Методическая разработка интерактивной интеллектуальной игры " Знатоки литературы" ( для обучающихся 6 класса)
методическая разработка по литературе (6 класс)
В данной методической разработке содержатся методические указания по проведению интерактивной интеллектуальной игры " Знатоки литературы" ( для обучающихся 6 класса), а также вопросный материал на знания программы, использованный во время проведения игры, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка интерактивной интеллектуальной игры " Знатоки литературы" | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г.Татарска
Интерактивная интеллектуальная игра
«Знатоки литературы»
Автор:
Зайцева Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 г. Татарска
г. Татарск, 2020
Аннотация
В данной методической разработке содержатся методические указания по проведению внеклассного мероприятия, интерактивной интеллектуальной игры «Знатоки литературы», а также вопросный материал на знания школьной программы, использованный во время проведения игры, презентация.
Цель написания методической разработки – организация и проведение интерактивной интеллектуальной игры «Знатоки литературы», которая способствует формированию читательской компетенции учащихся, позволяет выявить творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Кроме этого, мероприятие направлено на расширение кругозора детей, пробуждение у школьников интереса к литературному творчеству, повторение и закрепление у учащихся знаний о содержании литературных произведений, терминов, биографических данных писателей в игровой форме.
По сложности заданий материал ориентирован на обучающихся 5-6 классов.
В ходе игры дети показывают знания по данной теме, проявляют эрудицию, творческие и логические способности. Интерактивная интеллектуальная игра «Знатоки литературы» - одна из развивающих форм организации учебно-воспитательного процесса. Она является эффективным стимулятором познавательной деятельности учащихся, активизируя их учебную деятельность и способствуя занятости во внеурочное время.
Методическая разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы, организаторам внеклассной работы в школе, педагогам дополнительного образования, а также всем тем, кто интересуется развитием и современным состоянием интеллектуального движения школьников.
Содержание
- Введение…………………………………………………………………
- Основная часть……………………………………………………….…
- Предварительная работа……………………………………...………..
- Сценарий мероприятия…………………………………..….…………
- Заключение……………………………………………………………..
- Список использованных источников…………………………………
- Приложения…………………………………………………………….
- Введение
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития», утверждал В.А. Сухомлинский.
В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка. Повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию. Происходит переоценка ценностей, от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни. Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература.
Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, развить потребность в чтении, в книге.
Интерактивная интеллектуальная игра «Знатоки литературы» - мероприятие, способствующее формированию читательской компетенции учащихся, позволяющее выявить их творческий и интеллектуальный потенциал.
Данная игра позволяет охватить максимальное количество школьников.
Такая форма проведения мероприятия выбрана не случайно, так как игра - признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Игра требует большой подготовки, как со стороны ведущего, так и со стороны обучающихся и их руководителей. Для успешного проведения игры необходимо предварительно сформировать команды и жюри, продумать и подготовить вопросы, соответствующие поставленной тематике.
Все задания разработаны на базе школьной программы. Игру можно использовать как куратору работы с одаренными детьми, так и учителям литературы в 5-6 классах. Презентация интерактивной интеллектуальной игры «Знатоки литературы» разработана с помощью гиперссылок, что помогает без труда переходить на любой слайд в соответствии с логикой игры.
Игра увлекательна, я думаю, каждый ученик с радостью захочет принять участие в ней.
Цель: Развитие общеинтеллектуальных умений с опорой на материал, предусмотренный школьной программой, направленных на формирование читательской компетенции у школьников, навыков их саморазвития.
Задачи:
- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений, биографии писателя исторической эпохи; воспитывать качества личности, которые помогут им быть конкурентоспособными в реализации жизненных приоритетов: воля, стремление к победе, умение работать в команде, воспитание уважения к сопернику, умение достойно проигрывать.
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение быстро и правильно отвечать на поставленные вопросы и аргументировано доказывать свои мысли.
- знакомить с современными компьютерными технологиями, повышать интереса к творчеству великих русских классиков.
- Основная часть
- Предварительная работа
Ведущему подобрать вопросы, используя интернет-ресурсы, учебники, справочники и другие источники.
Формирование жюри
В жюри можно включить представителей администрации школы, педагогов, родителей. Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных условий. Оценки заносятся в оценочный лист и суммируются в конце игры.
Формирование команд
Игру предлагается проводить в виде соревнования команд. Оптимальное число членов команд – 6 человек, включая капитана.
Зрителями являются все желающие школьники, педагоги, родители.
Место проведения: актовый зал
Оборудование и технические средства: компьютер, проектор, демонстрационный экран, рабочее место команд, рабочее место жюри, песочные часы на 1 минуту, музыкальный центр, карточки для ответов
- Сценарий мероприятия
Ведущий:Добрый день! Мы приветствуем вас на интеллектуальной игре «Знатоки литературы»!
Сегодня в этом зале собрались почитатели литературы. Кому же из вас удастся стать обладателем титула «Знаток литературы»?
В игре принимают участие обучающиеся 6 классов МБОУ СОШ №3 г. Татарска. Представляю сегодняшних игроков!
(Представление команд)
Ведущий: Напоминаю правила: на игровом поле — 5 категорий: «Писатели и поэты», «Узнай эти строки», «Герои», «Литературные термины», «Крылатые слова». В каждой категории по 5 вопросов разного уровня сложности (оценены баллами от 10 до 50).
Члены команды выбирают категорию, затем вопрос. Вопросы задаются по очереди. На обдумывание отводится 1 минута, после чего раздастся звуковой сигнал.
Если ответ правильный, то команда получает баллы соответственно номиналу вопроса. Всего я задам вам 25 вопросов из области литературы.
№ слайда | Вопрос | Ответ |
Слайд №1 | Заставка | |
Слайд №2 | Правила игры | |
Слайд №3 | Категории вопросов | |
Слайд №4 | Кто из русских писателей свои ранние произведения подписывал веселыми псевдонимами, например, «Брат моего брата» или «Человек без селезенки»? | А. П. Чехов |
Слайд №5 | Впервые опубликовался в возрасте 14 лет. Стихотворение называлось «К другу стихотворцу» и было подписано «Александръ Н.к.ш.п.» | А. С. Пушкин |
Слайд №6 | Николай Васильевич Корнейчуков, позже взявший себе литературный псевдоним. Является основоположником русской детской поэзии XX века. Прославился тем, что воспел не очень-то приятных для нас насекомых | К. И. Чуковский |
Слайд №7 | Алексей Алексеевич Перовский является автором волшебной повести, в которой мальчик Алеша получил необычный подарок от главного министра подземного мира. Назовите псевдоним писателя | Антоний Погорельский |
Слайд №8 | Самюэль Клеменс прославился книгами о шалостях и приключениях современных ему подростков; о путанице при дворе короля Артура и о не меньшей путанице при дворе Генриха VIII. Его романы и очерки полны иронии и юмора. А под каким именем этот писатель известен нам? | Марк Твен |
Слайд №9 | В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорождённых щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить. | А. С. Пушкин. Роман «Дубровский» |
Слайд №10 | Кто же вас гонит: судьбы ли решение? | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи» |
Слайд №11 | Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит. | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога» |
Слайд №12 | - Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся | Н. С. Лесков. Повесть «Левша» |
Слайд №13 | - Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. | А. Грин. Повесть – феерия « Алые паруса» |
Слайд №14 | Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырем и глухонемым от рождения… | Герасим И. С. Тургенев. Рассказ « Муму» |
Слайд №15 | «В опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, шиворот разорван, но не конфузится». | Левша Н. С. Лесков. Повесть « Левша» |
Слайд №16 | Вместо рук-ног лапы у нее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. | Хозяйка Медной горы П.П. Бажов |
Слайд №17 | «А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! — Он помолчал и махнул рукой: — Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!» | Васютка. В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» |
Слайд №18 | Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…» | Пьеро А.Н. Толстой « Золотой ключик» |
Слайд №19 | Образное определение предмета,выраженное чаще всего прилагательным | Эпитет |
Слайд № 20 | Короткий текст,помещаемый автором перед сочинением и выражающий тему,идею | Эпиграф |
Слайд №21 | Сопоставление противоположных мыслей или образов для усиления впечатления, например: "я знаю, что ничего не знаю", "Война и мир" (Л.Н.Толстой), "Бедняк богач" (И. Шоу). | Антитеза |
Слайд №22 | В античной метрике, простая стопа, трёхсложная; долгий + два кратких слога, ŪUU. В русском стихосложении, ударный + безударный + безударный, ÚUU; например, «Ту́чки не | бе́сные | ве́чные | стра́нники» (М.Ю.Лермонтов). | Дактиль |
Слайд №23 | Построение (структура) литературного произведения, расположение и взаимосвязь его частей (компонентов), обусловленных идейным замыслом и назначением произведения. | Композиция |
Слайд №24 | Да только воз и ныне там. | И. А. Крылов Басня « Лебедь, Щука и Рак» |
Слайд №25 | Остаться у разбитого корыта | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Слайд №26 | Кукушка хвалит петуха За то,что хвалит он кукушку. | И.А. Крылов. Басня «Кукушка и петух» |
Слайд №27 | Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; Но только все не впрок, И в сердце лесть всегда отыщет уголок. | И. А. Крылов. Басня «Ворона и лисица» |
Слайд №28 | У сильного всегда бессильный виноват. | И. А. Крылов. Басня «Волк и ягненок» |
Ведущий: На этом интеллектуальная игра «Знатоки литературы» закончена. Жюри необходимо время для подведения итогов и подготовки наградных документов, а мы предлагаем вам пока посмотреть видеоролик о пользе чтения.(https://www.youtube.com/watch?v=wg9JrDL_fQg)
(Приложение 2)
Ведущий: Слово для подведения итогов игры предоставляется жюри.
(Слово жюри)
(Подведение итогов, награждение победителей)
- Заключение
Проблема воспитания подрастающего поколения актуальна всегда. Каждая эпоха требует активной и целеустремленной работы в данном направлении.
Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
С позиций компетентностного подхода, интеллектуальные игры призваны научить обучающихся:
- определять цели своей познавательной деятельности,
- выбирать необходимые источники информации,
- находить оптимальные способы решения поставленной цели,
- оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими членами команды.
Школьники учатся работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при этом, не стесняясь высказывать свое мнение
- Список использованных источников
- Учебник Литература 6 класс под редакцией В.Я. Коровиной, ч. 1,2;М., Просвещение, 2013
- Учебник Литература 5 класс под редакцией В.Я. Коровиной, ч. 1,2;М., Просвещение, 2013
- Богданова О. Ю., Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 1994. – Ч.1 - 288с.; Ч.2 – 288с.
- Долбилова Ю. В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе. – Ростов н/Д., 2010. – 285 с.
Приложение 1
Оценочный лист интеллектуальной игры “Знатоки литературы”
Категории вопросов | 1 команда | 2 команда | ||||||||
Поэты и писатели | ||||||||||
Узнай эти строки | ||||||||||
Герои | ||||||||||
Литературные термины | ||||||||||
Крылатые слова |
1 место ________
2 место ________
Председатель жюри _______________
Члены жюри _____________________
________________________________
________________________________
(Приложение 2).
( https://www.youtube.com/watch?v=wg9JrDL_fQg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Интеллектуальная игра по теме "Вселенная" 5 класс
Интеллектуальная игра по теме «Вселенная» проводится при изучении курса "Природоведение" в пятом классе на заключительном уроке. Мероприятие позволяет расширить...
Интерактивная интеллектуальная игра "Знатоки природы Кубани"
Интерактивная интеллектуальная игра предназначена для учащихся 8-х классов. В игре принимают участие две команды по ...
Методическая разработка ситуационно-интеллектуальной игры "Город - моя территория"
Ситуационно-интеллектуальная игра «Город – моя территория» посвящена созданию дополнительных условий, способствующих эффективному решению вопросов профилактики асоциальных явлений в молодежной с...
Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, история математики и информатики"
Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, история математики и информатики"Цель: Развитие о...
Методическая разработка Интерактивно-познавательной игры " Вспомним годы боевые"
Интерактивная интеллектуально-познавательная игра "Вспомнимгоды боевые", посвящена Победе в Великой Отечественной войне и рассчитана на учащихся 10–11 летИгра состоит из 5 номинаций: ...
методическая разработка проведения интеллектуальной игры для юных христиан "Зерно истины"
По душе нам пришлась интеллектуальная игра для юных христиан "Зерно истины". Игра проводится по типу "Что? Где Когда?". Дети с инересом создают команды, готовят...
Интеллектуальная игра «Знатоки литературы» для старшеклассников
Цель игры: привлечение детей к чтению и расширению читательского кругозора, активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыков групповой интеллектуальной работы....