Методическая разработка интерактивной интеллектуальной игры " Знатоки литературы" ( для обучающихся 6 класса)
методическая разработка по литературе (6 класс)

 Юлия Александровна Зайцева

В  данной методической разработке содержатся методические указания по проведению интерактивной интеллектуальной игры " Знатоки литературы" ( для обучающихся 6 класса), а также вопросный материал на знания программы, использованный во время проведения игры, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Татарска





Интерактивная интеллектуальная игра

«Знатоки литературы»



Автор:

Зайцева Юлия Александровна,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3 г. Татарска

 



г. Татарск, 2020

Аннотация

     В данной методической разработке содержатся методические указания по проведению внеклассного мероприятия, интерактивной интеллектуальной игры «Знатоки литературы», а также вопросный материал на знания школьной программы, использованный во время проведения игры, презентация.

   Цель написания методической разработки – организация и проведение интерактивной интеллектуальной игры «Знатоки литературы», которая способствует формированию читательской компетенции учащихся, позволяет  выявить творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

   Кроме этого, мероприятие направлено на расширение кругозора детей, пробуждение у школьников интереса к литературному творчеству, повторение и закрепление у учащихся знаний о содержании литературных произведений, терминов, биографических данных писателей в игровой форме.

    По сложности заданий материал ориентирован на обучающихся 5-6 классов.

   В ходе игры дети показывают знания по данной теме, проявляют эрудицию, творческие и логические способности. Интерактивная интеллектуальная игра «Знатоки литературы» - одна из развивающих форм организации учебно-воспитательного процесса. Она является эффективным стимулятором познавательной деятельности учащихся, активизируя их учебную деятельность и способствуя занятости во внеурочное время.

  Методическая разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы, организаторам внеклассной работы в школе, педагогам дополнительного образования, а также всем тем, кто интересуется развитием и современным состоянием интеллектуального движения школьников.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………
  2. Основная часть……………………………………………………….…
  1. Предварительная работа……………………………………...………..
  2. Сценарий мероприятия…………………………………..….…………
  1. Заключение……………………………………………………………..
  2. Список использованных источников…………………………………
  3. Приложения…………………………………………………………….



  1. Введение

   «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития», утверждал В.А. Сухомлинский.

    В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка. Повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию. Происходит переоценка ценностей, от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни. Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература.

  Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, развить потребность в чтении, в книге.

   Интерактивная интеллектуальная игра «Знатоки литературы»  - мероприятие, способствующее формированию читательской компетенции учащихся, позволяющее  выявить их  творческий и интеллектуальный потенциал.

    Данная игра позволяет охватить максимальное количество школьников.

Такая  форма проведения  мероприятия  выбрана не случайно, так как игра - признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

    Игра требует большой подготовки, как со стороны ведущего, так и со стороны обучающихся и их руководителей. Для успешного проведения игры необходимо предварительно сформировать команды и жюри, продумать и подготовить вопросы, соответствующие поставленной тематике. 

    Все задания разработаны на базе школьной программы. Игру можно использовать как куратору работы с одаренными детьми, так и учителям литературы в 5-6 классах. Презентация  интерактивной интеллектуальной игры «Знатоки литературы»  разработана с помощью гиперссылок, что помогает без труда переходить на любой слайд в соответствии с логикой игры.

Игра увлекательна, я думаю, каждый ученик с радостью захочет принять участие в ней.

Цель: Развитие общеинтеллектуальных умений с опорой на материал, предусмотренный школьной программой, направленных на формирование читательской компетенции  у школьников, навыков их саморазвития.

Задачи:

- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений, биографии писателя исторической эпохи; воспитывать качества личности, которые помогут им быть конкурентоспособными в реализации жизненных приоритетов: воля, стремление к победе, умение работать в команде, воспитание уважения к сопернику, умение достойно проигрывать.

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение быстро и правильно отвечать на поставленные вопросы и аргументировано доказывать свои мысли.

- знакомить с современными компьютерными технологиями, повышать интереса к творчеству великих русских классиков.

  1. Основная часть
  1. Предварительная работа

Ведущему подобрать вопросы, используя интернет-ресурсы, учебники, справочники и другие источники.

Формирование жюри

В жюри можно включить представителей администрации школы, педагогов, родителей. Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных условий. Оценки заносятся в оценочный лист и суммируются в конце игры.

Формирование команд

Игру предлагается проводить в виде соревнования команд. Оптимальное число членов команд – 6 человек, включая капитана.

Зрителями являются все желающие школьники, педагоги, родители.

Место проведения: актовый зал

Оборудование и технические средства:  компьютер, проектор, демонстрационный экран, рабочее место команд, рабочее место жюри, песочные часы на 1 минуту, музыкальный центр, карточки для ответов

  1. Сценарий мероприятия

Ведущий:Добрый день! Мы приветствуем вас на интеллектуальной игре «Знатоки литературы»!

Сегодня в этом зале собрались почитатели литературы. Кому же из вас удастся стать обладателем титула «Знаток литературы»?

В игре принимают участие  обучающиеся 6 классов МБОУ СОШ №3 г. Татарска. Представляю сегодняшних игроков!

(Представление команд)

Ведущий: Напоминаю правила: на игровом поле — 5 категорий: «Писатели и поэты», «Узнай эти строки», «Герои», «Литературные термины», «Крылатые слова». В каждой категории по 5 вопросов разного уровня сложности (оценены баллами от 10 до 50).

Члены команды выбирают категорию, затем вопрос. Вопросы задаются по очереди. На обдумывание отводится  1 минута, после  чего раздастся звуковой сигнал.

Если ответ правильный, то команда получает баллы соответственно номиналу вопроса. Всего я задам вам 25 вопросов из области литературы.

№ слайда

Вопрос

Ответ

Слайд №1

Заставка

Слайд №2

Правила игры

Слайд №3

Категории вопросов

Слайд №4

Кто из русских писателей свои ранние произведения подписывал веселыми псевдонимами, например, «Брат моего брата» или «Человек без селезенки»?

А. П. Чехов

Слайд №5

Впервые опубликовался в возрасте 14 лет. Стихотворение называлось «К другу стихотворцу» и было подписано «Александръ Н.к.ш.п.»

А. С. Пушкин

Слайд №6

Николай Васильевич Корнейчуков, позже взявший себе литературный псевдоним. Является основоположником русской детской поэзии XX века. Прославился тем, что воспел не очень-то приятных для нас насекомых

К. И. Чуковский

Слайд №7

Алексей Алексеевич Перовский является автором волшебной повести, в которой мальчик Алеша получил необычный подарок от главного министра подземного мира. Назовите псевдоним писателя

Антоний Погорельский

Слайд №8

Самюэль Клеменс прославился книгами о шалостях и приключениях современных ему подростков; о путанице при дворе короля Артура и о не меньшей путанице при дворе Генриха VIII. Его романы и очерки полны иронии и юмора. А под каким именем этот писатель известен нам?

Марк Твен

Слайд №9

В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорождённых щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить.

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»

Слайд №10

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи»

Слайд №11

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»

Слайд №12

- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни  Бог войны, они стрелять не годятся

Н. С. Лесков. Повесть «Левша»

Слайд №13

- Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго.

А. Грин. Повесть – феерия « Алые паруса»

Слайд №14

Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырем и глухонемым от рождения…

Герасим

 И. С. Тургенев. Рассказ « Муму»

Слайд №15

«В опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, шиворот разорван, но не конфузится».

Левша

Н. С. Лесков. Повесть « Левша»

Слайд №16

Вместо рук-ног лапы у нее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья.

Хозяйка  Медной горы

 П.П. Бажов

Слайд №17

«А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! — Он помолчал и махнул рукой: — Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!»

Васютка. В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

Слайд №18

Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал:  «Здравствуйте, меня зовут…»

Пьеро

 А.Н. Толстой « Золотой ключик»

Слайд №19

Образное определение предмета,выраженное чаще всего прилагательным

Эпитет

Слайд № 20

Короткий текст,помещаемый автором перед сочинением и выражающий тему,идею

Эпиграф

Слайд №21

Сопоставление противоположных мыслей или образов для усиления впечатления, например: "я знаю, что ничего не знаю", "Война и мир" (Л.Н.Толстой), "Бедняк богач" (И. Шоу).

Антитеза

Слайд №22

В античной метрике, простая стопа, трёхсложная; долгий + два кратких слога, ŪUU. В русском стихосложении, ударный + безударный + безударный, ÚUU; например, «Ту́чки не | бе́сные | ве́чные | стра́нники» (М.Ю.Лермонтов). 

Дактиль

Слайд №23

Построение (структура) литературного произведения, расположение и взаимосвязь его частей (компонентов), обусловленных идейным замыслом и назначением произведения.

Композиция

Слайд №24

Да только воз и ныне там.

И. А. Крылов  

Басня « Лебедь, Щука и Рак»

Слайд №25

Остаться у разбитого корыта

А. С. Пушкин

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд №26

Кукушка хвалит петуха

За то,что хвалит он кукушку.

И.А. Крылов. Басня  «Кукушка и петух»

Слайд №27

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только все не впрок,

И в сердце лесть всегда отыщет уголок.

И. А. Крылов. Басня «Ворона и лисица»

Слайд №28

У сильного всегда бессильный виноват.

И. А. Крылов.

Басня «Волк и ягненок»

Ведущий: На этом  интеллектуальная  игра  «Знатоки литературы» закончена. Жюри необходимо время для подведения итогов и подготовки наградных документов, а мы предлагаем вам пока посмотреть видеоролик  о пользе чтения.(https://www.youtube.com/watch?v=wg9JrDL_fQg)

(Приложение 2)

Ведущий:   Слово для подведения итогов игры предоставляется жюри.

(Слово жюри)

(Подведение итогов, награждение победителей)

  1. Заключение

Проблема воспитания подрастающего поколения актуальна всегда. Каждая эпоха требует активной и целеустремленной работы в данном направлении.

Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

С позиций компетентностного подхода, интеллектуальные игры призваны научить обучающихся:

  • определять цели своей познавательной деятельности,
  • выбирать необходимые источники информации,
  • находить оптимальные способы решения поставленной цели,
  • оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими членами команды.

Школьники учатся работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при этом, не стесняясь высказывать свое мнение

  1. Список использованных источников
  1. Учебник Литература 6 класс под редакцией В.Я. Коровиной, ч. 1,2;М., Просвещение, 2013
  2. Учебник Литература 5 класс под редакцией В.Я. Коровиной, ч. 1,2;М., Просвещение, 2013
  3. Богданова О. Ю., Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 1994. – Ч.1 - 288с.; Ч.2 – 288с.
  4. Долбилова Ю. В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе. – Ростов н/Д., 2010. – 285 с.


Приложение 1

Оценочный лист интеллектуальной игры “Знатоки литературы”

Категории вопросов

1 команда

2 команда

 Поэты и писатели

Узнай эти строки

Герои

Литературные термины

Крылатые слова

1 место ________

2 место ________

Председатель жюри _______________

Члены жюри _____________________

________________________________

________________________________

(Приложение 2).

( https://www.youtube.com/watch?v=wg9JrDL_fQg)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Интеллектуальная игра по теме "Вселенная" 5 класс

       Интеллектуальная игра по теме «Вселенная» проводится при изучении курса "Природоведение" в пятом классе на заключительном уроке. Мероприятие позволяет расширить...

Интерактивная интеллектуальная игра "Знатоки природы Кубани"

Интерактивная  интеллектуальная  игра  предназначена  для  учащихся  8-х  классов. В  игре  принимают  участие  две  команды  по  ...

Методическая разработка ситуационно-интеллектуальной игры "Город - моя территория"

Ситуационно-интеллектуальная  игра «Город – моя территория» посвящена созданию дополнительных условий, способствующих эффективному решению вопросов профилактики асоциальных явлений в молодежной с...

Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, история математики и информатики"

Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, история математики и информатики"Цель: Развитие о...

Методическая разработка Интерактивно-познавательной игры " Вспомним годы боевые"

Интерактивная интеллектуально-познавательная игра "Вспомнимгоды боевые", посвящена Победе в Великой Отечественной войне и рассчитана на учащихся 10–11 летИгра состоит из 5 номинаций: ...

методическая разработка проведения интеллектуальной игры для юных христиан "Зерно истины"

  По душе нам пришлась интеллектуальная игра для юных христиан "Зерно истины". Игра проводится  по типу "Что? Где Когда?". Дети с инересом создают команды, готовят...

Интеллектуальная игра «Знатоки литературы» для старшеклассников

Цель игры: привлечение детей к чтению и расширению читательского кругозора, активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыков групповой интеллектуальной работы....