классе в предверии очередной трагической годовщины аварии на Чернобыльской АЭС. При подготовке разработки использовались материалы сайтов Интернет...
Литературный вечер, посвященный творчеству Саши Черного
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Саши Черного "Саша Черный детям и о детях. Устный журнал.". Видео доступно по ссылке https://nsportal.ru/video/2018/02/literaturnyy-vec...
Урок литературы "Рассказ Саши Черного "Игорь-Робинзон" (5 класс)
Уроку литератур "Рассказ Саши Черного "Игорь-Робинзон"...
Презентация "Саша Черный"
Презентация для изучения биографии поэта Саши Черного на уроках литературы...